Памятник 1000-летия Ярославля.
В 2010 году Ярославль праздновал 1000-летие. К такому важному юбилею город готовился заранее. Обсуждались проекты, выделялись средства.
10 сентября 2010 года на знаменитой ярославской стрелке у слияния великой Волги и неширокой реки Которосли открылся памятник 1000-летия Ярославля. Его установили на оси, идущей от Успенского собора к храмовому ансамблю в Коровниках.
Прежде чем давать оценки монументу, давайте обойдём его и внимательно рассмотрим все фигуры и барельефы.
Памятник виден издалека. Это 20-и метровая гранитная колонна на высоком постаменте. Венчает стелу бронзовая скульптура герба Российской Империи, двуглавого орла.
Создатели монумента – московский авторский коллектив. Эскиз памятника создал столичный скульптор, график и ландшафтный архитектор, член Союза художников России Михаил Точеный, скульптор А.Н.Ковальчук, архитектор М.Корси.
У подножия памятника 1000-летия Ярославля расположен герб города – медведь с секирой на плече, выбиты юбилейные даты.
Мы приближаемся к обелиску и уже можно разглядеть скульптурные композиции.
Портретное сходство фигур едва угадывается. В центре – Ярослав Мудрый в княжеском облачении (а кому ещё быть доминантой композиции?). По левую руку князя установлена скульптура пастыря.
Слева от князя находится фигура ратника.
С обратной стороны монумента, лицом к Волге и Которосли мы найдём фигуры мастерового (или просто гражданина города) в русской рубахе, картузЕ и смазнЫх сапогах
и матери с младенцем.
На четырёх гранях постамента за символическими фигурами помещены четыре барельефа. Они иллюстрируют самые значимые события в истории города.
На барельефе за фигурой князя изображена легенда о поединке князя Ярослава с “лютым зверем”, под коим испокон веков разумеют медведицу. В руках у государя секира. Доподлинно орудие битвы с диким зверем неизвестно, скорее всего это была рогатина. Секира появилась в Екатерининские времена, да так и осталась на гербе Ярославля.
Следующая композиция похожа на битву с татарами на Туговой горе в 1257 году.
Следом – чудо обретения Толгской иконы Божьей Матери. По сей день образ, обретённый в 1314 году ростовским епископом Прохором, почитается чудотворным. Толгская икона Богородицы – покровительница и заступница Ярославской земли. Список с неё хранится в ГТГ, а явленный образ обретается в Толгском монастыре.
Следующий барельеф посвящен тому недолгому времени, когда Ярославль оказался стольным градом земли Русской. Мы видим сбор ополчения князя Д.И.Пожарского и гражданина К. Минина.
Нижнюю часть обелиска опоясывают десять многофигурных барельефов меньшего размера. Нам, далёким от ярославской истории, не удалось понять, каким событиям они посвящены.
Перед священником изображена коленопреклонённая жена. За ней – жители города с детьми. Рядом с батюшкой стоит отрок с иконой, позади – воины. На дальнем плане – храм.
Далее мы видим пастыря с крестом и воинов по обеим сторонам от него. Возможно, эти два барельефа имеют отношение к возведению первого каменного храма в Ярославле.
Затем, по всей вероятности мы видим царя Михаила Фёдоровича и новое строительство в городе в начале XVII века.
XVII век – золотой век Ярославля. Зодчие и иконописцы украшают храмы.
Длинный барельеф посвящён событиям XVIII – начала XIX столетий. Слева на фоне храма Петра и Павла изображён купец Максим Затрапезнов или его сын Иван, основавшие Большую Полотняную Мануфактуру. Следующая сцена посвящена перестройке города по “Высочайше конфирмованному” плану при губернаторе Алексее Петровиче Мельгунове. Рядом изображён основатель первого русского театра Фёдор Волков (?).
Война 1812 года не затронула Ярославль. Но в нём была сформирована “Ярославская военная сила”, то есть ополчение. На барельефе изображён её командир генерал-майор ярославец Яков Дедюлин.
Наконец крайняя справа сцена представляет Н.А.Некрасова и, вероятно, Павла Григорьевича Демидова – основателя знаменитого Юридического Лицея на фоне Волжской набережной и знаменитой Губернаторской беседки.
Следующий барельеф посвящён городскому голове Ивану Александровичу Вахромееву. При нём в городе появился трамвай, водопровод, электрическое освещение и телефон. Персонажа справа идентифицировать, увы, не удалось. На заднем плане виден железнодорожный мост через Волгу, построенный в 1913 году.
Левая часть следующего барельефа напоминает о трагических событиях 1917 и, особенно, 1918 года, когда при подавлении белогвардейского восстания красными, половина Ярославля превратилась в руины. Правая сторона выдержана в лучших советских традициях. Она изображает героический труд советских людей во время первых пятилеток. В 30-е годы Ярославль дал стране первый тяжёлый грузовик, первый советский дизельный двигатель, первый троллейбус, шины и РТИ. Фоном сюжета служит в том числе и Ляпинская электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО.
В Великую Отечественную Войну город оказался в тылу, но люфтваффе ожесточённо бомбило Волжский мост. Город поставлял Красной Армии оружие и боеприпасы, ярославцы яростно сражались на фронте с общим врагом.
В правой части барельефа видны строители, возводящие Ярославский НПЗ.
Послевоенная история города связана с “Чайкой”. Таким был позывной первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой, родившейся на ярославской земле в деревне Никулино.
Здесь же картина современного города с часовней Казанской Богоматери и стадионом “Локомотив”.
Понравился вам памятник? Правда хороший? Место для него выбрали примечательное и в географическом и в историческом отношении. Про историю Ярославля рассказали. Но он не вызвал у нас трепета и благоговения. “Ремесленная работа. Хорошая, добротная, но в художественном отношении слабовата – высказал своё мнение Главвред. Памятник Савве Ивановичу Мамонтову намного выразительнее и душевнее”.
Я с ним согласилась. Может быть потому, что делал памятник не житель Ярославля? Душу в него не вложил?
Искала сведения о памятнике и набрела на давнюю заметку в дневнике лив-интернет, написанную вскоре после открытия памятника:
“Было в планах использовать портретные образы, но в последний момент от них отказались. А ведь куда более познавательнее стал памятник, если вместо воина стал бы адмирал Ушаков или Спиридов. Вместо рабочего – Ляпунов или Калашников, на место священника поставили патриарха Тихона, а вместо фигуры матери Терешкову. Еще добавить человека искусства и тогда нашлось бы место Некрасову или Волкову. И последнее. Все таки издалека он напоминает маяк. Плохо или хорошо, пусть каждый решит для себя сам. И всё же он красивый”.
Я согласна. Портретные изображения людей оживили бы памятник. И душу бы в него вложили. Не совсем понятно, зачем на памятнике изображать Калашникова и Ушакова. Да, и Волков и Некрасов были бы не лишними на монументе.
И пусть не обижаются на нас создатели памятника 1000-летия Ярославля и меценаты. Мы не обидеть вас хотим, а напутствовать. Если к какому юбилею какого-то города какой-то памятник будете строить, вы наши пожелания учтите, пожалуйста.
В заключении хочу обратиться к ярославским краеведам:
Строго не судите нас за наши вольнодумства по поводу памятника 1000-летия Ярославля. Мы примем все ваши замечания, готовы дополнить и исправить статью.
Статьи по теме:
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль на Новый год – отчёт о трёхдневной новогодней поездке в Ярославль.
“Вокруг Бородинской панорамы”. В статье подробно рассмотрены композиции памятника Михаилу Илларионовичу Кутузову в Москве.
Впервые в летописях Ярославль упоминается в 1071 году, а не в 1010-м. Упоминается как уже существующий город. Год основания – 1010-й – придумали советские историки. Путем сопоставления различных исторических фактов они пришли к выводу, что город возник не позднее 1010 года.
Юрий, мы не историки. Просто сочувствующие. Не скрываем, что опирались на советские источники. Новые данные, вероятно, появились позже, установили другую дату основания города. Спасибо за уточнение. Вы не могли бы указать источник Ваших выводов?
Источники:
Добровольская Э.Д. Из истории реставрации памятников архитектуры Ярославля (1918-1921). – “Краеведческие записки государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного музея-заповедника”, вып. 4. Ярославль, 1960
Мейерович М.Г. Когда был основан Ярославль? Ярославское кн. изд-во, 1959
Арапов Е.В. Ярославль. Путеводитель. Изд-во “Советская Россия”, 1976
Козлов П.И., Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. Путеводитель. Верхне-Волжское кн. изд-во, 1980
Козлов П.И., Маров В.Ф. Ярославль. Путеводитель-справочник. Верхне-Волжское кн. изд-во, 1988
Википедия. Статья про Ярославль.
Спасибо, убедили. Значит через 50 с небольшим лет ещё раз отпразднуем 1000-летие Ярославля. Глядишь, и памятник поприличнее поставят.
Сам я не из Ярославля – из Москвы. Но проучился в нём четыре года и город стал для меня родным.
Был у этого памятника в 2013 году. На меня произвело неизгладимое впечатление с какой халтурой были выполнены барельефы по периметру памятника.
В пример привёл был памятник тысячелетия Руси установленный в Великом Новгороде. Какой же филигранной работы этот монумент!
Идея такая же – запечатлеть образы величайших людей, только в масштабе всей нации. А это задача, согласитесь, сложнее и ответственнее. Видимо такого груза ответственности на создателях памятника в Ярославле не лежало. К сожалению…
Да, памятник в Великом Новгороде был установлен ещё в 19 веке, но был же потом разрушен фашистами, восстановлен и не раз отреставрирован уже советскими специалистами. Все таки была школа и мастера, не то что в нынешнее время.
Хотя я может говорю о несопоставимых вещах
Действительно ремесленная работа… И безликая… Кому-нибудь на дачу поставить – тому же архитектору.
Сергей, мы тоже невысокого мнения о памятнике 1000-летия Ярославля. Для такого юбилея город заслуживает куда более изысканной работы. Но, увы….. Обидно, что через десятки, а может быть и сотни лет потомки будут смотреть на сие изваяние и думать, что в наше время, в начале XXI века, искусство переживало не лучшие времена. По сути, так оно и есть. Совершенно согласна с вами – на дачу ваятелю. Или во двор Академии художеств с табличкой “Как не надо делать памятники”.
Скорее всего, обычный плагиат. Сравните:
памятник затопленным кораблям.
Это монумент в Севастополе, архитектурный символ города, установлен в 1905 году. Создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Силуэт памятника используется в качестве эмблемы Севастополя.
Есть в Севастополе памятник Э. И. Тотлебенув Севастополе в честь выдающегося военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время Крымской войны.
Памятник был установлен в 1909 году. Авторы памятника: художник-любитель, генерал Александр Александрович Бильдерлинг и скульптор Иван Николаевич Шредер.
Обратите внимание на возраст этих памятников.
Елена, я позволила себе дополнить Ваш комментарий снимками и сведениями из википедии. Спасибо за существенное добавление. Действительно, во всех трёх памятниках ясно читается общая идея. С той разницей, что в Ярославле памятник на добрых сотню лет моложе.
Подобные композиции мне напомнили некоторые чумные колонны – в Европе установлено множество подобных монументов в честь избавления от эпидемии чумы. Чаще всего – это сооружения XVII или XVIII века, на западе бушевало несколько волн смертельной болезни. Там тоже подобная композиция, как в “затопленных кораблях” – высокий столп с фигурой Богородицы наверху, внизу – ярусами расположены святые. Чумная колонна в Оломоуце (Чехия) не очень хороший пример, но тем не менее.
Подозреваю, что такую форму монументов придумали ещё в античности, откуда мастера по сей день черпают вдохновение.
Елена, очень Вам благодарна за отзыв. В Севастополе ещё не была, но уже кое-что узнала о нём!
Как по внешнему виду этот памятник напоминает Памятник Затопленным кораблям в Севастополе!
Елена, к сожалению, севастопольский памятник не видела. Но у меня нет оснований не верить Вам. Наверняка символика фигур в Севастополе совсем другая, чем в Ярославле. Может быть два памятника делал один и тот же коллектив авторов?
Татьяна, Ваш комментарий есть, я даже на него отвечала. Вы попробуйте обновить страницу.
Да, есть, увидела. Спасибо!
Как много всего на одном памятнике. Прямо целая книга.
Это действительно так. Мы решили написать эту статью, потому что человеку, далёкому от ярославской истории очень трудно разобраться в том, что изображено на композициях. Мы тоже не все угадали, надеемся, что ярославские краеведы отзовутся и помогут. Валентина, я оставляла Вам отзыв на статью о переименовании городов. На Вашем сайте его нет. Может быть в спам попал?