По Вене без путеводителя.
Путеводитель по Вене? Вы смеётесь? Пожалуй, больше статей есть только об императрице Елизавете Баварской (Сисси)….
Нет, путеводителя писать мы не станем. Мы мысленно вернёмся в столицу Австрии. Ещё раз пройдёмся по восхитительной Вене. И может быть, кто-то из тех читателей, кто потихоньку почитывают наши опусы и заглядывают к нам из своих закладок оценит наши воспоминания и вслед за нами подумает: “Я люблю, тебя, Вена…”
На том и поладим.
Февраль. Сошедшее с ума солнце. Двое с фотоаппаратами. И Вена. Вена без путеводителей. Вена – город женского рода!
Мы вышли из нашего венского дома, пенсиона “Таль” и огляделись вокруг. Уже здесь, за каналом, в 15-ти минутах ходьбы от Грабена, мне нравится всё.
Стройные дома, все одного роста. Тихие улицы. Единый стиль архитектуры.
Никакой помпезности, но и до простоты далеко.
Вот и новый дом.
Ещё один. И ещё. Да, они выделяются новизной и проигрывают старой застройке. Но не кричат о современности, не контрастируют с архитектурным окружением, а по-своему вторят ему.
Этот дом если не шедевр современной архитектурной моды, то достойный её представитель.
И банковские стекляшки “Райффайзена” не раздражают.
Они отодвинуты от исторического центра каналом, который как бы проводит грань, где новоделам стоять дозволено, а где – нет.
Хотя, современность влезла и в святая святых Вены. Собор святого Стефана – точка венского отсчёта.
Современный торгово-гостиничный “Дом Хааса” на той же площади святого Стефана стоит аккурат напротив храма. Как вам?
Ведь он не вызывает резкого отторжения, правда?
За углом бурлит людской поток на улице Грабен (Ров).
В какую бы сторону мы не пошли, снова и снова возвращаемся сюда. Грабен – это квинтэссенция Вены.
Без Грабена не будет и Вены. И возможен ли Грабен без Вены? По Грабену можно пройти триста раз и так до конца и не изучить его.
Вот дом с золотой пчелой.
А эти дамы мило устроились под карнизом. Они служат опорными кронштейнами? Побойтесь Бога! Посмотрите на них, эти жеманные патрицианки просто красуются перед нами своими роскошными платьями.
На Грабене модерн обступает вас со всех сторон. Сецессия в самом блестящем её проявлении.
Стиль, за который расплачивались звонкой монетой и старались не просто удивить, а показать умение разбираться в искусстве, вкус, состоятельность.
Едва ли на Грабене можно найти деталь, которая идёт в разрез с общим стилем. Даже общественная уборная. Лестница, решётка,
дверь,
напольная плитка, даже кабинки, бачки, фаянсовые рукомойники, краны и зеркала вторят общей линии Грабена.
Здесь порой становится неуютно. Отсюда хочется сбежать, юркнуть в боковую улочку. Вдохнуть венского “безграбенья” и издалека, из какой-нибудь подворотни наблюдать за Грабеном. За его мельтешением, сутолокой, гулом.
А потом повернуться к нему спиной и забыть, совсем забыть о нём, как будто и нет такой улицы в Вене. И вдруг оказаться на нём вновь, вынырнуть с другой стороны . Не узнать, а догадаться, почувствовать: “Грабен? Скорее всего, это Грабен”. А что же это ещё может быть?
И есть другая Вена. Вена без Грабена. Изысканная, высокопарная, тонкая и меланхоличная.
Она выражает десятки чувств и сотни оттенков разных эмоций. Здесь Вена нагонит на вас страх.
Тут радость. Чуть дальше – недоумение и равнодушие.
Я уже играю с Веной, она принимает игру и передразнивает меня.
Немного смущается.
Дурачится.
Откровенничает.
Красуется.
Кокетничает.
Стыдится.
Заигрывает.
Грозит.
Манерничает.
Бравирует силой.
Я уже наигралась вдоволь, а Вена всё гримасничает, всё не отпускает: “Смотри, вот ещё. И здесь, и выше…”
– Всё, сдаюсь! Больше не надо! Иначе я так и проведу четыре дня, задрав голову вверх.
Я едва опускаю голову, как Вена осыпает улицы цветами. Подобающими ей по статусу розами.
Снисходит до тюльпанов.
Дозволяет примулу.
И кто бы мог подумать, робко, из-под полы вытаскивает нежные ландыши!
Прикинувшись яркой и щедрой, она вдруг беспомощно и жадно протянет вверх, к солнышку сучковатые голые ветки.
Отгородится от вас чугунной решёткой с цветочным узором.
Даже возведёт трёхметровый забор.
Она прикроет свою внутреннюю жизнь красивой дверью. И не пустит внутрь, отвлечёт внимание причудливой резьбой и интересным декором.
Она не помещается в горизонталь.
В вертикали ей тоже тесно.
Она обведёт вас вокруг пальца. Своей помпезностью и величием.
И здесь же предстанет милой простушкой.
Она похвастается тенью великих – да, здесь жил Моцарт.
А здесь – Шуман.
А потом заведёт в подворотню и покажет позорное. Красно-чёрная мазня невольно перекликается с названием: Блутгассе, Кровавый переулок.
Как и во всяком другом городе здесь множество своих легенд. Про пьянчужку Августина, музыканта который не заразился, проведя ночь в чумной яме.
Про Василиска. Вы сразу отыскали его в Вене? Мы – нет. Постояли у ресторана и ушли. На другой день вернулись, ну где, где же он? Да на самом видном месте!
Помните, чем он опасен? Если он посмотрит на Вас, то обратит в камень. Хорошо, что нашелся в Вене храбрый портняжка, подсунувший чудовищу зеркало. Василиск окаменел, увидев своё отражение.
В городской застройке Вены соблюдён единый стиль. Не важно, где расположено здание – на главной артерии или во второстепенном переулке.
Дому или даже дворцу всё равно, где стоять. Он расположен в Вене и этим всё сказано.
Кроме сецессии мы найдём здесь и барокко, и классицизм, немного ренессанса, вкрапления готики. Другие стили стараются подстроиться под главный.
Они силятся скрыть характерные детали, выставить незначительные, притвориться, казаться, выглядеть немножечко модерновыми. Хоть капельку.
Вене уже тесно в своих столетних стенах. Она старается подрасти, но так, чтобы об этом знали только немногие, только те, кто внутри.
Она примеряет новый купол, меняет крышу.
Потихоньку добавляет этаж и оглядывается – никто не заметил?
Ох, что соседние дома скажут? А соседние дома уже и сами примеряют мансарду или аттик.
Здесь на каждом шагу из каждой витрины на тебя смотрит вопиющая роскошь. Но всё же у неё есть граница, роскошь сидит за стеклом. И если посмеет откровенно заявить о себе, то она чужестранка… на 777 номерах…
Она не даёт забыть национальную принадлежность. Не торгует матрёшками, как в Варшаве и Праге. Намекнёт ненавязчиво, для тех, кто понимает.
Кто ценит.
Вена не хвастается стариной. Она ею живёт. У вас гораздо больше 100 лошадей под капотом? Какое ей до этого дело?! Пара коней гораздо важнее!
Нужно проехать по тесному переулку? Ничего, потихонечку, пешеходы потеснятся.
Здесь не принято кичиться богатством и знатностью. Вы слышали об Эстерхази? Нет, это не торт, хотя и он тоже :). Князья Эстерхази – старинный венгерский дворянский род, они считались равнородными европейским монархам. В Вене есть ресторан “Эстерхази”, мы пару раз проходили мимо.
Говорят, до самой смерти по утрам старая княгиня собственноручно подметала мостовую перед своим дворцом и не считала это занятие зазорным.
Мы идём вдоль широких венских проспектов. Кружим близ просторных площадей.
Забираемся в венские запазухи.
Мы в десятый раз проходим по Нойер Маркт. Идём, куда глаза глядят и оказываемся у фонтана Австрия. Ба, да вот же шотландская церковь, в которой мог укрыться любой беглец, если забегал в храм раньше, чем его настигнет стража.
Мы снова ныряем в прямые, вычерченные по линейке улицы западной части старого города.
Нас плотным строем обступает барокко. Нам даже немного неудобно от того, что мы назвали Вену городом модерна.
Барокко всегда стремилось психологически воздействовать на человека. Барокко Вены выдерживает высокий градус эмоциональности. Здесь грация и изящество идут рука об руку с теплотой и нежностью форм.
Мы как заворожённые вглядываемся в фасады дворцов.
Порой, они протянулись во всю длину улицы.
Иногда доминируют на площади.
Случается, соперничают друг с другом в одностилевом окружении.
Мы переходим от дома к дому. Мы опять во власти Вены, она стелет под ноги то штрассе, то гассе и ведёт нас туда, куда ей вздумается.
Куда же? Если вам всё же удастся отрешиться от Грабена и миновать витрины Кёртнерштрассе, то вас притянет другой венский полюс. В Вене все пути ведут к Хофбургу.
Как ни стараешься выбрать окольную дорогу, тебя всё равно выведет на Михаэлерплац.
Средневековый замок надёжно спрятан за роскошными фасадами времён Империи.
Хофбург необъятен и многогранен. Он как огромный драгоценный аграф на расшитом золотом и зеленью плаще города.
Хотелось бы сравнить его с пряжкой на поясе, да ведь пояс (Гюртель) проходит дальше от центра.
У Нойебурга Вена уже совсем другая. Здесь чувствуется имперский размах. Роскошные здания, увенчанные колоннадами, куполами и шпилями, огромные парки, величественные монументы – всё это напоминает Петербург. Вот только воды в Вене совсем мало. “Голубой Дунай” течёт далеко на северной окраине, а речка Вин, что дала имя городу, и на речку то непохожа, так, ручеёк.
Изрядно поплутав в пределах Ринга, мы выбираемся за его пределы. Даже ограниченная исторической застройкой в сердце имперской столицы, Вена не стеснялась размахнуться по королевски. За Рингом же её никто не давил тесными рамками дозволенного. Она соперничала сама с собой. Ратуша – с Вотивкирхе,
Парламент – с Театром,
Художественный и Природоведческий музей с самим Хофбургом,
а Опера… со всей Веной!
Вена нанизывала на ожерелье Ринга самые драгоценные камни.
Бережно чередовала их, разбавляла бусинами поскромнее, чтобы придать главным шедеврам достойную оправу, не затмить, а подчеркнуть.
Она пару раз даёт передышку и услужливо предлагает скамейку в тени Бурггартена
или Штадт-Парка.
Перевели дыхание, пришли в себя? Теперь к Бельведеру? Сецессиону? Карлскирхе или Капуцинеркирхе? В Оперу? Снова на Грабен? К полудню к Анкерур? Или нанять фиакр да и пофасонить по венским улицам?
Который день мы в Вене? Четвёртый? Уже? Завтра уезжать?! Да мы же ничего не видели! Мы не залезли на южную башню церкви святого Стефана. Мы не поторговались на Нашмаркт. Не зашли в музейный квартал. Не ездили в Шёнбрунн. Не пили кофе в “Захер” и не ели тафельшпиц в “Плахутто”. Мы не дошли до Обсерватории Урания, а Казармы видели только издалека! А как же автомобиль эрцгерцога Франца-Фердинанда! Мы же столько пропустили!
Тем лучше! Тем легче уезжать и желаннее будет возвращение. Мы должны, мы обязаны вернуться. Вспомнить. Узнать. Осмыслить. Увидеть, почувствовать и тихо-тихо, чтобы слышала одна только Вена прошептать: “Люблю тебя. Я люблю тебя, Вена!”
Далее:
Венский шницель, венский кофе или Вена на тарелочке
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Какая красивая статья! Слов нет.
Марина, это было признание в любви Вене.
Спасибо! Мы только вернулись, устали, прочитала ваш рассказ – и уже хочу обратно в Вену! Сколько еще всего! Перед следующей поездкой обязательно перечитаю!!!
Елизавета, эту статью я писала на волне венских впечатлений. Хотелось выразить очарование этим городом! Хотя, слышала, что многие Вену считают довольно скучной и однообразной. Очень рада, что Вы не относитесь к этой категории путешественников. Вена – это Вена! Это характер и образ, который раскрывается не каждому. Благодарю, за то, что прочитали моё эссе о Вене!
Классная прогулка! Столько аспектов раскрыто! Спасибо большое за красоту!
Евгений, спасибо, что заглянули на мою Вену. Город вдохновляет!
На середине поста я сказала себе: “Галя, это гимн любви к Вене”.
В конце поста читаю: ” “Люблю тебя. Я люблю тебя, Вена!”
🙂 Не ошиблась.
И какая разница, сколько постов написано в интернете о Вене? Если это настоящая любовь, ее надо выразить, пропеть, высказать…..
Здорово, Танюш! Вена – роскошный город!
Галюш, я знала, что ты поймёшь и оценишь. Не устану повторять, что самые приятные отзывы приходят не от случайных читателей, а от друзей.
Галочка, мне вдвойне приятно услышать от тебя похвалу, спасибо!
Знаешь, мне в ЖЖ на анонс этой статьи пришли отзывы и в паре из них говорилось, что статья короткая. Совсем наоборот. Не самая длинная, но достаточная – около 1750 слов, более 11 000 знаков. Я очень рада, что у людей сложилось такое впечатление. Значит – читалось легко. Значит – не устали и не замучилась ждать конца. Не каждый город вдохновляет на лирику и не к каждому подберёшь нужные слова и сплетёшь их в узор рассказа. Вена – это сама песня, сама повествование. Хотя, среди путешественников есть мнение что столица Австрии скучна и однообразна. Пусть для них она будет такой. Для нас она раскрыла свою красоту – тонкую и изысканную. Спасибо, что ты почувствовала и поняла её.
Галюш, мне кажется, что мы с тобой становимся ближе с каждой прочитанной друг у друга статьёй. Да здравствует семейная и блоггерская дружба!
У меня сегодня день путешествий! Танечка, класс! Моё любимое брожение. Спасибо огромное. Я даже комментировать сразу не стала. Получала удовольствие от прогулки.
Олечка, спасибо огромное! Я всегда знала, что мои настоящие друзья оценят этот пост.
Тань, как я люблю такие посты, без всяких сео, а как настоящая экскурсия. Но тут особый пилотаж, не всем понятный. Такой пост особого читателя требует, подготовленного, понимающего твои штрихи, намеки, ассоциации. Со своей стороны – снимаю шляпу. Просто наслаждалась, все время приговаривая: “Мы с тобой одной крови”.
Маша, спасибо тебе! Не написать про Вену я не могла. Написать банальность – не хотела. Беда в том, что без сео пост не найдёт своего читателя. Приходится рассчитывать на сложившуюся аудиторию – наших интеллигентных интеллектуалов. Очень рада, что ты со мной, что ты меня понимаешь! Будем писать! С сео и без него!
Да, была в Вене когда то.
С погодой видимо здорово повезло.
Ну и конечно же не было бы Вены, не было бы Моцарта :)))
Юля, погода правда была необыкновенная – февраль, плюс 8 и солнце! А когда уезжали – дождь пошёл. Так что не жалко было Вену покидать.