Я ждала и предвкушала выставку: “Щукин. Биография коллекции”. Столько было услышано о собрании знаменитого коллекционера французской живописи рубежа веков! Давно мечталось – эх, посмотреть бы всю щукинскую коллекцию целиком! Свершилось! Выставка коллекции Щукина – в ГМИИ!
Интересно, сколько люди простоят в очереди? Долго об этом не думаю. У меня впереди встреча с Искусством. Встреча, которую подготовил, обеспечил и гарантировал Сергей Иванович Щукин.
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
Гогеновский иконостас. Выставка коллекции Щукина
Взлетаю по лестнице. В Белом зале краем глаза замечаю матиссовский “Танец”. Это – потом. Я его видела в Санкт-Петербурге.
Где? Где знаменитый “гогеновский иконостас”? Почему на галерее, где обычно проходят выставки, пусто? “Я подумаю об этом завтра”. 🙂 Издалека вижу ослепительное сияние жёлтого фона. “Сбор плодов”! Туда!
Наконец-то. Вот он! Знакомые, до боли знакомые полотна. Они почти полностью составляют стену, подобную той в доме Сергея Ивановича, где тесно висели холсты таитянского цикла Поля Гогена.
Я прохожу всю стену раз, другой. Отхожу назад и вдруг… Что это? Заметили? Что здесь не так?
Ну конечно! Узнали ван-гоговский “Портрет доктора Рея”? Также удивились, как и я? Да, да, в доме С.И.Щукина гогеновский иконостас разбавляли два полотна Винсента Ван Гога.
Остаётся только пожалеть, что нельзя увидеть этот “иконостас” в родных стенах на Знаменке. Ведь судя по свидетельствам очевидцев, картины висели плотнее, посетители даже не замечали “где кончается одна и начинается другая”.
Я делаю пару снимков тех работ, которые приехали к нам в гости из Эрмитажа.
Иду дальше.
Сергей Иванович Щукин и импрессионисты
А! Так вот почему в этот раз галерея такая непривычно не выставочная! Коллекцию импрессионистов разместили в основных залах музея! Здорово!
Целый большой светлый холл заполнен воздушными картинами импрессионистов. Конечно, здесь царствует Клод Моне.
Но не только он! Эдгар Дега, в основном наш, московский.
А вот Альфред Сислей приехал из Санкт-Петербурга.
А там, наверху? “Дама в чёрном” – читаю я этикетку. Та самая прекрасная Анна, с которой Ренуар писал “Обнажённую”?
Почему их не повесили рядом? Сразу было бы видно, что позировала одна натурщица. Я вспоминаю, что “Жемчужину” приобрёл брат Сергея Ивановича, Пётр.
Снова задерживаюсь у “чужих” эрмитажных полотен. Морис Дени. Две дамы в модных платьях, одна в шляпке стоят друг напротив друга в каком-то саду.
“Посещение Марией Елизаветы” 1894 год. Как смело! И как буднично беседуют женщины, одна из которых носит под сердцем Иоанна Крестителя, другая – самого Спасителя.
«Хозяин нажал электрическую кнопку, и зал осветился ярким светом. Моментально из темноты выступили картины.
— Вот Моне, — говорит Сергей Иванович Щукин. — Вы посмотрите, живой.
В картине при электрическом свете на расстоянии совсем не чувствуешь красок, кажется, что смотришь в окно, утром, где-нибудь в Нормандии, роса еще не высохла, а день будет жаркий.” Василий Переплётчиков. 1990.
Иван Иванович Щукин
Вхожу в полутёмный зал. На стене выделяется ярким пятном портрет Ивана Ивановича Щукина кисти Игнасио Сулоага.
Печальная судьба младшего собирателя из братьев Щукиных… Долги, самоубийство…
Да, я помню, нам на занятиях говорили, что “Портрет Антуана Пруста” Эдуарда Мане – приобретение С.И.Щукина. Оказывается, нет, его брата, Ивана. “Сирень на солнце” – тоже из коллекции Ивана Ивановича.
А вот и старинный шедевр – Эль Греко! Он приехал к нам из Будапешта.
Дмитрий Иванович Щукин. Выставка коллекции
Следующий зал – французская живопись XVII века… Что, выставка уже закончилась? Здесь мой обожаемый Франческо Гварди.
Знакомая принцесса Аделаида Савойская кисти Франсуа де Труа.
Только этикетки поменяли. Я подхожу к городским пейзажам Франческо Гварди и читаю “Архитектурная фантазия с двориком”. Первая половина 1780-х. Холст, масло. В собрании Д.И.Щукина 1909-1910 (приобретена в Санкт-Петербурге через М.М.Савостина). ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Дмитрий Иванович! Так вот в чём дело! Французы, малые голландцы – всё это богатство представлено у нас в собраниях благодаря Дмитрию Ивановичу. А какая майолика!
На основной экспозиции её едва замечаешь, а здесь невозможно пройти мимо. Где портрет Дмитрия Ивановича? Вижу только фотографии. Одна сделана в 1910-х годах.
Другая – в 20-х.
Снова незавидная судьба.
Не уехал, не смог расстаться… Простите нас, Дмитрий Иванович… Теперь, с кем бы ни пришла в музей, всегда вспомню о Вас.
Петр Иванович Щукин
Следующий зал напоминает шкатулку, битком набитую драгоценностями.
Мебель, декоративно-прикладное искусство, ткани, живопись – всё это сфера интересов Петра Ивановича – старшего из коллекционеров Щукиных.
А вот и он сам. Портрет кисти Андрея Осиповича Карелина хранится в Государственном Историческом музее.
А где же ещё? Ведь именно там растворилось богатейшее собрание коллекционера П.И.Щукина. До известных событий у него был целый частный музей – Российских древностей П.И.Щукина. Здание уцелело и поныне – его занимает Биологический музей им. К.А. Тимирязева.
Вот как особняк выглядит на старом фото.
Современники высоко ценили увлечённость Петра Ивановича и его коллекцию.
Наконец. она, “Обнажённая”, или “Жемчужина”, как её чаще называли. Недолго побыла прекрасная Анна в собрании Петра Щукина. Переехала к младшему брату, Сергею.
Пётр Иванович Щукин – старший из четырёх братьев-коллекционеров. Всего в семье было 11 детей.
Сергей Иванович Щукин и Матисс. Выставка коллекции Щукина
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
___
Вот и портрет самого Сергея Ивановича. Я помню его лицо по портрету Д.Мельникова. На выставке нас встречает такой Сергей Иванович, каким его увидел Кристиан Корнелиус (Ксан) Крон в 1916 году. Норвежский художник 10 лет жил в России и написал портрет знаменитого собирателя.
“Танец” занимает всё огромное помещение Белого зала. Я задерживаюсь у картины. Удивительное по темпераменту и цвету полотно!
Читаю историю приезда Матисса в Москву для оформления дома Сергея Ивановича, цитаты о реакции современников на живопись мастера, фрагменты переписки С.И.Щукина с Анри Матиссом.
Надо заметить, что на выставке “Щукин. Биография коллекции” нет недостатка в информационном материале. В каждом зале – подробные аннотации, выдержки из биографий коллекционеров Щукиных, цитаты, фрагменты из писем и высказываний современников. Низкий поклон устроителям! Сколько нового я узнала из этих проспектов!
Иду дальше. Жадно рассматриваю наших “гостей” из Эрмитажа.
Сергей Иванович Щукин и Дерен, Руссо, Сезанн и Пикассо
Ещё один зал заполнен картинами Андре Дерена.
Мне по больше по душе светлая гамма мастера.
Вижу несколько полотен Анри Руссо. Общий снимок не получился, вставляю одну картину Руссо.
Одно время меня занимала живопись Таможенника, я много читала о нём.
Пожалуй, я увлеклась. Не думаю, что стоит раскрывать содержание всей временной экспозиции. Добавлю, что на выставке “Щукин. Биография коллекции” Сезанну посвящён целый зал.
Я снова задерживаюсь у полотен из Санкт-Петербурга.
“Булонский лес” – наша, московская работа Анри Матисса. Но не всё же хвалиться питерским! 🙂
Ниже – цитата Мандельштама. Кажется, что он высказался именно о “Булонском лесе”!
Картины Пабло Пикассо разместили в двух помещениях. Кубизм
и “розовый” с “голубым” периодами представили по разным залам.
По незнанию, не оценивая масштабы, я подумала, что посмотрю выставку примерно за час, как обычно. Не-еет! Два с половиной часа едва хватило! Если бы не спешила по делам, задержалась бы ещё минут на 40.
Прошу прощения у читателей за обилие снимков. Поверьте, хотелось выставить раза в два больше, удерживалась изо всех сил!
Планируя свой поход в музей А.С.Пушкина помните, что выставка очень насыщенная, яркая, восхитительная! Купить билет на выставку коллекции Щукина заранее онлайн или стоять в очереди – каждый решает сам. Для удобства читателей добавляю возможность приобрести билет. Можно воспользоваться ссылкой.
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
Вы ошиблись, «Булонский лес» — это Анри Матисс. Но в этой картине проявилось влияние Сезанна, именно поэтому они в одном зале.
Ольга, спасибо огромное за внимательность! Исправили. Тот случай, когда нужно внимательно читать этикетки (это я про себя).