В Третьяковской галерее на Крымском валу в 1915 году проходила выставка Серова Валентина Александровича.
Открылась она 7 октября, но я не спешила посетить её. Знала, что в рамках переаккредитации гидов в обучение включена экскурсия по экспозиции выставки В.А.Серова. Одно дело самой бродить по музею или слушать аудио-гид. Совсем другое – наслаждаться не только картинами великого мастера рубежа веков, но и слушать рассказ увлечённого искусствоведа. В этот раз мне несказанно повезло – я попала в группу, которую вела Валентина Моисеевна Бялик.
Выставка В.А.Серова приурочена к его 150-летию. Хоть творчество художника довольно полно представлено у нас в ГТГ, но всё богатство таланта мастера можно оценить лишь на выставке, где собраны почти все сохранившиеся работы. Экспозиция потрясающая! (Как и все персональные выставки Третьковки). Жанровый диапазон картин художника необычайно широк. В.А.Серов писал и исторические картины, и пейзажи, и театральные декорации, работал в технике офорта. Но в первую очередь, В.А.Серов – блестящий портретист. Он создал великолепную галерею портретов современников, а глубина характеристик его героев может поспорить с произведениями Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Конечно, сравнение не совсем корректное, живопись и литература – совершенно разные ипостаси искусства, но тем не менее…
К концу XIX – началу XX века В.А.Серов стал первым портретистом Российской империи. Не только знать, но и императорская семья предпочитала заказывать портреты именно у Валентина Александровича. В этой связи показателен следующий случай. Известно, что учителем В.А.Серова был И.Е.Репин. В пору ученичества Серов написал портрет С.М.Драгомировой, дочери генерала, командующего киевским военным округом. Портрет заказали Репину, но Серов тоже решил написать подобную картину.
Оба портрета висели в доме Драгомирова в одном помещении.
Репин был чрезвычайно популярен. В дом к Драгомирову приходили поклонники его творчества и спрашивали:
– Где, где у Вас хранится картина работы Репина?
Хозяин указывал на портрет кисти прославленного мастера. Затем гости, обычно, переводили взгляд на другой портрет и спрашивали:
– А это кто писал?
– Да это так, ученик. Серов. – отмахивался хозяин.
Когда через несколько лет взошла звезда В.А.Серова, то уже его почитатели приходили в дом к Михаилу Ивановичу Драгомирову и требовали показать картину мастера. Генерал гордо указывал на портрет дочери. Затем посетители замечали портрет работы И.Е.Репина и интересовались:
– А этот портрет кто выполнил?
– Ну, это так, Репин, – небрежно отвечал Драгомиров.
Напомним, что сейчас портрет работы Репина хранится в Русском музее, а картина В.А.Серова – в Казани, в музее изобразительных искусств Татарстана.
Валентин Александрович был чрезвычайно требователен к своим моделям и смел указывать им туалеты, позы, аксессуары. Выбирал, с кем будет работать, а кому может отказать. Он перестал писать портреты царской семьи после того, как Александра Фёдоровна дерзнула указать мастеру как писать. Валентин Александрович протянул императрице кисть и сказал:
– Берите и пишите.
Хотя, на самом деле, всё было гораздо сложнее и если Серов и отказал царскому дому из-за вмешательства Её Величества в его работу, то это послужило лишь поводом для разрыва отношений.
Княгиня Ольга Орлова славилась в свете умением носить туалеты. Но ей ужасно не нравилось собственное изображение в шляпе, которая никак не подходила её наряду. Она возражала и спорила с Серовым. Но Валентин Александрович отрезал:
– Либо в шляпе, либо никак!
Орловой пришлось согласиться.
Поведение купца Абрикосова оскорбило В.А. Серова. Богатый промышленник позировал художнику, а когда наступало время обеда, удалялся в столовую, откуда доносился запах еды, звенела посуда. После трапезы основатель кондитерской фабрики в Москве, Алексей Иванович Абрикосов возвращался и работа возобновлялась.
Когда Серов закончил картину, он написал Абрикосову письмо примерно такого содержания:
“Когда я писал портреты простых людей, то они всегда накрывали для меня стол на кухне. Когда я работал в домах знатных людей, меня приглашали к обеду, угощали, за столом мы беседовали, что помогало мне лучше узнать модель. Но оставить художника голодным – так со мной не поступал никто”. Мастер запечатал письмо и отослал заказчику вместе с холстом.
Свою двоюродную сестру, Машеньку Симонович, в замужестве Львову, Валентин Александрович писал неоднократно. Существуют два её портрета. Один находится в постоянной экспозиции ГТГ, это знаменитая “Девушка, освещённая солнцем”. Портрет написан в 1888 году.
Через 7 лет, в 1895 году мастер напишет другой портрет кузины, когда она уже была замужем за Львовым.
Этой работы в России нет. Она приехала на выставку из Парижа, из музея Орсе.
Когда стало известно, что семья Львовых готова расстаться с шедевром и размышляет о его дальнейшей судьбе, ГТГ обратилась к обладателям портрета с предложением о покупке, надеясь, что Львовы подарят картину музею. Но семья распорядилась по другому. Они подарили картину музею Орсе, рассудив, что Валентин Александрович достоин быть представленным в прославленном парижском собрании.
Ещё одна картина -“гостья” приехала на выставку из Копенгагена, из Офицерского фонда королевской лейб-гвардии. Портрет Александра III считался утраченным, но в середине XX века счастливо нашёлся в королевском музее Дании.
Сам портрет императора написан по памяти, в 1899 году, когда Александра Александровича уже не было в живых. А вот дворец в Копенгагене Серов писал с натуры, он посещал этот город.
В.А.Серов прожил недолгую жизнь. Он умер в 46 лет. Последней его работой стал подготовительный эскиз к портрету княгини П.И.Щербатовой.
Валентин Александрович всегда был пунктуален и никогда не опаздывал. В доме Щербатовых его ждали на очередной сеанс, художник должен был начать работу красками, о чём объявил накануне. В 10 утра Полина Ивановна полностью оделась и была готова позировать. В доме уже начали недоумевать, когда раздался телефонный звонок. В трубке раздался дрожащий голос сына В.А.Серова:
– Папа очень извиняется, но он не придёт, потому что он… умер…
Щербатовы не сочли удобным держать неоконченный портрет у себя. Они заказали табличку, в которой говорилось, что это последняя работа В.А.Серова, прикрепили её на эскиз и подарили Государственной Третьяковской галерее.
Я рассказала лишь о нескольких работах, представленных на выставке В.А.Серова в новом здании Третьяковки на Крымском валу. Экспозиция представлена на трёх этажах и позволяет проследить все этапы творчества великого русского художника рубежа веков.
Ещё раз напомню, что выставка В.А.Серова продлится до 24 января 2016 года. Посетителей на выставке очень много. Я пришла к 10.40 буднего дня, когда в дверях уже скопилась небольшая очередь – на входе установлена единственная рамка металлоискателя, сотрудник службы охраны не успевает быстро пропускать всех желающих. Около 14 часов очередь стояла уже на улице.
В залах людно, экскурсоводы проводят экскурсии, к любой можно присоединиться и послушать. Также специально для выставки подготовлены аудиогиды.
Билет на выставку стоит 400 рублей, для льготных категорий граждан – 150 рублей, для школьников и студентов до 18 лет вход свободный.
Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника. Начало работы – с 10.00. По вторникам и средам музей работает до 18 часов (кассы открыты до 17 часов). По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям выставка открыта до 21.00 часа, (кассы открыты до 20.00 часов).
P.S. для гидов-переводчиков г.Москвы.
На выставке я получила необыкновенное эстетическое наслаждение. Оно усилилось рассказом В.М.Бялик. Впрочем, если бы я слушала Л.В.Головину или Е.Г.Середнякову или даже Н.А.Богданову, получила бы не меньшее удовольствие. Кстати, Н.А.Богданова в наших гидовских кругах не пользуется большой популярностью. Возлюбленная Валентина Моисеевна очень высоко о ней отозвалась, сказала, что методиста такого высочайшего уровня в ГТГ ещё не было. А вот обожаемая Головина и любимая Середнякова не удостоились похвалы. Следующий раз специально пойду Богданову слушать, Бялик плохого не посоветует. Наверное, не все слушатели дотягивают до уровня Натальи Аполлоновны. В общем, неча на Богданову пенять, коль умишко слабоват.
Напомним читателям, что по вашему заказу мы проведём индивидуальную (количество экскурсантов не более 4-х) экскурсию в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Подробности по ссылке.
Приглашаем на другие авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Наталья Аполлоновна- потрясающий , супер-интеллектуальный экскурсовод. Каждая ее лекция. как маленький спектакль. Смотришь и слушаешь на одном дыхании.
Марина, совершенно с Вами согласна. Слушала Н.А.Богданову на выставке Михаила Ларионова. Совершенно блестящая подача материала – эмоционально и очень насыщенно. Считаю, что мне очень повезло, что я попала на занятие к Наталье Аполлоновне.
Валентин Александрович Серов – любимый художник! Очень жалею, что не смогла посетить его выставку. Всё-таки печально, что такого уровня показы проводятся лишь в столицах. Областные города редко удостаиваются чести… Тем не менее, благодарю Вас за обзор. Хоть много читала о творчестве мастера, приятно было взглянуть на его творчество Вашими глазами.
Как интересно. А я бы и не подумала, что “Девушка, освещённая солнцем” и портрет Львовой – это портреты одного и того же человека. Надо же, как изменилась девушка, а вот руки держит одинаково.
Татьяна Вы написали, что выставка продлится до 24 января 2026 года. 26 это не опечатка?
Спасибо за поправку. Конечно 2016
Очень интересный рассказ о моём любимом художнике! Большое спасибо! Получила удовольствие! С НОВЫМ 2016-М ГОДОМ!
Елена, спасибо за поздравления! Пусть Новый год исполнит Ваши самые смелые желания!