В Новодевичьем монастыре открылась выставка, посвящённая отечественной войне 1812 года. Выставка располагается в помещении подклета палат царевны Софьи Алексеевны у Напрудной башни. Это просторное, с высокими сводами помещение в бывшей стрелецкой караульне XVII в., первоначально служило для хранения запасов оружия. Из него можно пройти в помещение нижнего яруса угловой Напрудной башни, где сохранился старинный колодец.
Витрины с экспонатами располагаются вдоль стен и соответствуют хронологии событий первых месяцев войны (слева направо):
начало войны 12 июня, переправа через реку Неман
- – оставление Смоленска – соединение 1-й и 2-й русских армий
- – Бородинское сражение 24-25 августа и молебен перед боем у иконы Смоленской Богоматери Одигитрии
- – оставление Москвы неприятелю 1 сентября
- – пожар в Москве – занятие французами территории Новодевичьего монастыря 8 сентября
- – взрыв церкви Иоанна Предтечи у стен монастыря
- – попытка французов взорвать Смоленский собор 9 октября, перед уходом из Москвы, и спасение собора монахинями
- – отступление французской армии из Москвы 10-11 октября.
Проиллюстрировать события первых 2-х месяцев войны помогают графические листы участников похода в Россию в составе наполеоновской армии художников Фабер де Фора и А. Адама. Также представлены:
- портреты исторических деятелей,
- гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря;
- карта Москвы после событий 1812 г.;
- иконы «Богоматерь Смоленская» и «Неопалимая купина»;
- археологические находки с Бородинского поля и с места взорванной церкви Иоанна Предтечи;
- мундиры офицеров русской армии (реконструкция).
На выставке представлены воспроизведения графических работ, оригиналы которых хранятся в музейных собраниях.
После Бородинского сражения русская армия отходит к Москве по Можайской дороге. «Дабы сохранить армию и завершить войну победой над неприятелем», было принято решение оставить Москву. Отход войск начался в ночь с 1 на 2 сентября и продолжался почти 12 часов. Вместе с армией уходили жители, не успевшие уехать ранее. В городе осталось не более 10 000 человек. Еще 30-31 августа по Троицкой дороге в сторону Вологды отправился огромный обоз с Синодальной ризницей, имуществом кремлевских соборов и многих московских монастырей. С этим обозом ехала и настоятельница Новодевичьего монастыря Мефодия (Якушкина), поэтому все ценности монастыря вернутся в Москву только в конце декабря 1812 г.
2 сентября около двух часов дня Наполеон со свитой остановился на Поклонной горе, ожидая делегации москвичей и торжественной сдачи города. Москва стала четырнадцатой столицей, в которую входили французские войска. Время шло, но никто не появился.
Французы намеревались отдохнуть после длительного марша и пополнить запасы продовольствия. Вскоре стало ясно, что надежды эти не оправдались.
Уже 2 сентября в городе начались пожары. В ночь на 4-е поднялся ураганный ветер и пожар достиг ужасающей силы. Наполеону даже пришлось покинуть Кремль и перебраться в Петровский дворец за Тверской заставой. Он разрешил солдатам выносить и забирать из горевших домов продукты и вещи. В городе начались повальные грабежи и насилие над жителями. Три четверти построек Москвы в те дни сгорели. Пострадали 7 632 жилых дома, половина административных зданий, 14 монастырей, 123 церкви. Многие храмы были осквернены, церковная утварь и ризницы – разграблены, в 48 церквях повреждены иконостасы, в 121 с икон были сорваны оклады.
В такой обстановке 8 сентября французы занимают Новодевичий монастырь. Здесь разместилось 2 тысячи человек из корпуса маршала Даву под командованием полковника Мишеля Задера (поляк, родился в Варшаве в 1779 г., много лет служил во французской армии). В то время монастырь находился за пределами Москвы. Рядом были заливные луга, пруды, открытое пространство Девичьего поля, поэтому пожар не коснулся этого района. Иноземные солдаты вели себя в монастыре достаточно спокойно и благородно по сравнению с поведением солдат в других монастырях. Например, в Даниловом и Высокопетровском монастырях были устроены мясные бойни.
В отчете 1813 г. игумения Мефодия особо отметила два события: возобновление богослужений в Смоленском соборе 23 сентября и приезд Наполеона 25 сентября. Император осмотрел монастырь внутри и снаружи, приказал укрепить северные и южные ворота, поставить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи рядом со стеной монастыря «взорвать порохом» (шатровая церковь, была построена к середине XVI века). ЭТА ЦЕРКОВЬ БЫЛА ЕДИНСТВЕННОЙ В МОСКВЕ, ВЗОРВАННОЙ ПО ПРИКАЗУ НАПОЛЕОНА. События показали, что укрепление монастыря было предпринято потому, что его решили использовать как склад провианта и фуража. Вероятно, тогда же Наполеон принял решение: в случае оставления Москвы взорвать монастырь.
Пожар Москвы поставил Великую армию Наполеона в крайне тяжелое положение. Солдатам не хватало продовольствия, фуража, медикаментов, жилых помещений. Падала дисциплина, продолжалось мародерство, несмотря на попытки командования навести порядок.
Стратегическая обстановка в Москве ухудшалась с каждым днем. Когда предложение Наполеона о начале мирных переговоров было отвергнуто русской стороной, французское командование начало подготовку к выводу войск. Уже 28 сентября в сторону Смоленска ушло несколько обозов с ранеными солдатами и награбленным в Москве имуществом.
Получив 6 октября известие о поражении Мюрата в Тарутинском сражении, Наполеон отдает армии приказ выступить на Калугу. В ночь с 10 на 11 октября последний восьмитысячный корпус маршала Мортье, оставив несколько тысяч раненых, покинул Москву. Перед этим французские саперы заминировали стены, башни и некоторые здания Кремля. Несколько мощных взрывов состоялось, но начавшийся сильный ливень намочил остальные заряды. А ранним утром 11 октября летучий отряд генерал-майора И.Д. Иловайского ворвался в Кремль. Были обезврежены невзорвавшиеся заряды. Кремль был спасен от окончательного уничтожения.
Перед уходом из Новодевичьего монастыря в ночь с 8 на 9 октября французские солдаты, выполняя приказ Наполеона, оставили много горящих свечей в кельях и храмах, а в подклете Смоленского собора положили бочки с порохом и зажгли фитили. После ухода военных мать-казначея Сара и монахини потушили свечи и фитили. Благодаря их мужеству монастырь остался цел. Казначею Сару (Николаеву) в последующие годы называли «спасительницей монастыря». Похоронили ее возле западной стены Смоленского собора.
На монастырском кладбище позднее нашли последний приют более ста активных участников и свидетелей событий 1812 года. До нашего времени сохранилось 12 надгробий Отечественной войны 1812 года: Давыдова Д.В., Загоскина М.Н., Лажечникова И.И., Орлова М.Ф., Трубецкого С.П., Муравьева-Апостола М.И. и др.
Через несколько лет после войны, когда шло восстановление Москвы, государева казна выделяла деньги «на исправление повреждений в монастырях». О степени повреждений красноречиво говорят суммы полученных средств: Новоспасский монастырь – 128 тыс. рублей, Чудов – 63 700, Зачатьевский – 34 942, НОВОДЕВИЧИЙ – 7 400. Такая небольшая сумма показывает, что Новодевичий пострадал менее всех остальных монастырей. Самая невосполнимая для этого монастыря потеря – почти полностью уничтоженный архив монастырских документов и библиотека.
На выставке представлены портреты двух видных деятелей Православной Церкви того времени:
– архиепископ Августин (Виноградский). В июле 1812 г. по просьбе императора Александра он составил Молитву, читаемую в чрезвычайных обстоятельствах. «Молитву о нашествии супостат» через несколько дней отпечатали в синодальной типографии и разослали для чтения по церквям;
– архиепископ Филарет (Дроздов) в 1814 году, после капитуляции Парижа, составил «Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов», вошедшее в церковный обиход.
Материалы предоставлены на конференции ассоциацией гидов-переводчиков г.Москвы
Новодевичье кладбище – это одна из наших пешеходных экскурсий по Москве.
Удивительная история! Отрадно, что войне 1812-го года посвящена отдельная экспозиция. Хоть в монастыре сейчас глобальная реконструкция, но отдельные выставки работают, в том числе можно взглянуть на артефакты, связанные с Первой Отечественной войной. С вашим рассказом экспозиция становится понятной и красноречивой.