Продолжение. Начало в частях I и II, III, IV, V.
Ярославские магазины
После соприкосновения с культовым искусством можно было сделать перерыв на мирское. Мы пошли по магазинам. Пешеходная улица Кирова отличается разнообразием ювелирных и часовых лавок. Нужную покупку мы сделали в сохранившемся ещё с советских времён “Яхонте”. Для справки – аналогичный комплект бирюзы в серебре в московском магазине «Самоцветы» на улице Арбат стоил в три раза дороже.
Дальше начался долгий и мучительный процесс подбора обуви. Четыре магазина, больше десятка перемеренных пар… Но улов оказался хорош!
– Ой, смотри, «Ткани». Я зайду?
– Хорошо, я покурю на улице.
Начальник ждал. Потом курил. Потом опять ждал, постоянно наблюдая за выходом из магазина. Знакомого силуэта оттуда всё не показывалось.
Не выдержав, Пётр зашёл внутрь. В завешанном портьерами зале скучали две продавщицы. Начальник оглянулся по сторонам. Вокруг больше никого не было.
– Послушайте, – обратился он к сотрудницам, – моя жена к вам зашла и не выходила. Где она запропала?
– У нас вон там жёны пропадают, – указали девушки на ведущую вниз лестницу.
Пётр широко улыбался, когда нашёл меня у стенда с тканями.
– Вот и правда, именно здесь жёны и пропадают! Запишите в ваши книжечки, господа, – вкратце передал он мне разговор с продавщицами.
Мы выбрали тонкую хлопковую ткань на костюм для моей мамы. Я уже дошиваю его и думаю: «Господи, почему себе ничего не купила? Такие шикарные отрезы из хлопка, вискозы по таким гуманным ценам!»
Поход по магазинам нас изрядно утомил. Здесь же, на Кирова, завернули в первое попавшееся кафе «Капуччино». Очень рекомендуем! Из чая с брусникой и мятой выловили все до единой ягодки, да и мяту тоже слопали. Смузи оказался великолепным! (Неделю спустя заказала смузи в одном из кафе на Арбате. В подмётки не годится ярославскому!)
– Знаешь, мне бы ещё один сорокоуст надо заказать, я в Варницах забыла. Ты говорил, здесь Казанский женский монастырь не очень далеко…
– Есть! Отличная идея!
По дороге мы постояли у памятника ярославскому жителю, Леониду Трефолеву – поэту, переводчику, публицисту, краеведу. (Почему не сфотографировали!?) Помните озорную и хулиганскую «Камаринскую»?
Эх, ты, сукин сын камаринский мужик
Потеряв портки, по улице бежит…
Её автор – ученик Н.А.Некрасова Леонид Николаевич Трефолев. Он же переложил на русский язык стихотворение польского поэта Владислава Сырокомли, ставшее народной песней “Когда я на почте служил ямщиком…” В Ярославле одна из центральных улиц названа его именем.
Казанский женский монастырь
г. Ярославль,ул. Первомайская, 19-а. Координаты:57.627887, 39.8869
Казанский женский монастырь совсем небольшой по площади. И весь утопает в цветах! Купается в роскошных розах, лилиях, гладиолусах. Вот уже будет, чем подружек в мордо-книге с рождениями поздравлять!
Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский женский монастырь г.Ярославль
В главном храме монастыря – соборе Казанской иконы Божией Матери (построен во второй четверти XIX века)
нам разрешили сделать несколько снимков.
Очень понравился чудотворный образ Фёдоровской Богородицы.
Задержались у храмовой иконы – образа Казанской Божией Матери.
Древняя икона сгинула во времена безбожной власти, но монахини, предчувствуя беду, перед закрытием обители написали список со святыни. Где его хранили – неведомо, но сразу после возрождения обители передали икону монастырю. Рядом можно познакомиться с историей образа.
По обе стороны иконы стоят дарохранительницы с мощами святых.
Мы внимательно рассмотрели стенопись, узнали изображения евангелистов в парусах свода. Их легко отличить по символам и надписям.
По четырём сторонам свода находятся несколько новозаветных сюжетов, выполненных в академическом духе:
На стенах продолжается праздничный цикл сюжетов.
Сорокоуст и Проскомидия. Казанский женский монастырь
Здесь я и собиралась заказать требы – сорокоусты за здравие сыну и брату.
– Они крещёные? – спросила молодая послушница (или служительница) за свечным ящиком.
– Да.
– В церковь ходят, исповедуются?
– Нет, – виновато ответила я.
– Тогда закажите не сорокоуст, а поминовение на проскомидии, – сестрица указала на прейскурант на услуги.
Я оплатила поминовение на проскомидии на три месяца. Но совет служительницы не шёл из головы. Может быть тогда лучше не сорокоусты, а проскомидии в храмах заказывать?
Дома внимательно изучила вопрос. Перерыла несколько сайтов, понравился ответ священника, отца Антония. Вот что он пишет о различии сорокоуста и проскомидии:
«Сорокоуст – это поминовение в течении 40 дней на Литургии. Проскомидия это подготовительная часть Литургии, на которой готовится вещество для Таинства Евхаристии и совершается поминовение живых и умерших членов Церкви. Сорокоуст – это поминовение на Проскомидии в течении 40-ка дней. Поэтому, если Вы заказали сорокоуст, то еще писать записку на Литургию не нужно».
Такие тонкости знать очень полезно!
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Казанский женский монастырь, г.Ярославль
Зашли мы и в Покровскую церковь (строилась немного раньше Казанского собора). С виду длинная трапезная ничем примечательным не отличается.
Но стоит зайти собственно в церковь и поднять глаза на восточную стену, как замираешь в изумлении. На свободном пространстве над иконостасом написан… городской пейзаж. Иерусалим, окутанный спокойными рассветными лучами ещё не жаркого солнца. Улицы пустынны, дома уже остыли за ночь и купаются в утренней неге. Кажется, что сейчас откуда-нибудь из-за угла вывернет одинокая повозка. Хлопнет ставня, послышится шум воды….
– Простите пожалуйста, вы требы будете заказывать? – прервала наш настрой служительница.
– Нет, мы в Казанском заказали.
– Не беспокойтесь, мне отлучиться нужно, а вы только зашли, дай, думаю, спрошу. Смотрите, смотрите на нашу картину. Нигде такой нет! Я иногда часами на неё смотрю, все детали разглядываю. Как будто сама туда попадаю.
Мы ещё несколько минут рассматривали необычную для храм живопись. Перевели взгляд на стены – кое-где фрески сохранились. Некоторые из них поновили, другие – только-только раскрыли. Немного их осталось, но всё же – можно составить представление, каким великолепным храм был до разорения…
– Знаешь, тут во время Советской власти был планетарий. Купол закрыли тканью, поэтому кое-что уцелело.
Мы обратились к охраннику за разрешением на фотографию. Он не позволил. Почему я у этой служительницы не спросила? Есть уверенность, что она не стала бы запрещать…
На сём культовую программу посещения Ярославля в этот день закончили. Культовую, а не культурную! Последнюю продолжили в
Ярославском художественном музее
Волжская набережная, 23
Ярославский художественный музей
В Ярославском художественном музее (расположен в бывшем губернаторском дворце) мы были впервые.
Ранее не сложилось. И хотя «картинок» («картинка» – жаргонное обозначение картинной галереи) на своём веку мы повидали немало, ярославская коллекция оставила очень благоприятное впечатления. Конечно, до нашей Третьяковки ей далеко, но изучать историю русского искусства на примере представленных здесь картин вполне можно. Очень добротное, интересное, полное собрание. Даже сохранились интерьеры нескольких залов дворца.
Здесь можно встретить множество работ Николая Дмитриевича Мельникова. В сети сведений о нём почти нет. Выяснила, что он был мастером ростовской финифти и жил в середине XIX века.
Есть в коллекции Ф.Рубо, И.Репин, В.Маковский,
И.Крамской.
Два небольших зала с картинами художников ХХ века превзошли все наши самые смелые ожидания!
Не стану утомлять читателей именами художников, тем более, что описывать их работы не собираюсь.
Выглянем лучше в окно. Дождь хлещет, как из ведра! Хорошо, что мы ещё взяли билеты на выставку «Жизнь в картине». Потрясающая концепция – «Картина жизни. Жизнь в картине». Устроители показали посетителям жанровые – бытовые и исторические полотна. Мы даже поспорили, привезли работу Николая Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея» из ГТГ или это авторское повторение. Я настаивала на втором варианте и оказалась права – Н.Ге написал ещё одну версию известного сюжета, хранится она в Рыбинском музее-заповеднике.
Выставка “Огуречная пора”
Выставку «Огуречная пора» пропустили. Пост-фактум изучила её концепцию и убедилась, что мы были не правы. Это выставка – шутка, в основном собрали натюрморты с огурцами из коллекции четы Огурцовых. Они увлечены собиранием картин и других предметов, связанных с овощем-тёзкой. 🙂 Помните, что выставка продлится до 20 ноября 2016 года.
Хотя, на дождь нам и одной выставки хватило. 🙂
Окончание вятского сериала опубликовано.
Все статьи цикла “Вятское в подарок”
Часть I – начало, Переславский Никольский женский монастырь, Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Часть II – Вятское. Церковь Воскресения Христова. Музей русской предприимчивости или «История одного села, которое хотело стать городом». Музей “Банька по-чёрному”. Ерехтанский источник. Музей вятского торгующего крестьянина «Дом Горохова»
Часть III – храм Успения Пресвятой Богородицы. Кошкин дом. Музей возвращённой святыни. Прогулка. Музей кухонной машинерии. Музей «Нумера купцов братьев Урловых».
Часть IV – музей ангелов, повседневная жизнь Вятского.
Часть V – село Красный Профинтерн. Церковь Тихвинской иконы Богоматери. Росписи в храме Ильи Пророка г. Ярославль.
Часть VI – Ярославль – поход по магазинам, Казанский монастырь, Ярославский художественный музей.
Часть VII – Ярославль – ресторан “Свои да наши”, прогулка по городу. Храмовый комплекс в Коровниках. Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь. Дорога домой с заездом в Варницкий монастырь.
Вятский крючок
Отель-музей “Вятское”
А мне это “все в куче понравилось”
Оля, спасибо!
Поразительные иконы Казанской и Федоровской Богородицы. Казанская просто светится.
А день инея – шикарная картина.
Вот ведь, все в кучу собрала. Надеюсь не нагрешила собрав все впечатления в кучу.
Оля, если кто и нагрешил, то это – я. Всё свалила в кучу. Надо было с чувством, с толком, с расстановкой разделить впечатления на отдельные части и описать каждую чуть подробнее. Только я решила, что если отложу на потом – не напишу никогда А так – в куче, но есть!