Музеи Вятского. Начало рассказа в первой части.
Вятское
Ярославская обл., Некрасовский м/о, с. Вятское. На всякий случай добавляю координаты церкви Воскресения Христова:57.865106, 40.266228 Она расположена в самом центре села.
Первым делом по приезду в Вятское мы решили уведомить о своём прибытии в гостинице. Заселились в 13.12, зафиксировала я время в бортжурнале. Мы едва успели оценить наш номер, как по подоконнику забарабанили крупные тяжёлые капли летнего ливня.
– Я же говорила, что Ильин день не обходится без дождя! 2 августа всегда так, хоть три капли, да упадут. Но здесь целых три мульона тридцать три! Попьём чайку, пока дождь не утихомирится?
– Замечательно! Доставай свои запасы!
Дождь скоро утихомирился и, пока мы чаёвничали, дорожки успели подсохнуть. Правда, солнце стало шпарить с удвоенной силой.
В первую очередь мы обеспечили себе праздничный стол. Ажиотажа в ресторане, конечно, мы не ожидали, но посчитали нужным уведомить персонал о своём желании отужинать у них.
– Ну-с, с чего начнём? – спросил Начальник, покончив с бронированием обязательной программы – здесь добрый десяток разных музеев.
– Да ну их, эти музеи. Не успели приехать, и сразу – музеи. Давай гулять. Тем более, погода ненадёжная, в любой момент может дождик брызнуть. Пока сухо, давай по улицам побродим, а там – видно будет.
Вятское. Церковь Воскресения Христова (1750 год)
В первую очередь направились к храму. Стройная колоколенка, «ярославская свеча» сразу вызвала интерес наличием множества окон по всему объёму. Может их пробили позже? Может быть, в советское время здесь было жильё или располагались какие-то конторы? (Позже мы узнали, что храм никогда не закрывался). Ответ будем искать в источниках.
А сейчас мы ищем самый лучшей ракурс съёмки и решаем, что самая-самая нужная точка находится аккурат на закрытой территории музея русских забав.
На лавочке во внутреннем дворе скучала группа подростков, по всей видимости – сотрудники музея.
– Билета у нас нет, да мы для забав по возрасту не подходим. Можно мы пройдём внутрь, нам храм нужно сфотографировать?
Главный подросток серьёзно и неохотно кивнул.
– Вот спасибо! – хором поблагодарили мы и директор Забав даже улыбнулся.
Мы сделали несколько удачных кадров, а когда выходили, строгий директор нарочито нахмурясь и напустив на себя начальственный вид не пускал ещё одну пару с фотоаппаратами. То ли он решил, что всё же музей – не проходной двор. То ли наши последователи не удосужились спросить разрешения на вход?
Мы вышли наружу, обошли забор справа и оказались на ещё более выгодной точке съёмки – на самой бровке оврага! И стоило беспокоить начальство!
Отсюда виды на Вятское открывались головокружительные!
– Смотри, там руина храма виднеется, давай подойдём туда! Заодно и по улицам Вятского погуляем.
– Подожди. Чего вслепую бродить. Мне нужна карта.
– Мы же фотографировали план Вятского. Отличная схема, её на нескольких знаковых перекрёстках повесили. Ты не запомнил?
– Стенд с планом – хорошо. Но нужно иметь при себе карту, чтобы по пути сверяться с ней и не прозевать что-нибудь интересное. Вон вывеска: «Сувениры – хозтовары». Наверное, в сувенирной лавочке есть какой-нибудь план местности.
Плана в магазине не было. Нам кивнули на соседнее здание музея.
– Зайдите в музей, там должна быть литература.
Музеи Вятского. Музей русской предприимчивости или «История одного села, которое хотело стать городом»
Как бы мне не не хотелось смотреть экспозицию, пришлось идти добывать карту Вятского.
– Мы просто зайдём, я куплю схему и мы пойдём дальше гулять, – успокоил меня Начальник.
Мы поднялись по деревянной скрипучей лестнице в музей русской предприимчивости или «Истории одного села, которое хотело стать городом». Я вошла в большой зал и застыла перед макетом села Вятского.
– Я хочу посмотреть этот музей! – потребовала я.
– Тогда доставай своё музейное удостоверение, буду добывать билеты.
Любезная сотрудница выдала нам аусвайс на посещение всех восьми музеев Вятского.
Мы не спеша обошли небольшую экспозицию музея русской предприимчивости, где устроители с любовью собрали старинные музыкальные инструменты.
Особенно понравились потешные шарманки
и коллекция музыкальных композиций к ним – своего рода сменные «кассеты».
На втором этаже коллекция более современная – там представлены несколько церковных вещей, есть пара витрин с археологией – монеты, кресты, украшения. Небольшой уголок представляет реконструкцию школы.
Несколько стендов рассказывают о годах репрессий. Очень понравился огромный медный чан для засолки огурцов.
Солёные огурчики – это торговая марка Вятского.
Перед выходом мы обратили внимание на бронзовый бюст купчины с окладистой бородой.
– Это Понизовкин? – поинтересовался Начальник. (В первом Вятском музее мы прочитали небольшой проспект об этом семействе – купцах, предпринимателях, благотворителях).
– Да нет, – улыбнулась сотрудница. – Это собирательный образ расторопного ярославского мужика. Так мы себе представляем вятского купца и промышленника.
Позже эти добрые глаза повсюду следили за нами в Вятском. Лицо расторопного мужика улыбалось в гостинице, провожало взглядом со стендов села, его изобразили на кружках, тарелках, музейных этикетках. Эдакая вятская торговая марка.
– Спасибо вам за гостеприимство! – попрощались мы с сотрудницей.
– Хороший музей эта “русская предприимчивость”. Смотри, тут рядышком вход в музей возвращённой святыни. Пойдём сразу зайдём?
– Ты же не хотела музеи? – съехидничал довольный Начальник.
– Ну, аппетит приходит во время еды. Я перекусила в первом музее. Теперь мне горячее подавай!
– Будет тебе горячее в русской баньке, так называется ещё один местный музей, но до него ещё дойти надо.
На этот раз в музее возвращённой святыни нам не очень повезло. Дверь была закрыта. Мы не очень расстроились и отправились на прогулку, с улицы Советской двинулись к набережной реки.
Солнце стояло ещё очень высоко, противоположный берег Ухтомки золотился под яркими летними лучами. Даже на въезде в Вятское, было понятно, почему его назвали одним из самых красивых сёл России. На берегу речушки вид на улицу был столь картинный, левитановский, что отсутствие художников с мольбертами показалось очень странным.
Музей «Банька по-чёрному». Музеи Вятского
Маленькие почерневшие домики на берегу Ухтомки вызвали любопытство. Мы подошли поближе, углядели табличку «Банька по-чёрному». Дверь в баньку открыта, никого из служителей нет. Вспомнился анекдот про деревенский туалет:
– Никола, да ты бы хоть дверь навесил! – кричит соседка через забор.
– А чего тут брать-то? – басит во ответ хозяин.
Так и здесь. Чего тут брать-то? На экспозиции – земляной пол, развалившаяся печь,
пара веников, шайка,
несколько рушников,
покосившаяся дверь, стойкий запах дыма и совершенно очаровательная атмосфера бытового музейчика. И ведь ничего не придумали, просто открыли дверь маленькой русской баньки без окон, чтобы показать, как соблюдал чистоту телесную простой русский люд. Не очень удобно он мылся. Тем ценнее нынешние блага цивилизации!
Не успела я закончить съёмку собственно бани (Начальник туда не поместился), как туда же залезли ещё две тётки. Я уже, было, хотела рассердиться и попросить подождать пару минут, да наткнулась на широченную улыбку одной из тётушек.
– А, вы снимаете? Чего в потемашках? Здесь ведь, поди, свет включается, – и она щёлкнула выключателем, – Вам дверь мешает, я подержу. И шаечку снимите, да вот ещё и веники, – подсказывала моя добровольная помощница.
Я сделала больше снимков, чем собиралась. С такой подстрекательницей, как не щёлкнуть ещё раз затвором? Мы обменялись парой фраз. А муж одной из дам на прощание сказал, почти смеясь:
– Чувствуете? Добрее здесь становимся, разговариваем, смеёмся.
– Точно! – поддержали мы, пожелав удачи компании. Вон они, направились в сторону Воскресенской церкви.
Вятское. Ерехтанский источник
Деревянные мостки через Ухтомку заменил изящный пешеходный мостик.
От баньки-по чёрному он ведёт прямо к источнику с образом Богородицы на противоположном берегу.
Водица течёт холодная, свежая. Но пить её не рекомендуют – слишком велика концентрация минералов. Да и железом она шибко отдаёт. А вот умыться в жаркий день – самый раз!
Музей вятского торгующего крестьянина «Дом Горохова». Музеи Вятского
Дом торгующего крестьянина Горохова я заприметила ещё с противоположного берега.
Деревянная изба, большой огород с подсолнухами, обширный палисадник. Ну, как не зайти?
Думаю, любой путешественник, любуясь архитектурными достоинствами жилого дома или общественного здания невольно подавлял в себе желание заглянуть внутрь. Что там? Как устроено внутреннее пространство? Кто тут живёт? Как оформлен интерьер? В немногие дома можно заглянуть, если только они не музеи. В Вятском не нужно бороться со своими желаниями войти внутрь. Вот обычный добротный дом. Хотите войти? Да пожалуйста? (Правда, не бесплатно, но ведь музеи тоже нужно содержать!) И несмотря на то, что рассматривать коллекции вятских собраний я совсем не собиралась, но как подавить в себе порыв зайти внутрь дома, тем более, что можно!
Музей вятского торгующего крестьянина «дом Горохова» превзошёл все ожидания. Здесь нет никаких витрин, никаких экспозиций.
Мы видели немало музеев, где в комнатах воссоздана обстановка жилого дома. Но везде чувствовался музейный налёт. Где-то висела табличка с экспликацией, где-то вещи были накрыты защитным колпаком, стулья перетянуты верёвкой, чтобы посетители не садились на них. Везде присутствовала некая доля искусственности. В доме Горохова всё выглядело так, будто хозяева отлучились на секунду выгнать курицу из огорода, сейчас вернутся и усадят гостей чай пить.
Даже прислонённый к печке ухват, совершенно не осознавая свою роль музейного экспоната, несколько раз с грохотом бабахался на пол, как будто он не часть бытовой коллекции, а ежедневное и очень нужное орудие.
Хоть наши билеты и не включали экскурсионное обслуживание, музейщики везде отвечали на наши вопросы. Юный сотрудник дома Горохова поведал нам, что до начала нынешнего столетия дом был частным, в нём жили. В 2001 году хозяева продали его музею, а в 2008 году здесь открылась первая экспозиция из череды музеев села Вятского.
Пригласили нас и в подклет, где устраивают дегустацию вятских солёных огурцов.
Не всё же Суздалю зваться огуречной столицей! И не в одном Суздале этот овощ почитают, умеют выращивать и заготавливать. Я отведала хрустящий солёный огурчик.
Но покупать их не захотела. Посол не тот. Кисловаты. Хотя и специй хозяева не пожалели. Укроп, чеснок, хрен – всё что нужно для хорошего посола – в изобилии положили в банку.
Напоследок главный хранитель пригласила нас во двор. И предложила испить чаю из настоящего самовара.
Правда, интерактива нам не полагалось. Но некоторые секреты нам открыли. Гостей встречают Мария Карповна и её сын Филипп. Показывают экспозицию, разыгрывают сценки. А напоследок предлагают гостям сходить по воду. Да не просто, а с коромыслом. Потом посетители сами пилят и колют дрова. Разжигают самовар. Кипятят воду. И только после трудов праведных им дозволяют посидеть за чашкой чая, обильно сдобренного местными травами.
Мы оценили сей отвар без трудов. Мяты в чай положили изрядно, не пожалели и других травок. Нам не часто удаётся насладиться таким изумительным напитком! Спасибо хозяевам!
Цикл “Вятское в подарок”:
Часть I – начало, Переславский Никольский женский монастырь, Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Часть II – Вятское. Церковь Воскресения Христова. Музей русской предприимчивости или «История одного села, которое хотело стать городом». Музей “Банька по-чёрному”. Ерехтанский источник. Музей вятского торгующего крестьянина «Дом Горохова»
Часть III – храм Успения Пресвятой Богородицы. Кошкин дом. Музей возвращённой святыни. Прогулка. Музей кухонной машинерии. Музей «Нумера купцов братьев Урловых».
Часть IV – музей ангелов, повседневная жизнь Вятского.
Часть V – село Красный Профинтерн. Церковь Тихвинской иконы Богоматери. Росписи в храме Ильи Пророка г. Ярославль.
Часть VI – Ярославль – поход по магазинам, Казанский монастырь, Ярославский художественный музей.
Часть VII – Ярославль – ресторан “Свои да наши”, прогулка по городу. Храмовый комплекс в Коровниках. Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь. Дорога домой с заездом в Варницкий монастырь.
Расскажите о самих ваннах пожалуйста
Разве в статье идёт речь о ваннах?
“Несколько стендов рассказывают о годах репрессий. Очень понравился огромный медный чан для засолки огурцов.”
Что за репрессии такие были???
Саша, в музее были стенды с фотографиями семей репрессированных в 1937 и позже. Больно смотреть на красивые лица людей, жизнь который оборвалась так нелепо, жестоко и несправедливо. На стендах представлены списки жителей Вятского, которые попали под репрессии, их род занятий. Статья всегда одна – враг народа.
Саша, мы долго у этих стендов не задержались – на ДР больше хотелось о светлом думать.
какое богатое на музеи село Вятское, настоящие жители есть в селе или это целиком музейный объект?
Конечно есть. Об этом в следующих частях.
Здорово, когда ребятишек привлекают к таким делам. Это учит их ценить историю, любить Родину. Как этого многим не хватает в нынешнее время.
Оля, я уверена, что молодое поколение Вятского вырастет настоящими патриотами. Их учат любить малую родину там, где они живут и гордится своим селом.
А, Танечка, юного сотрудника ты упоминала, когда о доме Горохова писала…
Это я за Татьяну отвечал, поэтому и не понял контекста. Скорее всего это и вправду сын сотрудницы, выполняющей функции “торгующей крестьянки Гороховой”.
Уже встречалось название Вятское и отмечала для себя: вот бы побывать, вот где красотища-то, но когда сложится… А когда-нибудь, да хоть вот сейчас!
Отличный день, красивые виды, таким теплом, русским духом, стариной всё отдаёт. В музее хороши комод, шкаф кухонный, да и сундуки люблю))) Чай из стаканов – я и дома что-то стала из такого пить.
От души насмотрелась и начиталась, какое приятное место.
Дальше будут печатные машинки, радиоприёмники и что-то ещё – забыл 🙂
А как же ” Юный сотрудник дома Горохова”?
Не попал в кадр. Он и не стремился, а без спроса снимать неудобно.
Уютное селение какое. Чистота вокруг. А работники музеев здесь все юные?
Оля, подростки работают только в русских забавах. Я думаю, это правильно. Мальчишки ещё и сами не прочь поиграть, поэтому, думаю, что они блестяще выполняют свои обязанности гидов по русским забавам.