В конце 2021 – начале 2022 года в Третьяковской галерее на Крымском валу прошла выставка работ Михаила Александровича Врубеля. Полотно “Царевна-лебедь” открыло выставку и как бы представило талант Михаила Врубеля.
Именно “Царевна-Лебедь”, написанная в 1900-м году, как никакая другая работа готовила зрителя к восприятию творчества художника. Она признана квинтэссенцией творчества Врубеля. В ней мастер собрал всё, что его привлекало. В “Лебеде” он воплотил свои главные творческие методы.
Общепризнанно, что написании полотна Врубель вдохновлялся постановкой оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Но это не совсем так.
Предлагаем фрагмент оперы – симфоническую картину “Три чуда”.
Композитор написал музыку к столетию Александра Сергеевича Пушкина. Партию Царевны-Лебедь исполняла супруга художника, Надежда Забела.
“Царевна-Лебедь” на выставке
Картину выбрали ключевой на выставке М.А.Врубеля по многим причинам.
Во-первых, Врубеля всегда интересовала тема театра, а также влекли сказочные мотивы.
Во-вторых, полотно представляет особый врубелевский цвет. Это мерцающий перламутр, жемчужно-белый, синий, лиловый. Перламутровый колорит картины словно порождён музыкой оперы.
В третьих, мастер очень любил предзакатное время. На холсте показан тот момент, когда солнце через минуту – другую исчезнет за горизонтом и на землю опустится мрак.
В четвёртых, полотно вызывает тревожное чувство. Оно присуще многим работам Врубеля. Мы не знаем, куда уходит царевна. Исчезнет ли она с последними лучами солнца, растворится ли в ночной мгле?
В кого сейчас превратится прекрасная Царевна-Лебедь? Останется ли она женщиной или преобразится в птицу? Современники Врубеля чувствовали эту тревогу и называли Царевну-Лебедь апокалиптической девой.
Кого изобразил Врубель на полотне “Царевна-лебедь”
Лицо героини совершенно врубелевское. Существует мнение, что Царевна-лебедь – это портрет Надежды Забелы. Но Врубель никогда не называл это полотно портретом своей жены. На самом деле в образе царевны соединились два лица – Надежды Забелы и Эмилии Праховой.
Образ большеглазой женщины присутствует едва ли ни на всех полотнах мастера. Он сопровождал Врубеля на протяжении всего творчества.
Полотно Врубеля и опера Римского-Корсакова
На полотне сходятся две темы – реальность и фантастика. В нём воплотилась одна из идей творчества Михаила Врубеля – идея метаморфозы. На картине происходит воплощение героини из лебедя в деву. Но Врубель также показал и обратное превращение – из девы в лебедя.
Устоявшееся сегодня восприятие картины не совсем правильное. Оно чересчур прямолинейно. Считается, что мастер изобразил на холсте черты Надежды Забелы-Врубель, его жены и его музы в роли Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На самом деле, перед нами предстаёт не совсем портрет и не совсем костюм Забелы Врубель.
Немногие знают, что картина “Царевна-лебедь” была написана Врубелем за полгода до того, как Римский-Корсаков завершил создание оперы. Известно, что композитор посылал Забеле кусочки ее партии. Художник несомненно их слышал. Но Врубель не видел оперу целиком. Он не мог воспринимать образ супруги на сцене.
Совсем наоборот, в какой-то степени Николай Андреевич Римский-Корсаков мог вдохновляться произведением Врубеля. Музыкант писал певице: «Как там у Михаила Александровича продвигается его произведение? Очень мне интересно увидеть, что за Царевна-Лебедь возникает на его полотне».
В ответ Забела-Врубель спрашивала у Н.Римского-Корсакова – «А вы как видите на сцене этот образ?»
Видение Римского-Корсакова очень конкретное:
«У вас есть 40 секунд на то, чтобы отбросить крылья. И примерно столько же времени нужно на то, чтобы во лбу Царевны-Лебедь загорелась звезда».
Это представление Римского-Корсакова о бутафорской, театральной лебеди. А у Врубеля проявилась метафора превращения.
Современники о Царевне-лебеде
Современники воспринимали полотно не таким идеалом чистой красоты Серебряного века, каким мы видим его сейчас. Наоборот, Римский-Корсаков писал, о том, что лебедь – это апокалиптическая птица.
Другой современник Михаила Врубеля, первый биограф художника Александр Иванов отмечал:
«Не сама ли это Дева-Обида, которая плывёт вдоль таинственных и зловещих, освещённых заходящим солнцем лесов”.
Иванов в двух предложениях описал впечатление о «Лебеде»:
«…Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны». Но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах».
Михаил Александрович Врубель на полотне “Царевна-лебедь” гениально выразил метафору превращения сказочную героини в настоящую и обратно, одной женщины в другую, дня в ночь и волшебства в земную жизнь.
После выставки в ГТГ и Русском музее картина вновь вернётся на постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
Билеты в Третьяковскую галерею
Вы можете купить билет в галерею онлайн по номинальной цене. Предлагаем ссылку.
Купить билет в Третьяковскую галерею онлайн по номинальной цене.
Но лучше приобрести билет в галерею вместе с аудиогидом. Рекомендуем!
Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею..
Все тонкости посещения Третьяковской галереи изложили в отдельной статье.
Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку.
Для написания статьи использованы материалы видео-обзоров выставки М.А.Врубеля.
https://lavrus.tretyakov.ru/publications/ekskursiya-vystavka-mikhail-vrubel/
https://www.youtube.com/watch?v=WgiAbHcsl6M