Вологда. Путешествие по вологодской земле. Отчёт о поездке в Вологду десятилетней давности. В конце июля 2009 года мне удалось ненадолго вырваться из Москвы. Выдвигались планы поездки в Чернигов (очень хотелось – попали туда позже), Санкт-Петербург (был 100 раз – все равно хочется), но в итоге был выбран бюджетный вариант в виде Вологды и окрестностей.
Дорога до Вологды
Окрестности, увы, оказались достаточно близкими – ни до Тотьмы, ни, тем паче, до Великого Устюга доехать в тот раз не удалось.
По телефону, найденному в сети, была забронирована гостиница Вологодской администрации – центр, 1700 р/сут., рядом охраняемая автостоянка. Комары, увы, прилагались, поэтому фумитокс оказался нелишним. В остальном всё оказалось вполне прилично: мебель, конечно, старая, но чисто. Горячая вода есть.
Выехали поздно: в 10.30 буднего дня из Люберец. Накануне меня сглючило и, для очистки совести, я утречком съездил в сервис на компьютерную диагностику. Ничего криминального не нашли, но 3,5 часа улетело псу под хвост, учитывая, что выезд был запланирован на 7.00.
Дальше, как и предполагалось, попали в пробку на МКАД, так что в Ярославской области оказались лишь около 2 часов пополудни. Первая остановка была запланирована на 111 км . Это место было традиционным, въевшимся в “моск” с начала 90-х гг. На вершине холма спланирована площадка, рядом стоит кафешка, недавно появилась симпатичная часовня. Но теперь всё это осталось в прошлом. Нет, площадка с кафешкой никуда не делись, просто заезжать туда стало не резон. В 2010 году в пределах Владимирской области открыли участок нового автобана в обход крутых горок и старых деревень.
Зайдя в кафешку я немного растерялся: на какой угол креститься то, на красный, али на медвежий 🙂 ?
Павло-Обнорский монастырь
Дальше двинулись практически без остановок до Вологодчины. Место, куда решено было заехать, спряталось под типично советским названием “Юность”(вспомните “Новый Быт” или “Льва Толстого”). Так и есть, под этой обманкой скрывается монастырь. Он не особо известен, потому и дорога туда ведет грунтовая, зато очень живописная.Это Троицкий Павло-Обнорский монастырь, основанный в 1414 г. учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским, закрытый в 1924 году и возобновленный в 90-е гг. прошлого века.
Главный Троицкий собор был разрушен, рака с мощами Павла Обнорского стоит в деревянной часовенке.Атмосфера в монастыре какая-то нестяжательски-патриархальная, напоминающая “вертоград процветший”.Хотя по обустройству, не говоря о богатстве, до Лавры ему ох как далеко. Вот как выглядит, например, монастырская звонница.А это типичная северная поленница. Здесь вам не резиденция в Переделкино. На Вологодской земле с морозом шутки плохи, вот братия и заботится об отоплении загодя.Чуть дальше на холме стоит храм скита Воскресения Христова с 3-мя приделами. Церковь не освящена, главы утрачены, по стилю конец XIX в. Лезть ради этого на скользкую после дождя горку не захотелось. Да еще и слепни почуяли сладкую московскую кровушку 🙂Ограничились осмотром братского корпуса с домовой Успенской церковью. Особенно умилила типичная для провинции голубая краска на оконных рамах.
Вологда
От монастыря до Вологды оставалось менее 100 км. В город добрались к вечеру, бросили вещи в гостинице, машину поставили на стоянку и отправились гулять. Сразу чувствуется, что город северный, Москве не чета. Даже летом…У почтамта узрели местный нулевой километр. Выглядит он куда приятнее и информативнее, чем у нас. Монетками в него никто не кидается:)На бульваре встретили оригинальных представителей местной фауны.
Убедились в том, что на призывы…
здесь мало обращают внимание. Это Набережная 6-й Армии у дома адмирала Барша.
Закончили первый вечер дежурным снимком ансамбля Соборной площади.
Ферапонтов монастырь
На следующий день были запланированы две знаменитых северных обители: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Ферапонтово находится подальше от Вологды, с него и начали. Монастырь основал инок Ферапонт, пришедший вместе с другом своим Кириллом на Север из Симонова монастыря. В 1398 г. Ферапонт ушел от Кирилла искать себе новое место “пространное и гладкое”. Место сие было найдено на холме между Бородавским и Паским озерами, откуда открывается чудесный вид на озера, леса и окрестные луга.Спустя 10 лет князь Андрей Дмитриевич пригласил Ферапонта в Можайск, где тот основал Лужецкий монастырь.
Каменное строительство начинается после большого пожара 1488 г. стараниями сосланного сюда архиепископа Иоасафа, поссорившегося с Иваном III. Именно при нем был возведен каменный собор Рождества Богородицы, расписанный самим Дионисием.
Чтобы попасть к вратам монастыря, надо перейти узкую протоку между озерами…
по типичному для Севера ряжевому мосту. Ряжи – конструкции в виде срубов (ящиков) из брёвен или брусьев, заполняемых камнем. Применяются в качестве опор при строительстве мостов на реках с быстрым течением.
Архитектура монастыря
Дорога ведёт к Святым вратам с двумя шатровыми храмами во имя Богоявления и Ферапонта. Это одни из последних шатровых церквей на Руси, возведенные в 1649 году. Интересно, каково было сосланному сюда патриарху Никону, на вершине своего могущества запретившему строительство шатровых храмов, ежедневно видеть столь “богомерзкие и богопротивные” сооружения? 🙂
Негативное отношение Никона к шатровой архитектуре нуждается в пояснении. Дело в том, что наряду с изменениями в порядке ведения службы, приказа переписать церковные книги и соблюдать многие, доселе неизвестные на Руси церковные обряды, Никон распорядился строить церкви с куполами. Шатровые же верха у храмов возводить запретил. Поэтому, соборы и церкви с шатровыми навершиями у нас часто называют “дониконовскими”.Опальному патриарху было чем заняться в ссылке. Например ходил он “по воде, аки посуху” на другой берег Бородавского озера к тому месту, где сейчас установлен поклонный крест.
Монастырь отличает удивительно гармоничный ансамбль, прекрасно вписанный в природное окружение.Трапезная с церковью Благовещения, Богородице-Рождественский собор, церковь Мартиниана и колокольня объединены позднейшей крытой галереей, типичной для Русского Севера с его суровым климатом.
Фрески и интерьеры
Главное художественное сокровище монастыря – это фрески собора, выполненные мастером Дионисием “со товарищи” с августа 1502 по сентябрь 1503 г. Конечно расписывали храм только в теплое время, с октября по май работы не велись. Снимать фрески Дионисия тогда не разрешали. А вот портал собора, прежде открытый, можно было фотографировать.
Вплотную к собору стоит шатровая церковь Мартиниана. Её освятили в честь 2-го настоятеля монастыря после Ферапонта. На фото собор слева, а шатровая церковь Мартиниана справа.
Мартиниан возродил монастырь, пришедший в упадок после ухода Ферапонта. Особое внимание второй игумен уделял своему любимому делу: переписке книг и созданию библиотеки. Все иноки имели послушание читать, переписывать и переплетать книги. Не случайно на поздней росписи Мартиниан изображен рядом с основателем обители Ферапонтом.
В церкви Мартиниана сохранился довольно поздний двухъярусный иконостас XIX столетия.
В трапезной палате реконструировали монастырский стол XV -XVI вв со старинной глиняной, деревянной и оловянной посудой: ковшами, братинами и чарками.
Ферапонтовский музей представляет немало любопытных артефактов: икон, церковной утвари, золотного шитья. Ограничусь бархатной ризой с вышивкой Ферапонтова монастыря на оплечье.
Монастырский комплекс стоит на вершине холма. Особенно красивый вид открывается на него с восточной стороны. Слева направо видны: церковь Мартиниана 1640-41 гг., собор Рождества Богородицы 1490 г. и Благовещенская церковь при трапезной 1530-34 гг.
Из Ферапонтово наш путь лежал в Кирилло-Белозерский монастырь.
О Вологде. Путешественнику на заметку
Наши советы по выбору отеля в Вологде найдёте в обзоре “Вологда. Гостиницы”.
Предложим читателям рассказ о нашей новогодней поездке в Вологду.
Рекомендации экскурсий в Вологде обосновали в отдельной статье.
Вологда. Часть 1
Вологда. Часть 2
Вологда. Часть 3
Вологда. Часть 4
Вологда. Часть 5