Вартбург – это древний замок в Тюрингии. В нашей виртуальной экскурсии мы не будем последовательно переходить из зала в зал и рассказывать о перестройках и реставрациях. Мы остановимся на самых ярких страницах из почти тысячелетней истории крепости и проиллюстрируем их снимками Вартбурга.
Вартбург или “Жди гора!”
В легенде об основании замка нет ничего удивительного. Это чувствуешь, когда приближаешься к Вартбургу. Цитадель видно уже из Айзенаха. А когда поднимаешься по мощёной дороге к самой вершине горы, то так и хочется крикнуть, как когда-то крикнул Людвиг дер Шпрингер (Прыгун): “Warte der Berg!”, то есть “Варт берг – Жди, гора!”
Если бы только граф Людвиг дер Шпрингер мог немедленно начать строительство, он тут же приступил бы к делу, но этому препятствовали некоторые обстоятельства. Однако давайте обо всём по порядку.
Почему Людвига прозвали “Прыгуном”
Прежде всего поясним столь необычное прозвище графа Людвига из рода Людовингов. Наш герой весьма любил красивых женщин. Чтобы овладеть очередной красоткой, граф не задумывался о средствах. Однажды он даже убил супруга понравившейся ему молодой замужней женщины, чтобы красавица больше не пряталась за спину мужа и Людвиг мог сам взять её в жёны. Но преступление раскрылось и церковный суд заключил сластолюбца в тюрьму. Граф не собирался мириться со своим положением и задумал побег. Он сказался больным, и попросил принести ему шинель, чтобы укрыться от холода. На этой шинели Людвиг и выпрыгнул из окна каземата и был таков. Наказания граф избежал, но получил кличку, прославившую его в веках – Прыгун или Скакун.
Вартбург. Основание замка
Охотясь в окрестностях Айзенаха, Людвиг Прыгун решил отдохнуть. Его подданные нашли подходящую площадку и устроили привал как раз на той скале, где сейчас стоит замок. Людвиг был восхищён красотой вида. Но не только великолепная панорама поразила его воображение. Он сразу понял, в каком стратегически важном месте стоит эта гора. Мимо проходили торговые пути, они великолепно просматривались со скалы и их легко было держать под контролем. Вот тогда Людвиг и воскликнул своё историческое: “Дождись меня гора, ты должна нести мою крепость!” Историки утверждают, что случилось это в 1067 году.
Людвиг Прыгун владел обширными земельными угодьями неподалёку, но никаких законных прав на Вартбург у него не было. Ошеломлённые решением Людвига Шпрингера обосноваться именно здесь, владельцы этих угодий Франкенштайны попытались отстоять свои законные права на голый скалистый утёс. Это не остановило хитрого и предприимчивого графа. Он приказал ночью натаскать сюда тысячи корзин земли из своего родового владения.
Кто теперь скажет, что крепость стоит не на его земле? Но это всё легенды. Историки по сей день не могут вразумительно объяснить, что же действительно заставило Людвига Прыгуна перебраться в Вартбург из своего родового имения Шауэнберг под Фридрихсродой.
Первое официальное письменное упоминание о замке Вартбург относится к 1080 году. Бруно фон Мерзебург в книге “О борьбе саксонцев” описал, как воины из замка напали на отряд короля Генриха IV.
Прожил Людвиг Прыгун до 1123 года. Среди всех Людовингеров его биография самая запутанная и драматическая. Император Генрих IV пожаловал ему графский титул, а в лице его преемника, Генриха V, Шпрингер нажил злейшего врага и воевал против императора. После освобождения из тюрьмы в 1116 году он ушёл простым монахом в монастырь Райнхардсбрун, где и окончил свои дни.
В 1130 году император Лотар III пожаловал сыну Людвига Прыгуна, Людвигу I, титул ландграфа. Немалую роль в этом возвышении сыграла удачная женитьба второго Людовинга на Гедвиге фон Гуденсберг, в результате которой Людвиг I завладел гессенским имуществом Гизонов.
Строительство собственно замка и дворца началось в 1155 году. Тогда Вартбургом владел внук Людвига Прыгуна, Людвиг II Железный, женатый на сестре Фридриха Барбароссы. Дворец сохранился наилучшим образом. Его считают лучшим образцом светского романского стиля к северу от Альп.
Опустим этапы строительства и расширения замка. Перенесёмся в начало XIII века, когда Вартбургом владел Германн I – знаменитый покровитель придворной рыцарской поэзии раннего средневековья.
Легенда о миннезингерах
Во времена Людвига III Доброго и его брата Германа I Вартбург переживал наивысший расцвет. Братья успешно интриговали против соседних княжеств, но за политикой не забывали и о культуре. Тюрингский двор в Вартбурге соперничал с Бабенбергским в Вене. Это были два основных центра поэтического искусства Германии.
Герман хорошо знал как древнюю античную, так и современную французскую поэзию. Он заказывал поэтам переводы и переработку шедевров. Крупнейшие представители немецкой эпической поэзии – Вальтер фон дер Фогельвейде, Генрих фон Фельдеке – подолгу гостили в Вартбурге. Пребывание Вольфрама фон Эшенбаха в Веймаре в 1203 году документально подтверждено. Именно в Вартбурге он создал “Утренние песни” и шестую и седьмую части грандиозной поэмы “Парсифаль”, состоящий из 25 тысяч стихов.
Для немецких читателей Генрих фон Фельдеке переработал сюжет “Энеиды” Вергилия, поэт работал над ней в Вартбурге. По просьбе Германа I появились немецкие переводы “Метаморфоз” Овидия (Альбрехт фон Хальбершадт), “Песни о Трое” (Герберт фон Фрицлар) и “Песни об Александре” (Битерольф).
Поэтические празднества в Вартбурге и буйные нравы тюрингского двора стали темой знаменитой легенды о состязании шести певцов – миннезингеров. (Миннезанг – немецкое minnesang, то есть «любовная песня» — жанр немецкой средневековой рыцарской поэзии). Миннезингерами называли средневековых трубадуров, певцов и музыкантов. Древняя германская сага “Sangerkrieg” о поэтическом состязании миннезингеров в её первоначальной редакции до нас не дошла. Самый ранний список датируется рубежом XIII – XIV веков. Вольное переложение саги использовал Рихард Вагнер как сюжет оперы “Тангейзер”.
Миннезингеры соревновались ради благосклонности ландграфа Германа I. Цена состязания была очень высока. Боролись не за то, чтобы выиграть, а чтобы не проиграть. Честолюбие и романтический пыл заставили участников объединиться в зловещем решении: проигравший идёт на плаху. И как не старались певцы, одного из них должны признать худшим: несчастный должен был поплатиться за это жизнью. История донесла до нас имена миннезингеров: Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде, Раймер фон Цветер, Иоганн Битерольф, Генрих Шрайбер, Генрих фон Офтердингер.
Определить побеждённого не составило труда. Пять миннезингеров восхваляли ландрграфа Германа, пели о его непревзойдённой щедрости, сравнивали с лучезарным днём. Генрих фон Офтердингер воспевал австрийского герцога Леопольда VII. Это и решило ход дела. Казнь была неминуема, если бы… в дело не вмешалась женщина, вторая жена ландграфа, Софья фон Виттельсбах. Она упросила мужа дать Офтердингеру отсрочку на год. Вот как в замке изобразили эту сцену: коленопреклонённый несчастный миннезингер умоляет Софи заступится за него.
Эта история со счастливым концом – проигравший трубадур обратился за помощью к венгерскому магу Клингсору. Привлекал ли тот свою сверхъестественную силу или нет, но совет кудесника был предельно прост, он указал миннезингеру на текст песнопения и сказал, что ему помогут не голос и музыка, а стихотворный текст. Так и вышло.
Когда через год певцы собрались вновь, то наш герой предсказал рождение великой принцессы Елизаветы и прославил её в стихах. Так приговор был отменён, Герман I приобрёл репутацию знаменитого покровителя придворной рыцарской поэзии, а предсказание миннезингера очень скоро исполнилось.
Если вы побываете в Вартбурге, рассмотрите эту картину повнимательнее. Автор росписи, Мориц фон Швинд, не удержался от типичного для его эпохи искушения и наделил персонажей портретным сходством с обитателями веймарского двора XIX века и некоторыми именитыми современниками. Среди участников этой сцены легко узнать Гёте, Шиллера, Листа, Вагнера и даже Мартина Лютера.
Легенда о святой Елизавете
Это знаменитое предание рассказано в картинах – фресках и мозаике, которыми украшены залы Вартбурга. Мозаичные панно выполнили по эскизам Августа Ёткина в 1902-1906 годах. Мозаика завершила большие реставрационные работы в Вартбурге, когда кайзер Вильгельм II повелел украсить комнату Елизаветы. Работу он посвятил своему дяде, Карлу-Александру, внуку русского императора Павла I, который умер в 1901 году. Работы приурочили к 700-летию со дня рождения святой Елизаветы.
В том же 1207 году когда конкурс певцов завершился миром, у венгерского короля Андраша II из династии Арпадов родилась девочка. Крестили её Елизаветой. Герман I не пропустил такого события и уже через 4 года забрал будущую невестку у отца и привёз в Вартбург.
Она стала невестой его сына и наследника, тюрингского ландграфа Людовика IV Святого. До конца дней Людвиг называл свою жену “сестра моя”, потому что они поначалу играли вместе, хотя Людвиг был на 7 лет старше своей невесты. Венчание состоялось через 10 лет после прибытия невесты из Венгрии и Елизавета стала полноправным членом семьи вартбургских ландграфов.
Елизавета была доброй и милосердной. Её брак с Людвигом святым был очень счастливым, но муж не одобрял благотворительности супруги. Однажды, она несла беднякам хлеб в корзине, но откуда ни возьмись, на её пути появился Людвиг.
– Что ты несёшь в своей корзине? – грозно спросил он у жены.
– Я несу розы, чтобы украсить наш дом, мне их срезали в саду, – ответила перепугавшаяся Елизавета.
– Покажи! – не поверил Людвиг.
Трепеща от ужаса, Елизавета раскрыла корзинку. Но произошло чудо – хлеб превратился в цветы и глазам разъярённого супруга предстали свежие, благоухающие розы.
Прошло ещё шесть лет. Её супруг, Людовик IV вот-вот должен был отправится в крестовый поход.
Но не война разлучила супругов, а смерть. Людвиг заболел лихорадкой и в 1227 году умер. Родственники ополчились против молодой вдовы. Брат Людвига, Генрих Распе IV, не принял никаких мер, чтобы Елизавета осталась в доме. Властная свекровь, ландграфиня София, которая с таким жаром защищала несчастного трубадура на конкурсе певцов, изгнала невестку вместе с детьми, своими внуками, из Вартбурга.
Приютили Елизавету в бедной хижине. Она умерла, пережив мужа лишь на 4 года, не дожив даже и до 25 лет. Ещё через четыре года Елизавету причислили к лику святых и она стала небесной покровительницей своей родной Венгрии, и Тюрингии, где приняла чашу страданий и умерла.
В Вартбурге помнят и чтят святую. В середине XIX столетия по желанию и на средства великокняжеской династии Саксония-Веймар-Айзенах замок украсился удивительными фресками. Самым знаменитым участником творческой работы стал известный немецкий художник-романтик Мориц фон Швинд. В 1854-1855 годах, к 800-летию основания Вартбурга, он расписал стены замка. Шесть больших фресок рассказывают о подвижнической жизни Святой Елизаветы.
Легенда о святой Елизавете вдохновила Ференца Листа на создание оратории с таким же названием. Но не будем забегать вперёд.
Вартбург. Галерея Маргариты
Суровы были средневековые нравы. Правление Альбрехта Выродка и его сына Фридриха Укушенного менее всего способствовало процветанию поэзии и искусства. Княжеский двор искал более грубы разлечений. Помнят стены Вартбурга и ещё одну трагедию. Доведённая до отчаяния издевательствами мужа, Альбрехта Выродка его несчастная супруга Маргарет, дочь императора Фридриха II, бежала из замка в 1270 году. Для побега ландграфиня использовала верёвочную лестницу. Выбралась она через западный переход галереи, что до сих пор зовётся её именем.
Вартбург и Мартин Лютер
Последний правитель из династии Людовингов умер в Вартбурге в 1406 году. Блеск рыцарства угас. Вартбург перешёл к Веттинам, а позднее и вся Тюрингия отошла маркграфам Майсенским. Вартбург стал их резиденцией. Уже в XV веке в замке появились строения “фахверк”. Сначала на переднем дворе, в зданиях устроили дом рыцарей.
Затем добавили крытые оборонительные переходы, где находились управляющие службы замка. Позже часть дома служила тюрьмой, в ней в 1521-1522 годах и разместили 38-летнего Мартина Лютера.
Мартину Лютеру покровительствовал курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый. По его приказу знаменитого проповедника “похитили” в Тюрингском лесу 4 мая 1521 года.
Таким образом его спасли от преследований католической церкви. Сам Лютер знал о плане спасения, но его просвещённые современники об этом не подозревали и уже оплакивали Мартина. 17 мая Дюрер записал в своём дневнике: “О, Боже, Лютер мёртв! Кто же теперь будет так ясно толковать нам святое Евангелие!… О, вы все, люди добрые во Христе, присоединяйтесь с усердием к моему плачу…”
Юнкер Йорг
Лютер отпустил себе бороду, отрастил длинные волосы, его стали называть юнкером Георгом (Йоргом). Последующие десять месяцев он скрывался в Вартбурге. Там же Лютер перевёл библию на немецкий язык. Его покровитель Фридрих III и сам не знал, куда его приближённые спрятали Лютера. Ведь не зная, не солжёшь и не проговоришься. На вопрос, где скрывается опальный проповедник, Фридрих отвечал правду: “Я не знаю”.
Обратите внимание, что на портрете, висящем на стене комнаты, (верхний снимок) Мартин Лютер изображён с бородой. Справа от письменного стола расположена небольшая подставка для ног, это позвонок кита, единственная уцелевшая подлинная вещь, которой пользовался проповедник.
Священное писание существовало на немецком языке задолго до Мартина Лютера. Но это были переводы с латыни. Лютер же перевёл Новый завет с оригинала, с греческого языка. Более того, он использовал понятный и общедоступный язык Верхней Саксонии. Он избегал латинских выражений и выбрал простой, но яркий слог пересказа жизни Христа. Его Библия на долгие годы стала настольной книгой немецкого народа.
Жил и трудился проповедник в маленькой комнате. Здесь же его искушал нечистый, в которого Мартин Лютер запустил чернильницей. Говорят, за печкой так и осталось чернильное пятно. Многочисленные почитатели Лютера растащили часть стены за печкой по щепочке и от пятна не осталось и следа.
Комнату Лютера опознали при реставрации в 1845 году по многочисленным автографам, оставленным на стенах паломниками, начиная с 1580 года. Здесь побывало множество посетителей из всех стран, жаждавших взглянуть на комнату Лютера. При этом исчезли не только личные вещи и чернильное пятно, но и всю мебель просто разнесли на сувениры.
Вартбург и Гёте
В 1777 году Гёте провёл в Вартбурге больше месяца. Он восхитился ландшафтом этих мест с широкой панорамой Айзенаха, лежащей перед ним, как на ладони.
Поэт был очарован удивительной атмосферой и богатой историей замка, его культурным значением. Но состояние Вартбурга в те времена было удручающим. Будучи министром при Веймарском дворе, Гёте ходатайствовал о реставрации замка и создании в его стенах музея. Но государственная машина крутится очень медленно. Прежде чем нашлись средства на его восстановление, в Вартбурге произошло ещё одно важное событие.
Немецкие Буршеншафты и Вартбургское праздненство
После наполеоновских войн в 1815 году в Германии появилось общество буршеншафтов. В ту пору страна была раздроблена, она состояла из многочисленных независимых земель и княжеств. Патриотические слои Германии стремились к её объединению. Девизом общества было: «честь, свобода и отечество». И хоть у них не было программы, но буршеншафты ставили перед собой просветительские цели и выступали за объединение Германии.
К 300-летнему юбилею Реформации и четырёхлетней годовщине “Битвы народов” под Лейпцигом 18 октября 1817 года студенты Иенского университета приехали в Вартбург на патриотический праздник. Руководило студентами общество «Буршеншафт».
Впервые пятьсот молодых людей собрались в большом зале Вартбурга. Они призывали 35 разрозненных немецких княжеств к объединению. Студенты были одеты в чёрные мундиры с красными обшлагами и золотыми пуговицами. Так появились три цвета флага объединённой Германии, сочетание трех «студенческих» цветов: черного, красного и желтого.
Вартбург и герцоги Саксонии и Веймара
В первую очередь среди благотворителей замка Вартбург следует назвать герцогиню Саксонии и Веймара, дочь русского императора Павла I Марию Павловну. Скорее всего именно Гёте обратил внимание Марии Павловны и её супруга на Вартбург. Ещё в 1805 году она посетила замок и пожертвовала огромную сумму золотом на его восстановление. Но в основном реставрационными работами занимался её сын, герцог Карл-Александр (женатый на своей кузине, дочери нидерландского короля Виллема II и сестры Марии Павловны, Анны Павловны). Вы видите его портрет на снимке. Проект восстановления замка реализовали уже после знаменитого Вартбургского празднества.
Вартбург и Ференц Лист
Кроме Гёте и герцогов Саксонии, Вартбург посещали Шиллер, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Но человеком, для которого Вартбург стал источником вдохновения, был Ференц Лист. Музыкант специально переоборудовал один из залов замка и превратил его в один из лучших концертных залов.
Изобразительное искусство неоднократно вдохновляло Листа на создание музыкальных композиций. В 1857 в Вартбурге композитор увидел фрески Швинда, рассказывающие о житии святой Елизаветы. Княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн, невенчанная жена Листа, написала черновик либретто. Интерес Листа к судьбе Елизаветы прямо связан с его жизнью. Так же как и святая, он ребёнком покинул Венгрию, а Германия стала его второй родиной.
В том же году немецкий поэт Отто Рокет написал текст «Легенды о Святой Елизавете», набросок либретто Каролины Витгенштейн очень помог ему в работе. Лист одобрил поэму и «со всей душой», как он сам вспоминал, сел за сочинение музыки. Но прошли годы, прежде чем композитор завершил работу над ораторией. В Торжественном зале Ференц Лист дирижировал симфоническим оркестром при первом исполнении оратории “Легенда о св.Елизавете” в 1867 году
Лист очень ценил Вартбург. Поскольку Веймарский капельместер разбирался в физике звука, ему удалось добиться 100% акустики в большом зале Вартбурга. По его просьбе в самом большом зале дворца, который занимает всю его длину, на потолке сделали кессоны. Они то и усиливают звук. Не случайно, что в этом зале проводятся концерты и вручают награды.
Именно здесь ЮНЕСКО объявило Вартбург всемирным наследием.
Огромный зал с 55 окнами отапливают целых три камина. Интересно, что праздничный зал Вартбурга послужил примером для подражания королю Баварии Людвигу II в создании его сказочного замка Нойшванштайн (Новый Лебединый Камень).
Вартбург и Третий рейх
Адольф Гитлер не оставил Вартбург без внимания. Вскоре после прихода к власти ему захотелось увидеть на башне замка свастику вместо креста. Фюрер чувствовал особенную мистическую атмосферу и сверхъестественную силу Вартбурга. Он верил в оккультизм и истово желал получить ответы на мучившие его вопросы. 15 марта 1938 года именно сюда Йозеф Геббельс пригласил ровно двенадцать астрологов и ясновидцев. Они склонились над картой звёздного неба и изучали гороскоп Третьего Рейха. Гитлер хотел знать, что пророчат звёзды его империи. В стенах Вартбурга экстрасенсы вынесли тяжёлый приговор. Не только Третьему рейху, но, как оказалось, и самим себе. Астрологи не предрекли торжества нацизма и тон их выводов оказался весьма неблагоприятным. После такого прогноза ясновидящие больше уже никогда и никому ничего не предсказывали и их самих уже никто не видел.
Романская архитектура Вартбурга
Чтобы рассказ о Вартбурге был полным, давайте заглянем в старые помещения замка. Одно из них – рыцарский или романский зал. Комната очень функциональна, через неё можно попасть во все помещения дворца. Первоначально пола в этом зале не было, замок стоит на скале, природный камень и cлужил полом.
Другое восстановленное древнее помещение – трапезная. Там уцелели деревянные дубовые перекрытия 1158 года, возраст определили по годичным кольцам на деревянных балках.
В то время даже во дворцах знати мебели было немного.
На стене висит ковер середины XV века (1448 год). Гобеленов тогда ещё не ткали, а такие ковры делали в городе Базеле. На шпалере изображены символы добродетели. Олень символизирует воздержание, призывает побеждать страсти. Грифон олицетворяет бдительность, единорог – целомудрие, а лев – силу. За прошедшие полтысячи лет цвета драгоценного ковра не потускнели, они сохранили былую яркость красок.
Очень интересна подлинная колонна в трапезной палате. Орёл и лев весьма почитались в семье Людовингеров. Но почему здесь орёл смотрит вниз, а растения тянутся вверх до сих пор толком неизвестно. Предполагается, что орёл может быть символом смерти, а растения обозначают воскресение.
Ни в одном другом замке Германии нет столько каминов, как в Вартбурге. Камины здесь установлены в каждой комнате, тогда как в романскую эпоху обычно отапливали лишь одно помещение.
Вартбург. Музейная коллекция
Идею создать в Вартбурге музей высказал ещё Гёте. Мария Павловна и её сын Карл-Александр положили начало кунсткамере. Артефакты должны были иллюстрировать историю Вартбурга. Но мебели и утвари эпохи раннего средневековья почти не сохранилось. Поэтому меценаты Вартбурга стали искать и собирать произведения искусства для музейной коллекции. И чего только не нашлось в руинах замков, на церковных чердаках, в разрушенных усадьбах, подвалах старинных городских домов! Собрание пополнилось предметами из Веймара, жители города немало пожертвовали в пользу музея. Многие вещи приобретались на аукционах, в антикварных лавках. Благодаря поискам и пожертвованиям в экспозиции появились картины Лукаса Кранаха и драгоценное оружие.
“Вартбург, какое изобилие воспоминаний связывает каждого немца с этим именем. Где стоит ещё такой замок, который смог бы сравниться с его историческим значением и поэтической освящённостью !” – такими словами начинается записка архитектора Хуго фон Ритгена наследственному герцогу Саксонии Веймар-Айзенах Карлу Александру. С тех пор прошло более 150 лет. По сей день замок не потерял своего культурного и исторического значения для Германии.
Замок работает без выходных. С апреля по октябрь 8.30-17.00 (ворота закрываются в 20.00), ноябрь-март 9-15.30 (ворота закрываются в 17.00)
В подготовке материалов для этой статьи использованы
книга Гюнтера Шухардта “Вартбург” издательства Verlag Schnell & Steiner Gmbh Regensburg;
рассказ музейного гида;
книга Ю.П.Маркина “Вартбург – Айзенах – Эрфурт – Ваймар” М., Искусство, 1995.
Продолжение путешествия в Айзенахе. Весь маршрут новогоднего путешествия по Германии и Чехии можно посмотреть в сказочной были “За немецкими долами, чешскими горами.”
Огромное спасибо за такой познавательное и очень интересное повествование!!! Читается очень легко. Планируем поехать в гости к нашим друзьям в Тюрингию, решила посмотреть по карте, что есть рядом интересного и о чудо! в глаза бросился Wartburg,а потом уже на mail.ru нашла Вашу работу. Огромное спасибо ещё раз, надеюсь есть и другие рассказы у Вас.
Татьяна, огромное Вам спасибо за столь приятный отзыв. Мы проехали по Тюрингии несколько лет назад, были в Айзенахе, Эрфурте, Готе. В Готе ночевали в милом пенсионе с очень приятной хозяйкой. Если Вам интересны наши рассказы об Эрфурте и Айзенахе, вы легко их найдёте поиском на сайте.
Когда я приехал в Йену по работе, то решил с другом посмотреть местные достопримечательности. При поиске материалов в интернете я наткнулся на Этот сайт. Когда начинаешь читать Ваши статьи , то оторваться просто невозможно. Огромное спасибо!!!!! Нашел здесь про все интересующие меня замки, кроме Лойхтенбурга.
Игорь, спасибо Вам на добром слове. Мы стараемся излагать так, как рассказали бы доброму другу. И очень рады, что среди многочисленных читателей попадаются редкие ценители, которые нас понимают.
В замке Лойхтенбурга пока не были. Постараемся восполнить пробел!
Супер ,очень познавательно и вообще маршрут приемлемый,взяли на заметку
Вероника, тот новогодний германо-чешский маршрут удался на славу! Мы прокололись только в одном – по ошибке вместо трёх ночей в Готе забронировали только две, поэтому немецкую программу пришлось урезать. И ещё один момент – мы решили обосноваться на четыре ночи в чешском Стршибро. Логичнее было бы по дороге из Германии заночевать в Хебе, а потом ехать в Стршибро. Но нам в Хебе не повезло – всё приличное было уже забронировано, пришлось ехать к пару Мартину в Стршибро. Мы остались очень довольны.
Очень люблю читать интересные истории про замки, их владельцев и вообще интересных людях.
Начала читать, оторваться невозможно. Спасибо за интересный рассказ. Потрясающая история замка. Ничего подобного даже вспомнить не могу.:)