Картины Ван Гога в Москве. Продолжаем тему французской живописи конца XIX – начала ХХ веков. Основным художественным направлением этого времени был импрессионизм. Его логическим продолжением стал постимпрессионизм. Но в этом направлении есть множество отличий.
Постимпрессионизм
В импрессионизме есть объяснение метода, что делали художники. Они наблюдали реальность и фиксироали свои впечатления от увиденного. Импрессионисты – это группа художников, которые имели единые цели и задачи, это официальное объединение французских живописцев.
Постимпрессионизм – понятие условное. В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, которая выявила кризис направления. В ней уже не участвовали ни Моне, ни Ренуар (всего было 8 выставок импрессионистов).
Тон на этой выставке задавал Эдгар Дега с его серией женщин, совершающих туалет. Среди участников был также Писарро и последователи импрессионистов. К остальным художникам пришёл успех, они не могли участвовать в двух выставках одновременно. Это было первоначальное условие объединения импрессионистов. Таким образом, импрессионизм завершил XIX век и стал крупнейшим направлением живописи того времени.
Понятие постимпрессионизма ввёл в 1911 году французский искусствовед и торговец живописью и включил в него только четырёх художников – Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз-Лотрека. Объединять их не совсем верно, но, тем не менее, название “постимпрессионизм” прижилось. Никакой группы или объединения художники не устраивали, все они были одиночками. Завершением течения постимпрессионизма стал фовизм во Франции и экспрессионизм в Германии. Но настроения рубежа веков выразила великая троица – Ван Гог, Сезанн и Гоген.
Постимпрессионисты
Все они, пройдя через искушение импрессионизмом, старались преодолеть его этюдность, мимолётность. Они хотели создать что-то более основательное, достойное музейных экспозиций, вернуть искусству его монументальность. Они не добились известности при жизни (кроме Сезанна), их судьбы оказались трагичны. В отличие от импрессионистов они не стремились стать известными. Наоборот – старались бежать (flee) из Парижа, от цивилизации. Яркие периоды их творчества прошли за пределами столицы. Несмотря на различия, в их творчестве было то, что позволило объединить этих художников в одну группу – это стремление не просто фиксировать, но и интерпретировать натуру. Их произведения остались жить в категории большого времени и большого пространства.
Винсент Ван Гог
Ван Гог был голландцем по рождению, но жил он главным образом во Франции. Французы считают его французским художником. В некотором отношении это верно, потому что Ван Гог не стал бы художником так быстро, если бы не приехал во Францию. Он не получил систематического художественного образования и у него не было постоянного учителя.
Винсент родился в 1853 году и был старшим из трёх братьев. Уже в 16 лет дядя Винсента пригласил его работать в фирме, торгующей произведениями искусства. Будущий художник объехал всю Европу, ознакомился с коллекциями многих музеев и галерей. После этого он перепробовал множество профессий, пока наконец не стал художником. “Я останусь псом или попрошайкой, но всё равно я буду художником” – говорил Ван-Гог. В 1886 году он приехал в Париж и застал последнюю выставку имперссионистов. Живопись импрессионистов поразила его, а художники Монмартра приняли его в своё братство.
Творческий путь Ван Гога – это динамичная история поисков своего собственного художественного языка. (of his search for an artistic language of his own) “Вместо того, что бы пытаться воспроизвести (reproduce) точно, что находится перед глазами, я пользовался красками более свободно и это помогает мне выразить себя наиболее верно”, – писал Ван Гог.
Единственным взглядом мастер охватывает ( the master embraces) свой выбранный мотив и динамичными мазками, часто без кисти, просто выдавленными (squeezing) прямо на холст из тюбика, он передаёт (he transfers) не столько то, что он увидел, но больше то, как он чувствует мир. Выразительность картины передаёт бурный темперамент художника. Перед смертью Ван Гог сказал: “Да, я заплатил жизнью за свою работу и это стоило половины моего разума.” Александр Бенуа назвал его “мучеником идеи”, а Писсарро ещё при жизни Ван Гога сказал, что он либо сойдёт с ума, либо превзойдёт всех нас”.
***
И кто бы мог подумать, что сбудутся обе части пророчества. И хотя в коллекции музея находится всего лишь 5 полотен, которые были написаны за последние три года жизни, они в полной мере дают возможность полностью оценить сущность творческого метода Ван Гога.
У него было чрезвычайно мало времени. Художник прожил 37 лет – это роковой для мужчины возраст, определённый свыше. Ван Гог взял в руки карандаш лишь в 27 лет. И вот за этот сравнительно небольшой промежуток времени он успел сделать немало. Он всю жизнь искал. «Всю свою жизнь я искал форму служения людям, приемлемую для своей натуры» – признавался Винсент в письме брату Тео.
Картины Ван Гога в Москве. “Море в Сент-Мари”
“Море в Сент-Мари”. Кажется, что полотно очень близко к импрессионистам, даже мотив весьма похож. Но в эту картину вложена такая сила, (power) мощь, (mightiness) энергия, чего никогда не было у импрессионистов. Это море начинает превращаться в поле деятельности для этих самых рыбаков, которые работают в поте лица, что бы заработать себе на жизнь. И это символ труда, который создаёт Ван Гог.
На полотне нет уже вибрирующего мазка. Мастер швыряет краски на холст, выдавливает их из тюбика, ( squeezing the paint onto the canvas from the tube) вместо кисти даже использует свой палец, чтобы распределить краску. И он передаёт свою собственную жизненную энергию, делает это со своей собственной выразительностью, которую невозможно подделать (fake). Именно поэтому поддельных картин Ван Гога не существует. Конечно, подделать мазки можно, но совершенно невозможно подделать его энергию и мощь, с которой он писал свои холсты.
Картины Ван Гога в Москве. “Красные виноградники в Арле”
“Красные виноградники в Арле”. 1888г. Свои картины Ван Гог писал с натуры, он считал, что если работаешь по памяти, быстро теряешь тот пленерный импульс, который заставил тебя переживать.
Сохранились воспоминания Винсента в письмах брату Тео, как он, возвращался с работ на пленере, ехал в телеге. Садилось солнце, люди копошились в виноградниках и в лучах заходящего солнца весь этот пейзаж стал гореть и выглядел как огромный пожар. Ван Гог немедленно остановился и стал писать сцену. “Мы видели совершенно красный виноградник – красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним зелёное небо, вокруг фиолетовая после дождя земля, кое-где в ней жёлтые отблески заката”
И здесь обыкновенный пейзажный мотив приобретает природу притчи. Изображено солнце, раскалённое добела, оно растопило небо и зажгло виноградники. Здесь он использует свои любимые цветовые пары – синий и красный, красный и зелёный, синий и жёлтый. «Саму жизнь надо искать в цвете» – говорил он сам.
Ван Гог сразу работает красками. Он рисовал иногда даже и древком кисти, и пальцем, и тюбиком. Линия горизонта в этой картине скошена (многие художники сами к этому пришли). И люди – похожи на головешки, на уголья, они одеты в холодный синий цвет. И лиловые тени легли на землю.
Уже наступает вечер, скоро наступит ночь и совсем скоро эти лиловые тени захватят весь пейзаж. Ван Гог превращает это в пространственное, вселенское действо (action). Кажется, что всё тает на раскаленной добела (incandesent) жаре вечернего солнца. Листва (folliage) виноградников полна беспокойных (anxious) красных тонов и превращается в лиловые тона пепла на переднем плане, как будто сгорев дотла.
И как это написано, каков выбор красок, цветов соответствует теме – наверху- жёлтые, затем – тёмно жёлтые, ниже – вкрапления розового, даже пастельно-розового (dots of pink, even pastel shades of pink). Затем – красные, затем – багряные(scarlet) и более и более экспрессивными и интенсивными краскам. Кажется, что в центре даже тёмно-красные и багряные (crimson). Всё это вместе даёт ощущение языков пламени. Ведь цвет пламени наверху светлый. Затем он становится интенсивнее, а внизу – тёмный цвет горящих поленьев, тлеющих углей и пепла.
***
Люди прописаны контуром – синим и фиолетовым (violit) и кажутся головешками на этом костре (smoldering peaces of wood). Дорога, по которой идёт человек превращается в горящую лаву (lava), полыхающую реку, которая течёт (floats) вместе с виноградниками. И в этом действе всё падает (drops down) на передний план голубым и лиловым пеплом (with ash). И только деревья вокруг – голубые и зелёные поднимаются над этим пеплом. Таким образом – главная тема композиции – жизнь, которая сжигает людей, труд – ежедневный, выматывающий. И эта жизнь опадает пеплом и поднимается дымом (life drops ashes and raeses with smoke).
Картина стала одной из немногих, которые были проданы при жизни художника. Её купила голландская художница и меценатка Анна Бош за 400 франков. Изумлению Ван Гога не было предела и он с восторгом писал Тео: “Меня покупают!” При жизни художника было продано только две картины.
Картины Ван Гога в Москве. “Портрет доктора Рея”
“Портрет доктора Рея”. 1889г. “Красные виноградники” Ван Гог написал после довольно трагических событий в своей жизни. Ему не удалось (he failed) создать мастерскую художников юга страны и он поссорился (quarelled) с Гогеном. Эти печальные обстоятельства привели Ван Гога к психическому заболеванию и он оказался в больнице Арля, где его лечащим врачом был Феликс Рей. (led him to a mental illness) Доктор Рей согласился позировать художнику не потому что он был высокого мнения о нём, врач ничего не понимал в искусстве. Он просто воспринял эти сеансы как часть работы с пациентом.
Когда Ван Гог написал этот портрет, доктору Рею было 26 лет. Но когда картина была закончена, доктор Рей, был очень напуган. Да, он был далёк от искусства, но был слишком близок к медицине, поэтому сразу подошёл к зеркалу, чтобы посмотреть на себя и увидеть, где же художник разглядел (discern) на его лице признаки заболевания почек и мочевого пузыря (kidney – почки, nephritis – воспаление почек, urinary bladder – мочевой пузырь).
Портрет был подарен доктору Ван Гогом, но он был не нужен ни ему, ни его родителям, они его забросили (relegate – приводить к забвению) забыли и наконец отправили на чердак дома, а потом холст закрывал дыру в стене курятника (used to blok a hole in the henhouse).
Портрет доктора Рея. Судьба картины
После смерти Ван Гога Феликс Рей с изумлением узнал от солдата Шарля Камуэна, что на живопись его бывшего пациента сейчас огромный спрос. Доктор достал свой портрет из курятника и очистил его от грязи и помёта. Камуэн познакомил Рея с Амбуазом Волларом и доктор хотел потребовать за свой портрет целых 50 франков. Когда же он объявил об этом за ужином в доме родителей, его отец, человек кристально честный возмутился. Ведь он считал картину Ван Гога мазнёй, думал, что она не стоит и 50 сантимов и негодовал, что сын хочет заполучить за это такую сумму! Тогда оскорблённый Феликс в ответ заявил, что он потребует 150 франков и к полному изумлению родителей так и сделал. Надо ли говорить о том, что Амбуаз Воллар не торговался и выплатил запрашиваемый гонорар сполна!
“Портрет доктора Рея”. Картины Ван Гога в Москве
В Москву портрет попал с надписью “Портрет неизвестного” и так атрибутировался до тех пор, пока коллеги доктора Рея не посетили музей, где и узнали на картине своего знакомого. Они были поражены. На этом холсте доктор Рей выглядел так, как он выглядел через 30 лет после написания портрета. Это был пророческий взгляд художника. Ван Гог всегда стремился исследовать и показать внутренний мир человека, что передавалось в лице портретируемого. Здесь во всём облике доктора – щеках, бородке, форме лица есть что-то кошачье. И ещё здесь есть что-то от самурая. Недаром художник изобразил доктора в японском орнаментальном стиле.
Ещё важно помнить, что художник постоянно был недоволен собой и своими работами и уничтожил больше картин, чем осталось. И очень редко самому мастеру нравились его работы. И в этом случае он подписывал свои картины. Вот эта картина подписана и это говорит о том, что портрет был достаточно высоко оценён самим Ван-Гогом.
Картины Ван Гога в Москве. “Тюремный двор. Прогулка заключённых”. 1890 год
Чрезвычайное напряжение (extrem tension) в работе без перерыва привело Ван Гога новому этапу душевной болезни. (led to another bout -(раз, черёд, круг) of insanity) Художник снова оказался в психиатрической клинике. Таким образом Ван Гог был лишён (deprived) возможности работать на пленере и попросил брата Тео прислать ему книги, включая очень известный альбом Гюстава Доре. Художник повторил композицию Доре, которая называлась “Заключение”. Но композиция Доре нейтральная. Ван Гог же написал ад на земле, из которого нет выхода. Это 39-ый автопортрет художника. Изображение замкнутого круга без единой возможности вырваться из него.
Это касается не только цветовой гаммы – холодной, но также и самой композиции. Заключённые бредут по кругу внутри каменного бесконечного колодца выложенного кирпичом. (The prisoners tramping (тяжело ступать, тащиться с трудом) round in a circle inside the well of endless brick walls). Здесь нет даже кусочка неба. И даже окна наверху проделаны не во внешний мир, а внутрь камер (cells). В круг заключённых Ван Гог включил себя, изображая таким образом состояние своего одиночества.
Цветовая гамма тоже помогает передать мотив изолированности от мира. Гамма красок холодная и мрачная.
***
Но Ван Гог не был бы гением, если бы он не включил бы в композицию небольшую деталь, которая полностью всё изменяет. В верхней части полотна изображены две парящие (flutterig) бабочки. И это меняет всё. Бабочки олицетворяют надежду на воскресение (resurrection). В этом весь Ван Гог.
Картины Ван Гога в Москве. “Пейзаж в Овере после дождя”
“Пейзаж в Овере после дождя”. 1890. Это одна из последних работ мастера. В скором времени он погибнет. Ван Гог чувствует несогласие с жизненными ситуациями, депрессию, но в то же время этот пейзаж передаёт свежесть (freshness) летнего дня, он полон света и порыва к жизни. (urge to live) Вся природа выглядит так, как будто её вымыл дождь (wash up) и подготовил к тому, чтобы она собрала все свои силы, соки и энергию жизни.
И если в «Красных виноградниках» с картины так и брызжет драматизм, то в его «Пейзаже в Овере после дождя» совершенно другое настроение – там всё спокойно. Это если не последняя, то одна из последних картин мастера.
Ещё немаловажно отметить, что в красках использовали свинец, который является отравой. И кто знает, может быть ранняя смерть Караваджо также была обусловлена увлечением свинцовыми красками.
Возвращаясь к «пейзажу в Овере» следует отметить необыкновенное количество оттенков зелёного цвета на полотне. Эти оттенки даже и сосчитать невозможно. И всё здесь очень буднично и реально – даже отражение повозки в луже не прошло мимо внимательного взгляда художника.
Сам мастер так описывал пейзаж:
“Вчера под дождём я написал большой пейзаж — вид с высоты на поля, которые простираются настолько широко, насколько можно охватить взглядом. На них различные типы растений: тёмно-зелёное поле картофеля c сочной фиолетовой землёй, проглядывающей между ровными рядами побегов, поле люцерны с розовыми цветками и с маленькой фигурой жнеца, поле высокой зрелой травы c желтовато-коричневыми оттенками, затем пшеничные поля, тополя, а на горизонте — последняя линия голубых холмов, а также поезд, идущий вдоль их подножия и оставляющий за собой необъятный след в виде белого дыма на зелёном фоне. Светлая дорога пересекает полотно. На ней — небольшая повозка, а вдоль дороги стоят белые дома с ярко-красными крышами».
Смерть Винсента Ван Гога
Что касается жизни Ван Гога. Сейчас исследователи говорят о том, что никакого уха себе художник не отрезал (отрезал лишь мочку уха) и никакого самоубийства не совершал. Это выяснили английские историки и биографы которые, скрупулёзно на протяжении 10 лет исследовали жизненный путь Винсента Ван Гога.
Опрашивая местных жителей в местности, где произошло трагическое событие, они выяснили, что в художника случайно выстрелили подростки, с которыми он дружил. От раны художник мучался около недели. Чтобы его друзей не наказали, Ван Гог всё взял на себя, сказал, что совершил самоубийство. И даже то, как вышла пуля из его тела, тоже говорит о том, что сам он таким образом не мог выстрелить в себя.
О жизни Ван Гога можно судить по его письмам. Он оставил замечательное эпистолярное наследие – сохранилось 600 его писем, которые он писал, в основном, своему брату Тео.
Таким образом, все 90-е года XIX столетия прошли под знаком Винсента Ван Гога.
Предлагаем познакомиться с жизнью Винсента Ван Гога и его полотнами в статье “Винсент Ван Гог. Крик души”
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Спасибо большое за статью, лучшая что я читала по теме постимпрессионизма!
Мария, спасибо за отзыв! И низкий поклон Игорю Викторовичу Фетисову, научному сотруднику ГМИИ им. Пушкина. Статья написана на основе его лекций и экскурсий в залах французской живописи конца XIX века.
Из письма Винсента Ван Гога Эмилю Бернару: “В моих мазках нет никакой системы. Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю, как есть. Кое-где получается пастозность, кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее и тревожное, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике”.
Из книги Анри Перрюшо “Жизнь Ван Гога”. (стр.207).
Приведу полностью историю портрета доктора Рея, которую рассказывает Анри Перрюшо в книге “Жизнь Ван Гога”: “По словам докторов В.Дуато и Э.Леруа (“Ван Гог и портрет доктора Рея”, – “Эскулап”, февраль-март 1939 года), она оставалась там (в доме родителей Рея) до тех пор, пока в один прекрасны день ею не заткнули какую-то дыру в стене курятника. Одиннадцать лет спустя, в 1900 году, Рей познакомился с молодым солдатом, который оказался не кем иным, как Шарлем Камуэном, и от него с изумлением узнал, что картины его бывшего пациента начинают цениться коллекционерами. Рей решил, что это “результат мимолётного снобизма, который долго не продлится”. Он извлёк из курятника свой портрет, очистил его как мог от куриного помёта и снова водворил на чердак. В холсте были дыры, да и вообще картина пострадала от непогоды. Камуэн познакомил Рея с торговцем картинами Амбуазом Волларом, и доктор вначале решил запросить за портрет пятьдесят франков. “Он с гордостью объявил об этом за семейным обедом” – пишут Дуато и Леруа. Но отец Рея, достойный старик, человек безукоризненной честности, негодуя, запротестовал, возмущённый тем, что сын хочет получить такую сумму за то, что старик считал мазнёй, не стоящей и пятидесяти сантимов. Он даже укорил сына в алчности и корыстолюбии. “Ах, так, – воскликнул оскорблённый доктор, – тогда я потребую за неё сто пятьдесят франков!” И к полной растерянности родных, так и поступил. Нечего и говорить, что Воллар, не торгуясь, уплатил назначенную сумму. В настоящее время картина находится в Музее изобразительных искусств в Москве. Рей умер в 1922 году. Доктора Дуато и Леруа, которые познакомились с ним за несколько лет до его смерти, отмечают, что он так и не оценил живописи Ван Гога и не мог понять причины успеха, которым она пользовалась. По правде сказать, познания доктора Рея в области живописи были весьма скудны, а вкус очень неустойчив.
Любопытная деталь: с годами доктор Рей становился всё более похож на свой портрет. ” (стр. 248)
Из письма Винсента Ван Гога брату Тео: ” Я и сам не могу сказать, как я пишу картину. Когда я вижу нечто поражающее моё воображение, я усаживаюсь у белого холста, разглядываю то, что находится у меня перед глазами и говорю себе: из этого белого холста ты должен что-то создать. Возвращаюсь домой недовольный – отставляю холст в сторону и немного отдохнув, разглядываю его с известной тревогой: я по-прежнему недоволен – слишком живо стоит у меня перед глазами прекрасная природа, чтобы я мог быть доволен, и всё же я вижу в своей картине отзвук того, что меня потрясло, вижу – природа что-то поведала мне, поделилась со мной какой-то своей тайной, я её застенографировал. В моей стенограмме могут встретиться слова, которые невозможно расшифровать – ошибки или пропуски, – и всё же в ней сохранилось кое-что из того, что поведала мне роша, морской берег или человеческая фигура, и предано это не каким-либо мёртвым или условным языком, идущим от заученных приёмов или системы, а языком, рождённым самой природой”. Из книги Анри Перрюшо “Жизнь Ван Гога”. (стр.116)