Автор статьи о Траку Воке: В.Русланова
Траку Воке – это еще одна осиротевшая литовская усадьба, когда-то принадлежавшая именитому роду Тышкевичей. Лет эдак 300 тому назад владельцами поместья были Сапеги, затем имение приобрели Иосиф и Людвиг Домбровские. Известно, что в 1805 – 1844 гг. здесь ещё стоял средневековый дворец. В 1850 году граф Ян Тышкевич купил земли Траку Воке и в 1876-1880 гг. выстроил нынешний дворец с флигелями. Усадебный парк закончили в 1900г. К этой усадьбе вполне подходит расхожий штамп: «жемчужина дворцово-паркового искусства».
«Строил дворец итальянский архитектор Леонардо Марконе по подобию резиденции польских королей в Варшаве», – так пишут в некоторых литовских источниках. Принимаюсь узнавать про Маркони. Так на самом деле звучит его итальянская фамилия. Оказалось, что в Литве работали два мастера по имени Леонардо Маркони. Оба они были родом из династии архитекторов, скульпторов и художников, выходцев из Мантуи. Один (1834-1919, архитектор) – сын польского архитектора Генрика Маркони, второй (1835-1899, скульптор, педагог, ошибочно называемый архитектором) – племянник Генрика. Это внесло путаницу в мою голову. Еле разобралась, кто есть кто, тем более, что оба Леонардо родились почти одновременно. Первое, что появляется при запросе в инете – это сведения о скульпторе. Если бы не информация со стенда при входе в поместье Траку Воке, то наверняка бы запуталась.
На первом этаже располагались парадные залы, зимний сад, покои графа, столовая. В залах висели полотна баталиста Я. Суходольского «Грюнвальдская битва», «Бендеровская битва», «Встреча Ивана III c Леопольдом», «Московский огонь». (С картиной «Переход армии Наполеона через Березину» этого известного художника мы знакомимся в школе, когда изучаем историю войны 1812 г.) Здесь было немало уникальных работ западноевропейских художников из коллекции Михаила Тышкевича – известного путешественника, археолога и коллекционера. Многие картины он приобрёл в парижских салонах. Для развлечения гостей владелец усадьбы приглашал музыкантов и вокалистов.
На втором этаже были комнаты попроще. Карниз дворца украшали 8 скульптур работы Яна Кучажевского (не сохранились), а на шпиле развевалось знамя. Во дворец провели водопровод и электричество, сделали центральное отопление. Первая в Литве телефонная линия длиной в 10 км также появилась стараниями графа. Не было только… кухни. Кухня находилась в отдельном флигеле и соединялась с дворцом подземным тоннелем. Вплоть до 1914 года дворец служил летней резиденцией, зимой им не пользовались.
Мы обратили внимание на декорации неподалеку от фасада дворца. Оказывается, британский канал «ВВС 1» проводил здесь съемку 6-ти серийного фильма «Война и мир». Более того, все сцены в дворцовых интерьерах также были сняты в Траку Воке.
Эдуард Франсуа Андре (1840-1911) – всемирно известный французский «садовник и ботаник» (ландшафтный архитектор, теоретик садово-паркового искусства, автор книг, посвящённых ландшафтному дизайну) обустроил пейзажный парк.
Когда ему исполнилось 20 лет, он уже работал в команде барона Османа, занимаясь перепланировкой и озеленением Парижа. Парки, созданные Андре в Европе, Северной Африке и Латинской Америке считаются классическими образцами садово-паркового искусства. Он оставил о себе память в четырех поместьях Тышкевичей: Лентварис, Ужутракис, Паланга и, наконец, Траку Воке.
Андре не довелось поработать в России, хотя ему предлагали разбить парк в Семёновском-Отраде Московской губернии. Владелец имения граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов вначале пригласил французского садовника, а затем не то передумал, не то пожадничал. В итоге, искусство Эдуарда Франсуа Андре в нашей стране оказалось неведомым.
Тышкевичи оказались более благодарными заказчиками. У Яна Иосифа Тышкевича в Траку Воке Андре развернулся «на все четыре стороны» – разнообразие природы не только использовалось, но и приумножалось искусственно сделанными тропинками, смотровыми площадками, гротами, спусками и прочим: «инде лесок, инде кустарник, инде лужок».
Парк и дворец с многочисленными служебными постройками органично вошли в окружающий ландшафт. Четверо разных по стилю ворот (сохранились только трое) распахивались перед приезжающими экипажами из Вильно, перед возвращающимися с охоты хозяевами, перед гостями, приехавшими на железнодорожную станцию Траку Воке, расположенную неподалёку.
Нынешние главные ворота (рядом с ними находится конечная остановка автобуса – с 1996 года местечко включено в черту Вильнюса) абсолютно не соответствуют облику дворца. Глядя на них можно подумать, что Траку Воке выстроен в модном когда-то духе неоготики, подобно другому имению магнатов Тышкевичей в Лентварисе. Согласно некоторым искусствоведам: «особым украшением всего комплекса можно назвать величественные главные ворота в усадьбу необычного красного цвета в неоготическом стиле». На самом деле центральные ворота хорошо видны от главного фасада дворца. Они выдержаны в общем неоклассическом духе усадьбы.
По мнению автора, стоит перекрасить нынешние главные ворота в пастельный цвет, соответствующий облику дворца. Интересно, какого цвета были ворота во времена Тышкевичей? Тоже красными? Может, их выкрасили для удобства гостей, чтобы те не путались, а сразу ехали в “красные ворота”?
Слева от ворот стоит домик привратника из коричневого и желтого кирпича. Под крышей – герб Тышкевичей.
Чуть дальше от неоготических красных ворот стоит каплица (семейный мавзолей) Тышкевичей. Здесь похоронен Юзеф Тышкевич (1805 -28.12.1844). Женился он в 1826 году на Анне Забелло, дочери ковенского (каунасского) подкомория Онуфрия Симона Забелло и Кристины Фон Фосберг. Фамилии Забелло сразу вызывает интерес. Не из этого ли рода происходит жена Михаила Андреевича Врубеля Надежда Забела? Вероятность родства есть, ведь ее отец И.П.Забела – отпрыск старинного украинского рода.
Красива водонапорная башня, она бы выглядела ещё лучше, если бы не заброшенный вид. Ей явно показана реставрация.
Среди служебных построек особого внимания заслуживает это красивое здание. «Дворец для приемов и торжеств? Покои для многочисленных гостей? Мастерские?
Комнаты для прислуги?» – так я подбрасывала вопросы своему спутнику, не желая соглашаться с единственно верным вариантом – конюшни. Однако… Флигель для прислуги выглядит скромнее.
Первый этаж занимали лошади и кареты. На втором этаже жили конюхи. Сейчас здесь разместились чиновники местного управления и ещё какое-то общество.
Современные скульптурные композиции выполнены из мусора. Это новый жанр “искусства”, так называемый «хлам-арт».
Первым хозяином из Тышкевичей был Ян (?-1892), потом его юный сын, тоже Ян (1867-1903), женатый на Эльжбете Катрине Розе Красинской (1871-1906). После ранней смерти супругов, всё хозяйство перешло их малолетним детям, находвшимся в Польше. До совершеннолетия во дворце управлял Ян Миколас Тышкевич (1896-1939). В 1939 г. он погиб в авиакатастрофе, похоронили его в семейном мавзолее в Траку Воке. Его супруга Анна с тремя детьми уехала в Англию.
С наступлением рокового 1917 г. судьба усадьбы и ее хозяев сложилась по известному сценарию: отъезд за границу, разорение поместья.
Как ни странно, во время Второй Мировой войны усадьба почти не пострадала. В советское и постсоветское время усадебные постройки сохранились благодаря тому, что вначале в них располагался Совет Министров Литвы, позже – сельскохозяйственный институт.
В 70-х годах ХХ века усадьбу реставрировали. В 2002 г. Королевский Союз дворян Литвы оформил аренду имения на 99 лет. Официальное открытие дворцово-паркового ансамбля произошло осенью 2014 г. Но парковый фонтан восстановить так и не удалось. Богатейшее убранство интерьеров оказалось утрачено. На фото, сделанных моей сестрой Татьяной, видно, что в залах пустовато. Здесь проводятся выставки, концерты и торжественные встречи. В будущем Траку Воке должно превратиться в культурно-туристический комплекс. А сейчас залетным туристам приходится лишь заглядывать в окна, да рассуждать о том, что здесь было прежде.
Попасть во дворец на экскурсию непросто. Надо записываться заранее. Для индивидуальных туристов посещения нет – это не музей. Удалось поснимать с улицы через окна только зимний сад (оранжерею). Все фото интерьера позаимствовала у Татьяны В.
Парадные залы.
Отреставрировано настолько, насколько хватило средств. Деревянные полы, внутренние ставни окон, мозаичный пол в оранжерее сохранились. “Резные” потолки воссозданы из пластика вместо утраченных деревянных.
Этот молодой офицер – Зигмунд Ян Тышкевич (1934 г/р). У него 4 детей – наследников поместья.
Приложение.
Эдуард Андре
Syringa vulgaris “Edouard Andre”
Известнейший французский архитектор-пейзажист, ландшафтный дизайнер Эдуард Андре получил в подарок от Виктора Лемуана необычайно привлекательную сирень.
Крупные пушистые соцветия выглядят очень нарядно благодаря ярким розовым цветкам, асимметрично расположенные заостренные лепестки которых придают им задорный и легкомысленный вид. Поскольку кусты этого вида невысокие и компактные, соцветия располагаются на уровне глаз, и в этом еще одно несомненное достоинство этого сорта.
Название сорта: Edouard Andre (Эдуард Андре).
Автор, страна: Lemoine, Франция.
Год: 1900.
Бутоны: неправильной формы, малиновые
Цветки, форма: махровые.
Цветки окраска: розоватые, неравномерно окрашенные.
Куст: невысокий компактный.
Срок цветения: средний
Из книги Балмышева Н., Полякова Т. «ВРЕМЯ СИРЕНИ». – Москва, «КНИГА – ПЕНТА», 2007.
А еще есть климатис Эдуард Андре и пион Эдуард Андре
В парке дворца Тышкевичей в Паланге установлен вот такой оригинальный памятник Эдуарду Андре.
Экскурсию сочинила Русланова Валентина. Исправил и отредактировал Пашков Пётр.
Фото автора и Татьяны В.
Май 2015
Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в “интерьерах” Литвы
нет фото
Скоро поправим, появятся.
Очень хорошо.