Церковь святой Ирины в Стамбуле выглядит куда скромнее величественной Айя-Софии или Голубой мечети. Но это одна из древнейших православных церквей Константинополя, сохранившихся до наших дней. Тем более, что в отличии от той же Софии турки-османы не устроили в ней мечеть.
Церковь святой Ирины. Основание храма
История любого древнего сооружения сложна и запутана. Церковь святой Ирины не является исключением. Начнём с того, что император Константин повелел возвести новую базилику в 320 (!) году нашей эры. Строили её примерно 10 лет на месте языческого храма Афродиты, Артемиды и Аполлона. Это был первый купольный храм православного мира.
По словам Сократа Схоластика император Константин приказал освятить храм в честь святого Мира, что по гречески звучит как Айя-Ирини. Так император отметил победу в гражданской войне за единоличную власть, одержанную в 324 году. Тем более, что в те времена в Римской империи было принято давать храмам названия в честь Мира, утверждённого после длительных войн. Император Константин перенёс эту традицию в Византию.
Церковь была кафедральным собором Константинополя до 360 года, когда закончилось строительство святой Софии.
Еретики и святые
Спустя шесть лет после постройки, стены святой Ирины стали свидетелем конфликта между православными и арианами. Епископ Александр молился в святой Ирине о торжестве православия в то время, как Ария должны были принимать в святой Софии. Однако Арий неожиданно умер. Через год, в 337 году православные и ариане в спорах о вере дошли до прямого смертоубийства.
В 381 году в церкви состоялся Первый Вселенский собор. Согласно древним апокрифам, в том же году ариане подожгли крышу святой Софии, так что кафедру пришлось на время перенести в святую Ирину. Впрочем вышеупомянутый Сократ Схоластик писал, София и Ирина считались единой святыней и стояли в общей ограде.
В 398 году в храме святой Ирины проповедовал сам Иоанн Златоуст. В начале V века святая София пострадала от пожара и до 415 года храм Ирины вновь служил кафедральным собором. Иоанна Златоуста дважды изгоняли из столицы. Он почил в бозе в Малой Азии и в 438 году его мощи принесли в Константинополь и временно поместили в церковь Ирины.
Церковь Ирины в первом тысячелетии
Константинополь неоднократно страдал от землетрясений, восстаний и вражеских нашествий. Святая Ирина сгорела в 532 году во время восстания “Ника”. После пожара император Юстиниан перестроил церковь, придав ей вид базилики, увенчанной куполом.
Нынешний облик церкви в основном сохранился с тех времён, чего не скажешь об интерьерах. После восстания “Ника” церковь неоднократно горела. В VIII веке она пострадала от землетрясения. Император Константин V Иконокласт (т.е. иконоборец) приказал восстановить храм, но убрать оттуда все мозаичные лики и статуи. Зато по его повелению на своде апсиды поместили иконоборческий крест.
В 859 году в церкви проходил собор сторонников патриарха Игнатия, который низложил избранного годом ранее владыку Фотия. Однако сторонники Фотия в свою очередь провели многочисленный собор в церкви святых Апостолов, на котором сторонников Игнатия низвергли из сана и отлучили от церкви. Объяснялось это нарушением церковного правила, ибо Игнатия поставили не решением Собора, а единоличным повелением императрицы Феодоры.
После этого упоминания о церкви святой Ирины надолго исчезают со страниц византийских хроник.
Византия в Стамбуле – главные православные храмы.
Церковь святой Ирины во времена Османской империи
После падения Константинополя в 1453 году святая Ирина некоторое время оставалась православным храмом. В ней молились христиане, служившие при дворе султана Мехмеда II. Османы возвели стену между ней и святой Софией, обращённой в мечеть.
Позже церковь святой Ирины оказалась на первом дворе резиденции султанов, получившей название Топкапы (Пушечные ворота).
Богослужения там прекратились, однако завоеватели не обратили храм в мечеть. Рядом находились казармы янычар, и церковь на протяжении почти 4 столетий использовали как арсенал.
На закате Османской империи в середине XIX века в церкви устроили музей древностей, а затем военный музей. В 1946 году коллекцию древностей перенесли в Археологический музей. Уникальные саркофаги из церкви святой Ирины оказались там ещё раньше – в 1916 году.
Церковь святой Ирины. Современное состояние
Сейчас церковь практически пуста. Мозаики с изображением Пантократора и девы Марии убрали ещё по приказу Константина V иконокласта. Центральный неф церкви недоступен для осмотра из-за ветхости здания. Сверху падают фрагменты кирпичной кладки. Поэтому под куполом натянули страховочную сетку.
За прошедшие столетия церковь ушла в землю на пять метров. Правильнее сказать, что на пять метров вырос культурный слой. Внутрь церкви спускаются по наклонному помосту. По нему попадаешь прямо в нартекс. Поздняя деревянная лестница ведёт на хоры.
Аркады, опирающиеся на античные колонны, отделяют боковые галереи от пространства центрального нефа.
К сожалению центральный неф сейчас недоступен, поэтому пришлось позаимствовать более ранний снимок. На нем прекрасно видны подкупольное пространство, боковые аркады и свод над апсидой с черным “иконоборческим” крестом.
Путешественнику на заметку
Церковь святой Ирины не относится к стамбульским достопримечательностям, которые обязательно надо увидеть. Тем не менее она будет интересна тем, кто увлекается историей архитектуры и православной церкви. Предупреждаю, что особо эффектных картинок в интерьерах нет, да и страховочная сетка сильно ограничивает возможности осмотра храма. Мы посетили церковь по комплексному билету во дворец Топкапы (950 лир, включая гарем). Отдельный билет в церковь стоит 180 лир.
Мы были в Стамбуле в ноябре. В зимнее время церковь открыта с 9 до 17 часов. В летний период с апреля по октябрь храм открыт до 19 часов. Касса закрывается на час раньше. Выходной – вторник.
Византия в Стамбуле – главные православные храмы.
Дворец Топкапы, церковь Святой Ирины, прогулка на корабле по Босфору.
Главное о Стамбуле в нашей статье “Стамбул самостоятельно”.
Продолжение рассказа о Стамбуле в статье “Площадь Султанахмет”.
Спасибо Вам за обзор. Мы побывали в церкви, но как-то не очень оценили эту достопримечательность. Захотелось прочитать о ней подробнее. Ваш рассказ – живой и интересный, в отличие от википедии.
Всем интересующимся древней историей христианства и историей архитектуры советую заглянуть в этот храм. Особенно, если вы прочитаете статью, тогда будете иметь представление, на что обратить внимание. Ещё раз благодарю авторов за столь подробный и интересный рассказ.