Помните, как кузнец Вакула добывал для своей возлюбленной Оксаны царские черевички в фильме Александра Роу «Ночь перед Рождеством»?
Фильм снимали по повести Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Вышел он на экраны в 1961-го году.
Обратите внимание, кроме главных героев афиша представляет те самые туфельки, что носила сама царица и со своего плеча с царственных ножек пожаловала Вакуле.
Не будем обсуждать фасон бутафорских туфелек. Посмотрим на подлинные экземпляры царской обуви, хранящейся в коллекции Оружейной палаты.
Бархатные сапожки с жемчугом
Древнейшая женская обувь на экспозиции царской сокровищницы представлена бархатным сапожком XVII века, полностью расшитым жемчугом.
По снимку трудно судить о модели сапожка. Но поверьте очевидцу, что при одном взгляде на такую обувь мне становится не по себе. Колодка сделана из дерева, подошва не гнущаяся. Если натянуть сапожок, то ступать придётся исключительно на цыпочках.
Мнение о неудобстве подобных черевичек разделяла и его владелица. Сапожок совершенно не изношен. Кроме того, жемчуг с отделки спороли. По видимому, его использовали в другом наряде. Сапожок нашли в кремлёвских кладовых в единственном экземпляре. Жемчужное шитьё восстановлено по старому рисунку. На бархатной ткани остались следы иглы и вмятины от жемчужных зёрен. По такому ненадёжному источнику реставраторы восстановили подлинное драгоценное украшение.
Ботфорты Петра Великого
Сапоги Петра I – это один из самых ярких экспонатов музея. Дело в том, что на экспозиции они выглядят как сапоги сказочного великана. Ботфорты очень высокие с широченными голенищами.
На самом деле размер петровских сапог скорее женский, чем мужской – 38-ой. При своём двухметровом росте Пётр был узкоплечим, размер ноги совсем маленький.
Особенность этих сапог не столько в том, что они грели царские ноги. Это ещё и дело царских рук. Да, да, Пётр Алексеевич стачал свою обувку своими собственными монаршими руками. Надевал он их на меховые (из кроличьего меха) носки. При основании новой столицы, которая возведена на болоте, такие ботфорты служили замечательным подспорьем царю-строителю.
Туфли Екатерины I
Коллекцию женской обуви XVIII века представляют изящные туфельки на каблучке без задника. В них в Успенском соборе Московского Кремля в 1724 году короновали первую в истории России императрицу Екатерину Алексеевну (Марту Скавронскую), вторую жену Петра I.
Чтобы туфельки были видны, коронационное платье новоявленной императрицы подшили немного выше пола. Царские черевички выполнены в цвет вишнёвому коронационному платью. В коллекции музея так вместе и демонстрируются.
Туфельки Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны не сохранилось.
Обувное искусство второй половины века дворцовых переворотов представлено туфлями матушки Екатерины.
Туфли Екатерины II. Царские черевички
К сожалению, в Оружейной палате нет особой витрины с царскими туфлями. Отдельно демонстрируются только сапоги Петра и сапожок XVII века. Все остальные туфли императриц представлены вместе с их коронационными платьями. Наряд Екатерины II – не исключение. Туфли можно рассмотреть на небольшом постаменте рядом с коронационным платьем четвёртой российской императрицы.
Но благодаря сайту музея-заповедника Московский Кремль мы можем рассмотреть туфельки поближе.
“В оных башмаках Величество изволили короноваться 2 ноября 1762 г.”
Выглядят они несколько удобнее, чем сапожок XVII века. Но я бы не решилась даже их примерить. Там та же проблема – негнущаяся подошва. Чесное слово, не завидую императрице, которой пришлось на них стоять во время многочасовой коронационной церемонии. Кстати у них всего лишь 33-й размер, зато сделаны они из драгоценной серебряной парчи. Той самой, что пошла на коронационное платье государыни.
Туфли русских императриц XIX века
Женская обувь XIX века выглядит много удобнее той, что носили столетием ранее. Почему? Дамы отказались от неудобного каблука. Туфли всё так же шили из серебряной парчи, но по удобной мерке с низеньким каблучком. Теперь изнурительный приём и долгие церемонии не так страшили государынь. Отдельную фотографию туфелек Марии Александровны, супруги императора Александра II, я не нашла. На представленном снимке их трудно рассмотреть.
Особенность этой пары состоит в том, что в них нет различия правая-левая нога. Они совершенно одинаковы. Но отсутствие каблука делает их вполне носибильными.
Единственная пара обуви из коллекции Оружейной палаты, которую надела бы и побежала по своим гидовским делам – это изящные лодочки, принадлежавшие последней русской императрице Александре Фёдоровне.
Совсем небольшой каблучок, модель с несколько удлинённым носком, серебряная вышивка делают туфельки шедевром обувного искусства.
На выставках я видела и другие экземпляры монаршей обуви. О них расскажем в следующий раз.
В Оружейную палату за царскими черевичками
Увидеть царские черевички, включая ботфорты и жемчужный сапожок можно в Оружейной палате Московского Кремля. Лучше идти туда с экскурсией. Для удобства читателей предложу возможность приобрести билеты на в Кремль и Оружейную палату. На территорию Кремля (Соборную площадь), Оружейную палату и Алмазный фонд продаются отдельные билеты.
Сокровища Кремля: Оружейная палата и Алмазный фонд
Экскурсия по Соборной площади и Оружейной палате.
Если вы сомневаетесь, какую выбрать экскурсию по Кремлю, мы кратно охарактеризовали каждую, приложили снимки:
Москва. Экскурсия в Кремль. Посетителю на заметку.
Ваши подписки, лайки и доброжелательные комментарии вдохновляют на обзоры музейных экспонатов. Ценителям предложу статью о семи чудесах Оружейной палаты и о том, тяжела ли шапка Мономаха.