“Три времени Рима” – так называется выставка в музее изобразительных искусств (ГМИИ им.Пушкина). Она посвящается изображениям Рима с начала XVI по XVIII век и действительно охватывает три времени Рима – период упадка и руин, попытки возрождения в эпоху Ренессанса и коренное переустройство города в XVII веке во времена Контрреформации. Мы не ожидали, что эта выставка окажется настолько интересной и значимой.
Три времени Рима. Концепция выставки
Рим недаром зовут “Вечным городом”. Столица великой империи древности, позже ставшая центром христианского мира, отличается удивительным взаимопроникновением эпох. Без Древнего Рима невозможен Рим современный. В античных храмах возносятся христианские молитвы, вода по прежнему течёт в город по акведукам двухтысячелетней давности, а по древней Аппиевой дороге по сей день можно попасть в город.
Древний Рим, пришедший в упадок в Средние века, начиная с эпохи Возрождения становится источником вдохновения для художников и зодчих. Папы Римские сознательно выстраивают линию преемственности между древним и новым Римом. Понтифики пытаются возродить былую славу Вечного города и видят себя наследниками цезарей. И им это удаётся.
В XVI-XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира.
- Одни художники восхищались руинами античных памятников.
- Других он интересовал как центр паломничества.
- Третьих привлекала современная на тот момент архитектура.
Возрождённый Рим послужил образцом для подражания. Его планировку повторили в Версале и Петербурге. Купола, колонны, обелиски и триумфальные арки разошлись по всему христианскому миру.
Изображения города, представленные на выставке, передают дух города – дух величия, власти и вечности.
Три времени Рима. Город руин
В Средние века Рим из громадного мегаполиса превратился в захудалый городок. Заселёнными оставались лишь несколько кварталов в излучине Тибра. Большая часть территории в пределах античных стен представляла собой пустыри. Над ними поднимались руины терм, дворцов и храмов. По словам современников:
“Рим настолько обветшал и обезлюдел, что едва был похож на город. Дома превратились в руины, церкви обрушились, целые кварталы были оставлены жителями. Город был запущен и угнетён чумой и бедностью”.
Пик кризиса пришелся на XIV век, когда понтифики покинули Рим и перебрались во французский Авиньон.
Местные жители обживали руины начиная со Средних веков. Самым ярким примером служит мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью – замком святого Ангела.
Жизнь среди руин, изображаемая художниками начала XVI века, была далека от совершенства. Обратите внимание на маленькие фигурки на фоне величественных руин Колизея на снимке ниже. Мужчина схватил за волосы убегающую молодую женщину.
Хотя на выставке представлено и более величественное изображение легендарного Колоссеума без драматических деталей.
Художник Алоизио Джованноли работал в эпоху Контрреформации. На его гравюрах руины служат фоном для католических процессий, переноса мощей или сцен религиозных чудес.
Древние скульптуры в Риме XVI века
В XVI веке Вечный город был буквально усыпан античными статуями. Некоторые из них сохранились на своих местах со времён империи, другие стали строительным материалом для поздних построек, третьи нашлись во время раскопок.
Важным символом города была статуя богини Ромы – античной персонификации древнего Рима. Это в русском языке Рим мужского рода. Итальянцы же называют свою столицу “la bella Roma” и по сей день изображают её в виде прекрасной величественной матроны.
Что касается статуи, то изначально это была богиня плодородия Деметра. Её дополнили статуями пленных варваров и установили в садах Ватикана. Так она стала символом мощи древней империи и одновременно возрождения величия Рима под властью Пап.
Не менее интересна история ещё одной статуи – так называемого Пасквино. Это был обломок скульптуры царя Менелая с головой героя Патрокла. Странный гибрид установили у дворца кардинала Карафы. Среди римлян был распространён обычай прикреплять к постаменту статуи тексты эпиграмм и памфлетов, написанные от лица самого Пасквино. Эти тексты назывались “пасквинадами”. Отсюда произошло полузабытое ныне русское слово “пасквиль”.
Еще со Средних веков в число чудес Рима включали колоссальные статуи Диоскуров: Кастора и Поллукса. Одно время их считали статуями Александра Македонского, укрощающего Буцефала. Также бытовало мнение, что их изваяли великие скульпторы древности Фидий и Пракситель. Статуи служили воплощением власти и силы. Не случайно их установили в створе одной из новых римских улиц рядом с папским дворцом на Квиринале.
Эти древние языческие истуканы согласно молве имели магические свойства и служили важнейшими символами Рима XVI столетия, голосами античности в городе пап.
Три времени Рима. Ренессанс
В XVI веке строительство в Риме ограничивалось отдельными зданиями. Однако эти проекты закладывали принципы архитектуры нового Рима, создававшейся в диалоге с Римом древним.
Важнейшим символическим жестом, демонстрировавшим историческую преемственность, стало создание Капитолийской площади. Эту задачу поручили Микеланджело Буонарроти. Симметричная площадь благородных пропорций, на которую ведёт грандиозная лестница, возникла на месте сакрального центра древнего города. Капитолийский холм недаром звался Caput mundi, то есть “Глава мира”. Для усиления связи с античностью на Капитолий свезли древние статуи: конный монумент Марка Аврелия, легендарную Капитолийскую волчицу, Трофеи Мария и другие скульптуры.
Забегая вперёд не могу не показать гравюру Пиранези XVIII века с изображением Капитолийского холма и лестницы, ведущей к церкви Санта Мария ин Арачели.
Работы по возведению базилики святого Петра в прямом смысле слова стали “стройкой века”. Чтобы водвигнуть самый величественный собор в мире папа Юлий II в 1506 году приказал разобрать древний христианский храм, возведённый самим императором Константином. Строительство затянулось на 120 лет. Большую часть времени Сан Пьетро стоял недостроенным подобно руинам древнего Рима. Недоброжелатели воспринимали его как символ упадка католической церкви.
Изучение античного наследия
Возрождение Рима началось с изучения древних руин. Первые попытки зрительной реконструкции предпринимались ещё в XV веке. Вскоре они становятся любимым занятием знатоков древностей, ведь в эпоху Возрождения каждый образованный римлянин интересовался античностью. Учёные люди видели в бесформенных руинах роскошные дворцы и величественные храмы.
Вскоре от реконструкции отдельных зданий перешли к попыткам изобразить облик всего древнего города. В 1510 году сам Рафаэль, занимавший пост хранителя древностей, собирался изобразить древний Рим со всеми его зданиями. Рафаэль не смог завершить этот труд, однако эта попытка породила целую серию графических реконструкций. Наиболее известной стала панорама французского архитектора и гравёра Этьена Дюперака.
Его реконструкция базировалась не только на изучении самих руин, но также древних текстов, рельефов и нумизматики.
Эти панорамы имели огромный успех и переиздавались более двух столетий. Они демонстрировали мечту о возрождении величия Рима, которую ещё предстояло воплотить в реальность.
Три времени Рима. Новый Рим
Главным градостроителем в истории нового Рима стал папа Сикст V (1585-1590). Он приказал соединить сетью длинных прямых улиц (rettifili) семь главных паломнических святынь Рима. Эти базилики стояли на местах погребения раннехристианских мучеников. Причём зачастую они находились за чертой древнего города. Rettifili часто вели через пустыри и безжизненные развалины, но их прокладка означала, что город начинает заново осваивать пределы античного Рима и возвращается в свои прежние границы.
Другой важнейшей архитектурной идеей Сикста V стала установка древних обелисков на площадях Рима. Когда-то римские императоры привозили обелиски из Египта. Папа повелел поставить их в перспективах rettifili. Каменные иглы, видимые издалека, служили ориентирами для паломников. Обелиски завершались крестами и символами Сикста V.
Понтифик также повелел увенчать древнеримские триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия статуями святых покровителей Рима – апостолов Петра и Павла.
Ватиканский обелиск или “Игла” единственный со времён античности оставался стоять на своём месте. Папа приказал переместить его и установить строго по оси базилики святого Петра. Натале Бонифаччо изобразил процесс переноса обелиска во всех подробностях. Название гравюры занимает целый абзац:
Изображение способа перевозки Обелиска, в просторечии называемого Иглой из отдалённого места за церковью Сан Пьетро на площадь напротив главных врат той же церкви.
Чтобы увековечить градостроительные свершения Сикста V, появилось роскошное издание со множеством гравюр. Понтифику стало недостаточно, чтобы его имя высекли на новом сооружении. Надо было, чтобы облик его творения благодаря гравюрам стал известен всему миру.
Три времени Рима. Триумф барокко
XVII век стал эпохой возрождения былого величия Рима. После кризиса, вызванного появлением протестантизма, католическая церковь вступает в период нового величия. Контрреформация наделяет строительство Вечного города особым смыслом.
Новые храмы являют миру мощь и богатство католицизма, привлекают верующих. Новый Рим строится как центр христианского мира, новый Caput mundi. Город не просто должен был сравниться с древним Римом императоров, но и превзойти его.
Папы Урбан VII, Иннокентий Х и Александр VII повелевали прорубать новые и расчищать старые улицы и площади, возводили всё новые церкви и монастыри, дворцы и больницы, фонтаны и монументы. Но главным были не здания, а само пространство города: прямые магистрали и широкие площади, с которых открывались захватывающие виды на дворцы и храмы.
Античность померкла перед масштабами и размахом нового Рима. Руины, определявшие облик города, либо включаются в новые ансамбли, либо даже безжалостно сносятся. Однако диалог древнего и нового остаётся важнейшей градостроительной идеей. Он определяет genius loci, “гений места” барочного Рима.
Однако понтифики во время реконструкции города совершенно не заботились об интересах самих римлян. Рим строился как место религиозных процессий, торжестванных приёмов и толп паломников. Строительство нового Рима стало для пап главной гордостью. Его облик должен был быть известен повсюду. Лучшие художники рисовали виды нового Рима. Гравюры немало способствовали распространению стиля барокко по всему свету.
Три времени Рима. XVIII век
К началу XVIII столетия духовный и экономический подъём Рима и католической церкви постепенно угасает. Последними крупными проектами стали Испанская лестница и фонтан Треви. Их задумали ещё в эпоху Возрождения, а осуществили лишь в 1730-е годы.
В это время древний и новый Рим как бы сливаются воедино. На него смотрят, как на нечто сформировавшееся. Рим вечен потому что стар. Такому взгляду способствовал и поток просвещённых туристов, посещавших город во время Grand Tour. Так называлось путешествие, которое полагалось совершать аристократам по завершении образования. Среди путешественников были Жан-Жак Руссо, Вольфганг Амадей Моцарт, Екатерина Дашкова, Иоганн Вольфганг Гёте, лорд Байрон и чета наследников престола граф и графиня Северные (Павел Петрович и Мария Фёдоровна в девичестве принцесса Вюртембергская).
Римские памятники от древних руин до недавно ультрасовременных построек Борромини становятся “достопримечательностями”. Рим трактуют как “музей под открытым” небом. Джованни Вольпато, Франческо Панини и доугие художники создают гравюры и рисунки, предназначенные для заезжих путешественников. На них Рим предстаёт красочным “городом с открытки”.
Даже самые громадные руины не кажутся на них мрачными и подавляющими.
Три времени Рима. Ведуты
Состоятельные заказчики, не удовлетворявшиеся гравюрами и рисунками, могли приобрести в качестве сувенира картину или целую серию живописных полотен с видами Древнего и Нового Рима. Живописная ведута была свободнее гравюры и стремилась не столько к точности, сколько к живописности вида. Такие полотна писал Джованни Паоло Панини.
Сравните с работой Бернардо Белотто по прозванию Каналетто, на которой также изображён Римский форум или Кампо Ваччино (Коровье поле).
Бернардо Белотто был более строгим. Как правило его картины основаны на знаменитых гравюрах Джованни Баттисты Пиранези. Сравните гравюру последнего с живописным полотном Белотто.
Не удержусь от ещё одной пары “гравюра Пиранези – картина Белотто”. Это вид знаменитой Пьяцца Навона, расчищенной на руинах цирка Домициана.
Пиранези – летописец вечности
Джованни Баттиста Пиранези – главный художник римской ведуты. Его гравюры по сей день остаются каноническими изображениям Рима. Они формируют миф Вечного города, вошедший в еаропейскую культуру Нового времени.
Пиранези родился в Венеции и получил архитектурное образование. Но ему было не суждено применить свои знания на практике. Ведь Новый Рим был уже построен Бернини и Борромини. Делом жизни Пиранези стала серия гравюр “Виды Рима”. В итоге у него получилось 135 листов. Их масштаб, качество и тщательность исполнения возвышают работы Пиранези над другими ведутами.
На ведутах Пиранези можно увидеть весь Вечный город: паломнические церкви и руины, кареты и домашних животных, центральные площади и окраинные пустыри.
Преодоление границ между Древним и Новым Римом в полной мере удалось именно архитектору-гравёру Джованни Баттиста Пиранези.
Образ города заметно эволюционировал за 30 лет работы мастера. Первые листы были легкими, светлыми с видами центральных районов города, где ездят кареты и прогуливаются знатные господа. Со временем Пиранези всё дальше уходил от центра и погружался в печаль окраин с их руинами и лачугами бедняков.
Пиранези увеличивал масштаб зданий, усиливал светотень и форсировал перспективу, создавая величественный образ Вечного города. В своём горнем величии Рим у Пиранези превращается в город вне времени – в Вечный Рим.
На выставке “Три времени Рима” представлены и скульптура, и нумизматика, и древние изразцы а также гораздо больше гравюр, чем мы показали в статье. Основой для нашего текста послужили информационные стенды музея.
Выставка “Три времени Рима”. Посетителю на заметку
Выставка “Три времени Рима” проходит в главном здании музея изобразительных искусств им.Пушкина.
Адрес: Волхонка, д.12.
Ближайшее метро – Кропоткинская. Выход к храму Христа Спасителя.
Стоимость полного билета:
650 рублей в будние дни.
800 рублей в выходные и праздники.
Есть льготы.
По четвергам для людей старше 60 лет билет стоит 200 рублей.
По выставке проводят экскурсии. На сайте нужно купить экскурсионную путёвку.
Также музей продаёт аудиогид по выставке.
Сайт IziTravel выпустил бесплатный аудоигид по выставке.
Выставка “Три времени Рима” продлится до 15 сентября 2024 года.
Билеты удобно покупать онлайн на сайте музея. В августе ажиотажа на выставку нет. Можно как в старые добрые времена спонтанно прийти в музей и купить билеты в кассе.
В августе-сентябре в Москве проходят другие художественные выставки:
“Журнал красивой жизни” в музее Русского импрессионизма.
“Квадрат и пространство” в здании ГЭС-2 (неподалёку от Пушкинского музея).
“От мифа к символу” в доме Русского зарубежья.
Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век – в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Прекрасный обзор! Спасибо большое. После посещения выставки хотелось подробнее почитать о ней, нашла Ваш обзор, от души благодарю за него.
Добавлю несколько слов о римском Колизее. Колизей расположили в низине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевым холмами. Строили его восемь лет, начав в 72 году при императоре Веспасиане. Даже не верится, что такое грандиозное сооружение возвели за столь короткий срок. Осветили коллизией уже был при императоре Тите в 80 году. Долгое время сооружение служило главным местом для увеселительных зрелищ – гладиаторские бои, сражения, звериные травли.