Трасса М5: отчёт о состоянии дороги от Москвы до Пензы на май 2023 года.
Нам уже доводилось ездить по трассе М5 в 2019 году. Тогда мы проехали от Самары до Сасово и упомянули об этом в отчёте о дорогах Поволжья. В мае 2023 года мы двинулись по М5 в обратном направлении от Москвы до Пензы.
Трасса М5. От Москвы до Рязани
Первые 100 км до Коломны хорошо известны. Известны и многочисленные “засады” в Жилино (реконструкция развязки), Октябрьском и Островцах (светофоры и плотный трафик) и в Старниково (конец современного участка, выезд на старое шоссе).
За Коломной задержки возможны в Луховицах у поворота на Зарайск.
Трафик на М5 достаточно плотный
в том числе и на мосту через легендарную речку Вобля.
О своеобразной топонимике мы ещё вспомним, а пока подъезжаем к Рязани.
Участок от Коломны до Рязани достаточно широкий, но проходит через многочисленные села с неизбежными светофорами.
Отдельно упомяну рязанскую объездную дорогу: узкий, с плотным трафиком и многочисленными светофорами, этот участок трассы М5 не оставляет хороших воспоминаний.
От Рязани до границы Мордовии
За Рязанью дорога расширяется до 4, а местами и до 6 полос. Вновь появляются разделительная полоса и шумозащитные экраны, оставшиеся далеко в Подмосковье. К ним добавляются треноги, давно изжитые в окрестностях Москвы.
Характерной чертой трафика на М5 служат “бурбухайки” – перегруженные сверх всякой меры нексии и лачетти с узбекскими номерами.
Современная трасса тянется около 60 км, а затем сужается до обычного среднерусского шоссе. Для сравнения приведу фото с указателями расстояний.
Состояние покрытия заслуживает твёрдой “4+”. А инфраструктура подкачала. Брендовых заправок совсем мало. В основном попадаются локальные “рога и копыта”. Например рязанская сеть Змей Горыныч. Такие АЗС мы видели только на отрезке от Рязани до Мордовии.
Попадаются заброшенные АЗС. Судя по ценнику жизнь здесь замерла лет 10 назад. Зато рязанские мытари не забыли поставить камеру.
Придорожный сервис производит унылое впечатление. Вам вряд ли захочется заночевать в “отеле”, надстроенным над ремонтным боксом, где пытаются поддержать в рабочем состоянии старые, уезженные до полусмерти автомобили. Тем более, что “отель” сложили не то из бытовок, не то из старых контейнеров.
Напоследок приведу ещё один курьёзный гидроним (название водного объекта). Река Шиш течёт где-то на востоке Рязанской области.
Трасса М5 в Мордовии
Мордовия – место достаточно “легендарное” благодаря сохранившимся со сталинских времён лагерям и странному городу Саранску с несколькими новодельными достопримечательностями.
Однако трасса М5 проходит по южному краю республики. Вышеупомянутые мордовские символы остаются севернее. Зато на М5 есть своя собственная мордовская достопримечательность – это легендарный среди водителей Умет – главная придорожная столовая России.
Однако прежде стоит упомянуть о реконструкции трассы. Работы ведутся на границе рязанской области и Мордовии вплоть до моста через реку Цна.
Особых задержек не наблюдается, за исключением реверса на мосту.
Столица Мордовии Саранск лежит в стороне от магистральных дорог.
В целом дороги в Мордовии узкие, но ровные. Трафик не слишком интенсивный.
С заправками и придорожным сервисом ситуация не лучшая, но и не худшая. Большинство АЗС в Мордовии неведомых марок, но выглядят довольно прилично.
Умет – главная дорожная столовая страны
Поселок Умет получил известность ещё лет 30 назад. Тамошние жители дружно пооткрывали шалманы с придорожной едой. Впоследствии часть из них превратилась в кафе, а часть пришла в упадок и закрылась.
Во всяком случае, нынешний Умет производит куда меньшее впечатление, чем 20 или даже 10 лет назад. Но традиция остановиться и поесть в Умете существует до сих пор.
Мы останавливались в Умете дважды: на пути в Пензу и обратно. В первый раз наш выбор пал на “Ларису”.
Там действительно было вкусно. Мы заказали два овощных салата
шашлык и рёбрышки. Заплатили за эту вкуснятину как за два комплексных обеда в московской сети Му-му – 870 рублей.
На обратном пути нам захотелось чебуреков. Выбор кафе оказался неудачным. Мы даже не стали фотографировать ни заведение, ни еду.
Не все кафешки в Умете одинаково полезны. Возможно следует ориентироваться на шашлык, но нам захотелось небольшого перекуса.
Придорожная торговля в Мордовии
Придорожная торговля в той или иной степени есть на всех дорогах. Однако на М5 “бизнес” состредоточен преимущественно в пределах Мордовии. Ни в Рязанской, ни в Пензенской областях нет такого “богатства выбора”, как в мордовских придорожных сёлах. Чем торгуют? Да всем, чем ни попадя. Вот типичный выбор придорожной торговли в мордовском селе Ямбирное.
Как видите в одну кучу свалены сало, мед, конина, унты, корзины, теплые жилетки (такие в старину называли “душегреями”) и омывающая жидкость.
Этим ассортимент далеко не исчерпывается. Также продают искусственные цветы, массажные коврики на сиденья и даже банальную картошку.
Особо следует упомянуть шахматы, нарды и матрёшки. У меня есть подозрение, что эти товары создаются руками заключённых мордовских лагерей.
Мордовия особо специализируется на тыквенном соке. Банки и бутылки с желтой жидкостью можно увидеть во всех придорожных сёлах Мордовии за исключением Умета.
Этот придорожный базар попался нам на глаза в Пензенской области. Здесь торгуют только воздушными змеями и массажными ковриками на сиденья. Интересно, кто ещё покупает эту ерунду, учитывая, что у современных машин есть почти обязательный обогрев сидений, а у дорогих моделей – и встроенные электрорегулировки.
Трасса М5 в Пензенской области
Мы добрались до Пензенской области. Состояние дороги по прежнему остаётся очень приличным. Разве что ширина полотна не всегда соответствует нынешнему трафику.
В Пензенской области вдоль дороги попадаются многочисленные памятники архитектуры – главным образом церкви XVIII-XIX столетий.
На подъезде к областному центру встретится даже башня острога якобы XVII века.
В районе города Спасска (по советски Беднодемьяновска, не путайте со Спасском-Рязанским)
идёт реконструкция дороги. Затруднений обнаружено не было.
Такого количества едален, как в Умете, не сыскать и во всей Пензенской области. Зато в достаточном количестве появляются фирменные заправки роснефть с весьма гуманной ценой на топливо.
Хотя местные предпочитают свои проверенные “рога и копыта”.
Километрах в 30 от Пензы дорога по русскому обычаю превращается в автобан.
Вот мы и приехали.
На 640 километров пути мы потратили 9 с половиной часов. Примерно столько же прогнозируют и яндекс-карты. Единственно мы минут на 20 остановились в Умете на обед.
По итогам поездки в Пензу мы составили путеводитель по городу.
Отчёты о состоянии трасс собираем в разделе
Трассы для автопутешественников.
Рекомендованные маршруты путешествий по России собрали в статье
Господа, спасибо вам за подробный отчёт, теперь чётко представляю состояние трассы. Зимой ехать сложнее, чем весной и тем не менее, надеюсь, что Умет меня накормит!
А где лайк поставить? Очень познавательно!
Александр, спасибо Вам за отзыв! У нас не лайки, а звёздочки. Будем очень признательны, если нажмёте на пятую звёздочку. Лёгких Вам дорог!
Ура! Новое путешествие! Обожаю читать ваши отчёты о поездках. Мне все интересно, пишите заразительно. Я пока только пробежалась глазами и у меня уже поднялось настроение. Спасибо.
Татьяна, как же мы рады Вас слышать! Поездка в Пензу была совсем краткой и больше деловой, чем путешественнической. Но разве могли удержаться от хотя бы от дорожного отчёта? Спасибо Вам что читаете!