Приехав в Смоленск отмечать Новый год, мы в первую очередь отправились в Талашкино и Фленово – бывшее имение Марии Клавдиевны Тенишевой.
Навигатор честно привёл нас в центр села, но делать там оказалось нечего. От старинного имения уцелели лишь остатки парка. Усадебный дом сожгли нацисты, а после войны на его фундаменте построили сельский дом культуры.
Талашкино. История усадьбы
Сельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.Тенишевой
Теремок
Теремок. Коллекция музея
Церковь Святого Духа
Талашкино. История усадьбы
Во времена польского владычества король Сигизмунд III пожаловал село некоему шляхтичу Гейдалу Талашке. Его наследники служили уже русскому престолу и вначале XVIII столетия потомок Талашки Шупинский получил Талашкино за верную службу. В конце XIX века владелицей имения становится княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, в девичестве Шупинская. Мария Клавдиевна Тенишева была подругой княгини Святополк-Четвертинской и гостила у неё в Талашкино.
В 1893 году муж Марии Клавдиевны, крупный промышленник и выдающийся учёный князь Вячеслав Николаевич Тенишев приобрёл имение для своей супруги.
Мария Клавдиевна была разносторонне одарённой женщиной. Отец её неизвестен. По слухам она была внебрачной дочерью самого императора Александра II.
Княгиня Тенишева увлекалась музыкой, живописью, эмальерным делом, коллекционировала и изучала древнерусское искусство, старалась сохранять и развивать народные промыслы. Имение Талашкино стало одним из центров формирования “неорусского стиля”.
В центре Смоленска на улице, с недавних пор носящей имя Тенишевой, уцелело старинное здание музея “Русская старина”, где хранились коллекции, собранные Марией Клавдиевной. Увы, после 1917 года многое разошлось по разным музеям, что-то вообще пропало, а здание занимает отдел природы Смоленского музея.
Сохранилось лишь майоликовое панно над входом, напоминающее о собрании княгини Тенишевой.
В 1894 году Мария Клавдиевна приобрела хутор Флёново в полутора верстах от Талашкино. Там расположилась одна из главных затей княгини Тенишевой – сельскохозяйственная школа для крестьянских детей. Именно во Фленово находятся музей в здании школы, замечательный “теремок” в неорусском стиле и церковь Святого Духа.
Фленово. Сельскохозяйственная школа для крестьянских детей М.К.Тенишевой
Школа занимает скромное одноэтажное здание с мезонином, когда то это был усадебный дом Краснополянских, владевших хутором до того, как в 1894 году его купила Мария Клавдиевна.Обучение в школе было бесплатным, детям неимущих родителей предоставлялся пансион, одежда и обувь. По воспоминаниям княгини Тенишевой мальчики охотно шли учиться, а девочки стеснялись. Девочек привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, девочки часто исчезали.Дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию.
Кроме того каждый ученик обязательно изучал одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию,а мальчики по выбору занимались столярно-плотничьимшорным, кузнечным или гончарным делом.Ученики начинали с простейших работ, а в третьем специальном классе уже ремонтировали классную мебель, делали веялки и ульи, оконные рамы и сундуки.
В кузнице ребята учились ковать подковы, обивали железом ящики и бочки, ремонтировали металлический сельскохозяйственный инвентарь.
В шорной мастерской ученики чинили сбрую, делали хомуты и уздечки.
Девочки учились шить бельё, занимались кружевоплетением и вышивкой.
С такой подготовкой будущие крестьяне могли ремонтировать и изготавливать вещи, необходимые в хозяйстве.
Сельскохозяйственное обучение велось по специальным программам: садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой.Обучение в тенишевской школе готовило детей к будущему ведению собственного хозяйства, поступлению в Сельскохозяйственную академию и работе управляющими в имениях.
Талашкино и Фленово. Оркестр балалаечников М.К.Тенишевой
На хуторе Флёново Мария Клавдиевна организовала оркестр балалаечников. Руководил оркестром выпускник Петербургской консерватории Лидин – лучший музыкант из знаменитого оркестра Василия Васильевича Андреева. Сам Андреев побывал в Талашкино и Фленово накануне выступления тенишевского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Для концерта на всемирной выставке княгиня Тенишева придумала изготовить расписные балалайки. Врубель, Коровин, Малютин, Сомов и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра. Ей предлагали за них огромные деньги, но Тенишева не продала ни одной балалайки.
Особую лепту в создание балалаек внёс Михаил Врубель. Княгиня Тенишева вспоминала о художнике:
«Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство. Сидя со мной, он, бывало, рисовал и часами мечтал вслух, давая волю своей богатой, пышной фантазии… Шутя, он набросал на рамках и деках балалаек несколько рисунков, удивительно богатых по колориту и фантазии, оставив мне их потом на память о своем пребывании в Талашкине».
В 1900 году расписанные балалайки показали на Всемирной выставке в Париже и они вызвали большой интерес.
Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Талашкино любительский театр. Его оформлением занимался С.В.Малютин, приехавший в Талашкино по рекомендации М.А.Врубеля. По эскизу Малютина был создан занавес “Баян, играющий на гуслях”.
Резное панно “Садко”, украшавшее театр, также вырезали по эскизу Малютина.
Мария Клавдиевна принимала самое деятельное участие в постановке спектаклей как режиссёр, гримёр и костюмер.
Талашкино и Фленово. Теремок
Главным украшением Флёново служит “теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Это яркий образец “неорусского стиля”. Малютин построил “теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик “теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы.
Вокруг “Теремка” была ограда с четырьмя резными воротами, двое из них восстановлены. Сказочная необычность “Теремка” поражала многих гостей Талашкино, в том числе Игоря Стравинского, работавшего здесь над балетом “Весна Священная”, Николая Рериха, расписавшего церковь Святого Духа и Сергея Константиновича Маковского – поэта, литературного критика и организатора художественных выставок.
Талашкино и Фленово. Теремок. Коллекция музея
“Теремок” построили в качестве гостевого дома и библиотеки. Сейчас его используют как музей. Среди экспонатов есть уникальная фотография Марии Клавдиевны Тенишевой в юности.Пражское переиздание её диссертации, защищённой в 1916 году.
Керамические ковшики в “русском стиле”, созданные самой хозяйкой Талашкино и Фленово.Второй этаж полностью сохранил планировку и отделку. Он состоит из нескольких срубов, как бы перетекающих один в другой. Помещения окружают изразцовую печь.Комнаты наполнены образцами народного искусства из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевойа также мебелью, посудой и утварью, выполненными С.В.Малютиным, А.П.Зиновьевым и самой М.К.Тенишевой.
На втором этаже “Теремка” представлены эскизы церкви Святого Духа, выполненные М.А.ВрубелемВладимиром Васильевичем Сусловым – архитектором, реставратором и знатоком русских древностей.и С.В.Малютиным.Последний лёг в основу проекта, по которому Малютин, Барщевский и княгиня Тенишева построили церковь в неорусском стиле, сохранившуюся до наших дней. Церковь строили с 1902 по 1905 год.
Талашкино и Фленово. Церковь Святого Духа
В 1903 году в церкви похоронили Вячеслава Николаевича Тенишева. Спустя 15 лет “освобождённый народ” надругается над прахом учёного. Тело покойного вытащат из гроба, “усадят” в кресло и сунут газету в мёртвые руки. Затем зароют на сельском погосте. Ныне могила В.Н.Тенишева утеряна.
Николай Константинович Рерих расписал церковь в 1908- 1914 годах.
Один из эскизов Рериха мы увидели в “Теремке”.В самой церкви росписи не практически не сохранились. В советское время здесь был склад зерна.Зато уцелела потрясающая по силе и выразительности мозаика над западным входом в храм. Её создал знаменитый петербургский мозаичист Фролов по эскизу Н.К.Рериха. На мозаике изображён Спас Нерукотворный образ.Мария Клавдиевна Тенишева, Сергей Васильевич Малютин и многие из замечательных деятелей искусства, бывавшие в Талашкино и Фленово, после 1917 года вынуждены были покинуть Россию.
В 1946 году Игорь Эммануилович Грабарь добился создания во Флёново историко-художественного заповедника.
В 2008 году на 150-летнюю годовщину со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой ей установили памятник. Княгиня Тенишева как будто остановилась на минутку между сельскохозяйственной школой и “Теремком”.Автор статуи заслуженный художник России Людмила Ельчанинова.
Ещё о Смоленске: Новый год в Смоленске – I, Новый год в Смоленске-II
Смоленск на тарелочке
Сити-отель в Смоленске
Достопримечательности Лопатинского сада.
Только сегодня оттуда приехали! Красота! Раньше люди жили по сказочному, Русская старина это да… а сейчас что? Хай-Тек и киберпанк? Тьфу хадость какая! Аж во рту горько стало
Да, Антон, Вы совершенно правы, от гламурятины души воротит. Деревянный модерн – это действительно красиво! Очень приятно, что сохранили талашкинскую красоту. А Марие Клавдиевне Тенишевой – низкий поклон от потомков!
Удивительное было время – конец XIX-начало XX веков. Удивительные по силе люди: меценаты, художники, архитекторы, музыканты, которые создавали поистине сказочные вещи! Во время пребывания в Смоленске мне попалось несколько статей о Тенишевой. Какая необычная была женщина!
А что касается революции… Она была неизбежна. Русская философия рубежа веков вся наполнена предчувствием и неизбежностью этой трагедии. Да и искусство того времени – как последний яркий взлет перед падением. Кстати, перед перестройкой тоже отмечался расцвет искусства, те же выставки на Малой Грузинской, например. Помню, мой папа тогда сказал, что впереди непременно будут какие-то социальные потрясения. Так оно и вышло…
Какая полная и душевная статья. Была школьная экскурсия в прошлом году. Нами сделано много фотографий, но Ваш глаз показал всё так полно, что захотелось к себе в папку перенести. Мне бы хотелось пожелать школьникам с учителями из всех уголков России обязательно прочитать Ваши страницы и по возможности съездить на экскурсию. Талашкино – гордость русской педагогики, еще один способ поднять наше национальное сознание.
Валентина, спасибо за высокую оценку!
Деятельность Марии Клавдиевны восхищает многообразием и способностью привлечь лучших художников и педагогов. Она должна служить примером для многих поколений учителей.
Интересно, спасибо. У меня есть мемуары Тенишевой. Порой перечитываю. И порой так жалко Марию Клавдиевну!
Мне порой всю Россию жалко. Как бы далеко мы смогли уйти, если бы не тот самый 17 год, не к ночи будь помянут.
Оно так!
absolutely stunning views…breaks my heart on how people tricked by the emotions have an ability to misjudge things…thanks a lot!