Святыня христианского мира гора святой Одилии находится в Эльзасе. Как огромный священный потир, упирающийся в небо, возвышается она в самом сердце Вогезов. Расположена гора всего в 40 км к югу от Страсбурга. Возвышенность формирует северо-восточный пик горного массива, очертаниями она похожа на каменистый мыс над довольно равнинным Эльзасом. Со всей округи заметна тёмная, сочная зелень хвойных деревьев и мягкие тона лиственных. Вкрапления розового песчаника в изумрудной гамме создают гармоничную и удивительно безмятежную симфонию цвета.
Поднявшись на гору святой Одилии в ясную погоду с высоты 763 м над уровнем моря путник увидит великолепную панораму. К северу и востоку раскинулись поля и деревушки – часть эльзасских виноградников и городской пейзаж Страсбурга со шпилями соборов, Рейн и Шварцвальд. К западу неприступной стеной возвышается массив Вогезов. В зависимости от сезона, “плюсов” и “минусов” температурной шкалы, времени дня, гора святой Одилии предложит какое-нибудь из своих многочисленных представлений – грандиозный или разнузданный, завораживающий или волшебный вид. То сияющая кристально чистым небом, то укутанная ватным одеялом облаков, то разрывающаяся от бушующей стихии, она заставляет путника и паломника забывать о всех невзгодах, оставленных у её подножия и заставляет разум вспомнить о самых важных вопросах, живущих в сердце каждого. Здесь мистические чувства соприкасаются с космическими ощущениями.
Как драгоценный камень в оправе, гора святой Одилии обрамлена скалами и деревьями. Каждый год сюда приезжает почти миллион посетителей. Она вдохновила множество поэтов и писателей на создание своих лучших произведений, среди которых был великий Гёте. Поколения художников, скульпторов и других мастеров пытались черпать вдохновение в её красоте, величии и загадочности.
Мы много слышали о Горе святой Одилии, поэтому без колебаний включили посещение сего места в маршрут путешествия по Франции (“К последнему морю”). Несмотря на очень плотный график путешествия, мы ни на минуту не пожалели, что предприняли неблизкую поездку в Хоенбург. Заехать туда стоит даже ради открывающихся с вершины видов. (Хотя нам и не совсем повезло. Несмотря на ясную погоду над долиной лежала молочная дымка).
Мы представим основные памятники обители святой покровительницы Эльзаса, которая основала монастырь в конце VII века, а потом расскажем легенду о святой Одилии и немного поговорим об истории обители.
Сначала – дорога к монастырю. Добирались мы из Рибовилле на автомобиле – Хоенбург стал самой северной точкой, до которой мы доехали по знаменитой винной дороге Эльзаса. Весь путь пролегает через живописные деревушки и городки, а к монастырю через лес ведёт довольно пологий двухполосный горный серпантин. Видео дороги (35 секунд) – не шедевр, добавили на память.
Первое, что встретит вас после парковки – это одна из остановок на так называемом Пути страстей Господних. А затем – и вход в обитель.
Сразу представим схему расположения памятников.
1.2.Террасы
3.Солнечные часы
4.Меровингское кладбище
5.Часовня слёз
6, 9.Ориентационные столы
7.Часовня ангелов
8.Часовня Вознесения Богородицы
10.Двор святой Одилии
11.Надгробная часовня святой Одилии
12.Ресторан “Зал паломников”
13.Администрация отеля
14.Ресторан святого Папы Льва IX
15.Тропа к святому источнику. Путь страстей Господних
16.Дорога к источнику
17.Киоск
18.Магазин
19, 20. WC
Вся прогулка по монастырю заняла чуть больше часа. Сначала мы прошли к террасам. С них открывается удивительный вид на винную дорогу Эльзаса. С высоты горы можно увидеть добрую часть карты винной дороги в натуральную величину.
Здесь даже можно сориентироваться – где искать тот или иной городок. Для этого устроены ориентационные столы (на плане № 6 и № 9).
Непременно зайдите в часовню Слёз и часовню Ангелов. На снимке часовня Слёз на первом плане, за ней – такая же по форме, но меньшая по размеру часовня Ангелов.
Часовня Слёз построена на месте бывшего кладбища. Говорят, что святая Одилия часто приходила сюда оплакать могилу своего отца и помолиться за его душу. При входе на хоры часовни сохранилась впадина, проделанная коленями и слезами святой. Об этой святыне мы не знали и обратили внимания только на мозаичные изображения.
Часовня Ангелов расположена на выступе скалы. Говорят, что когда здесь жили ромеи, на этом месте стояла водяная башня.
Мозаики на золотом фоне выполнил парижский художник Ф.Дени (F. Denis). В часовне Слёз – в 1936 году, в часовне Ангелов – в 1947 г.
Мы заходим в монастырский собор. Он построен на фундаментах древнего храма XII века, а тот, в свою очередь на остатках романских построек. Интерьер храма довольно аскетичный.
Через небольшую дверь в глубине церкви мы выходим на монастырский двор.
А оттуда попадаем к клуатр. Крытая галерея с трёх сторон окружает двор. Из клуатра через чугунную решётчатую дверь можно попасть в часовню Иоанна Крестителя.
Слева от алтаря – вход в старейшую часть монастыря – часовню Святого Креста, уцелевшую с XII века. У южной стены часовни можно разглядеть остатки древних саркофагов. Возможно, это захоронения родителей святой Одилии.
Чтобы попасть в часовню святой Одилии нужно снова выйти в клуатр. Это главная здешняя святыня, ведь в часовне покоится сама основательница монастыря святая Одилия.
Раку святой открывали в 1354 году в присутствии императора Карла IV. От мощей отделили десницу и доставили в Прагу. По сей день десница святой Одилии покоится в храме святого Вита. Остаётся только поразиться, как на протяжении почти 1300 лет мощи святой сохранились в том же месте, где она и упокоилась в 720 году.
Возвращаясь в клуатр, вам придётся пройти мимо нескольких кафе. Напротив входа в одно из них стоит стела XII столетия с изображением графа Адалрика, святого епископа Лежера и аббатисс Релинды и Герральды. (О них упомянем ниже). Во внутреннем дворе монастыря установлена современная скульптура святой Одилии.
Кем же была святая Одилия, чем прославилась и почему её считают святой покровительницей Эльзаса?
Легенда о святой Одилии
Отец святой Одилии, граф Адалрик, живший во времена короля Дагобера (Dagobert) II, построил свой замок на руинах римской крепости Алтитония. Он ожидал рождения первенца и даже думать не хотел, что Господь может послать ему не сына, а дочь. Но его жена Бересвинда (Bereswinde) разрешилась девочкой. Разгневанный отец пожелал смерти ребёнка, но её спасла уловка Бересвинды, которая доверила младенца кормилице, жившей в деревне неподалёку.
Через год горничная поместила графскую дочь в один из монастырей, где она и воспитывалась. Как только юной послушнице исполнилось 12 лет, её крестил сам епископ Рединсбургский. Сразу после церемонии будущая святая обрела способность видеть, ведь родилась она незрячей. Нарекли её Одилией, что означает “дочь света”.
Хотя Одилия выросла вдалеке от родных, но всегда хотела вернуться в родительский дом. Несмотря на неприязнь отца, её младший брат, Гуго (Hugh) подготовил возвращение сестры в Хоенбург. Узнав об этом, в порыве ярости Адалрик смертельно ранил сына. Но осознав, что натворил, во искупление греха, он принял дочь в родной дом.
В то время в Эльзасе, да и не только, существовал обычай, что жениха для дочерей выбирал отец. Адалрик собирался выдать Одилию замуж за знатного принца. Но дочь воспротивилась и ей опять пришлось бежать из родного дома. Погоня едва не настигла беглянку, но небеса пришли на ей помощь. Гора отверзлась, впустила девушку внутрь и вновь захлопнулась за ней. Граф воочию убедился в силе в могуществе руки Господней. Поражённый увиденным и послушав своего близкого родственника, епископа Отуна (Autune), Адалрик подарил замок Хоенбург дочери.
Одилия с радостью приняла дар. К ней пришли несколько молодых девушек, решивших посвятить жизнь Господу, так и началась в Хоенбурге монастырская жизнь. Сначала обитель располагалась на восточном склоне Вогезов и молодая аббатисса Одилия с жаром принялась за её устройство – при ней возвели церковь и часовню в честь Иоанна Крестителя.
Но добираться до монастыря Хоенбург было не лёгкой задачей, ведь он находился высоко в горах. Особенно недоступным он становился зимой. Тогда ради сирых и убогих святая Одилия основала другую обитель – у подножия горы, её стали называть Нидермюнстер (Niedermunster), то есть “нижний монастырь”.
Однажды, по дороге из Нидермюнстер к Хоенбургу, святая Одилия повстречала слепого нищего. Сердце её переполнилось жалостью, она ударила о камень посохом и из скалы забил родник и исцелил беднягу. Так появился святой источник, к которому уже на протяжении тринадцати веков не зарастает тропа паломников, страждущих молитв, покровительства и помощи святой Одилии.
Историки считают легенду о святой Одилии полностью доказуемой. Во всяком случае, она действительно получила Хоенбург в наследство от своего отца, около 680-690 года построила здесь обитель и основала сестричество, которое славилось своей благочестивой жизнью и благотворительными трудами.
Умерла святая 13 декабря 720 года и её погребли в саркофаге часовни Святого Иоанна Крестителя. Позже часовню переосвятили именем святой Одилии, где её святые мощи пережили упадок и разорения следующих веков.
Со смертью святой Одилии Святой Дух никогда не покидал этого места и это хорошо чувствуется в монастыре, там, где земля сходится с небом.
Теперь перенесёмся во времена задолго до рождения святой Одилии, в доисторическую эпоху.
Древняя история Хоенбурга (Hohenbourg). Языческая стена
Высокая гора в равнинном Эльзасе притягивала человека ещё на заре истории. Уже в раннем неолите люди оставили здесь свои следы и археологи имеют все основания полагать, что наши предки не уходили отсюда с Бронзового века. С востока высокая гора святой Одилии надёжно защищала поселения от набегов многочисленных врагов. Эта теория основана на следах мегалитической эпохи, заметных по сей день. Эти следы сохранились в виде древней крепости, именуемой “языческой стеной”, ведь она датируется ещё дохристианской эпохой. Если вы начнёте своё путешествие от монастыря, указатели со стрелками, помогут вам найти загадочные следы, оставленные нашими предками не одну тысячу лет назад. Такая прогулка займёт около четырёх часов.
“Языческая стена” создана кельтами и по сей день ревностно хранит множество тайн. Грандиозное сооружение протянулось на добрые 10 км. Она окружает высокогорное плато общей площадью около 100 гектаров. Состоит стена из огромных каменных блоков песчаника весом от одной до четырёх тонн. В наиболее сохранившихся местах высота стены достигает 2,5 метров высоты и около 2 метров толщины. Блоки соединены между собой дубовыми шипами. Учёные подсчитали, что тысячи рабочих не меньше двадцати лет должны были трудиться на её строительстве. По всей вероятности, стену возвели к середине первого тысячелетия до Р.Х. Во II-м веке до Р.Х. она служила защитой во время вторжений кимров и тевтонов, в 70-м году до Р.Х. против свевов из Ариовисты, а несколько веков спустя охраняла обитателей во время великого переселения германских народов.
Римляне, завоевавшие Галлию и овладевшие цитаделью в Вогезах, называли её Алтитона (Altitona). Они отреставрировали кельтское сооружение, усовершенствовали подъездные пути и оборудовали наблюдательные площадки, откуда просматривалась вся долина Рейна.
Одновременно с римлянами в эти места пришло и христианство, но новая религия распространилась здесь только в середине VI века. Епископы Страсбурга Арбогаст и Флорент основали здесь первые храмы. В конце того же века ирландские и шотландские монахи вместе со святым Коломбом привнесли аскетичность и дух миссионерства на земли франкского христианства. В то время Эльзас был частью Астразии – обширнейшего из владений Меровингов. Началом истории Христианства на месте Алтитонии (теперь место называется Хоенбург (Hohenbourg) или “маленький замок на горе”) считается конец VII века.
Везде на протяжении столетий, христиане превращали в места поклонения или паломничества языческие святыни, посвящённые местным природным и этническим божествам. Неужели же это произошло и с горой святой Одилии? Точно об этом никто сказать не может, но любопытно то, что происхождение эльзасского монастыря восходит к тому времени, когда появились три другие знаменитые святые горы. Им было уготовано оказывать сильное влияние на всю христианскую Европу. Это гора Афос, гора Монте-Кассино и гора Сент-Мишель.
История монастыря святой Одилии
После смерти основательницы обители до конца XII века около десяти аббатисс сменяли друг друга на своём посту. Короли династии Каролингов делали в Хоенбург богатые вклады. Но это не спасло его от суровых испытаний – в X-м и XI-м веках пожары и грабежи не раз опустошали святое место. В 1050 году Папа Лев IX прибыл сюда, чтобы освятить новую церковь, перестроенную после особенно опустошительного пожара.
Инокини монастыря хранили святость горы Хоенбург на протяжении всего средневековья. Устав обители опирался на заповеди святого Бенедикта и святого Коломба. Главным уделом монастыря был молитва. Не забывали сёстры и о труде – физическом и духовном, они заботились о сирых, больных и убогих. Трудами настоятельниц обители – Релинды (Relinde) и Герранды де Ландсберг (Herrande de Landsberg) во второй половине XII столетия, во время императора Фридриха I Барбароссы, монастырь достиг необычайного расцвета. Особенно неоценим вклад аббатисы Релинды, она составила духовную энциклопедию Hortus deliciarum (Сад удовольствия) для инокинь и молодых дам высшего света Эльзаса. Оригинал труда Релинды был уничтожен во время обстрела Страсбурга в 1870 году. К счастью, до нас дошли великолепные копии манускрипта. Также Релинда учредила устав святого Августина и предприняла строительство многих зданий в романском стиле в монастыре Нидермюнстер.
С XIV века несчастия сыпались на Хоенбург как из дырявого мешка. В 1542 году в пожаре сгорел монастырь Нидермюнстер. А в 1546-м году огонь стёр с лица земли многие постройке в верхнем монастыре. Реформация и религиозные войны подвели черту под почти девятьсотлетней историей благочестивой жизни обители.
С середины XVI века епископ Страсбурга обратился к монашескому ордену премонстрантов, или белых каноников (White Canons) позаботиться о захоронении святой Одилии. В 1573 году на руинах монастыря построили храм. На время тридцатилетней войны премонстранты покинули обитель и вернулись туда лишь в 1661 году.
На средства многочисленных паломников, шедших к мощам святой Одилии, белые каноники смогли отреставрировать многие постройки в монастыре. Но с 1791 года наступили новые бедствия, связанные с французской революцией. Опасаясь якобинских вандалов, мощи святой Одилии надёжно спрятали, и вернули в Хоенбург лишь в 1800 году. Но земельные владения были проданы с аукциона и в первой половине XIX века монастырь десять раз переходил из рук в руки.
Во 1853 году церковь организовала сбор средств среди католиков Эльзаса. На собранные деньги Хоенбург и окрестности наконец-то выкупили у его владельцев. Епископ Страсбурга, которому официально принадлежит монастырь святой Одилии, не жалел средств на его реставрацию. Чтобы принимать паломников, в святом месте стали трудиться монахини ордена францисканцев, в 1889 году им на смену пришли сёстры страсбургского ордена святого Креста.
В начале ХХ века обитель святой Одилии приобрела достойный вид – восстановлены храм, часовни, есть здание гостиницы для паломников, кафе. Среди многочисленных паломников всё чаще и чаще начали появляться туристы. Хотя монастырь не действует уже много веков, здесь при большом стечении народа празднуются Рождество святой Одилии, Пасха, день Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы.
В июле 1920 года сотни тысяч верующих приехали в Хоенбург, чтобы отпраздновать 1200 годовщину со дня смерти святой Одилии. А 6 июля 1946 года Папа Пий XII официально объявил святую покровительницей Эльзаса. 1 октября 1988 года монастырь посетил Папа Иоанн Павел II.
Культ святой Одилии
Слава святой Одилии Хоенбургской разошлась по свету к концу Средневековья. Уже в X веке её почитали в Кёльне, а к XII столетию культ святой Одилии дошёл до Швейцарии, Бургундии, Австрии, южной Германии и северной Франции. Реформация немного приглушила лавину паломников к горе святой Одилии, но уже к концу XVI века, благодаря деятельности иезуитов, почитание эльзасской святой распространилось с удвоенной силой.
Даже после 1546 года, когда монастырь опустел, многочисленные паломники продолжали взбираться на гору Хоенбург, чтобы поклониться месту упокоения святой Одилии, помолиться у её мощей. Взывая к святости и благочестию, верующие просили её защиты в духовных и физических испытаниях. Святой приписывали многочисленные исцеления больных, особенно тех, кто страдал глазными недугами. В самом деле, святая Одилия (её имя означает “дочь света”) пришла в этот мир слепой и обрела зрение, когда крестилась в веру Христову. Поэтому она стала покровительницей не только всех слепых и больных глазами, но и незрячих в фигуральном смысле – пребывающих во тьме неверия и желающих прозреть светом христианства.
Как дочь Эльзаса, святую Одилию почитали покровительницей этого региона уже в Средние века. Когда в 1871 году Эльзас отошёл Германии, святая стала почитаться, как символ потерянных земель. Вынужденные покинуть родные дома эльзасцы, принесли культ святой Одилии в места, куда они переселились. Миссионеры рассказывали о святой в Азии, на Мадагаскаре, многих регионах Африки. В первой половине ХХ века многие церкви и часовни посвящались святой покровительнице Эльзаса.
Во время визита в монастырь Папа Иоанн Павел II вознёс благодарственную и прославляющую молитву святой Одилии. И хоть она и не входит в сонм православных святых, помолимся святой Одилии и попросим её заступничества и молитв. Святая Одилия, моли Бога о нас.
Источник: книга “The Mount Saint Odile” Editions du Signe
Статья о горе святой Одилии – часть отчёта о путешествии во Францию: “К последнему морю”. Другие статьи об этой поездке:
Винная дорога Эльзаса
Рибовилле. Эльзас
О Рибовилле сухо и скучно
Бергхайм. Эльзас
Эльзас. Роршвир
Как же хочется побывать на горе святой Одилии и взглянуть сверху на пол-Эльзаса. Спасибо вам за подробный рассказ! Поразила история святой Одилии – Дочь Света, что может быть романтичнее и прекраснее!
Не могу путешествовать по многим причинам. Спасибо за ваш подробный рассказ!