Швейцария. Окончание отчёта об итало-швейцарской поездки Alex-ndr’а. Начало в первой части – Италия.
Швейцария
Благополучно и быстро, но с проверкой документов и покупкой виньетки, проезжаем Швейцарскую границу
Движемся вдоль озера Лугано
Перевал Сен Готард
Затем огородами проезжаем город Лугано и вперед – к перевалу Sasso San Gottardo известному тем, что в 1799 году через него тов. Суворов вел свою армию мочить французов. Вообще-то это мутная история, но о ней поговорим в другой раз 🙂
https://www.google.ru/maps/place/Sasso+San+Gottardo/@46.547341,8.6102322,13.5z/data=!4m5!3m4!1s0x0:0x5aab04874a538d3!8m2!3d46.5588013!4d8.5663748?hl=ru
Автобан А2 мигом домчал меня от Лугано до… хвоста довольно длинной пробки из жаждующих попасть в туннель под перевалом. Как оказалось, виноват не сам туннель, а ремонт дороги перед ним. Благо мне надо было свернуть на старую дорогу на перевал, именно на самую старую, брусчатую, а не более новую, построенную намного позднее. Тут главное на навигаторе правильно поставить промежуточные точки, что мне на удивление удалось 🙂
Там встречается и такой транспорт)
На самом перевале часто идет дождь, под который попал и я)
Но несмотря на довольно обильные осадки, мне удалось забраться по скользким камням и зачекиниться у известного многим памятника.
Часовня павших
Как я узнал позже, когда верстал этот отчет, по дороге на перевал я немного слошил и не зашел в это строение:
А оно оказывается не простое – это “Часовня Павших”, которая была построена в память о погибших на швейцарской земле в 1799 году русских солдатах. В часовне покоится прах неизвестного русского солдата, чьи останки в 1976 г. были найдены при строительстве тоннеля Мильхбук в Цюрихе.
Следующие два фото к сожалению не мои
Там же копия иконы “Спас Нерукотворный” XIII века из монастыря Св. Иосифа Волоколамского в Новгороде. Эта икона была изображена на штандартах Александра Суворова.
Обидно, понимаешь.
Чёртов мост
Далее мой путь пролег к тому самому Чертову мосту или “Devil’s Bridge” по ихнему, находящемуся примерно в 9 км вниз за перевалом.
https://www.google.ru/maps/place/Devil’s+Bridge/@46.6470291,8.5923737,16z/data=!4m5!3m4!1s0x0:0xb6dc0345655ad006!8m2!3d46.6472708!4d8.5903363?hl=ru
Схематический план существующих ныне мостов с предлагаемым пешеходным маршрутом вокруг
Собственно говоря там сейчас четыре моста, включая один железнодорожный.
Конечно жаль, что в 1888 году тот самый мост, простоявший почти три столетия и помнивший Швейцарский поход Суворова, рухнул. От него сохранились остатки левобережных опорных сооружений, напротив которых находится так называемая «французская площадка», на которой был разгромлен французский отряд, оборонявший выход из Урзернской дыры. Однако ещё в 1830 году рядом с ним был построен новый мост, который так же стал называться «Чёртов мост». Наконец, в 1955 году рядом со вторым мостом, который стоит и ныне, был открыт современный автотранспортный «Чёртов мост».
На фото второй 1830 г.в. (слева) и третий 1955 г.в. (справа) мосты:
Если внимательно присмотреться, то на фото под вторым мостом (под двумя дальними арками) можно увидеть остатки опоры первого “Суворовского” моста.
Памятник русским воинам, погибшим в Швейцарском походе
Одним из целей моего похода было также посещение монумента российским воинам, погибшим в том самом походе Суворова. Монумент был сооружен в 1898 г. Инициатива его создания принадлежала князю С.М.Голицыну, взявшему на себя все расходы.
Первоначальная инициатива князя создать памятник Суворову, была отклонена швейцарскими властями по той причине, что памятник русскому полководцу увековечит факт прохождения через территорию Швейцарии иностранных войск. Однако швейцарское правительство не возражало против создания памятника русским воинам, погибшим в Швейцарском походе. При этом община Урзерна, не уведомив власти Швейцарии, постановила безвозмездно уступить России земельный участок для сооружения памятника. С тех пор скала, в которой высечен памятник, небольшая площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка являются российской территорией.
К сожалению, находящий там же бар “Суворов” был закрыт 🙂
Укрепления у Чёртова моста
В целом место довольно интересное, красивое и, на что я обратил внимание, видимо было стратегически значимым в военном плане. Окружающие скалы изрезаны штольнями, видны амбразуры дотов. По одной из штолен отдыхающим даже предлагается пройтись.
Если внимательный читатель увеличит предыдущее изображение, то сможет обнаружить
Делаем реверанс и движемся дальше. Так как по плану ночевать я должен был в Женеве и уже немного устал от серпантинов и заложенных от перепадов высот ушей, решил тупо заехать в Берн и далее махнуть к объекту размещения.
Зустенштрассе и озеро Анси
Изначально я еще хотел прохватить через Furkapass, но решил, что перевалов с меня хватит. Тупо включил навигатор на быстрый маршрут и вперед. Навигатор, как потом оказалось, повел меня по 11-й дороге Зустенштрассе и как-то незаметно завел на такую высоту, что я оказался выше ледников. Уши заложило так, что я даже не слышал шума двигателя)
Рай для мопедистов 🙂
Далее быстренько (время поджимало) прошвырнулся по Берну
И вперед, к родственникам в Женеву
В Женеве отоспался, отмылся, отъелся, в один из дней съездили искупаться-позагорать в Анси на одноименное озеро. Сам город Анси, если кто там не был, превосходен и заслуживает отдельного осмотра, но я в нем ранее был 2 раза и потому в настоящем отчете его пропущу.
Франция. Перуж
Также по наводке уважаемого авторушника Сергея Лопухова устранил свой прошлогодний пробел и посетил город Перуж (Pérouges) во Франции вблизи Лиона.
https://www.google.ru/maps/place/01800+%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%B6,+%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F/@45.8806389,5.1494103,12.75z/data=!4m13!1m7!3m6!1s0x47f4b235f7867727:0x62ce43834a496954!2zMDE4MDAg0J_QtdGA0YPQtiwg0KTRgNCw0L3RhtC40Y8!3b1!8m2!3d45.90376!4d5.178748!3m4!1s0x47f4b235f7867727:0x62ce43834a496954!8m2!3d45.90376!4d5.178748?hl=ru
Город отлично сохранился со средневековых времен и обладает соответствующим духом. Действительно чувствуешь себя так, словно попал в средневековье. Примечательно, что в 1961 году французы снимали в нем фильм “Три мушкетера”.
Бесплатная парковка прямо у ворот города.
В это время там тусила турецкая свадьба. Националисты, блин 🙂
Собственно вход в город
Малое количество народа это не уловка фотографа, это действительно так. И от этого тебя охватывает спокойствие и больше никуда не хочется спешить, что-то делать, мотать себе нервы всякими ненужными проблемами.
Город при этом жилой, а не туристическая бутафория. Так, например, жители паркуют свои авто:
Ну а молодежь резвится, не обращая ни на кого внимания:
В общем, идиллия 🙂
Франция. Местные дороги
Повторюсь, по Франции ездил исключительно по бесплатным дорогам, отчего получил несказанное удовольствие от лицезрения окрестностей, например таких как мост Чарльза Альберта, герцога Савойского, короля Сардинии, Кипра и Иерусалима. Мост был открыт 11 июля 1839 года и имеет длину 192 метра. Сейчас он пешеходный. Кстати, гуглокарты о нем ничего не знают 🙂
https://structurae.net/structures/pont-charles-albert
Фото не мое, т.к. не было под рукой фотоаппарата.
Или видовые площадки, городишки, магазинчики, кафешки. Дороги очень неплохого качества, с низким трафиком. Одно удовольствие.
Сверху как раз проходит автобан – ну разве можно с него что-нибудь увидеть?
Автомобильный музей в Мюлузе
После Женевы на пути домой заехал в автомобильный музей в Мюлузе (Mulhouse), Франция – Cité de l’Automobile
https://www.google.ru/maps/place/Cit%C3%A9+de+l’Automobile/@47.7534252,7.2982461,13.5z/data=!3m1!5s0x47919b646f30e3dd:0xe013e46c2d6993c8!4m5!3m4!1s0x0:0x9a2189f61444c593!8m2!3d47.7613683!4d7.3279774?hl=ru
Музей заложен на основе частной коллекции автомобилей текстильных магнатов братьев Ганса и Фрица Шлумпф и располагается на площади более 25 000 м² в здании бывшей ткацкой фабрики, построенного из красного кирпича в стиле, типичном для промышленной архитектуры XIX столетия.
В 1935 году братья основали текстильную компанию, которая приносила им хороший доход. Фриц собирал автомобили и, с 1964 размещал свою растущую коллекцию в отдельном крыле ткацкой фабрики в Мюлузе. Следуя своему увлечению автомобильным дизайном, Фриц покупал самые выдающиеся модели автомобилей. За годы коллекционирования он собрал 437 экспонатов 97 различных марок автомобилей (автомобилей, шасси, двигателей). Местонахождение и состав своей коллекции братья держали в тайне, и очень немногие из гостей удостоились чести войти в это помещение. О существовании собрания автомобилей знали многие, но почти никто не знал о ее реальном масштабе.
В 70-е годы текстильная промышленность в Европе, в связи с перемещением мирового производства в Азию, оказалась в упадке, компания в итоге обанкротилась и коллекция была реквизирована государством. В 1978 году французское правительство придало ей статус национального исторического достояния.
Меня лично, как заядлого любителя механизированных средств передвижения, коллекция повергла в шок. Реально. Все машины в идеальном состоянии (как любят писать продавцы на авто.ру), редчайшие модели, о существовании которых я даже не подозревал. Если честно, я бы этот музей-коллекцию поставил в своем рейтинге автомузеев даже выше известного всем музея Мерседеса в Штутгарте. Одним словом, для любителей автотехники это место обязательно для посещения.
Косвенное подтверждение тому, что все автомобили на ходу
Тот самый Лорен-Дитрих из Золотого теленка 🙂
Харлей с колясочкой
Такие вот Панарчики
Гочкисс
Тот самый Renault Alpine A110 1965 г.в. даст фору многим современным авто.
А это кто?
Правильно,
Знакомые многим Ситроенчики
Ну и конечно же Бугатти, которых в коллекции великое множество
Отдельный зал посвящен спортивным автомобилям
Также в отдельном зале в полумраке красуются роскошные автомобили премиум-класса
Шеренга из Ролс-Ройсов
Майбах скромненько так притулился
А что здесь делает этот китайский автомобиль?
О блин..
А это тот самый автомобиль-легенда, первым преодолевший планку в 100 км/ч (кстати электромобиль)
Отдельный раздел посвящен детским автомобилям
Катание на старинных автомобилях
Бонусом к экспозиции на внутренней территории музея проходила небольшая развлекательная программа с катанием посетителей музея на таких вот машинках.
Американский фордик-Т смотрелся этаким простачком по сравнению с его европейскими коллегами
Всех фоток конечно не выложить, да и они и не передают той атмосферы, которая царит в музее, скрадывает относительные размеры автомобилей, запахи, звуковое сопровождение и пр. Любителям техники однозначно следует там побывать. Музею зачотище!
Снова Швейцария. Рейнский водопад
Далее на моем пути к дому непреодолимым препятствием встал Рейнский водопад (Rheinfall)
Пришлось форсировать.
Как видно из схемы там большая территория с пешеходными тропинками, смотровыми площадками, небольшим музеем. Любителям острых ощущений можно сплавать к водопаду на корабликах, можно высадиться на островок посредине водопада, всего закутанного водяной пылью. Вход на территорию платный, 5 франков. В общем, интересная развлекаловка. Сам же водопад с колоссальной массой падающей воды неподецки внушает уважение. Рекомендую 🙂
Один кораблик чуть даже не засосало под воду
Отель Pałac Łagów
Далее был бросок через Германию до Польши, где меня принял, напоил, накормил и спать уложил отель Pałac Łagów в славном городе Zgorzelec на границе с Германией.
Домой через Эстонию
Ну а далее домой… через Эстонию 🙂
Почему через Эстонию? Для этого был ряд причин, о которых не принято говорить вслух 🙂
Эстонцев прошел быстро, наши сначала тупили, а потом спохватились и быстренько, без особых проверок (что мне и было нужно), разогнали скопившуюся очередь.
Начало отчёта “Внеплановые покатушки по Италии — Швейцарии (июль 2017)” в первой части.
Alex-ndr – автор отчёта о поездке в Румынию.