Ирвинг Стоун “Муки и радости”. Отзыв о книге

2
337
Книга Ирвинга Стоуна Муки и радости.
Книга Ирвинга Стоуна "Муки и радости".

“Муки и радости” – книга о жизни Микеланджело – второе прочитанное мною произведение Ирвинга Стоуна. Роман принёс огромное наслаждение. Я его оценила выше, чем “Жажду жизни” этого же автора.
Книгу, повествующую о жизни Ван Гога, я читала с некоторой долей скепсиса. Ведь до этого имела удовольствие познакомиться с биографией голландского мастера в изложении Анри Перрюшо.
Перрюшо в своём труде основывался на фактах – документах, письмах, свидетельствах. В отличие от Перрюшо, Ирвинг Стоун написал художественное произведение. Но, к моему приятному изумлению, расхождений в основных этапах жизни и творчества великого Ван Гога у Стоуна я не обнаружила. Кроме того, сочинение Стоуна читать было легче и увлекательнее, чем суховатое повествование Перрюшо.

“Муки и радости” – радость от чтения

Мне не с чем было сравнивать книгу “Муки и радости”.

Ирвинг Стоун Муки и радости
Ирвинг Стоун «Муки и радости».

О Великом скульпторе, живописце, архитекторе, поэте эпохи Высокого Возрождения у меня были лишь обрывочные сведения, связанные с его творчеством. От чтения романа я получила двойное удовольствие.

Во-первых, Стоун написал прекрасное классическое произведение – основательное и захватывающее.

Во вторых, герой романа – не отвлечённый вымышленный персонаж или собирательный образ человека, а сам Микеланджело Буонарроти.

Что понравилось в романе “Муки и радости” Ирвинга Стоуна

Ирвинг Стоун описал жизнь Микеланджело начиная с раннего детства и до последнего вздоха. Автор подробно показал все этапы жизни маэстро – от времени ученичества до последних взмахов резца.

Из повествования читатель узнаёт, как создавались все значительные произведения Микеланджело начиная от небольшого тондо Питти, созданного тридцатилетним скульптором, Вакха (Бахуса),

Микеланджело Буонарроти. Вакх. Слепок. Гипс, тонированный под мрамор. ГМИИ им.Пушкина.
Микеланджело Буонарроти. Вакх. На стене – тондо Питти. Слепок. Гипс, тонированный под мрамор. ГМИИ им.Пушкина.

грандиозного Давида,

Микеланджело Буонарроти. Давид
Микеланджело Буонарроти. Давид. Слепок. ГМИИ им. Пушкина

Оплакивания

Микеланджело Буонарроти. Оплакивание Христа.
Микеланджело Буонарроти. Оплакивание Христа.
Слепок. Гипс, тонированный под мрамор. ГМИИ им.Пушкина.

до фресок Сикстинской капеллы, Страшного Суда и проектирования купола собора святого Петра.

Ирвинг Стоун показывает Микеланджело не только как скульптора, но и как поэта и философа. Автор касается темы мыслительной работы мастера. Он старается объяснить, почему он вырезал утраченного ныне Геркулеса именно таким, каким его увидел Рубенс, какую идею вложил в Оплакивание Христа и другие свои скульптуры и фрески.

Зал в ГМИИ им.Пушкина, посвящённый Микеланджело Буонарроти. Слепки.
Зал в ГМИИ им.Пушкина, посвящённый Микеланджело Буонаротти. Слепки.

Несколько страниц посвящены работе скульптора над надгробиями Медичи. Описание столь ярко, что читатель чувствует, что хотел выразить мастер.

“Он высекал Утро – ещё не совсем проснувшуюся, захваченную на грани сновидения и реальности женщину : её голова ещё сонно покоилась на плече, туго затянутая под грудями лента лишь подчёркивала их объём; мускулы живота чуть обвисли, чрево устало от вынашивания плода, весь тяжкий путь её жизни читался в полузакрытых глазах, в полуоткрытом рте, приподнявшаяся, словно переломленная в локте, левая рука повисла в воздухе и была готова упасть в то мгновение, как только женщина отведёт от плеча свою голову, чтобы взглянуть в лицо дня”.

“… он работал над мощной и сладострастной фигурой Ночи: ещё живая, желанная, полная животворящей силы, исток и колыбель мужчин и женщин, изысканная греческая голова, покоящаяся на грандиозно склонённой шее, глаза, закрытые, покорствующие сну и мраку; чуть заметное напряжение, пронизывающее все члены её длинного тела, острая, захватывающая пластика плоти, несущая ощущение чувственности, которое он потом ещё усилит тщательной полировкой. Когда свет будет свободно скользить по очертаниям молочно-белого мрамора, он ещё яснее обрисует женственность форм: твёрдые, зрелые груди, источник пищи, величественные в своей силе бёдро, рука, резко заломленная за спину, чтобы гордо выставить грудь, – прекрасное, изобильно щедрое женское тело, мечта любого мужчины. Ночь, готовая – ко сну? к любви? к зачатию?”

И муки, и радости Микеланджело

Меня поразило совершенное точное название книги: “Муки и радости”. Ведь вся долгая жизнь великого мастера Ренессанса – это череда мук: творчества, жажды творчества и невозможности заниматься тем, что задумано, мук от непонимания высших мира сего, мук от зависти и от созерцания гибели своих работ.

В жизни мастера было немало и радостей: создание своих произведений, признание, восхищение, любовь и воплощение своих замыслов.

Книга Ирвинга Стоуна Муки и радости.
Книга Ирвинга Стоуна “Муки и радости”.

Не только Микеланджело

Мне особенно понравилось, что И.Стоун показал жизнь творца на фоне обстановки в Европе первой половины XVI века. Автор не ограничился частной жизнью Микеланджело. В книге дана подробная характеристика эпохи, времени, в котором жил скульптор, людей его окружавших и нравов бытовавших в ту пору. Да без этого и не получилось бы хорошей повести.  Ведь скульптор работал по заказам верховных властителей Рима, он был знаком с девятью сменявшимися Папами. А они вершили политику государства и сами становились её жертвами, вовлекая Микеланджело в свои интриги.

Не забыты и современники мастера – Леонардо да Винчи, Рафаэль. Их характеры и творчество описаны сквозь призму восприятия главного героя и не всегда в нём присутствует восхищение.

Трудности чтения

Признаюсь, повествование меня захватило. Но были и определённые трудности.

1.В книге очень много имён. Мне было трудно их запоминать. Персонажи появлялись вновь через множество глав.  Я забывала, who is who и какое отношение он имеет к Микеланджело. Конечно, восприятие романа было бы полнее и красочнее, если бы у каждого героя романа в моей голове было своё место. Но многие появлялись эпизодически и не сильно досаждали тем, что я их не помнила. 🙂

2.Я купила очень неудачное издание романа. Серия “эксклюзивная классика” хороша для книг форматом не более 500 страниц. А когда их больше тысячи, то простенький бумажный переплёт разваливается. В итоге пришлось склеивать страницы.
Книга Ирвинга Стоуна Муки и радости.

Советы читателям

Сюжет и основную канву романа я утаю. Тем более, что трудно придумать что-то лучше краткого анонса на форзаце.

О книге Ирвинга Стоуна о жизни Микеланджело
О книге Ирвинга Стоуна про жизнь Микеланджело.

Вот мои несколько советов:

1.✅ Если вы любите добротную классику и не чужды искусству, читайте “Муки и радости” Ирвинга Стоуна.

2.✅ Поищите хорошее издание романа в твёрдом переплёте. Мне кажется было бы лучше взять двухтомник.

3.✅ Я пожалела, что с первых страниц не взяла в руки карандаш и не фиксировала имена персонажей. Было бы легче в процессе повествования заглядывать в шпаргалку и вспоминать их роль.

4.✅ В книжном “Лабиринте” тираж уже распродан. Книга есть в свободной продаже в “Читай-городе”. Видела её и в интернет-магазинах “Озон” и “Wildberries”. Есть книга и в бесплатных версиях в интернете.

Цитаты

” – Может быть, рождение идей – это естественная функция ума, как процесс дыхания у лёгких? Может быть, идею внушает нам Господь? Если бы я знал, как возникает идея, я открыл бы одну из самых глубоких наших тайн”.

“Тоскана — благословенный край. Земля ее вылеплена так любовно, что взор обнимает горы и долины, не спотыкаясь ни об один камень. Скаты и верхи мягко расступающихся холмов, отвесные линии кипарисов, террасы, высеченные многими поколениями людей, вложивших в эти утесы и скалы всю свою нежность и мастерство, геометрически расчерченные поля, по которым словно бы прошлась, в двойной заботе о красоте и урожае, рука художника; зубчатые стены замков по гребням холмов и высокие башни, отливающие среди лесной зелени серо-голубым и золотистым, воздух такой чистоты, что каждая пядь земли во всех мелочах виднеется с ослепительной ясностью. Под ногами Микеланджело расстилались нивы, где под июльским солнцем уже вызрели ячмень и овес, бобы и свекла; по обеим сторонам дороги тянулись шпалеры виноградника, вплетенного в горизонтальные ветви серебристо-зеленых олив, — этот сквозной, будто перепончатый сад навевал мысли о вине, об оливковом масле, о прелести кружевной листвы.”

“Но высокая ли по своим достоинствам выходит у него работа? Творить самое лучшее, самое совершенное из возможного — это было в существе его натуры, в крови; ему постоянно хотелось превзойти границы своего умения и способностей, ибо он тогда лишь был удовлетворен своей работой, когда создавал нечто свежее, непохожее на то, что было раньше и что осязаемо расширяло само понятие искусства. Если дело касалось достоинств работы, он никогда не шел ни на какие уступки — предельная добросовестность как человека и как художника была той скалой, на которой зиждилась его жизнь. Лишь пошатни он эту скалу, прояви безразличие, не заставь себя трудиться так, чтобы падать с ног от изнеможения, поступись своим неистовым рвением — что тогда осталось бы от него самого?”

В заключении предложу читателям несколько книжных анонсов:

Бернар Вербер. “Смех Циклопа”.

М.Степнова “Женщины Лазаря”.

Гийом Мюссо «Зов ангела».

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Оказывается, я забывчивая богачка: есть у меня “Муки и радости” Ирвинга Стоуна, причём в твёрдой обложке! Видимо, на волне интереса к жизни Микеланджело покупала всё, что попадалось и что советовали. А прочитать книгу Стоуна – не прочитала. Зато крайне рада была книге Ромена Роллана “Жизнь Микеланджело”; искала её по магазинам, ждала и случилось так, что она вдруг появилась. Это было счастье! Обложка твёрдая, размер небольшой. Ромен Роллан с состраданием и болью рассказывает о страстном гении, о мучительных его страхах и вечной душевной неуспокоенности.
    “Долгих девяносто лет он надрывался над работой, ни единого дня не отдыхал, ни единого дня не жил по-человечески и, осудив себя на такие муки, всё же не осуществил ни одного из своих великих замыслов”.

    • Лена, понимаю и разделяю с тобой радость читателя, когда вдруг находишь давно желаемую книгу. Это и правда счастье!
      Я сама долго искала “Муки и радости”, даже в дзене написала о поисках.
      Стоун тоже рисует жизнь Микеланджело, наполненную тяжким трудом. Но я всё же не была бы столь пессимистичной в отношении осуществления замыслов. Всё же он воплотил несколько своих идей в мраморе. Того же Давида, Оплакивание, гробницы Медичи. Непременно дойду до Пушкинского и в деталях отсниму копии “Ночи” и “Утра”. Помню, рассматривала их внимательно, а запечатлеть было нечем.
      Лена, благодарю тебя за отзыв и внимание к моим опусам. Тем более сегодня, в день памяти Великого Микеланджело Буонарроти.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь