Художник Дмитрий Семёнович Стеллецкий — самобытный мастер первой половины XX века. Впервые я узнала его имя на выставке «Другие берега» в музее Русского импрессионизма. Видела несколько работ мастера на выставке “От мифа к символу”.
В 2024 году его творчеству посвятили выставку в музее “Дом русского зарубежья”.
С 1914 года мастер жил на юге Франции, в Ла-Напуль близ города Канн (Прованс). Но творческую школу он прошёл в России, и его с полным правом можно назвать русским художником. Тем более, что самому мастеру вынужденная эмиграция пришлась не по нраву. Но вернуться он не смог.
Художник Стеллецкий Д.С. Основные жизненные вехи
Родился Дмитрий Семёнович Стеллецкий в Белоруссии, в городе Брест-Литовск Гродненской губернии в самом начале 1875 года, 13 января (по старому стилю). В возрасте 21 года поступил в Академию художеств Санкт-Петербурга, там он сначала изучал архитектуру, а затем скульптуру. Много путешествовал по русским северным монастырям, впитывал тамошнюю самобытность, всматривался во фрески Дионисия в монастыре святого Ферапонта, изучал живопись древних изографов.
Своё мастерство молодой художник применил в мастерских Марии Клавдиевны Тенишевой, где работал в 1904-1905 годах, вернувшись из Франции, где пробыл несколько месяцев. А в 1907-м отправился Мекку русских художников — Италию. Поездка состоялась благодаря Борису Михайловичу Кустодиеву. Он финансировал предприятие и сам поехал вместе со Стеллецким. По возвращении Дмитрий Семёнович работал в театре Мейерхольда. К сожалению, постановка пьесы «Царь Фёдор Иоаннович» так и осталась неосуществлённой. К счастью, сохранились эскизы и костюмы.
***
1910 год стал знаковым на творческом пути Стеллецкого. Он завершил иллюстрации к народному эпосу «Слово о полку Игореве». На выставке посетители могут пролистать реконструкцию книги с копиями иллюстраций Дмитрия Семёновича.
Стеллецкий вступил в художественное объединение «Союз Русских Художников», но вскоре покинул его и остановил свой выбор на «Мире искусств». А с 1914 года уехал на юг Франции, где и прожил до конца своих дней, что составило добрую половину его жизни. В России художник Стеллецкий прожил 39 лет, в Провансе — 31 год и два последних года жил близ Парижа. Эмиграция не помешала мастеру создать эскизы фресок для храма преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. На выставке представлены эскизы нескольких хоругвей.
Во Франции Стелецкий создавал эскизы для православных церквей, много выставлялся и в Европе, и в Штатах.
Дни мастера завершились в 1947 году, он почил в Бозе на 73-м году жизни в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Нацисты выселили художника из его мастерской, и ему пришлось уехать в столицу Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женьев-де-Буа.
Картины Дмитрия Стеллецкого
Дому русского зарубежья удалось собрать коллекцию работ мастера. Попав в небольшое выставочное пространство, посетитель сразу замечает особую манеру живописи Стеллецкого. Его почерк резко отличается от стиля других мастеров. Как невозможно спутать руку Михаила Врубеля, так и узнав Стелецкого, будешь сразу узнавать его кисть — “сплав иконы и авангада” (С.Багдасарова).
Его картины хочется назвать декоративными панно. В двойном портрете супружеской четы чувствуется сильный привкус древней парсуны, если не налёт живописи немецкого маньеризма (Лукас Кранах).
Но полотно «Ночь на Ивана Купалу» даёт представления о совершенно индивидуальном стиле мастера.
Гулянье на лесной поляне он выполнил в монументальной фресковой манере. Композиция живо напомнила Тайную вечерю, а стилизованные герои — фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Пейзаж на заднем плане сложился в причудливый орнамент.
Яркая оранжево-голубая гамма полотна сложилась в праздничное шествие с огневыми всплохами в противовес спокойной нежно-голубой водной теме Ивана Купалы.
Художник Стеллецкий Д.С. Четыре аллегории времени
Аллегории Дня и Ночи участвовали в выставке русских художников в США в 1922 году.
Но привезли их в Америку не из России, как полотна других мастеров, а из Франции. Публика обратила на них внимание.
В самом деле — в этой серии работ сплелись и традиции иконописи, особенно трактовки пейзажа, ликов, и народного лубка, и символизм, и сказочные мотивы.
У серии аллегорий надолго останавливаешься, сначала любуясь красотой живописи, её необычностью.
Пытаешься разгадать живописный ребус Утра и Дня. Утро Стелецкий наделил скорее женскими чертами, а вот Дню вручил лук — мужской атрибут.
Какими путями четырёхчастное панно оказалось в Тульском музейном объединении, и для какой цели Стелецкий его создавал — этикетки и экспликации сведений не дают. Написаны панно в 1910-м году. На одном из сайтов есть информация о том, что панно Стелецкий создал по заказу семьи Олсуфьевых. Не уверена, что это правда. Четыре аллегории суток создавались в 1910 году, а художник жил в имении Олсуфьевых в 1912-1913 годах.
Несколько работ художника Д.С.Стеллецкого
Притягивает на себя внимание декоративная работа «Сказка». Мне показалось, что мастер изобразил аллегорию Сказки — она пробирается сквозь заросли волшебного сада и плетёт узор баллады, ведя за собой своих помощников — зверя и птиц.
Со «Сказкой» в какой-то степени перекликается полотно «Франциск Ассизский». Это поздняя работа мастера 1930-х годов. На фоне райского сада святой держит на руках Солнце и Луну. Вокруг него вьются белые голубки, и серый волк доверчиво обхватил лапами святого.
Стеллецкий и Олсуфьевы
Известно, что в 1913 году Дмитрий Семёнович Стелецкий гостил в имении графа Александра Васильевича Олсуфьева, он подружился с его сыном, Юрием Александровичем — искусствоведом и реставратором. Благодаря графу на Куликовом поле появился дивный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Александр Васильевич выделил для строительства церкви участок собственной земли с условием, что храм будет посвящён преподобному Сергию. Портрет графа Олсуфьева мы увидели на выставке “Новое общество художников”.
В том же 1913 году Стеллецкий написал портрет его внука, десятилетнего графа Михаила Юрьевича Олсуфьева. Полотно похоже на театральную декорацию. Интересно, что на портрете живописец поместил юного графа в интерьер православного храма и одел его в старинный костюм — длинную русскую рубаху с орнаментом и полосатый халат.
Если присмотреться внимательно к росписи интерьера, то увидим фрагмент сюжета о возведении храма. Не прямая ли это отсылка к трудам Олуфьевых о строительстве церкви на поле Куликовом? И ещё мне показалось, что фигура Михаила сродни живописным фрескам на дальнем плане. Кажется, что молодой граф вышел из стенной росписи и воплотился в явь, не потеряв связи с изображённым.
На выставке показали множество театральной графики — эскизы костюмов, декораций. Я обратила внимание на эскиз «Яуза» к неосуществлённой постановке Мейерхольда «Царь Фёдор Иоаннович». Трагедию написал А.К. Толстой, ставить её предполагалось в Александринском театре Санкт-Петербурга.
Художник Д.С.Стеллецкий на выставке “Новое общество художников
Почти одновременно с выставкой, посвящённой Стеллецкому, в музее Русского импрессионизма показывают работы художественного объединения “Новое общество художников”, которое существовало с 1903 по 1917 год. Работы Дмитрия Стеллецкого прекрасно вписались в тематику и стиль живописцев общества. Декоративная работа “Девицы” хранится в Русском музее. Она более других напоминает русский лубок.
Эскиз “Соколиная охота” — словно вырезанная миниатюра из Лицевого летописного свода.
Напомню, что в Академии художеств Стеллецкий учился на скульптурном отделении. В классах мастер познакомился и подружился с Юрием Стравинским, старшим братом композитора Игоря Стравинского. Юрий учился на архитектурном отделении и высоко отзывался о работах своего друга. В 1903 году Стеллецкий выполнил бюст товарища.
Современники о Д.С.Стеллецком
В четвёртом номере журнала «Аполлон» за 1911 год Александр Николаевич Бенуа писал о Стеллецком: «Мне сдаётся, что всё искусство Стеллецкого — это тоже древнее, не знающее ни начала, ни конца причитанье — над всей нашей культурой, над всем, что в нас умирает и умерло».
Удивительно, что столь русский художник, который опирался на традиции иконописи и лубка, полжизни прожил в отрыве от родины. Но обратимся за разъяснением к самому Дмитрию Семёновичу. В начале октября 1922 года он писал Илье Семёновичу Остроухову:
“Вот уже 8 лет, как я не покидаю Францию и, слава Богу, все время занимаюсь живописью и скульптурой. Но я должен признаться, что мне кажется бессмысленным работать на иностранцев и отдавать им мой труд и талант. Теперь, например, я расписываю фресками дом отдыха англичан, выстроенный в строгом романском стиле XII века. Мне ужасно обидно, что большая работа так и останется у чужих людей и в чужой стране (окрестности Cannes по дороге в Graace). …Вообще я не изменил своей любви к иконам и древнерусскому искусству. Я готов бы быть простым учителем рисования и скульптуры в Москве, и мне доставило бы это более удовлетворения, чем вести здесь экзотическое существование. Я был бы Вам очень благодарен, если бы Вы написали мне, возможна ли и желательна моя работа теперь в Москве”.
Видимо, труд Стеллецкого был невозможен и нежелателен…
В заключении добавлю, что поэт и критик Сергей Маковский (сын художника Константина Маковского) назвал Дмитрия Стелецкого «художником с душою древней». Этот эпитет Дом русского зарубежья взял для заголовка выставки. Продлится она до 26 января 2025 года.
Предлагаем вниманию читателей небольшой ролик из фотоматериалов выставки:
Очень интересный мастер, спасибо. Никогда о нём не слышал. До чего же много талантов было потеряно этой страной! Rак много было без толку разбросано по миру художников, учёных, музыкантов, актёров, не говоря о расстрелянных и т.д
Благодарю за статью и иллюстрации. Несколько лет назад изучал творчество Стеллецкого. Нашёл статью Сергея Маковского “На парнасе серебряного века. Дмитрий Стеллецкий”. Вот что он пишет об иллюстрациях к “Слову”.
“В Париже, уже больше двадцати лет назад, я видел у Стеллецкого 54 рисунка его к «Слову». Судить о них по черным воспроизведениям невозможно. Тут «магия» — и от цвета. Техника, которая применялась Стеллецким, ярко-красочная гуашь, побуждала его «цветному мышлению». Каждый лист исполнен в определенной гамме, с преобладанием то голубых, то желтых, то кирпичных и т.д. тонов, и эти гаммы не кажутся случайными, а подсказаны поэтическим содержанием данного места древней поэмы”.
Поэтому, чтобы до конца понять удивительные рисунки Стеллецкого к эпосу, надо знать его текст. Вот бы приобрести книгу с иллюстрациями художника!
Благодарю Вас за интересную статью о Дмитрии Стеллекцом. К сожалению, у меня нет возможности увидеть его работы. Замечательно, что на него обратили внимание с сделали интересную выставку. Это удивительный мастер! Вы правильно назвали его самобытным. Он впитал традиции иконописи, был не чужд авангарду и сплав новейшей и древнерусской школы в его творчестве породили удивительный результат!