По арбатским переулкам . Мы раскланялись у церкви Успения на Могильцах. Деревянный храм на «убогих домах» был известен ещё с XVI века, а нынешняя церковь насчитывает более 200 лет. “Убогими домами” или “скудельницами” называли братские могилы, где хоронили неизвестно кому принадлежащие тела погибших. Это объяснение оспаривает крупнейший знаток старой Москвы Сергей Романюк. По его мнению в старину кладбище было у каждой московской церкви, а «могилицами» назывались неровные всхолмленные места.
Старое название переулка – Мёртвый – также не имеет отношения к захоронениям. Оно было дано по владельцам одной из окрестных усадеб дворянам Мертваго. Церковь построена в самом конце XVIII века (1796-99) архитектором Леграном на пожертвования графа Тутолмина. Именно сюда, согласно Льву Николаевичу Толстому, Марья Дмитриевна Ахросимова пригласила графа Ростова с Наташей и Соней. Церковь эта была одной из двух в Москве (второй была церковь Малое Вознесение на Б.Никитской) где проходили «ярмарки невест». Именно здесь молодые люди во время службы могли наблюдать за дебютантками. Церковь отличает довольно редкая для России композиция с двумя колокольнями.
По Могилицам названы Большой и Малый Могильцевские переулки, бывшие Успенские. Их переименовали в 1922 году потому что в Москве тогда было 30 Успенских переулков. В Большом обращает на себя внимание дом № 8, построенный в 1914 году архитектором Черкасовым. Здесь в 20-30-х годах ХХ века годы жил один из известных советских архитекторов, братьев Весниных – Виктор, председатель Союза Архитекторов и первый президент Академии Архитектуры.
В Малом Могильцевском переулке нас вновь ждёт встреча с Николаем Ивановичем Жериховым. В 1912 году он построил здесь многоэтажные дома №№ 4/а (жёлто-серый) и 4/б (голубой).
Невыразительный серый дом № 3 любопытен тем, что здесь был загс Хамовнического района. В 1922 году в нём зарегистрировали брак Сергея Есенина с Айседорой Дункан, а два года спустя – его же брак с Софьей Толстой. Здесь дважды женился Михаил Афанасьевич Булгаков – в 1925 году на Любови Белозерской и в 1932 году – на Елене Шиловской (“Маргарите”).
По арбатским переулкам . Перекрёсток Малого Могильцевского и Плотникова (бывшего Никольского) переулков оформлен большими доходными домами. Справа дом № 6/8 1909 года, один из многих, построенных в здешних краях Георгием Константиновичем Олтаржевским.
В облике дома № 3 по Плотникову переулку явно видна рука архитектора начала ХХ века, хотя кто-то где-то увидел, что это дом 1830 года и теперь весь интернет повторяет эту глупость. На самом деле его автором был Густав Адольфович Гельрих.
Наконец, дом №4/5 построен Н.И.Жериховым для нашего старого знакомого Генриха Бройдо. Этот дом отличается совершенно уникальным барельефным фризом, изображающим в том числе Пушкина, Гоголя и Льва Толстого.
Дом построили в 1904 году. Считается, что барельеф на его фасаде – это первое прижизненное скульптурное изображение великого писателя (на фото справа). Автор фриза до сих пор неизвестен, однако Сергей Романюк выдвинул гипотезу, согласно которой фриз выполнил скульптор Синаев-Бернштейн для Музея изящных искусств на Волхонке. Название фриза: «Парнас». Пятьдесят фигур в античных одеждах направляются к окруженному музами покровителю искусств богу Аполлону, который раздаёт венки славы художникам и писателям разных стран.
Однако Иван Владимирович Цветаев отверг эту работу, как слишком фривольную, поэтому фриз оказался на фасаде дома Генриха Бройдо. “Всезнающие” москвичи тут же решили, что здесь находился дом свиданий, поэтому Пушкин, Гоголь и Толстой окружены гетерами в туниках. К сожалению, фриз находится в ужасном состоянии.
По арбатским переулкам . На перекрёстке соседних Глазовского и Денежного переулков сложился удивительный, истинно старомосковский уголок. Юго-восточный угол перекрестка занят массивным доходным домом № 3/14, построенным в 1913 архитектором Воробьевым, недавно реконструированным и надстроенным на один этаж. В целом получилось не по-лужковски прилично. Когда фасады немного запачкаются, никто и не вспомнит об этой реконструкции.
Дом № 5/9 занимает юго-западный угол того же перекрёстка. Его и соседний особняк № 7 по Денежному пер, построил архитектор Адольф Норбертович Зелигсон в 1910-11 годах. А.Н.Зелигсон родился в Варшаве, учился в Лодзи и Петербурге, стажировался в Германии, много строил в Лодзи, а с 1907 по 1917 год работал в Москве в основном для состоятельных заказчиков еврейского происхождения.
После 1917 года уехал в Польшу и умер в 1919 году. Этот комплекс был построен для неоднократно упомянутого Генриха Ефимовича Бройдо и его супруги Анжелики Гастоновны (!) в формах французского ар-нуво. Кандидат коммерческих наук Генрих Бройдо был застройщиком – он заказывал ведущим архитекторам постройку дома, а затем продавал его новым владельцам.
Шестиэтажный дом памятен тем, что здесь жил нарком просвещения А.В.Луначарский, почему в советское время переулок переименовали в улицу Луначарского. Здесь же жил композитор Николай Яковлевич Мясковский.
Деревянная ампирная усадьба поручика Поливанова занимает северо-западный угол перекрёстка. Поручик купил обгорелую пустопорожнюю землю и, к 4 января 1823 года, как докладывал квартальный надзиратель, новый дом был закончен. Перед нами чудом уцелевший прекрасный кусочек послепожарной Москвы. Дом возвели из типовых деталей, ведь после пожара на щепяном рынке можно было купить “рустованные” доски, деревянные “замковые камни”, гипсовые барельефы и, даже деревянные колонны, но не выше одного этажа. В этом доме в 1835-36 годах жил знакомый Пушкина по кружку «Арзамас» Сергей Петрович Жихарев. Возможно, Пушкин побывал здесь в свой последний приезд в Москву в 1836 году, хотя документальных свидетельств этого не сохранилось. В 2001 году дом был серьёзно повреждён пожаром, долгое время стоял заброшенный, но к счастью, его восстановили.
Северо-восточный угол перекрёстка занимает скромная, лишённая окон сторожка в стиле модерн, которая относится к замечательному особняку, занятому сейчас информационным центром ООН. Этот маленький особнячок на самом деле – лишь небольшая часть комплекса, включавшего в себя конюшни, кузницу и каретный сарай. Всё остальное грубо перестроили в советское время.
Петр Александрович и Николай Петрович Павловы, текстильные фабриканты из Костромской губернии, благотворители и страстные коневоды, заказали комплекс конюшен для своей московской усадьбы. Вряд ли они стали бы жить в одном доме с их пусть и горячо любимыми лошадьми. Скорее всего, этот особняк предназначался для персонала, а сами Павловы жили в доме № 16 по Денежному переулку., построенном в 1900 году архитектором Трейманом. Об этом напоминает и однотипная ограда, соединяющая оба дома. Желто-голубой особняк в стиле венской сецессии выстроил тот же Трейман и перестроил в 1905 году Станислав Доминикович Кучинский.
По арбатским переулкам . Вернёмся в Глазовский переулок, где стоят собственный особняк и доходный дом Сергея Александровича и Натальи Константиновны Кусевицких. Особняк построил знаменитый зодчий московского модерна Лев Кекушев в 1898-99 годах. Считается, что это первый в Москве дом, построенный в стиле «модерн». Кекушев строил дом для себя лично, но прожил в нём лишь несколько месяцев.
Московского фабриканта Отто Листа настолько поразила красота и удобство особняка, что он сделал Кекушеву предложение, от которого последний не в силах был отказаться.
Позже Отто Лист в свою очередь перепродал его чете Кусевицких – владельцам «Российского музыкального издательства», которым уступил своё дело Карл Александрович Гутхейль. Наталья Константиновна была дочерью миллионера Ушкова, благодаря её богатству талантливый дирижер и виртуоз-контрабасист Сергей Александрович Кусевицкий смог организовать нотное издательство. В нём сотрудничали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Скрябин остановился у Кусевицких по возвращении из за границы в 1909 году. В 1913 здесь жил французский композитор Клод Дебюсси.
Поскольку Кекушев строил дом для себя, он не подстраивался под вкусы заказчика, а сделал подчеркнуто асимметричный фасад с угловой лоджией, опирающейся на гранитную колонну. При строительстве использовались высококачественные материалы: облицовочный кирпич, мрамор, морёный дуб для оконных переплётов. Фасады украшают мозаичные панно: лев на боковой стене, подснежники на золотом фоне над центральным окном
и, наконец, обитатели подводного царства над входной дверью. Это панно помечено монограммой – WW.
Возможно, что её автором был Уильям Валькотт. Кекушев сотрудничал с ним на строительстве отеля «Метрополь» в 1899-1905 годах. Известно, что Валькотт серьезно занимался керамикой, продолжил изыскания Михаила Врубеля и даже в чём то превзошёл его. К сожалению, сохранилась лишь одна уцелевшая работа Валькотта – она хранится в фондах музея в Кусково.
После 1917 года Кусевицкие лишились своего дома. Особняк перешёл в ведение НКИД, а теперь он принадлежит УДП.
Через дорогу на месте сада усадьбы Аграфены Глазовой стоит доходный дом с элементами готического стиля. Его автор П.П.Малиновский строил, главным образом, промышленные сооружения. В Москве есть только два жилых дома Малиновского. Один из них также принадлежал Наталье Константиновне Кусевицкой.
По арбатским переулкам . Вернёмся в Денежный переулок к дому № 12. Этот дом 1907 года постройки отличает асимметричный фасад. Архитектор Владимир Адамович возвёл над левым крылом дома дополнительный этаж, увенчанный острым “готическим” щипцом.
После 1917 года в доме жил старший из трёх братьев-архитекторов Весниных – Леонид. В память о нём Денежный переулок в советское время называли улицей Веснина. На фасаде дома укреплён барельефный портрет Ленина, созданный вскоре после его смерти скульптором Геннадием Кепиновым.
Дело в том, что 7 июля 1918 года Ленин побывал в соседнем доме № 5. В 1918 году здесь находилось германское посольство. 4 июля у здания была снята охрана, а 6 июля сюда явились двое типов в кожанках, предъявили мандаты ВЧК и потребовали встречи с послом графом Вильгельмом фон Мирбахом. Посол неохотно согласился, вышел в гостиную и был убит. Чекисты-террористы беспрепятственно покинули особняк.
Чекистов звали Блюмкин и Андреев. Эта история очень похожа на большевистскую провокацию с целью разгрома партии левых эсеров. Блюмкин был эсером. Ленин прибыл в посольство на следующий день, принёс извинения по немецки и обещал изловить преступников. Однако никто их не ловил, мало того – Блюмкин продолжал выполнять поручения Дзержинского.
С 1919 по 1922 год здесь находился исполком Коминтерна. С 1924 года в здании работает посольство Италии. Мрачный темно-серый особняк с роскошными интерьерами построил архитектор Петр Семенович Бойцов в 1897 году.
Бойцов так и не получил лицензии на производство строительных работ, поэтому он всегда работал в соавторстве с дипломированными инженерами. Он строил много и роскошно, среди его клиентов была в основном родовая аристократия и торгово-промышленная элита. К сожалению большинство его построек (загородные усадьбы) находятся в разрушенном состоянии или утрачены безвозвратно.
Особняк в Денежном переулке был построен на месте усадьбы графа Ефимовского. Этот Ефимовский был родственником Марты Скавронской, служанки пастора Глюка, ставшей женой Петра Великого императрицей Екатериной I. После того как безродная пленница стала государыней, Пётр вызвал её родственников ко двору, а их потомки получили графское достоинство. Отсюда и происходят графы Ефимовские и Гендриковы.
В 1897 году усадьбу купил Сергей Павлович Берг, миллионер, сын золотопромышленника Павла Берга. Он вложил средства в различные предприятия: сахарный завод, железоделательные и чугуноплавильные заводы, Рождественскую мануфактуру и заказал П.С.Бойцову этот особняк.
Следующий за ним дом на углу Большого Лёвшинского переулка стоит здесь с конца XVIII века. Владели им Ладыженские. Это прекрасный образец строгого московского классицизма. После пожара 1812 года в нём устроили третий этаж и пробили окна прямо по карнизу. С 1837 года дом перешёл во владение Московской дворцовой конторы.
Большой Лёвшинский переулок в советское время назывался улицей Щукина по имени артиста, исполнявшего роли Ленина в известных пропагандистских фильмах: “Человек с ружьём” и “Ленин в октябре”. Борис Владимирович Щукин жил в доме № 8/а, построенным в 1927-28 годах инженером Рабиновичем для кооператива «Искусство и труд». В этом же доме жили Рубен Симонов, Павел Антокольский и другие известные деятели культуры. Краешек кооперативного дома виден справа на следующем фото.
А слева – розовый фасад дома № 10. Его возвёл в 1901 году архитектор Якунин. Изначально дом был четырёхэтажным, пятый этаж добавили во время недавней реконструкции Здесь жил знаменитый в своё время виолончелист Брандуков.
Поблизости уцелело несколько интересных ампирных особняков. В доме № 12 по Большому Лёвшинскому находится музей-мастерская Анны Семёновны Голубкиной. Она жила и работала здесь вплоть до своей кончины в 1927 году.
Еще два ампирных особнячка оказались в тени «Дворянского гнезда» архитектора Уткина (его торец виден в перспективе переулка), они построены по типовым проектам в 20-е годы XIX века.
Ампирный особняк № 26 по Кропоткинскому, бывшему Штатному переулку, занят представительством «государства Палестина». Это родной дом знаменитого учёного-географа и идейного теоретика анархизма князя Петра Алексеевича Кропоткина. Он родился здесь в 1842 году.
По Кропоткинскому переулку можно выйти в конец Пречистенки. Дом № 31 относится к числу “шедевров” советской эпохи. До 1933 года здесь стояла церковь Троицы в Зубове, построенная в середине XVII века. Её снесли для строительства дома сотрудников милиции (1937 год, архитектор Розенфельд). В конце советской эпохи на первом этаже этого дома была продуктовая “Берёзка”, устроенная для многочисленных иностранных дипломатов.
В соседнем Померанцевом переулке напротив дома милиции стоит такая же серая громадина. (№ 10-12) построенная на месте дворов церковного причта (1936-37 гг. арх. Попов, Колпакова).
От этой серости можно отдохнуть, глядя на нарядный двухэтажный особняк Медынцева. Его построил в 1906 году архитектор Воскресенский в формах модерна с элементами английского и шотландского зодчества.
Так охарактеризовала стиль этого дома английская исследовательница старой Москвы госпожа Кэтрин Кук.
В начале 20-х годов ХХ века здесь находилась миссия Фритьофа Нансена. На помощь России, страдавшей от голода, устроенного большевиками, пришел тогда весь мир. В Россию прислали 5 млн. пудов продовольствия, 40 тыс. пудов лекарств. Нансеновская миссия выдала 250 млн. суточных пайков и спасла 6,5 миллионов детей и полмиллиона взрослых. В 1923 году советы закрыли нансеновскую миссию и обрекли на голодную смерть множество людей.
В Померанцевом переулке есть и несколько доходных домов. Дом № 9 построен вездесущим Н.И.Жериховым в 1911 году,
а соседний № 7 был возведён тогда же Валентином Дубовским. Изначально он был трёхэтажным, увенчанным декоративной башенкой. Позже его надстроили на два этажа.
Даже перестроенный, он напоминает рыцарский замок, а лестница в подъезде украшена разноцветным облицовочным камнем.
Приходите на наши пешеходные экскурсии по Москве. Никакой текст не заменит знающего и любящего свой город экскурсовода.
В следующий раз отправимся на прогулку вдоль речки Сивки по переулку Сивцев-Вражек. Начало прогулки по Старой Конюшенной.
Авторские прогулки по Москве:
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ – I
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ – II
ЧЕРЕЗ ПОВАРСКУЮ СЛОБОДУ НА БУЛЬВАРЫ.
В ПОИСКАХ ХИТРОВКИ.
МЕЖДУ ОСТОЖЕНКОЙ И АРБАТОМ
ПО КИТАЙ-ГОРОДУ.
МАРОСЕЙКА И МЯСНИЦКАЯ.
ПО ЛУБЯНКЕ.
Источники:
В.А.Гиляровский “Москва и москвичи”, М., “Московский рабочий”, 1976
С.Романюк “Из истории московских переулков”, М., ЗАО “Сварог и К”, 1995
П.Сытин “Из истории московских улиц”, М., “Московский рабочий”, 1958
Ю.Федосюк “Москва в кольце Садовых”, М., “Московский рабочий”, 1991
Эта церковь московская реплика Нотр-Дам. Посмотрите на две ее башни, на круглые, словно для витражей розеточные окна, на нишу над входом, там предполагалось разместить скульптурное распятие как на парижском соборе. Строителем церкви в конце 18-го века был главный архитектор Москвы очень хороший француз Николай Легран. Должно ностальгия его мучила. Во всей России таких церквей не более десятка. В ближайшем Подмосковье подобную красавицу можно видеть в Молодях, на полдороге от Подольска до Чехова.