
Одна из главных достопримечательностей нормандского города Онфлёра – церковь святой Екатерины. Город по праву гордится ею, ведь это самый большой деревянный храм во Франции! Деревянная церковь в Европе – сама по себе большая редкость, а храм святой Екатерины в Онфлёре просто уникален.
Архитектура и история церкви святой Екатерины в Онфлёре
Уже снаружи видно, насколько это необычная постройка. Храм очень длинный и состоит из двух равновеликих нефов.

Но оценить его уникальность, а также увидеть многие редкости можно только изнутри. Но, обо всём – по порядку.
Хоть храм датируется XV веком, история его возникновения начинается со времён Столетней войны. После её завершения с церковью произошла удивительная метаморфоза. Нам, русским, привычно, что первоначально храмы стоили из дерева. И только много лет спустя, когда брус и доски ветшали, а чаще, когда церковь сгорала, её заменяли каменной. В Онфлёре всё произошло с точностью до наоборот.
Первоначально, храм святой Екатерины был каменным! Но он не выдержал многочисленных набегов и кровавых битв Столетней войны и разрушился. Когда же закончилась война, нечего было и думать о новом каменном храме. Все силы, а паче чаяния, средства бросили на восстановление городских укреплений. Церковь же строили из того, что было под рукой – едва ошкуренные брёвна, бросовые куски дуба, крепёж для кораблей. Да и сами строители, видимо, были корабельными мастерами.
Завершили церковь святой Екатерины к середине XV столетия, но вскоре оказалось, что приход быстро разрастается и однонефный храм слишком мал для Онфлёра. К концу XV века к нему добавили второй, равный по размеру неф.

Колокольню решили поставить отдельно. То ли посчитали, что деревянный остов слишком слаб, чтобы нести массивную конструкцию колоколов, да и вибрация колоколов могла повредить самой церкви. Может быть, колокольню отнесли в сторону из противопожарных соображений – ведь в неё могла ударить молния и тогда деревянный храм сгорел бы в считанные минуты.

Вероятно, колокольню строили те же мастера, что возвели и саму церковь. Чтобы убедиться в том, что её строители были скорее корабельными плотниками, чем зодчими, нужно войти внутрь.
Церковь святой Екатерины. Интерьер
Задержимся на минуту на пороге – нас встречает красивый нормандский портик. Он появился в первой половине ХХ века и заменил классический портик.
Теперь заходим внутрь. Остались ли сомнения в том, что приходской храм Онфлёра – города рыбаков и мореходов строили корабельных дел мастера?

Так ли они были просты и бесхитростны, что сделали крышу храма подобно днищу кораблей? По другому не умели? А может быть, таким образом деревянные своды церкви стали многократно прочнее? Спросить уже не у кого. Но не является ли красноречивым подтверждением надёжности то, что храм стоит уже более 600 лет? Два свода церкви похожи на перевёрнутые подводные части судна, днища – своды направлены в небо.

Здесь как нельзя лучше понимаешь идею церкви-корабля в океане жизни, ведь неф, по латыни navis, означает корабль. Неф-корабль становится не символическим, а настоящим!
Теперь давайте оглядимся. Алтарь в храме довольно скромен. Он тоже деревянный, позолоченный, сделан в конце XVIII века.
С обеих сторон алтарь украшают две деревянные скульптуры – святого Этьена с пальмовой ветвью и святой Екатерины, тоже с пальмовой ветвью.
Появление этих святых не случайно, святая Екатерина – покровительница ныне действующего храма. Тот, что стоял в Онфлёре ранее, был освящён в честь святого Этьена.
Остатки храма и сейчас можно видеть на берегу Старой Гавани, там сейчас находится музей “Древнего культа”.
Простое, скромное убранство храма дополняют статуи – девы Марии с младенцем, её матери – святой Анны, что изображена вместе с девой Марией, мать учит дочь чтению. Мы найдём скульптуры святой Марии Магдалины и святого Августина. Все произведения выполнены в XVIII веке.
Задержавшись на несколько минут в храме и полюбовавшись на его необычный свод мы уже готовы были выйти наружу. Но повернувшись спиной к алтарю ещё некоторое время рассматривали орган.
Орган церкви святой Екатерины в Онфлёре
Старый орган начала XVII века пережил шесть реставраций! Первоначально он стоял в огромном массивном шкафу на трибуне. В первый раз его реставрировали в 1769 году. Три года спустя орган поновлял мастер из Руана Жан-Батист Лефевр. Тогда он состоял из 36 регистров, в нём было пять клавиатур – четыре ручные и одна педальная.

Затем к нему прикасались руки мастеров из Дюкроке в 1840 году. Следующим был производитель органов из города Канны Мутен, он приехал в Онфлёр в конце XIX века. С этого времени у органа стало 35 регистров.
На протяжении полутора веков звук органа был несколько тяжёлым и монотонным. Таким бы он и остался поныне, если бы не наводнение 1952 года. Вода испортила орган, его трубы замолчали одна за другой. Тогда за дело взялись мастера компании Гонзалес из города Шатийон и к концу 1953 года музыкальный инструмент зазвучал вновь. Мало что осталось в нём от древнего органа. Да и детали Лефевра тоже переделывались два-три раза. Но совсем неверно было бы говорить о том, что в нём сейчас звучат трубы от Гонзалеса! Благодаря умению и таланту всех мастеров, что на протяжении двух столетий вдыхали душу в старый орган церкви святой Екатерины в Онфлёре, мы можем слышать классические мелодии музыкального инструмента.
Изображения древних музыкальных инструментов
Подождите выходить из церкви! Посмотрите на балюстраду органа. Это одно из самых старых украшений интерьера, её сделали в XVI веке. Не пытайтесь отыскать в фигурах лики святых – их здесь нет. Балюстраду украшают мифологические фигуры, они представляют те семнадцать музыкальных инструментов, на которых играли в то время, в XVI столетии.
Слева направо – виуэла, алый рог, теорба, серпент.

На следующем снимке – псалтерион, рожок, лютня. На других панелях изображены геральдические знаки рода Орлеан-Лонгвиль, владельцев Онфлёра.
Далее следуют флейта Пана (нет снимка), малый рог, лира с вращательным колесом, поперечная флейта.
Завершают процессию тамбурин, виола да гамба, арфа,

тромбон, лира, шалми.

Ничего не забыли? Витражи XIX века восприняли как должное, внимание им не уделили.
Стены храма украшены картинами на библейские сюжеты и жития святых. Одна из них может быть интересна, она представляет сцену мученичества Дионисия Рождественского.
Это имя принял уроженец Онфлёра, Пьер Бертело, он был лоцманом и космографом португальского короля и монахом ордена кармелитов. Именем Бертело названа площадь, на которой стоит церковь святой Екатерины. Бертело замучили в 1638 году в городе Ахем на острове Суматра. В последнем году XIX века папа Леон XIII причислил Дениса Рождественского к лику блаженных.
По Нормандии
Мы рассказали самое интересное о церкви святой Екатерины в Онфлёре. В 14-ый день большого французского путешествия “к последнему морю” (в пятницу, 13-го 🙂 ) кроме Онфлёра, мы увидели мост Нормандия, погуляли по воспетому многими художниками Этрета и добрались до Руана, где остановились в отеле Ар э Сен (“Искусство и Сена).
По материалам брошюры “Церковь святой Екатерины”
Спасибо, очень трудно найти интересный рассказ, а не набор фото “ну-ка догадайся, где я был и что видел”. Удивительно, сколько хороших фото в дождливый день. У меня в июне толком ничего не получилось. Единственное, о чем у вас не упомянуто, а я тут читала во фр. википедии: Екатерина Александрийская из дерева с колесом и мечом. Не понятно, где это? И почему с колесом? У входа в церковь или в колокольню?
Эх, Екатерина, Ваш бы отзыв, да чуть пораньше! Только что вернулись из Нормандии, заезжали и в Онфлёр. Знала бы о Вашем вопросе раньше, специально бы подошла к храму, уточнила бы всё. А вот по поводу изображения святой Екатерина с колесом скажу, что в западной церкви очень часто святых изображают с орудием мученичества. Святую Екатерину колесовали, поэтому, её легко узнать – изображают её, обычно, с колесом.
Храм великолепный! Храм-корабль! Потрясающий!
Таня, спасибо за интересный рассказ. Очень необычное сооружение и история его необычна “с точностью до наоборот”. Меня вообще привлекают и поражают деревянные древние строения. А внутри по впечатлениям с фотографий очень уютная атмосфера. В Храм, как домой….
Большое спасибо и поклон авторам за глубокую талантливую статью и возможность взглянуть на настоящую Францию! Поклон мастерам – резчикам по дереву, создавшим уникальный храм-корабль!
Вспоминается Артур Рембо:
Нет, если мне нужна Европа, то такая,
Где перед лужицей в вечерний час дитя
Сидит на корточках, кораблик свой пуская,
В пахучем сумраке Бог весть о чем грустя.