Церковь Василия Блаженного

13
1094

1.Церковь Василия Блаженного. Экспозиция в притворе
2.Применение кирпича в древнерусском строительстве
3.Особенности древнерусского каменного строительства
4.Рака Василия Блаженного
5.Церковь Василия Блаженного. Реставрация
6.Росписи
7.Чудо Василия Блаженного спасения на море
8.Чудо Василия Блаженного о шубе
9.Иконостас церкви Василия Блаженного

Обойдя собор со всех сторон и осмотрев его архитектурные особенности, о которых мы рассказали в статье “Вокруг Покровского собора”, заходим внутрь храма.

Церковь Василия Блаженного.  Экспозиция в притворе

На нижнем уровне Покровского собора, представлен макет храма,  сделанный в начале ХХ века мастерами одной из  игрушечных фабрик.

Церковь Василия Блаженного
Церковь Василия Блаженного

Над макетом висит парсуна царя Ивана Грозного. Это копия, её выполнили братья Александр Иванович (1888-1949) и Николай Иванович (1885-1933) Брягины , известные реставраторы начала ХХ века. Оригинал находится в Оружейной палате московского Кремля.

Копия парсуны царя Ивана IV Грозного в Покровском соборе

(Некоторые посетители путают икону и парсуну и крестятся на эту парсуну).
В подцерковье представлена методика реставрационных работ в соборе.
"Церковь Василия Блаженного
Церковь Василия Блаженного

Первоначально собор был расписан “под кирпич и белый камень”. Уже в старину люди понимали, что атмосферные условия и колебания температур влияют на любой строительный материал. Здания из кирпича старались защитить, сверху покрывали штукатуркой, и, для красоты, могли расписать по штукатурке  как угодно. Чаще всего на строениях того времени появляется роспись “под кирпич”.

Применение кирпича в древнерусском строительстве

Кирпич в ту пору был новым, модным материалом. До татаро-монгольского ига на Руси существовало строительство из кирпича, однако после Батыева нашествия эти технологии оказались утраченными. Каменное и кирпичное строительство практически не велось с середины XIII до конца XIV-начала XV веков.
В Москве начали строить из кирпича задолго до возведения Покровского собора, но кирпич был совсем иным по своему виду и качеству. Прежде использовали большемерный тонкий кирпич – плинфу, наши предки позаимствованного его у византийцев.

В XV веке появился кирпич, близкий по свойствам к современному.  Новый материал настолько пришёлся по вкусу строителям того времени, что они стали наносить орнамент “под кирпич” на многие здания. А украшали новые сооружения резным белым камнем.

Церковь Василия Блаженного
В реставрационном уголке притвора церкви Василия Блаженного показана роспись “под кирпич” и “под дикий камень“

Время шло, вкусы изменились и через 200 лет нижний этаж собора был окрашен под “дикий камень”.

Церковь Василия Блаженного
Узор под “дикий камень” на макете собора

Церкви собора были расписаны цветами в горшках. Роспись под “дикий камень” свойственна XVIII веку, а цветочный орнамент  – мода XIX столетия. Эти цветы хорошо заметны на макете собора.

Церковь Василия Блаженного
На внешней росписи храма сохранилось несколько подобных цветов

Особенности древнерусского каменного строительства

А теперь давайте перенесёмся на 400 лет назад. Из стены храма торчит обломок дерева – это остаток строительных лесов.

Церковь Василия Блаженного
Остаток бревна в стене и роспись стен “под дикий камень

Строительные леса в XVI веке крепили прямо в стены и одновременно выводили леса за стены собора. Один из остатков такого бревна перенесли в подклет. Наверху – в центральной Покровской церкви – сохранилось ещё несколько подобных фрагментов. Во время реставрации в стенах собора, в основаниях больших церквей по второму ярусу были обнаружены вертикальные пустоты с древесными остатками.  Возможно, что собор строили вокруг некоего деревянного каркаса, игравшего роль пространственного чертежа. Безусловно, мастера измерили основание будущего храма, а других чертежей у них не было. Существует предположение, что вначале была создана некая “3D модель” из дерева, которую потом обложили кирпичом. Однако это не более, чем гипотеза, так ли было на самом деле – неизвестно.

На правой стороне подклета восстановлен профиль стены, который существовал в старину. В XVIII веке древняя отделка вышла из моды, подклет собора переделали. Часть отделки XVIII века сохранили, чтобы был виден масштаб реставрационных работ. То же самое относится к основанию колонны. В его правой части восстановлен  древний профиль основания колонны, а слева видно, как она выглядела до реставрации.
Церковь Василия Блаженного

Церковь Василия Блаженного. Рака Василия Блаженного

В XVI веке вход в церковь Василия Блаженного был с другой стороны.  Здесь, на церковном дворе, находилось кладбище. На нём, рядом со стеной собора, похоронили Василия Блаженного. Храм над его могилой построили в конце XVI века. Рака Василия Блаженного, установленная в церкви – это не гроб, а надгробие.

Церковь Василия Блаженного
Рака святого Василия Блаженного

Гроб, в котором похоронили юродивого, как обычно, закопали в землю. Если поднять крышку раки, то никаких мощей там не окажется, она пуста. Мощи святого Василия Блаженного покоятся под полом церкви, как говорят священнослужители “под спудом”. Могила Блаженного находится очень близко к стене собора. Когда над ней поставили церковь, то её просто пристроили к соборной стене.
Рака в часовне Василия Блаженного поздняя. Подлинная рака не сохранилась. На крышке раки лежит икона Василия Блаженного, подобные иконы помещают не на гробу, а на надгробии.
Балдахин над ракой называется сень, что по древнерусски означает «тень».

Церковь Василия Блаженного
Сень над ракой Василия Блаженного. ХIХ век

Сень символизирует, что над этим местом простёрлась тень Божьей благодати.

Рака украшена композицией “Чудо о спасении на море”.

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент раки св.Василия Блаженного

Церковь Василия Блаженного. Реставрация

Службы у Василия Блаженного шли ежедневно, в любую погоду.  До XVIII века в этой церкви был земляной пол, постоянная сырость и тепло от людских тел и свечей быстро разрушали росписи и иконы. Церковь часто требовала ремонтов и поновлений. С другой стороны, ежедневные службы приносили немалый доход и храм Василия Блаженного мог себе позволить часто проводить ремонты, в отличие от других церквей Покровского собора, которые были нищими. Из-за многочисленных поновлений сейчас уже невозможно выяснить, как храм выглядел первоначально. Его нынешний облик относится к концу XIX – началу ХХ века.

В конце XIX века храм был в ужасном состоянии и общественность предпринимала различные действия для его сохранения. Под её давлением правительство выделило огромные средства на ремонт и реставрацию собора.

В 1905 году отмечался первый юбилей собора о котором до нас дошли сведения. (Возможно, что предшествующие юбилеи также  торжественно отмечались, но об этом ничего не известно.) Это был юбилей закладки собора.  Но было очевидно, что к годовщине всё сразу сделать невозможно, поэтому решили целиком восстановить какую-то одну часть собора. Выбор пал на храм Василия Блаженного. В его старых стенах создали новый интерьер, стилизованный под русское средневековье.
После первых пробных расчисток выяснилось, что в XVII веке храм был расписан процветшей виноградной лозой церкви Христовой, которая имеет начало и не имеет конца. Процветшая виноградная лоза – это образ Райского сада.

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент росписи “процветшая виноградная лоза”.

Художники решили взять за основу эту роспись, но в современном их времени виде. В ту пору в искусстве господствовал стиль “модерн”.

Церковь Василия Блаженного. Росписи

В церкви Василия Блаженного всё – и рака, и сень, и иконостас, и роспись – сделано в стиле “модерн” в 1905 году, к юбилею храма. Подлинный растительный орнамент – процветшая виноградная лоза, была иной. Программу росписи Покровского собора заложили ещё в XVII веке. Вид лозы изменялся несколько раз, она бывала трафаретной и совершенно ужасной. Но стиль росписи – процветшая виноградная лоза, не менялся на протяжении четырёх с половиной веков.  В этом храме всегда присутствовал образ Райского сада.
В каждом храме часть росписи посвящена тому празднику или тому святому, в честь которого он был освящён. В церкви Василия Блаженного напротив иконостаса изображён Покров Пресвятой Богородицы. Этой росписью была отдана дань Покровскому собору.

Церковь Василия Блаженного
Композиция “Покров Пресвятой Богородицы” на западной стене храма, над западным входом в церковь

Одно из чудес Василия Блаженного, «Чудо спасения на море», изображено на раке и на южной стене.

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо спасения на море”

Чудо Василия Блаженного спасения на море

Персидские купцы шли морем в Москву и на  Каспийском море попали в сильный шторм. Стихия была такой силы, что они не чаяли спастись и уже приготовились к смерти, как вдруг увидели, что к ним по волнам идёт совершенно нагой человек. Внезапно море утихло, этот человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром прибыли в  Москву, то встретили этого человека на Торгу, им оказался Василий Блаженный.

Чудо Василия Блаженного о шубе

Над ракой, на северной стене, изображено чудо о шубе.

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного “Чудо о шубе”

Василий Блаженный беседовал со знатным боярином, многое предсказал ему и, в благодарность, боярин пожаловал юродивому шубу со своего плеча. Об этом прознали два разбойника и решили: «Зачем Василию шуба, он всё равно ходит нагой, а нам эта шуба очень даже не помешает». Решили они взять себе эту шубу. Но просто так завладеть ей было невозможно, убить юродивого – самый тяжкий грех. Тати решили завладеть шубой хитростью. Один из разбойников лёг посреди дороги и притворился мёртвым, а другой пошёл к Василию Блаженному и сказал: «Вот видишь, мой товарищ умер, а мне даже нечем его накрыть». Василий снял с себя шубу, накрыл лежащего разбойника, перекрестил и сказал, что накрывает истинно мёртвого человека. И ушёл. А когда второй товарищ поднял шубу, то увидел действительно мёртвого подельника. Смысл легенды в том, что шутить с юродивыми или обманывать их ни в коем случае нельзя.

Иконостас церкви Василия Блаженного

Иконостас церкви Василия Блаженного слишком широк для небольшого храма.Такой иконостас называется «с заворотом». Потому что ряд икон продолжается на одной из боковых стен, а, иногда, на обеих стенах.

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент росписи церкви Василия Блаженного – процветшая виноградная лоза и фрагмент иконостаса “с заворотом”

В иконостасе церкви есть древняя икона XVI века «Богородица Одигитрия».

Церковь Василия Блаженного
Фрагмент иконостаса церкви Василия Блаженного. Слева от Царских врат – икона “Одигитрия Смоленская”

Икона Василия Блаженного средняя по возрасту. Она не такая древняя, как «Одигитрия», заметно старше других икон в иконостасе.

Церковь Василия Блаженного
Икона святого Василия Блаженного на южной стене храма в местном ряду иконостаса

На южной стене церкви, за ракой святого Василия Блаженного, расположена редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва», 1904 г.

Церковь Василия Блаженного
“Днесь светло красуется славнейший град Москва”

На иконе изображены избранные святые, среди них слева – святой Василий Блаженный, справа – святой Максим Блаженный, коленопреклонённые святой преподобный Сергий Радонежский и святой преподобный Варлаам Хутынский, святой Дмитрий царевич.

Церковь Василия Блаженного
Образ Богоматери Владимирская” на иконе “Днесь светло красуется славнейший град Москва”. Он находится за ракой св. Василия Блаженного на южной стене церкви

Продолжение экскурсии в следующем помещении, в подцерковье Покровского собора.
Покровскому собору посвящена серия статей:
ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
ПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
НИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРА
ИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГО
ИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

Поделиться в

13 КОММЕНТАРИИ

  1. Храм очень необычный, можно сказать уникальный. Шатровых храмов из камня у нас строили не много. А тут сочетание шатра и куполов. Кажется, подобная конструкция возведена в бывшем селе Дьяково, но без шатра. Храм Василия Блаженного рассматриваю каждый раз, когда бываю на Красной площади и каждый раз нахожу что-то интересное. В этот раз, стоя на Васильевском спуске вдруг обратил внимание на большую наружнюю фреску на колокольне. И удивился, что ранее её не замечал. Спасибо Вам за рассказ, интересно!

  2. Покровский собор для меня всегда был загадочным, непостижимым. Спасибо Вам за обзор, очень понятно, наглядно.

  3. Круто! Некоторые очень важные моменты! Я ценю, что вы написали это пост и остальную часть сайта также действительно хорошо.

  4. Покровский собор – уникальное явление в русской архитектуре. Спасибо за подробный рассказ о храме, интересно!

  5. Спасибо Вам за статью о храме. Есть возможность повторить то, что узнали на экскурсии. Церковь очень интересна! Причём, несколько лет тому назад бродила по храму самостоятельно. В этот раз семьёй решили взять аудиогид. Это один из лучших аудиогидов, которые я слышала! Приятный человеческий голос, интересные факты, отличная навигация. Браво составителям!
    Аудиогид по храму Василия Блаженного.

  6. Хороший сайт, грамотное, иллюстративное изложение материала. 🙂
    Никогда бы не подумал, что храм Василия Блаженного – это десятая 🙂 часть Покровского собора. Казалось, что вся эта многокупольная разноцветная красота так называется. Спасибо вам за то, что развеяли миф. Теперь всё понятно.

  7. Большое спасибо! Интересная статья с подходящими иллюстрациями, очень интересная! Пожалуй, даже самая интересная статья из всех, написанных о Покровском соборе и храме Василия Блаженного. Ещё раз благодарю!

    • Не знаю. Изучите официальный сайт Государственного Исторического музея, Покровский собор (храм Василия Блаженного) – филиал ГИМ.

  8. Добрый день.
    Мокроусова Елена Анатольевна просто ” нервно курит в стронке”
    Сейчас проходим обучение в Покровском соборе, а здесь читаем слово в слово ее лекцию. Лекция интересная, но корректно ли так использовать интеллектуальный труд научных сотрудников музея? Или они в курсе?

    • Валерия, Елена Анатольевна не возражала против использования диктофонов на её лекции. Она предупредила, что будет просить их выключить в некоторых местах. Так мы и делали. Очень много интересных вещей осталось лишь в памяти, в печать не попала.
      Да, мы использовали материалы лекции Е.А.Мокроусовой. Что касается “слово в слово” – не согласна. Труд по переводу устной речи в письменную очень непрост и трудоёмок. Если Вы когда-нибудь попробуете опубликовать диктофонную запись, сами почувствуете это.
      Скорее всего, я бы не взяла на себя труд по публикации серии статей о соборе Василия Блаженного, если бы ассоциация устраивала там переобучение почаще. Ничего подобного! С момента первого обучения на курсах гидов-переводчиков, то есть через 14 лет работы, мы ни разу не проходили там переобучение. Я взяла на себя труд организовать индивидуальную экскурсию только для себя и близких друзей-коллег. И постаралась помочь другим гидам, которые очень хотели, но не могли придти на нашу экскурсию.

    • Забыла в статью добавить, что написаны они масляными красками. Древние росписи в других церквях собора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь