До 14 апреля 2024 года в залах Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка под названием “Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н.Овчинникова”. Честно признаёмся, главной целью визита в Новую Третьяковку стала выставка “От иконы к авангарду”. На “средневековую живопись” мы зашли факультативно. А увидев экспозицию, пожалели, что не поступили наоборот и обрадовались, что не проигнорировали показ.
Экспозиция “Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н.Овчинникова”
Проходит выставка на втором этаже Новой Третьяковки, в залах 39–42. У посетителей складывается полное впечатление, что эти залы специально отвели под выставку копий фресок, выполненных Адольфом Николаевичем Овчинниковым. Копии написаны в натуральную величину, в соответствии с размерами храма. Соблюдены особенности храмовой росписи. Демонстрационным стендам придали форму сводов, куполов, парусов подлинных церквей, для которых Адольф Николаевич создавал свои произведения.
Рядом с работами мастера поместили фотографии древних храмов. Поражает факт, что многие фрески почти полностью утрачены. Композиции и цвета реставратор восстанавливал не только по скудным и полустёртым фрагментам. В большой степени Овчинников опирался на огромный опыт реставратора и часто на свою интуицию.
Нам понравилось. что на экспозиции представили несколько миниатюрных моделей интерьеров церквей. Посетители могут наглядно представить как та или иная фреска вписывалась в пространство храма.
Экспозиция внушительна. Огромные полотна с христианскими сюжетами производят сильное впечатление на посетителей. Представим несколько копий фресок, созданных А.Н.Овчинниковым.
Церковь святого Георгия в Ачи
Село Ачи расположено в юго-западном регионе Гурия в Грузии.
Там находится средневековый грузинский православный монастырь Георгия Победоносца с одноимённой церковью. Возраст храма неясен, разброс датировок – конец XIII – начало XIV веков. В храме почти полностью сохранились фрески. Интересна деисусная композиция. По грузинской традиции Деисус дополнен изображениями серафима и тетраморфа.
В нижний регистр помещены архангелы. В центре под стопами Иисуса видим грузинскую надпись “Сонмы архангелов преклоняются, серафим – херувимы окружают”.
На стенах храма сохранились праздники. На выполненных в большом масштабе фресках любопытно рассматривать детали. В сцене Рождества над ложем Богородицы видна Вифлеемсквя звезда. Вверху помещены волхвы с дарами (слева) и пастухи (справа). Над колыбелькой Спасителя склонились лошадка и бык. А на нижнем поле пасутся белые козочки.
В сцене Входа Господня в Иерусалим горожане высыпали из ворот града навстречу Спасителю, под ноги ослика бросают белую рубаху как символ чистоты, позади Иисуса следуют апостолы. С деревьев люди кидают белые веточки под ноги осляти, а на пальму забирается любопытный отрок, чтобы лучше видеть происходящее.
В Грузии праздник Успения Богоматери трактуется также, как и в русской православной церкви. Здесь видим и прощание апостолов, и душу Пречистой в виде спелёнутого младенца в руках Спасителя, и ангелов, несущих погребальные одежды.
Церковь святого Георгия в Старой Ладоге
Нас особенно порадовали копии фресок древней церкви святого Георгия в Старой Ладоге. В крепости мы были, храм видели.
Но внутрь не попали из-за проливного дождя. Чтобы сохранить росписи, в сырую погоду нельзя входить в старые храмы. Тем радостнее была встреча с реконструкциями А.Н.Овчинникова. Вот патрональный святой собора XII века. Обратите внимание на покорно вытянувшего длиннющий хвост и сложившего лапки умильного змия-дракона и гордо вышагивающую принцессу в княжеском венце.
Ещё одна композиция в храме.
Копии фресок грузинских храмов А.Н.Овчинникова
Несколько лет А.Н.Овчинников работал в Грузии. Большинство копий фресок на выставке представляют грузинское христианское средневековое искусство. Реставратор делал реплики живописных монументальных произведений в комплексе пещерных монастырей Саберееби. Монастырей несколько, именуют их по порядковым номерам. Церкви пещерных монастырей тоже пронумерованы. Церковь № 8 – исключение. Её назвали “церковь с павлинами”. Предполагают, что очи херувимов напомнили художнику “глаза” на перьях павлиньих хвостов. Он и дополнил сходство, пририсовав к херувимам птичью голову. Вот что получилось.
На фрагменте отлично просматривается павлин слева от лика ангела, над херувимом.
Несколько копий А.Н.Овчинников сделал в монастырском комплексе Давид-Гареджи. Назван комплекс по имени основателя, преподобного Давида. Монах пришёл в пределы Гареджийского хребта в VI веке. В VIII-IX столетиях здесь появилось множество пещерных и наземных церквей.
В церкви №6 на центральной апсиде находилось изображение Христа на троне с архангелами Михаилом и Гавриилом с развёрнутыми свитками в руках.
Впечатляет образ Богоматери с Младенцем на престоле с архангелами и пророком Нафанаилом (внизу справа).
Воздержимся от желания показать все представленные на выставке копии фресок, сделанных Адольфом Николаевичем. Прикрепим сделанный в выставочных залах ролик композиции “Страшный суд” из церкви Рождества Богородицы в Бетании (Грузия).
Художник-реставратор Адольф Николаевич Овчинников
Строки биографии Адольфа Николаевича Овчинникова скупы. Родился будущий мастер в Брянской области в 1931 году. (Год его рождения объясняет столь необычное имя. Не думаю, что после 1939 года кто-то захотел бы дать сыну такое имя). Детство и юность Адольфа прошли в Подмосковье. Первый реставрационный опыт мастер получил случайно. Соседка попросила почистить рисунок… Алексея Саврасова.
В 1952 году Овчинников окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского художественного училища. Через четыре года пришёл в научно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря и проработал в нём всю жизнь.
На счету мастера – реставрация древних икон, создание копий христианской храмовой русской и грузинской живописи, участие в выставках, преподавание, публикация научных трудов по иконописи и её реставрации. А.Н.Овчинников детально воспроизвел фрески VIII–XV веков из восьми церквей России и Грузии.
Адольф Николаевич Овчинников почил в Бозе в 2021 году на 89-м году жизни. Еще при жизни, в 2016 году, он передал государству свою коллекцию копий. Увидеть их можно в выставочном зале центра имени Грабаря «Иконотека А.Н. Овчинникова».
Наши статьи о выставках в Новой Третьяковке: