Соловецкий монастырь. На Соловках мы хотели посмотреть не столько посёлок, сколько монастырь и северную природу. Мы запланировали экскурсию по монастырю и поездку в ботанический сад и на Секирную гору. Турбюро собирает экскурсии по монастырю во второй половине дня. Стоимость составляет 600 руб с человека. Нам, как коллегам сделали небольшую скидку.
Соловецкий монастырь. Северная и западная стена
Я расскажу о наших впечатлениях и иногда буду перемежать их историческими фактами.
Начнём с монастырской крепости. Она поражает воображение могучими стенами и башнями, сложенными из “дикого” камня. От времени камни покрылись рыжим налётом. Русские мастера построили крепость в конце XVI века для защиты здешних земель от шведов.
Мы подошли к монастырю с севера со стороны Корожной башни.
Таких могучих круглых башен в монастыре пять. Они стоят на углах крепости, вытянувшейся с севера на юг. Стены и башни сложены из огромных нетёсанных валунов. Кирпич и мелкие камни заполняют промежутки между ними. Ни в одном из многочисленных русских монастырей-сторожей мы не видели ничего подобного. Изящные белые часовни, стоящие поблизости, контрастируют с суровой каменной кладкой стен.
Западная стена тянется вдоль бухты Благополучия. Здесь выделяются квадратная Успенская башня
и недавно восстановленные Святые ворота.
Пройдём дальше на юг к Прядильной башне. Слева от неё видны ещё две часовни: поближе Петровская, подальше Александровская. В кадр на дальнем плане попала и Константиновская.
Южная и восточная стена
С юга на углу стоит Белая башня. Рядом с ней стена образует прямоугольный выступ. Здесь монахи построили сушило – амбар, где сушили зерно. При строительстве крепости он оказался за пределами стен. Поэтому решено было усилить сушило и превратить его в дополнительное укрепление.
Соловецкий монастырь стоит на узком перешейке между бухтой Благополучия и Святым озером. С юго-востока над озером прекрасно видны две круглые башни: уже знакомая нам Белая и Архангельская. Вдали с разобранным шатром – Никольская башня.
Восточная стена тянется вдоль берега озера. Во время строительства крепости мастера торопились и включили в систему укреплений внешние стены Поваренной и Квасоваренной палат. В XVII веке для их защиты возвели дополнительный пристенок с двумя небольшими одноименными башнями.
Никольская башня находилась на реставрации, поэтому отдельного снимка нет.
Вернёмся к западной стене и через Святые ворота войдём в монастырь.
Соловецкий монастырь. Соборы
Многочисленные монастырские храмы стоят на валунном основании. Их объединяет галерея. Так и хочется назвать её гульбищем, но строилась она не для прогулок. По ней снежными зимами монахи беспрепятственно переходили между храмами и трапезной.
Главный храм монастыря – это Спасо-Преображенский собор 50-60-х годов XVI столетия. Он отличается удивительными особенностями. Стены храма не вертикальные, а заметно наклоняются к центру. По углам стоят приделы в виде башенок, увенчанные луковичными главами. У центральной главы барабан не круглый, а многогранный. В изящных закомарах видны остатки фресковой росписи.
Чтобы попасть в собор нужно вначале подняться на крытую паперть. Старинное убранство храма не сохранилось. Иконостас современный, написанный в традициях средневековой русской иконописи.
В соборе есть фрагмент старинного пола. Его выложили из местного кирпича. Сохранились даже отпечатки ладоней мастеров.
В глубине ансамбля стоит Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Его построили в 1859 году для хранения мощей Зосимы и Савватия. Троицкий собор лучше всего виден из южного дворика монастыря.
Мы прошли в Троицкий собор из Спасо-Преображенского храма через ещё одну крытую паперть. Убранство Троицкого собора полностью восстановлено.
Здесь хранится главная святыня монастыря: раки с мощами Зосимы, Савватия и Германа. До 1920 года сень была двойная, только для Зосимы и Савватия. В наше время сделали тройную сень в том же стиле.
Монастырский ансамбль серьёзно пострадал от пожара 1923 года. Дирекция бывшего здесь совхоза таким образом уничтожила документы накануне передачи монастыря гпу, позже известному как кгб. В Троицком соборе в советское время устроили пищеблок. 17 лет назад я видел здесь остатки кафельной плитки, характерной для кухонных помещений.
Митрополит Филипп
Среди монастырских реликвий выделяется камень с ликом настоятеля Филиппа. Он был аскетичным человеком и вместо подушки клал под голову простой булыжник. В XIX веке на нём изваяли лик митрополита-мученика.
Митрополита Московского святого Филиппа (в миру Фёдора Колычева) чрезвычайно чтят в Соловецкой обители. В монастырь он пришёл послушником. В 1548 году его возвели в сан игумена. При нём в монастыре началось каменное строительство. По сей день о митрополите Филиппе говорят, что он “одел, обул и накормил братию”. В 1565 году царь Иван IV Грозный вызвал святителя Филиппа в Москву. Вскоре тот принял митрополичий престол. Филипп резко критиковал царя за опричные жестокости, за что и поплатился. Его расстригли в простые монахи и сослали в Тверской Отрочь монастырь. Будучи в заточении, Филипп отказался благословить Ивана Грозного на опричный поход на Новгород. После этого Малюта Скуратов задушил опального владыку.
В конце XVI века мощи Филиппа перенесли в Соловецкий монастырь. А в середине XVII века патриарх Никон приказал перезахоронить их в Москве. У Соловецких иноков имеется внушительный перечень “особых заслуг” Никона перед монастырём. В их число входит и лишение обители останков прославленного игумена.
Колокольня и трапезная
Никольская церковь не слишком древняя – ей немногим менее двухсот лет. Главки, крытые осиновым лемехом, гармонируют с древним Спасо-Преображенским собором. Она не слишком заметна, особенно по сравнению со стоящей рядом колокольней.
Монастырская колокольня заметно отличается от остальных построек храмового ансамбля. Это не суровое средневековое зодчество и не искусная стилизация под старину XIX века, а пышное и изящное барокко, чуть утяжелённое для здешних суровых краёв. Колокольню построили при матушке Екатерине Великой в 70-е годы XVIII столетия. Когда коммунисты устроили в монастыре концлагерь, то не преминули установить на шпиле колокольни пентаграмму вместо креста.
Самой первой каменной постройкой монастыря стала церковь Успения с трапезной и келарской палатами. Её построили в 1552-57 годах при легендарном игумене Филиппе. В основании трапезной впервые уложили местные валуны. Изначально их пытались обтёсывать. Позже от этой идеи отказались и стали класть “дикий” необработанный камень.
Трапезная – это огромная одностолпная палата. Она лишь немногим меньше Грановитой палаты Московского кремля.
Церковь Успения стоит позади обширной трапезной. Её главки можно увидеть с северного монастырского двора.
Из трапезной можно попасть в Успенскую церковь и Келарскую палату. В стенах двухметровой толщины видны многочисленные ниши, печуры и оконца.
Колокол Благовестник
Перед церковным ансамблем когда-то стояла небольшая Царская колокольня.
Она не сохранилась, зато уцелел колокол, поднесённый в дар монастырю императором Александром II.
Он напоминает о воинской доблести защитников Соловецкого монастыря во время Крымской войны.
6 июля 1854 года к монастырю подошли два английских паровых фрегата и предложили сдать крепость. Архимандрит Александр ответил отказом. Тогда англичане обстреляли монастырь из корабельных пушек. Обстрел длился несколько часов. В это время монахи шли крестным ходом по стенам монастыря. Несмотря на 1800 ядер и бомб, выпущенных по монастырю, обошлось без жертв, даже гнёзда чаек уцелели. Одно из неразорвавшихся ядер позже нашли за иконой Богородицы, что окончательно уверило насельников в промысле Божьем. В честь этого события император и приказал отлить колокол. На нём видна сцена обстрела монастыря английскими кораблями.
Соловецкий монастырь. Благовещенская церковь
Благовещенская церковь стоит над Святыми вратами монастыря. Её построили в самом конце XVI века. Недавно во время шторма упал крест, восстановить его ещё не успели.
Лестница, ведущая в церковь, когда-то была гораздо круче. В стене сохранились места крепления прежних ступеней.
На паперти церкви мы увидели икону Германа и Савватия. Изограф написал их прибытие на Соловки и основание монастыря. В советское время эта икона служила… дверью. Её обнаружили вскоре после восстановления монашеской жизни в 1989 году. Некая женщина стала мыть дверь и мыла её столь усердно, что из-под краски начал проявляться старинный образ XVIII века.
Соловецкий монастырь. Кельи и амбары
Любой русский монастырь строился по образу и подобию “горнего града Иерусалима” то есть рая. В центре его – храм Божий, а по краям четверообразно стоят жилища праведников. Храмовый ансамбль Соловецкого монастыря окружает каре келейных и служебных корпусов. Вот как это выглядит на схеме, установленной у ворот обители.
Келейные корпуса строились в XVI-XVII веках и перестраивались в XIX веке. Святительский келейный корпус частично отреставрировали и восстановили ступенчатые оконные ниши с крохотными оконцами.
В XIX веке наместнический корпус надстроили третьим этажом и убрали наружные крыльца.
Зато на его стене сохранились солнечные часы. В конце августа они показывали точное время.
Во время экскурсии можно подняться на монастырские стены, пройти по боевой площадке.
Есть возможность заглянуть внутрь Белой башни. Там стоят старинные пушки, оставшиеся со времён “Соловецкого осадного сидения”.
Местные монахи отказались служить по никоновским богослужебным книгам и изгнали присланного из Москвы настоятеля Иосифа. Соловецкое сидение продолжалось целых 8 лет с 1668 по 1676 год. Вначале осадой командовал стряпчий Игнатий Волохов, а в 1673 году на Соловки прибыл воевода Иван Мещеринов. Он приказал обстреливать монастырь из пушек, пытался взять его приступом. Стрельцы понесли большие потери и вряд ли бы взяли монастырь. Но среди монахов нашёлся предатель – чернец Феоктист. Он показал стрельцам тайный ход, через который они ворвались в крепость.
Часть монахов перебили, остальных жестоко пытали и казнили. Говорят, что из всей братии в живых осталось около дюжины. Их отправили на покаяние в дальние монастыри.
Монастырская тюрьма
Удалённый Соловецкий монастырь служил церковной и политической тюрьмой со времён Василия III вплоть до начала царствования Александра III. За всю историю существования этой тюрьмы в ней томилось от 500 до 550 узников. Еретиков и бунтовщиков отправляли в Соловки навечно или “до исправления”, то есть пожизненно. Их заточали в подземные камеры, находившиеся в основаниях башен, или в подклетах келейных корпусов.
Среди наиболее известных узников был Авраамий Палицын – летописец осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время. Позже его простили и с почётом похоронили у южной стены Спасо-Преображенского собора.
В 1776 году Екатерина II приказала заточить в монастырь последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. 26 лет он просидел в подземном каменном мешке площадью два квадратных метра. В заточении он ослеп. В 1802 году Александр I помиловал опального гетмана. Тому было уже 110 лет и он отказался покидать монастырь. Прожил ещё два года и умер. Похоронили его под монастырской галереей.
Для сравнения, советская власть отправила в Соловецкий лагерь особого назначения более 250 тысяч человек. Точное количество погибших неизвестно. Максим Горький, побывав на Соловках, написал очерк об условиях жизни заключённых, абсолютно не соответствовавший действительности. Очевидно ему “сделали предложение, от которого невозможно отказаться”. В частности могли угрожать расстрелом заключённых лагеря, если он напишет правду о Соловках.
Соловецкий монастырь. Сушило и портомойня
Для автономной жизни в условиях Севера монастырь вёл крепкое хозяйство. Жито на таких широтах не вызревает. Его закупали на юге и везли морем на Соловки. При этом зерно отсыревало. Чтобы сохранить жито, его сушили в специальном амбаре, который так и назывался “сушило”.
Рядом монахи построили водяную мельницу. Её жернова крутились благодаря подземному каналу.
По нему вода из Святого озера текла вниз, в бухту Благополучия. Попутно она молола зерно, пилила лес и стирала бельё. Рядом с мельницей устроили портомойню. Когда в XIX веке хотели перейти на более современные способы стирки, то братия начала жаловаться, понеже бельё оставалось жёлтым с неприятным запахом.
В начале ХХ века настоятель монастыря озаботился устройством электрического освещения, потому что зимой свечи и керосин приходилось жечь 23 часа в сутки. Над одним из каналов, ведущих из Святого озера в Морской док, построили гидроэлектростанцию. Её руины сохранились до сих пор. Они видны на фоне монастырской стены.
Экскурсия закончилась под вечер. Выйдя из монастыря, мы неожиданно попали на невероятное зрелище, которое устроило нам солнце вместе с северным небом.
Советы самостоятельным путешественникам на Соловки и финансовый отчёт мы опубликовали в отдельном отчёте “На Соловки”.