Собор Сен-Фрон в Перигё освящён во имя легендарного отшельника Фрона, крестившего Перигор в III веке нашей эры.
Собор Сен-Фрон . Святой Фрон
Вплоть до VIII века Фрон из Перигё, крестивший здешние земли, был легендарной апокрифической фигурой. Однако 1200 лет назад безвестный монах составил Житие святого Фрона, включающее историю двух святых: отшельника из Перигора и египетского монаха Фронтона из Нитрии. Согласно благочестивым легендам, Фрон родился в Галлии, на берегах Дордони, здесь же обучался грамоте и заинтересовался Псалтырью. Затем он отправился в Египет, позже в Рим, где и встретил святого Петра. Апостол рукоположил Фрона в священники и отправил назад в Перигор в сопровождении семидесяти учеников. Его мощи находились в церкви, именуемой ныне собором Сен-Фрон вплоть до 1575 года. Гугеноты, захватив Перигё, выбросили священные реликвии в Дордонь.
Собор Сен-Фрон. История строительства
Первоначальную церковь построили на вершине холма над рекой Иль между 500 и 536 годами, однако триста лет спустя её разрушили норманны.
В конце Х века епископ Фротер начал строительство аббатства Сен-Фрон, затянувшееся на несколько столетий. В конце XI века к “старой аббатской церкви” начали пристраивать новую в виде греческого креста, увенчанного куполами. Считается, что прообразом будущего собора Сен-Фрон стал собор святого Марка в Венеции. Церковь расширили для всё возраставшего потока паломников, шедших через Везле в Сантъяго де Компостелла.
“Старая церковь” XI века сгорела в 1120 году. Сейчас её остатки служат папертью и основанием для колокольни.
Новую купольную церковь завершили в 60-х годах XII века и дважды расширили: в XIV и в первой четверти XVI века.
Величественная колокольня собора сохранилась с XII века. Колокола собора известны во всей Европе. Десять из них закреплены неподвижно, а семь зовутся “летящими” и раскачиваются во время звона.
К середине XIX века два из пяти знаменитых “византийских” куполов собора сильно обветшали. В 50-60 годы разобрали вначале северный, а затем южный и восточный купола. Архитектор Поль Абади восстановил их в весьма фантазийной манере. Реставрационные работы продолжались более 40 лет до 1901 года. Собор Сен-Фрон вдохновил Поля Абади на создание церкви Сакре-Кёр на Монмартре.
Собор Сен-Фрон. Паперть и колокольня
Войдя в собор Сен-Фрон, вначале попадаешь на паперть. Это самая древняя часть “старой церкви”, относящаяся к эпохе меровингов. Крыша над папертью не сохранилась. Из паперти можно выйти в романо-готический клуатр XII-XV веков.Следующие два пролёта “старой церкви” времён каролингов служат основанием для колокольни. Отделка не сохранилась, ведь в 1575 году гугеноты не только осквернили и уничтожили мощи святого Фрона, но и разломали и сожгли церковную мебель, алтари и украшения. Тем лучше видны строгие и массивные романские столпы, арки и своды.
Собор Сен-Фрон. Интерьер
Если большинство французских соборов построено в виде латинского креста с очень длинным нефом и коротким трансептом, то собор Сен-Фрон построен в виде греческого равноконечного креста. Длина нефа изначально равна длине трансепта. Алтарь “старой церкви” находился под нынешним западным куполом. Именно здесь и покоились мощи святого Фрона.
Бронзовые паникадила создали по эскизам Поля Абади. Они символизируют горний град Иерусалим. Они освещали церемонию бракосочетания императора Наполеона III и императрицы Евгении в парижском соборе Нотр-Дам в январе 1853 года.
Собор Сен-Фрон. Скульптурное убранство
Самая интересная реликвия собора – это запрестольный образ Успения Девы Марии XVII столетия, вырезанный из дерева в стиле барокко. Внизу изображены апостолы, обнаружившие пустую могилу Девы Марии. Выше представлено Вознесение Богородицы на небеса. На самом верху в медальоне изображен Бог-Сын. Он держит корону, чтобы увенчать свою мать – Царицу Небесную. На боковых створках помещена сцена Благовещения. Слева архангел Гавриил, справа – Дева Мария.
Первоначально этот алтарь находился в капелле иезуитов. В 1974 году его перенесли в собор Сен-Фрон.
Кафедру орехового дерева также перенесли их часовни иезуитов. Это прекрасный образец стиля барокко.
Главный алтарь в соборе современный, его устроили в 1968 году.
Прежний главный алтарь XVIII века выполнили из каррарского мрамора. Его перенесли из картезианского монастыря в Вокюлере.
Стоит обратить внимание на кенотаф монсеньёра Жоржа – епископа Перигё второй половины XIX века. Именно он вместе с Полем Абади руководил реставрацией собора в 1858-1901 годах.
Как видите, в соборе есть немало интересных реликвий. Сохранились даже фрагменты средневековой полихромии.
Привлекают внимание статуи Девы Марии Царицы Небесной
и святой мученицы Жанны д’Арк.
Собор Сен-Фрон. Заключение
Мы путешествуем по Франции с тем, чтобы глубже познать её историю и культуру. Собор Сен-Фрон в Перигё относится к наиболее интересным храмам, которые мы посетили осенью 2017 года. Я не могу включить его в топ-10 нашей поездки, ведь маршрут был чрезвычайно насыщен природными и рукотворными достопримечательностями. Тем не менее Собор Сен-Фрон в Перигё стоит путешествия.
О прогулке по городу Перигё мы рассказали в отдельной публикации.
Какие красивые витражи
Здесь они поздние. Интереснее витражи находятся в соборе в Реймсе. Некоторые из них создал Марк Шагал.
Мне очень нравится путешествовать!) И я очень люблю смотреть, читать подобные блоги о путешествиях))) Спасибо автору за интереснейшую экскурсию.
Спасибо за отзыв. Это вольный перевод буклета, котрый я взял в соборе и добавил к нему кое-какую информацию с французских сайтов.