Сны Сибири

0
396
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе.
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе.

“Сны Сибири” – это название выставки, организованной фондом “Таволга” в Государственного Исторического музея. Проходит выставка в Москве, в здании филиала ГИМ, музея войны 1812 года.
Мне показалось, что главное достоинство этой выставки – сочетание традиционного музейного показа подлинников с современными технологиями и грамотной организацией выставочного пространства. Полумрак в залах, музыкальный фон, мониторы с сибирскими пейзажами создают загадочную атмосферу. Посетитель как бы совершает перемещение не только в пространстве, но и во времени. Кажется, что очутился где-нибудь в районе Минусинска в таинственном жилище шамана.

Музыкальное сопровождение выставки найти не удалось. Но кажется, шаманские напевы в исполнении группы “Новая Азия” и Болота Байрышева вполне воспроизводят звуковой фон.

В этом репортаже мы покажем несколько экспонатов выставки и дадим бесполезные 🙂 советы о её посещении. Начнём с общей информации.

Выставка “Сны Сибири”. Посетителям

Проходит выставка в здании музея войны 1812 года по адресу площадь Революции д.2/3.
Выставка открыта до 30 января 2023 года. Работает ежедневно, кроме вторника.

Внимание! Вторник – выходной день в музее!

Открывается музей в 10.00. По пятницам и субботам работает до 21 часа. В понедельник, среду, четверг и воскресенье открыт до 18 часов.

Ближайшая к музею войны 1812 года станция метро – “Площадь Революции”. Музей стоит по соседству с вестибюлем станции. До музея войны 1812 года также удобно дойти от станций метро “Охотный ряд” и “Театральная”.

Музей войны 1812 года
Музей войны 1812 года.

В середине ноября в первой половине буднего дня ажиотажа на выставке не наблюдалось. Несколько посетителей неспешно осматривали экспонаты залов. Возможно, в выходные дни и новогодние каникулы ситуация изменится. Советуем покупать билет онлайн.

Стоимость билетов на выставку “Сны Сибири”

Не знаю, кого благодарить за гуманную стоимость выставки – устроителей фонд “Таволга” или Исторический музей. Цена билета порадовала!
Полный билет на выставку стоит 300 рублей.
Льготные билеты (для пенсионеров, студентов и школьников) продают вдвое дешевле – 150 рублей.

“Сны Сибири”. Экспозиция. Что посмотреть

Выставку вполне можно назвать камерной. Все экспонаты разместились в четырёх залах.
Первый зал предваряет основную экспозицию. Огромный монитор на две стены демонстрирует карту Сибири, движущийся поезд, изображения артефактов, найденных в том или ином районе. Все подлинники выставки обнаружены на землях, через которые пролегает Транссибирская магистраль. Ведь выставка приурочена к 130-летию Великого Сибирского пути.

Огромный монитор завораживает зрителя. На удобном диване можно долго просидеть, рассматривая все изображения, наблюдая, как образ совы вертит головой и виртуальный волк насторожено обнюхивает воздух.

Сны Сибири
На выставке “Сны Сибири”.

Обратите внимание на изображения ладони на мониторе. Это тактильные указатели. Если коснуться ладони, то высветятся сведения об изображённых артефактах.

На стенде можно прочитать концепцию выставки. В “Снах Сибири” представлены два разных фокуса. Один аспект показывает взгляд древнего человека на самого себя и окружающий мир. Другой ракурс отражает представления современных художников о той далёкой и загадочной эпохе.

Выставка показывает искусство древних людей, обитавших на обширных землях за Уральским хребтом. Она также включает произведения современных нам художников, чьё мировоззрение пропитано настоящим и прошлым Сибири. Свои работы мастера создавали, вдохновляясь образами прошлого.

Но не будем забегать вперёд. Проследуем во второй зал экспозиции. Его тема называется “Лес”.

Билет в Московский Кремль с аудиотуром
Билет в Московский Кремль с аудиотуром.

Второй зал выставки “Сны Сибири”. Лес

Этот зал рассказывает об искусстве и верованиях людей, живших в лесной зоне Приуралья, Зауралья, Прикамья и Западной Сибири. Временной отрезок – две тысячи лет: I тысячелетие до нашей эры – I тысячелетие новой эры.

В первую очередь внимание привлекает оформление зала. Вы не сразу поймёте, что вошли в помещение через “домик мёртвых”. Оглянитесь на него из дальнего угла зала и оцените деревянные конструкции.

Огромный медведь намекает, что посетитель оказался в его берлоге. 😉
Рядом установили огромную модель красивой женщины с монголоидными чертами лица. Это притягательный и одновременно загадочный женский образ – аллегория Сибири, как её представил себе художник Пётр Бирюков. Создали модель методом 3D-печати. Возможно, лицо Сибири воссоздали по одному из обнаруженных в могильниках женских черепов.

На выставке Сны Сибири
На выставке “Сны Сибири”

Обратите внимание на оформление “неба”. Весь потолок представляет собой огромную стаю летящих сов. Я сразу вспомнила египетский зал Пушкинского музея с летящими коршунами – образами богини Нут.

Летящие совы
Летящие совы – оформление потолка

Воздержусь показывать другие диковинки, чтобы сохранить интригу. Скажу, что в этом зале есть и уголок с истуканами, и ствол древнего дуба с моделями бронзовых фигурок-тотемов.
Обратимся к подлинникам.

Подлинники

В витринах за стеклом находятся артефакты так называемого скифско-сибирского “звериного стиля”. Это бронзовые изображения древних богинь и существ с антропоморфными чертами.
Все экспонаты представлены таким образом, что их можно внимательно рассмотреть. Отлично видны детали.

Прорезная пластина с изображением трёх мифических антропоморфных персонажей со звериными и птичьими чертами.
Прорезная пластина с изображением трёх мифических антропоморфных персонажей со звериными и птичьими чертами. Фрагмент. VI -VII вв. н.э. Случайная находка. Чердынский краеведческий музей.
Ажурное изображение мифического существа с тремя головами
Ажурное изображение мифического существа с тремя головами. Бронза. VI в. до н.э. – V в. н.э Кулайская археологическая культура. Случайная находка. Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова.
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе.
Пластина с изображением антропоморфной личины в рогатом головном уборе. Бронза. Последняя четверть I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э. Случайная находка на острове Жилой на реке Ангаре. Музей Новосибирска

Рядом представлены несколько моделей увеличенных копий подлинников. Они снабжены аудиозаписями и наушниками. Если интересно, подходите к модели, надевайте наушники и слушаете развёрнутое описание артефакта.

Прежде чем продолжить осмотр, обратите внимание на артефакты в узкой галерее между двумя залами. В ней также увидите удивительные рукотворные фигурки.

Ажурное изображение оленя.
Ажурное изображение оленя. Бронза. VI в. до н.э. – V в. н.э. Ранний железный век. Кулайская археологическая культура. Случайная находка. Томский областной краеведческий музей им. М.Б.Шатилова.

Третий зал выставки “Сны Сибири”. Горы, степи и долины

В этом зале представлена более древняя эпоха – бронзовый век – IV – I тысячелетия до нашей эры.
В первую очередь привлекает внимание группа каменных идолов. Это так называемые окуневские изваяния или окуневские стелы.

Окуневские изваяния
Окуневские изваяния

На выставке представлены копии изваяний. Настоящие окуневские стелы на выставку не привезли по причине трудоёмкости и дороговизны перемещения. Подлинники хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее.

Авторские экскурсии по Москве без посредников.

Окуневские стелы

Названы изваяния по имени Окуневской культуры местности Окунев улус на юге Хакасии. Южносибирская археологическая культура скотоводов сложилась в бронзовом веке.

Окуневские изваяния

Изваяния несли культовое значение. Учёные по сей день не расшифровали символику изображений. Возможно, что это лики духов или божеств. Может быть это некие быки-предки или женщины-прародительницы. Есть версия, что изваяния олицетворяли ушедших в иной мир шаманок в ритуальных одеяниях. Не исключено, что в окуневском искусстве запечатлены образы и сюжеты древних мифов.

Окуневская стела

Чтобы облегчить обработку камня, окуневцы для своих культовых созданий искали удлиненные глыбы песчаника или даже гранита. После обработки камня изваяние приобретало столбообразную форму высотой 3-4 метра. На узкой грани столпа по центру или немного ниже древние ваятели высекали личину и отходящие от нее другие изображения в виде мифических и настоящих животных, сакральных символов.
Окуневские изваняния
На выставке представлены несколько типов окуневских стел. Иногда на них изображали только одну личину. Но чаще всего она была лишь средником сложной композиции.
Обычно окуневцы изображали трёхчастных идолов. Часто к личинам добавляли длинные уши и/или рога. На многих можно увидеть солярный знак.
На самом верху одного из идолов размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, что если смотреть на изваяние анфас, то под центральной личиной можно увидеть рельефно высеченные женские груди и солярный знак на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, в профиль, то можно сразу заметить, что под ней располагается изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.

В ходе раскопок историки выяснили, что в местах обнаружения окуневских стел располагались древние святилища. В середине стоял главный идол с личиной, обращённой на восход солнца. Часто с юга располагались каменные жертвенники. В них археологи находили кости жертвенных животных.
Окуневсккие изваяния

Подробно рассмотреть одного из идолов вам поможет аудиозапись у тактильной модели.

Тактильная копия стелы с изображением антопоморфного мифического персонажа со звериными чертами
Тактильная копия стелы с изображением антопоморфного мифического персонажа со звериными чертами. III – II тыс. до н.э.

Подлиники

Подлинников в этом зале немного. Но по возрасту они гораздо старше, чем артефакты предыдущего зала.
Ценный экспонат получил название “амурской Венеры” или “кондонской Нефертити” по имени кондонской культуры. В сети опубликовано множество подробностей об этой находке. Они открываются по запросу “амурская Венера” или “кондонская Нефертити”.

Кондонская Нефертити
Кондонская Нефертити. Глина, IV – III тыс. до н.э. Найдена близ села Кондон в Хабаровском крае. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск

О ней подробно расскажет аудиозапись рядом с тактильной моделью.

Удивительны и два других экспоната. Один – фрагмент стенки керамического сосуда, обнаруженного при раскопках А.П.Окладникова в 1965 году.

фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями
Фрагмент стенки керамического сосуда с антропоморфным и зооморфным изображениями. Глина. Начала III тыс. до н.э. – первая четверть II тыс. до н.э. Неолит Нижнего Приамурья. Вознесенская археологическая культура. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск

Идол “меч с глазами” – это тайна для историков, потому что нашли его случайно. Об этом артефакте известно немногое. Он принадлежит к “кругу местных древностей с признаками скифской культуры» и сделали его не позднее III века до нашей эры.

идол-меч с глазами
Идол-меч с антропоморфной личиной в центре гарды и зооморфным декором её окончаний. Бронза. V – III века до н.э. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск

В этом зале светом воспроизвели сибирские петроглифы. Стоит понаблюдать за сменой подсвеченных участков.

Световая имитация петроглифов. Сны Сибири
Световая имитация петроглифов на выставке “Сны Сибири”.

Сны Сибири

Здесь же представлены деревянные фигурки возрастом более пяти тысяч лет

Деталь украшения конской узды в виде дракона. Дерево. V – III вв. до н.э. Ранний железный век Южной Сибири. Пазырыкская археологическая культура. Республика Алтай, Кош-Агачский р-н, плоскогорье Укок, долина реки Ак-Алаха. Могильник Ак-Алаха. Раскопки Н.В.Полосьмак, 1993 г.

и погребальные глиняные маски.

Маска погребальная
Маска погребальная. Глина. V-VII вв.

“Из тьмы веков” предыдущих залов возвращаемся на “свет божий” в мир современного искусства.

Сибирь и Дальний Восток в археологии и современном искусстве

Зал с современными представлениями мастеров о древнем искусстве показался не менее интересным.

Сны Сибири
На выставке “Сны Сибири”.

Работ представлено не очень много, но все они достойные и интересные. Мне понравились бубны Олега Комарова из кожи, бересты и дерева.

Олег Комаров. Бубны
Олег Комаров. Бубны.

Завораживают его же туеса “Томская писаница” с воспроизведением петроглифов.

Томская писаница
О.Комаров. Туеса “Томская писаница” Диптих.

Прекрасно вписались в “Сны Сибири” авторские каменные пирамиды – сейды. Их дополняют фотографии и увеличенные изображения орнаментов.

Сны Сибири
На выставке “Сны Сибири”.

Каждый экспонат достоин внимания. А информационные стенды помогут составить представление о об искусстве сибирских творцов.

Завершая обзор выставки приведу краткую выдержку из выставочных экспликаций:

“Человек погружается в сон, чтобы проснуться. Во сне он осмысляет впечатления дня ушедшего и обретает силы для осуществления дня грядущего. Так и выставка “Сны Сибири” приглашает вас погрузиться в созерцание древнего прошлого, чтобы пробудить новые чувства и ощущения для жизни настоящего дня, а, возможно, и обрести себя настоящего…”

Билет на выставку

В середине ноября билет на выставку “Сны Сибири” продавали как в кассах при входе в музей, так и онлайн. Для удобства читателей добавляем ссылку на покупку онлайн билетов на выставку.

Ссылка на страницу покупки билетов на выставку.

“Сны Сибири”. Впечатления о выставке

Лучше всех свои впечатления от выставки выразила искусствовед С.А.Багдасарова.

“Выставка, вызывающая дрожь в коленках”,

– так София Андреевна озаглавила свою статью о “Снах..”

Это действительно так. Полумрак и почти театральные декорации способствуют ощущению телепортации во времени и пространстве. Мне показалось, что входной билет на выставку словно волшебная палочка открывает магический портал в древнюю эпоху. А экспонаты – и подлинные, и сконструированные – удерживают посетителя в этом магическом окружении древнего искусства исчезнувших культур.

Если у вас есть возможность, советуем посетить выставку “Сны Сибири”. Собственноручный восьмиминутный ролик даёт далеко не полное представление о выставке. Но всё же лучше он, чем ничего.

В заключении добавлю, что концепция “Снов Сибири” принадлежит фонду “Таволга”. Исторический музей лишь предоставил помещение для показа.

Миссия Фонда — сохранение и популяризация культурного наследия России и мира.

Фонд “Таволга” при поддержке РЖД подготовил проект иммерсивной выставки. Художник проекта Петр Бирюков.

Посетителям на заметку

Музей 1812 года находится в пяти минутах ходьбы от Московского Кремля и храма Василия Блаженного (Покровского собора). Предложу читателям продолжить знакомство с отечественной историей в этих музеях. Вы можете приобрести билеты вместе с аудиотуром в Кремль и/или в церковь Василия Блаженного.
Прилагаю ссылки на билеты с аудиотуром.

Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика от мала до велика.

Билет в Московский Кремль с аудиотуром
Билет в Московский Кремль с аудиотуром.

Храм Василия Блаженного: аудиоэкскурсия с билетом.

Билет и аудиотур по храму Василия Блаженного
Билет в храм-музей и аудиотур по церкви Василия Блаженного.

Подробности об этих экскурсиях мы изложили в статьях:

Московский Кремль. Смотреть и видеть.

Храм Василия Блаженного. Что посмотреть.

Также на нашем сайте найдёте обзоры для посетителей музеев

Третьяковская галерея.

Пушкинский музей.

Дворец Алексея Михайловича.

Авторские экскурсии по Москве без посредников.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь