Кафедральный собор святого Иакова – это та самая неоспоримая причина, ради которой стоит посетить Шибеник. Город и сам по себе удивительно хорош! Но если во время самостоятельного путешествия по Хорватии стоит вопрос приоритетов, помните о главном храме Шибеника! Такие памятники не каждый день встречаются на пути. Из трёх уникальных церквей Далмации в Трогире, Сплите и Шибенике последний, пожалуй, самый интересный.
Посмотрев собор святого Иакова, вы сразу обогатите свой культурный опыт.
– Познакомитесь с выдающимся произведением ренессансного искусства.
– Увидите шедевры лучших мастеров Далмации и Италии XV-XVI столетий.
– Получите эстетическое наслаждение от вида удивительного культового здания, единого по внешней форме и внутреннему содержанию.
Признаюсь, о всех шедеврах храма и его мастерах мы узнали постфактум. Поэтому проморгали некоторые памятники. Чтобы путешественники не делали подобных ошибок, предлагаю воспользоваться настоящим путеводителем. Я не слишком углублялась в архитектурный и искусствоведческий анализ. Перечислила имеющиеся артефакты и указала их местоположение.
Нарушу логику повествования. Начну рассказ о соборе отнюдь не с его истории. О ней упомяну ниже. Давайте сначала обойдём храм снаружи. Затем полюбуемся внутренним убранством. Для этого нам нужна подробная схема с обозначениями.
Собор святого Иакова. Схема
Кафедральный храм Шибеника интересен как внутри, так и снаружи. Схема поможет нам отыскать все самые интересные детали собора. Осматривать церковь логичнее с запада на восток по часовой стрелке. Прилагаю план церкви с буквенными и цифровыми обозначениями.
Теперь пояснения к схеме.
Внешнее убранства собора в Шибенике
A – главный западный портал.
Его автор – первый архитектор собора Бонино из Милана.
Здесь видны статуи Христа Спасителя и 12 апостолов.
B – северный портал. Его называют “Львиным”. Бронзовые двери портала выполнил Грги Антуанц.
Портал также украшал Бонино из Милана. Львиным портал назвали из-за двух каменных львов.
Они поддерживают изящные колонны, несущие статуи Адама и Евы. Колонны украшает тонкая резьба по камню.
Скульптуры святых Петра и Якова, установленные над прародителями Адамом и Евой выполнил легендарный мастер Юрай Далматинец.
C – восточная часть северного портала. Здесь достойны внимания два ренессансных амура. В руках они держат свиток с храмозданной надписью.
Она сообщает о строительстве храма в 1443 год. В ногах у амуров – единственная сохранившаяся подпись Юрая Далматинца – “Hoc otus cuvarum fecit magister Georguis Mothei Dаlmaticus”. (Гугль переводчик латынь знает очень плохо. Но основное понятно – “это работа мастера Георгия Матвея Далматинца”).
Восточные апсиды собора. Скульптурные лики Юрая Далматинца
D – восточная часть. Пояс с 71 скульптурным ликом охватывает все три апсиды и восточную часть северной стены. (Портреты видны на верхнем снимке). Это также работа Юрая Далматинца. В лицевых изображениях мастер запечатлел портретные черты своих современников. По своей выразительности и жизненности скульптуры считаются одними из лучших произведений хорватского ренессанса.
E – Сакристия (от лат. sacristia, от sa cer — священный. Помните, парижский храм Сакре-Кёр? Тот же корень!) Сакристией называют отдельное помещение в католической церкви. В нём священнослужители облачаются в одеяния. Там же хранятся ризы, монстрации, потиры, богослужебные книги и другие предметы культа. Обычно Сакристия располагается рядом с алтарём. Реже, как в Шибенике, выводится за пределы храма.
Сакристия собора святого Иакова находится над наружным входом в крещальню на кассетном потолке. Она образует проходной портал рядом с городскими воротами. Мастер – Юрай Далматинец.
Поднимите голову. На вершинах фронтонов крыш увидите три статуи работы другого прославленного мастера собора – Николы Флорентийца. Датируются они концом XV века.
Над северной стеной (F 1) – святой Михаил повергает дьявола.
F 2 – в центре – святой Иаков, патрон собора.
F 3 – над южной частью – святой Марк взирает на Адриатику.
На вершине купола Никола Флорентиец установил позолоченного бронзового ангела.
G – епископский дворец. Он построен в XV веке. С собором дворец связан системой двухуровневых лестничных пролётов.
Собор святого Иакова. Внутри. Северная часть
Внутри принцип осмотра собора такой же – по часовой стрелке. Начинаем с северной стены (слева от входа). Затем осматриваем центр и алтарь. Завершаем экскурсию, рассматривая памятники, расположенные у южной стены.
1.У западной стены увидим гробницу шибенского епископа Ивана II Луцие Штафилича (1528-1557). Именно епископ Иван II освятил собор святого Иакова в 1555-м году. Мастер – Чикки из Падуи.
2.Современный рельеф нашего современника Казимира Храсте (1997 год). Гробница шибенского епископа Сречко Бадурина (1988-1996 годы).
3.Ренессансный деревянный алтарь Трёх королей с картиной Барнардино Риккарди XVI века. Современная реставрация.
4.Барочный алтарь Богородицы Кармельской (Госпе от Кармела) с деревянной статуей Богородицы 1667 года.
5.Барочный алтарь святого Креста (св.Крижа). Деревянное готическое распятие 1455 года. У подножия креста сохранилась подпись мастера.
Внутреннее убранство собора в Шибенике. У алтаря
Теперь осматриваем центральную часть собора.
6.Слева от центральной части установлена гробница шибенского епископа Луки Спингаролли (1573-1589 годы. Скульптор – Антун Ногулович. В подножии гробницы можно разглядеть инициалы художника.
7.Справа от алтарной части находится гробница шибенского епископа Ивана Доминика Каллегари (1676-1722 годы).
8.В центральной части каменные скамьи каноников, балюстрады, амвон украшены резным ренессансным орнаментом. Мастер – Никола Флорентиец, около 1500 года.
Далее переходим к восточной части собора. Здесь находится:
9. Епископский престол с каменным балдахином. Это произведение главного архитектора собора с 1517 года Бартоломео ла Местре.
10.Главный алтарь Плачущей Богородицы (Госпе от Плача) 1640 года. Чудотворная икона Богоматери XV века приписывается мастеру Блажу Юрьеву Трогирянину.
11.Ренессансная деревянная статуя св. Петра 1624 года. Она установлена в пределах кафедры проповедника. Это произведение резчика по дереву из Шибеника Еронима Монделлы. Когда-то статуя стояла в главном нефе.
12.Крещальня Юрая Далматинца и Андрия Алеши. Прекрасную купель в виде чаши поддерживают три путти.
Ангелы стоят в непринуждённых позах. Они очень напоминают тех карапузов, которые держат свиток с подписью мастера. Сама купель выполнена из красноватой брекчии с острова Раб.
Обратите внимание на свод баптистерия. Вся верхняя часть крещальни словно кружевом покрыта скульпторами Юрая Далматина.
Неглубокие ниши декорированы раковинами. Они являются символами святого Иакова.
У южной стены собора святого Иакова
13.Барочный алтарь святых Фабиана и Севастиана с ренессансной картиной ученика Тициана Филиппа Заниберти.
14.Алтарь св.Христофора и Богородицы Здоровья (Госпе од Здравля). Статуя святого Христофора выполнена из дерева.
Икона Богоматери датируется XV-м веком. Летописи сообщают, что икона Пресвятой Девы когда-то находилась в крепости святого Михаила. Ей молились о защите города от врагов.
15.Необарочный алтарь 1876 года посвящённый св.Року (защитнику от чумы), св.Иерониму и шибенскому францисканцу св.Николе Тавеличу. Святой Никола Тавелич стал первым хорватским святым. Жил он примерно во времена Сергия Радонежского, в XIV веке. Но канонизировали его сравнительно недавно, в 1970-м году.
16.Надгробный памятник шибенского епископа Юрая Шижгорича (1437-1453 года). Во времена его епископства на месте старого храма начали возводить новый собор, которым мы восхищаемся и по сей день. Юрай Шижгорич доверил продолжение строительства мастеру Юраю Далматинцу.
Обратите внимание на внутреннюю часть каменной розы.
Так изнутри выглядят украшения тимпана.
Кафедральный собор святого Иакова. Строительство
Новый собор святого Иакова строился 115 лет – с 1421 по 1536 год. Начали его возводить на месте небольшой церкви. В начале XV века Шибеник стал епископским городом. Старый храм не соответствовал статусу епископата.
Освятили новый собор святого Иакова в 1555-м году. То есть в тот самый год, когда в Москве заложили Покровский собор (храм Василия Блаженного). Строился собор Шибеника в самые тяжёлые годы турецкого нашествия и эпидемий чумы. Строительство началось в стиле поздней готики под руководством главного архитектора Бонино из Милана. Позднее его достраивали далматинские и итальянские мастера.
Юрай Далматинец и собор святого Иакова
С 1441 года строительство собора продолжил прославленный мастер Юрай Матвеев Далматинец. В Шибенике рядом с собором на площади Республики установлен памятник зодчему и скульптору.
Собор святого Иакова стал лебединой песней выдающегося мастера. Юрай строил храм до самой смерти в 1473 году. (Некоторые источники называют 1475 год). Далматинец расширил первоначальный проект, добавив к нему купол. При постройке нижней части храма, Юрай разработал оригинальную систему укладки крупных каменных плит. Храм строился монтажным способом. Свои строительные принципы мастер передал и ученикам. После смерти учителя они не отступили от задуманного Далматинцем. Единство каменной кладки – вот концепция, которой неизменно следовали наследники маэстро.
Крещальня, цоколь апсид, секстия – это произведения искусства Юрая Далматинца. Именно он привнёс первые веяния ренессансного искусства в строительство кафедрального собора Шибеника.
Никола Флорентиец – наследник Юрая Далматинца
Продолжателем дела Далматинца стал итальянский мастер. В историю он вошёл под прозвищем Никола Флорентиец. Он стал главным архитектором собора святого Иакова с 1475 по 1502 год. Известно, что он был учеником прославленного итальянского скульптора Донателло. По всей видимости, Никола никогда не встречался со своим предшественником. Но полностью воспринял его идею.
Работа Флорентийца в соборе – это элегантный каменный купол со сводами.
Кажется, что они, как скорлупа, закрывают внутреннюю часть и отражают её на трехлистном фасаде. Столь тесное слияние внутреннего и внешнего делают собор единственным в мире и непохожим ни на какой другой.
Конструкция купола совершенно уникальна. Он состоит из взаимосмыкающихся каменных плит.
Также уникально и основание купола. Это место соединения нефа и трансепта. Камни обработаны таким образом, чтобы их можно было подогнать друг к другу без использования строительного раствора. Технологию разработал Флорентиец.
Собор и современность
Чёрным стал для собора 1991 год. Во время бомбёжки Шибеника в 1991 году купол собора разрушился от прямого попадания бомбы. Несколько лет понадобилось реставраторам, чтобы восстановить уникальную конструкцию Николы Флорентийца.
30 ноября 2000 года ЮНЕСКО включило собор в свой охранный список.
По непроверенным данным собор открыт ежедневно с 10:00 до 20:00 часов. В холодное время года закрывается в 18:00 часов. Тот же источник сообщает о входной плате в 50 кун.
В заключении хотелось бы познакомить читателя с хорватским композитором XIX века Ватрославом Листвицким (Vatroslav Lisinski). Фрагмент мазурки исполняет Дарья Микетич (Darija Miketić).
Источники:
1.Брошюра “Кафедральный собор св.Якова” Meri Zornija. Церковный приход св.Якова, Шибеник, 2012.
2.Антуан Травирка. ”Далмация”. Перевод Радомира Вентурина. Форум – Задар, 2012 год.
3.Путеводитель “Хорватия” из серии Дорлинг Киндерсли.
Подробный путеводитель по Шибенику и его достопримечательностям уже в опубликован. В него я включила рекомендации гостиниц и экскурсий в городе.
Собор Святого Иакова — католический собор в городе Шибеник, Хорватия. Кафедральный собор епархии Шибеника, один из семи хорватских соборов, носящих почётный статус «малой базилики». Шедевр средневековой далматинской архитектуры, над которым последовательно работали Юрай Далматинец и Никола Фиорентинац. Вгоду включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .