Шуя – Дунилово. Начало отчёта о поездке по Верхней Волге.
Давным давно осенью 2006 года выбрались мы из Москвы на очередную покатушку. Поскольку “Золотое кольцо”, Нижний Новгород и Смоленск уже были охвачены объезжены, а времени, да и денег, было немного, то решено было познакомиться с дальним углом Ивановской области, попутно захватив и часть нижегородского Поволжья. Маршрут сложился сам собою: Кинешма – старинный купеческий город на берегу Волги; древний маленький Юрьевец – родной город Андрея Тарковского; Чкаловск – само-собой из-за Валерия Павловича; Городец на Волге – место смерти Александра Ярославича, которого Невского; и, наконец Макарьевский Желтоводский монастырь на берегу Волги напротив Лысково. На обратном пути заскочили во Флорищеву пустынь – малоизвестный, но весьма достойный монастырь. Нам удалось уложиться в 4 дня, за которые было пройдено примерно 1700 км. Откровенно порадовало качество дорог. Не знаю как сейчас, а тогда нам не попалось ни одной ямы за исключением традиционно разбитых мостовых в Шуе и страшноватой бетонки, ведущей во Фролищи. Выехали мы рано – в 6.10 утра от Кунцево (запад Москвы) и, не особо торопясь, к 10 уже были в Иваново. В ту пору навигаторы были еще в диковинку и я, как всегда, заблудился 🙁 Вообще то автор не страдает географическим кретинизмом, но путаная застройка и отсутствие указателей на ” Родине первого совета” опять сыграли с ним, то есть со мной, злую шутку. Вместо дороги на Кохму и Шую нас занесло в центр. Почуяв неладное, полезли в карту, привязались, развернулись и по той же улице дернулись назад…
В итоге в Шую попали около полудня. Шуя-Дунилово. Мост через Тезу в центре города был закрыт, пришлось объезжать через промзону. В итоге добрались до обширной главной площади, рядом с которой стоит собор Воскресения Христова, построенный в конце XVIII века и освященный в 1799 году. автором собора считается итальянский архитектор Я.Маричелли. Собор выглядит несколько странно, быть может за счет разноплановых объемов, соединенных довольно искусственным образом.
Зато соборная колокольня отличается стройностью и изяществом. Колокольня датируется 1832 годом и является самой высокой отдельно стоящей колокольней в России. Она на 25 метров выше Ивана Великого в Москве и на 18 метров – колокольни Троице-Сергиевой лавры. Высота шуйской колокольни составляет 106 метров. А еще на колокольне находится 10-й по весу колокол России. Масса колокола – 1270 пудов (около 21 тонны), высота – 5 аршин (3 м 55 см), диаметр – 4 аршина (2 м 84 см)
Православные особо почитают Смоленско-Шуйскую икону Богородицы. Икона была создана как список Смоленской иконы Богородицы во время моровой язвы, свирепствовавшей в Шуе в 1654-55 годах, и прославилась многими чудесами. После создания иконы моровая язва в городе прекратилась. В 1831 году икона спасла город от эпидемии холеры. Ещё в 1722г. Петр I, побывав в Шуе, хотел захватить икону с собой, поскольку она излечила его от тяжкого недуга. Однако местные жители на коленях умолили Государя оставить их главную святыню и заступницу. В 1837 году цесаревич Александр (будущий император Александр II) побывал в Шуе в сопровождении В.А.Жуковского и также прикладывался к Шуйской иконе. Шуйская икона Богоматери была утрачена в 1922 году во время изъятия церковных ценностей, проводившихся по приказу Ульянова (Ленина). 15 марта 1922 г жители Шуи, в основном рабочие местных фабрик, поддержали настоятеля собора Павла Светозарова, отказавшегося передать церковные ценности коммунистам. “Рабоче-крестьянская милиция” открыла по толпе стрельбу из пулемета. Несколько человек, включая девочку-подростка были убиты на месте. Так называемое “Шуйское дело” послужило поводом для массовых репрессий против духовенства и разграбления храмов.По итогам “Шуйского дела” настоятель собора Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков были расстреляны. В 2007 году в Шуе был установлен первый в стране памятник новомученикам российским. Центр Шуи, несмотря на традиционную провинциальную запущенность, представляет собой приятное зрелище. Среди довольно обычных старинных домов…
попадаются замечательные особняки в стиле “модерн” и “неоклассицизм”.На обязательной пешеходной улице стоит Гостиный двор, построенный на месте более древнего. Ещё 1654 году в Гостином дворе была упомянута лавка Английско-Архангельской торговой компании. В старину Шуя славилась овчинно-шубным промыслом и мыловарением, известным с 1629 года. На гербе города, “Высочайше конфирмованном” в 1781 г., изображен золотой брусок мыла в червленом поле.
Шуя – Дунилово. Неподалеку от Шуи в сельце Гумнищи в 1867 г. родился Константин Бальмонт. Будущий поэт учился в шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Шуйцы вспомнили о своем земляке в 1993 году, когда из декадента-отщепенца Бальмонт превратился в знаменитого поэта, кем он на самом деле и является. В бывшем здании Городской Думы открыт музей Бальмонта.
Шуя – Дунилово. Неподалеку от Шуи находится село Дунилово (в старину Дубнилово) с уникальным храмовым ансамблем. В Дунилово и соседних Горицах находятся 10 церквей, принадлежащих Успенскому женскому монастырю, возобновленному в 1991 году. Монастырь в конце XVII века основал боярин Федор Абрамович Лопухин, тесть Петра I и отец Евдокии Лопухиной – нелюбимой первой жены государя. Петр, повелев насильно постричь свою жену в монахини, “не забыл” и о тесте, отправив его в почетную ссылку воеводой в Тотьму. Уже в начале XVIII века Успенская пустынь, как тогда называлась обитель, пришла в упадок. В 1724 году она была упразднена “по причине скудости”, затем возобновлена в 1727 году и, вновь придя в упадок, окончательно ликвидирована в 1764 году по указу Екатерины II “О секуляризации церковных земель”. Каменные храмы на месте упраздненной пустыни были построены в 1819 и 1848 гг. Слева – Успенский собор нынешнего женского монастыря, справа – Покровская церковь. Современный монастырь отличается суровым уставом. Пришлых пускают только на службы. Нам пришлось ограничиться покупкой брошюры и сделанной издалека фотографией. В источниках упоминается и бывший Благовещенский монастырь села Дунилова. Он состоял из Благовещенской церкви 1675 г, церкви Казанской иконы Богородицы и замечательной шатровой колокольни. Согласно местному преданию в обители была заточена Евдокия Лопухина. Вознесенская церковь, стоящая за речкой Тезой в Горицах, также принадлежит Успенскому монастырю. Миновав Горицы, сельская дорога выходит на трассу Иваново-Кинешма. Покрытие хорошее, движение небольшое. Меньше чем за час добрались из Дунилово до Кинешмы. В Кинешме была заранее забронирована гостиница “Русская изба”. Она располагается в бывшей чайной общества трезвости 🙂 Между прочим именно в этом здании была провозглашена советская власть в Кинешме. Ох, лучше б не провозглашали. Чай там, конечно, подают, но есть и многочисленные напитки, несовместимые с прежним статусом заведения. Весь первый этаж занимает стильно оформленный ресторан, а на втором – с десяток номеров, очень уютных и комфортабельных. 2-местный стандартный стоил всего лишь 1500 рур + 100 рур – завтрак в номер. Сейчас наверняка стало дороже. Старинное 2-этажное здание стоит прямо на берегу Волги, врезаясь в склон. Вход в ресторан снизу, а в гостиницу – с верхней набережной. Знакомство с Кинешмой было отложено на следующий день.
Таня! Действительно, очень интересно читать про те места, в которых и ты побывал… Дороги от Шуи в сторону Кинешмы-Плёса теперь ужасные. Церкви в Дунилово-Горицах выглядят несколько иначе. Очень интересно было прочитать информацию об Успенском женском монастыре и родственниках ПетраI.
А я вот в Шуе так и не побывала пока. Статья эта старинная, писана в досайтовские времена, Пётр публиковал свои отчёты в авто.ру. А потом перетаскивал на сайт. Мне тоже всегда интересно читать его отчёты – глубокие с интересными историческими экскурсами.
Во время Вашего визита в Шуе еще только готовился к открытию Музей Мыла. А сейчас мы уже работаем и с удовольствием рассказываем гостям об истории шуйского мыловарения. Интересно для взрослых и детей! Приезжайте и убедитесь сами 🙂
Спасибо за приглашение! При возможности непременно заедем 🙂 !
Жду продолжения рассказа о Кинешме.
Живу в Кинешме. Очень интересно прочитать о том, как видят другие люди мои родные места.
Замечательный рассказ и фото. Спасибо.