Автор статьи: Сергей Васильевич Окулов, гид-переводчик. Опубликовано в журнале «МИР экскурсий»
Конечно же, никто не ставит под сомнение необходимость и полезность классических обзорных экскурсий по городу на автобусе или речном трамвайчике. Но я все-таки предпочитаю пешие прогулки, они дают возможность не «скользить» по поверхности городской жизни, а «раствориться» в ней.
Прежде всего, попытайтесь обучить ваших подопечных ВИДЕТЬ окружающее их пространство. Объясняю. Мы, горожане, мы всегда торопимся и нам некогда глазеть по сторонам, мы привыкли смотреть строго перед собой. Дома, памятники, фонтаны мы воспринимаем обобщенными силуэтами и совершенно не замечаем их детали. Попробуйте предложить среднестатистическому экскурсанту описать только что виденное им здание церковное, гражданское или музейное, хорошо, если вам опишут хотя бы его размеры. Но не надейтесь, что вам расскажут о барельефах, шпилях, флюгерах или еще каких-нибудь его особенностях. Да что говорить, иной раз мы можем пройти и не заметить даже знакомых нам людей. Очень часто мы не видим, не осознаем то, что находится вокруг нас.
А ведь достаточно «включить» периферическое зрение — то что мы делаем в лесу во время сбора грибов — и мир станет в несколько раз интереснее.
Ваш город откроется вам и вашим гостям. Чтобы научиться «видеть», есть один простой способ.
Как -то раз продвинутые родители продвинутых московских детей попросили меня показать столицу так, чтобы их чадам стало интересно. Я разложил перед собой карту города и отметил места, где на скверах, улицах и площадях представлены животные, птицы и даже насекомые. И мы поехали. За три часа обычной обзорки мои подопечные насчитали 35 разных представителей фауны. Среди них только на Красной площади нашлись мифические единороги, грифоны, двуглавые орлы и вполне обычные утки, медведи, львы и елочки из белого камня! Золотого дракона, герб Царства Казанского, мы рассмотрели на шпиле Казанского же вокзала, а рядом на фасаде Ярославского вокзала и вовсе представлен целый зоопарк из обитателей Севера. А в Плотниковом переулке на Арбате на фронтоне здания дореволюционной гимназии сидит мудрая сова, а над входной дверью трудолюбивые пчелки.
В результате, пока мои подопечные искали и находили драконов, кошек и собак, и пока мы говорили о символическом, геральдическом и эзотерическом значении тех или иных персонажей и деталей архитектуры, дети начали ВИДЕТЬ и различать детали памятников и сооружений. И город для них неизмеримо обогатился.
Знакомить с Москвой и детей и взрослых можно еще массой способов. Так, с одной-единственной точки в Ваганьковском переулке я показываю строения XVI, XVII, XVIII, XIX и XX-го веков, и поверьте, это далеко не единственное место в столице, где перемешаны памятники разных стилей и времен, я бы даже сказал, что это основной стиль этого неисчерпаемого города.
На крыше вполне мирной кондитерской фабрики «Красный Октябрь» хорошо видно строеньице, похожее на жилище Карлсона с обходной галереей вокруг домика и смотровой площадкой на его крыше. Но сказками тут и не пахнет. На самом деле это наблюдательный пост на случай налета вражеской авиации. Подобные «архитектурные детали» можно найти во всех частях города, относятся они к эпохе до и после Второй мировой войны.
Если же спуститься на землю, то до сих пор во многих дворах старой Москвы среди газонов и песочниц неприметно ютятся маленькие, не выше роста человеческого, бетонные будки — это вход в подземные бомбоубежища. Уверяю вас, что для моих иностранных туристов подобные детали открывают глаза на то, что такое была война для моего города и моей страны лучше и нагляднее, чем любая лекция. Кстати, при необходимости от них легко можно перейти к теме бункеров Сталина и времен Отечественной и холодной войны.
Особое внимание стоит уделять памятникам. Мы никогда не всматриваемся в их лица, в их выражение. Вглядитесь в Пушкина, вы его видели или знаете ТАКИМ?
А добрый и жестокий, когда надо, чудодей Суворов?
А страдающий Пожарский
и непреклонный Минин? Смотрите, они живые!
Еще одним из обязательных элементов знакомства с городом является обозначение его исторических границ, этапов его роста. Наглядным подспорьем этому в Москве служат сохранившиеся стены Китай-города, Бульварное и Садовое кольца, оборонительная линия монастырских крепостей вокруг ядра древней столицы.
Если времени у вас в обрез, но вам хотелось бы донести до ваших туристов, что такое Москва, то лучше всего… вознестись над ней! В центре города на крышах нескольких гостиниц и на Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, Кремль и сталинские высотки служат прекрасными ориентирами, и география Первопрестольной становится ясна и понятна.
Ну, а теперь знакомимся с городом поближе. Для этого в качестве примера я очень кратко опишу один из московских маршрутов — по Большой Никитской улице.
Начинаем его с посещения университетской церкви. Св. Татьяны. У нее необычное здание, трагичная история, достойная отдельного рассказа. На первом этаже выставка фотопортретов бывших студентов и преподавателей Московского университета, ставших священниками, художниками, писателями и учеными в различных областях знаний, добившихся мирового признания, а затем расстрелянных, погибших в ссылках и тюрьмах в годы сталинских репрессий. К несчастью, это тоже страница из истории моего города, и я не могу пройти мимо нее.
Мы идем по улице, любуясь дореволюционной орфографией и рыбами, медведями, волками, летучими мышами змеями на здании Зоологического музея, кстати, именно здесь работал герой романа М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский. Иногда заглядываем в окна кафе и ресторанов, их много вдоль улицы, летом окна раскрыты, видны красивые интерьеры. Иногда заворачиваем в самые, казалось бы, неказистые подворотни, потому что именно в них по старой московской привычке прячутся настоящие дворцы.
Перед зданием консерватории я предлагаю знатокам нотной грамоты отгадать, партитуры каких произведений украшают ограду памятника Чайковскому. Рядом в студенческом кафе «Кофемания» за столиками на улице расположились будущие музыканты. Многие пришли сюда со своими инструментами, скрипками и даже контрабасами. Затем мы любуемся готикой Англиканской церкви Святого Андрея и дома пастыря при ней, а еще через несколько минут заходим в рюмочную 70-х годов ушедшего века.
Пройдя еще пару сотен шагов, мы попадаем в волшебный мир антиквариата в Калашном переулке. На полу, в витринах, на полках, стенах и под потолком экспонируются тысячи различных предметов. Это картины, скульптура, мебель, иконы, фарфор, каски и мундиры, книги, люстры, подстаканники, серебряные театральные сумочки, музыкальные инструменты… Эти вещи зачастую уже не воспроизводятся, уходят из нашего быта, но именно они наполняли культурное пространство, которое столетия окружало жизнь россиян, украшало ее.
Еще мы заходим в церкви Большое Вознесение, в ней венчался Пушкин с Наталией Николаевной, и Малое Вознесение — памятник возведения на трон Федора Иоанновича, сына Грозного. До сих пор ее крест украшает царская корона. И нам остается только удивляться разнообразию церковной архитектуры. На Тверском бульваре слушаем концерт бродячих музыкантов, фотографируем памятник московскому писающему мальчику. Еще через несколько минут посещаем музей Шехтеля – Рябушинского…
Наша прогулка продлилась всего два часа, и прошли мы дистанцию менее одного километра, но за это время мы увидели прошлое и настоящее, познакомились с повседневной жизнью одной-единственной улицы великого города, но он стал ближе и понятней.
В статье использованы авторские снимки Сергея Васильевича Окулова.
Другие статьи Сергея Окулова:
Из практики сопровождающего I часть
Из практики сопровождающего II часть
“Десять заповедей” по приёму иностранных гостей
Москва Ивана Шмелёва
“Трудные” туристы
Далее:
Двухэтажный автобус в Москве
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Блестяще!!!
Марина, пару дней назад с Сергеем Васильевичем виделись. При встрече, передам Серёже Окулову Ваше восхищение.
Ну не скажите! Что Вашему читателю – хорошо, то обывателю – “скучно и неинтересно”.
Валентина, спасибо, что Вы нас понимаете. С самого начала создания сайта мы постарались поставить себе высокую планку и писать для настоящих ценителей. Уважаем всех наших читателей. Уверены, что те статьи, в которых содержится много фактов и мало лирики, как например последняя статья об императорской посуде Габсбургов тоже найдут своего благодарного читателя.
Какие у вас замечательные статьи. ) Спасибо.
Ирина, у нас не все посты замечательные. Много скучных и неинтересных. Но иногда Её Величество Вдохновение снисходит.
Замечательный пример, как заинтересовать экскурсантов для полного восприятия знакомства с достопримечательностями города.
Убедилась на собственной прогулке по городам Литвы и Абхазии. Внучке в художественной школе, в которой она обучается, на лето задали фотографировать металлические элементы зданий и пр. объектов города: балконы, фонари, скамейки, ворота, оконные решетки, вывески, крышки канализационных люков (!). Какое же удовольствие мы получили с ней, рассматривая именно эти художественные элементы! И теперь, попадая на любую экскурсию, мы, кроме общего взгляда на объект, прежде всего подмечаем детали. Совсем другое впечатление от прогулки по городу: содержательно, детально, объёмно и познавательно.
Теперь, после прочтения Вашей статьи, захотелось пойти посчитать “птичек” и зверюшек.
Валентина, Сергей – необыкновенный человек, удивительный гид. Его идея – рассматривать детали пригодилась и в наших путешествиях. Мы собрали целую коллекцию красивых деревянных дверей. Избирательный взгляд делает город гораздо интереснее, а в путешествие добавляет немного азарта – получается охота за дверями, балконами или башенками!
Какое счастье, когда судьба дарит встречу именно с таким гидом, как Сергей Васильевич. Сколько же нужно знать, а главное, как нужно любить свою работу, свой город. А ведь у него советы универсальны. Каждому человеку иногда, дома ли, в путешествии ли, стоит увидеть, а не просто пройти мимо. Никогда не забуду собственное удивление, когда от нечего делать в погожий денек выбралась с фотоаппаратом прогуляться по городу. Я просто не узнавала своего города. Я его вдруг, спустя 30 лет, увидела.
Как много впопыхах не замечаем мы. И не только на родных улицах, а порой в своём дворе.