Иван Шишкин – “Природу нужно искать во всей её простоте…” “One shold search for nature at it simplest…”
Иван Шишкин
Получение большой золотой медали в Академии художеств позволило Шишкину продолжить обучение за границей, в частности в Германии. Там он исполняет массу натурных эпизодов, ложащихся в основу завершённых картин. В большинстве пейзажей он словно входит в замкнутое лесное пространство, вплотную приближая зрителя к причудливому сплетению ветвей, стволов, обилию трав.
В этюдных штудиях он с присущим ему вниманием прослеживает кистью строение коры на старых деревьях, или наблюдает сложное движение облаков и озаряющих горную долину потоков света, добиваясь почти материальной осязаемости «последнего луча» заходящего солнца. Пейзажи родной страны И.Шишкина – широкие, вольные, дышащие.
Друзья
По приезде в Россию летом 1865 г. Шишкин оказался в гуще художественных и общественных событий. В дружеском кругу единомышленников он сблизился с молодым и очень талантливым пейзажистом Ф.А.Васильевым, который стал первым его учеником и добрым другом. И хотя по художественной натуре пейзажисты различались порой до противоположности, это не препятствовало их благотворному взаимовлиянию. Осенью 1868г. Шишкин женился на сестре Васильева Евгении Александровне.
И.Шишкин. Рубка леса
Своеобразной программой Шишкина стала исполненная в 1867г. Картина «Рубка леса» (ГТГ). У художника выработалось убеждение, что величественное может быть очень простым. Сознательно отказываясь от вымысла и фантазии, Шишкин старается добиться полного единства с натурой. Вскоре от аналитического исследования природы он пришёл к созданию её целостного образа.
«Полдень. В окрестностях Москвы»
«Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, ГТГ)- одна из первых работ на этом пути. В картине есть широкое обобщение с ясно выраженной поэтической нотой, ощутимо представление художника о красоте родной земли, и в ней впервые прозвучала с такой определённостью тема родины, ставшая впоследствии основной в его творчестве. Полотно явилось первым произведением, приобретённым П.М.Третьяковым у Шишкина сразу по закрытии академической выставки 1869 г.
Товарищество передвижных художественных выставок
В 1870-е годы Шишкин вступает зрелым мастером. Отныне он связывает свою судьбу с Товариществом передвижных художественных выставок, участвуя в каждой его экспозиции, начиная с 1-ой выставки 1871г, где зрители увидели ставшую классическим образцом его искусства картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». (1872 ГТГ), Как и в более ранней работе «Рубка леса», художник здесь также оказывается внутри лесного «интерьера». Подобный приём изображения лесного пейзажа – при максимальном приближении и даже «введении зрителя внутрь лесного пространства – станет у него основным в создании образа могучей лесной природы.
Шишкин приходит к изображению лесной жизни, как к своеобразному бытовому рассказу, где всё важно, каждая деталь на своём месте, участвует в общем неторопливом повествовании, из которого складывается картина. Сравнивая «Сосновый бор» с картиной Ф.А.Васильева «Мокрый луг», Крамской точно подмечал разницу в восприятии и художественной интерпретации природы пейзажистами. «Одна – Шишкина – объективная по преимуществу, другая – Ваша – субъективная».
Персональная выставка
На персональной выставке 1891 г. В залах Академии художеств Шишкин экспонировал 300 этюдов и 200 рисунков. И это лишь малая часть его творческого багажа. Рассеянные по музеям и частным собраниям этюдные штудии представляют драгоценную часть его наследия. И тем не менее при всей значимости этюдов Шишкин главным образом художник крупных форм, он мыслил большими образами.
Потери…
На протяжении 1870-х и начала 1880-х Шишкин пережил череду тяжёлых личных трагедий – смерть отца, маленького сына, близкого друга Ф.Васильева, горячо любимой жены, второго сына. Оправившись от тяжёлых ударов, в 1880г. обвенчался со своей талантливой ученицей О. Лагодой, которая умерла в следующем году.
«Среди долины ровные…»
Своеобразным символом его возрождения и противостояния судьбе стала картина «Среди долины ровные…». Название заимствованное из старинного романса созвучно эпической песенности этого монументального полотна. Точно выверенные соотношения широко раскинувшейся долины и вертикали могучего одинокого дуба, чередование плавных горизонтальных ритмов земли придают картине песенное начало.
«Лесные дали»
Так же, план за планом, начиная от сосны у края картины, разворачивает художник безмерность северных лесных пространств в «Лесных далях», увлекая взгляд к сверкающему у горизонта озеру. Мелкая детализация в этом полотне уступает место мягкому обобщению форм.
«Сосны, освящённые солнцем»
Свидетельством неустанных поисков маститым художником обновления живописного языка стала картина «Сосны, освящённые солнцем» (1886, ГТГ). Блестящее разрешение получила здесь задача воссоздания на холсте световоздушной среды. Шишкин считал картину этюдом, она и работалась художником с натуры. Этюдная непосредственность общего впечатления мастерски соединена в холсте с внутренней полнотой и завершённостью образа, что позволяет сблизить эту работу с законченными полотнами.
«Дождь в дубовом лесу»
В конце 1880-х годов художнику становится интересным писать старые парки, тихие пруды с застывшей водой, заброшенные мельницы на лесных речках. Мастер приблизился к тем задачам, которые решает пейзаж настроения. Печаль дождливого дня, элементы созерцательности и интимности несёт картина «Дождь в дубовом лесу» (1889, ГТГ).
«Утро в сосновом лесу»
Одно из самых популярных произведений художника этого десятилетия – «Утро в сосновом лесу», (1889, ГТГ). Хотя медведи (написанные другом Шишкина К.А.Савицким) занимают центральное положение на холсте, истинным героем полотна является пейзаж – девственный в своей нетронутости лес, окутанный предутренним туманом. Картина выдержала многие упрёки. Художника винили в несоответствии огромного холста и жанрового характера сцены, разрушающего значительность произведения.
Усматривали несогласованность монументального замысла и элементов пленэра в дальних планах. Действительно, размер картины выводит её за пределы станкового произведения, заставляя угадывать черты сближающие полотно с живописным панно. Растиражированная популярность картины сослужила ей плохую службу. За поверхностно воспринимаемой занимательностью сюжета критики не видели искреннего, без малейшего намёка на сентиментальность восхищения художника могучей силой природы, которым он увлекает и зрителя.
Иван Иванович Шишкин
В 1890-е годы непростое время в художественной жизни России, начало новаторских перемен. Откликаясь на выдвигаемые временем новые художественные задачи, стремясь выразить, в частности более сложные и тонкие состояния в природе созвучные душевному настрою человека. Шишкин тем не менее всегда оставался самим собою, никогда не изменял выработанной годами живописной манере. В её основе по-прежнему лежал СТРОГИЙ РИСУНОК, ЧЁТКОСТЬ ФОРМ, ТОЧНАЯ ЦВЕТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ДЕТАЛИ И ИЗУМИТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИКА МАЗКА. ШИШКИН НЕ БЫЛ НИ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ, НИ ТОНКМ ВЫРАЗИТЕЛЕМ СЛОЖНЫХ ЛИРИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И НАСТРОЕНИЙ ПРИРОДЫ. ЕГО СИЛА В ДРУГОМ. Крамской ещё в 1870-е годы отмечал: «Конечно, чего (у него) нет, того нет: Шишкин и так хорош… он всё-таки неизмеримо выше всех взятых вместе до сих пор. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие – мальчишки и щенки перед ним».
Великий и неустанный труженик, никогда не изменявший своим творческим принципам в искусстве, равно как в жизни, выше всего Шишкин ценил искренность, прямоту, трудолюбие. «Работать! Работать ежедневно… Нечего ждать пресловутого «вдохновения»…Вдохновение – это сама работа!» – был убеждён художник. Он так и ушёл из жизни 8 (20) марта 1898г, сидя за мольбертом, на котором стояла неоконченная картина «Лесное царство».
Shishkin
“Sun-lit Pine-trees” demonstrats that the renowned artist never ceased to seach for a new artistic language. Coming to grips with the problem of conveying light and air, the artist handled it brilliantly. Shishkin considered this painting a scetch, and worked on it accordingly, painting outdoors. In the picture the over-all spontaneity of a sketch is masterfully combined with an inner completeness and perfection of imagery, a quality that puts this piece in the same class as his finished compisitionsl paintings.
The decade of the 1890s was a time of change in Russia’s artistic life, a new dawn. Responding to the new artistic challenges of the time, striving to expess, in particular, more complex and nuanced states of nature consonant with Shishkin, however, always remained himself, never departing far from the artistic style formed over the yeard/ Meticulous drawing, clearness of form, accurate colour characteristics of every detail, and wonderful fluidity of brushstrockes remained always the staple of his style. Shidhkin neither was a pioneer of olein-fir painting, nor had the ability to finely convey the complex sentiments anf emotions of nature. His strength lies elswhere. Kramskoi noted as early as the 1870s: “Of course what he doesn’t have he hasn’t”. Shishkin is good as it is… he is far superior to all of them taken together… All those Klodts, Bogolubovs and others are small fry compared to him”.