
“Фёдор Шехтель” – первая статья из серии “кладбищенских историй”. Серия посвящается местам упокоения замечательных людей и просто известных личностей. Они покоятся на исторических кладбищах Москвы – Новодевичьем, Ваганьковском и Донском.
Фёдор Шехтель. Происхождение
Величайший московский архитектор эпохи модерна Фёдор Шехтель заслуживает всеобщего уважения. Несмотря на ненависть большевиков к “упадническому декадентскому стилю” и жадность и беспринципность постсоветских “градоначальников”, многочисленные здания его работы до сих пор украшают Москву.
Род Шехтелей происходит из Баварии. Во времена Екатерины II его представители перебрались в колонию Шукк нынешней Саратовской области. В 20-е годы XIX века дед будущего архитектора переехал в Саратов. У него было пятеро сыновей, младший из которых по имени Йозеф (Осип) уехал в Петербург и закончил там Технологический институт. Ещё будучи студентом Осип Шехтель женился на девушке своего круга по имени Розалия Доротея (по русски Дарья Карловна) Гетлиб.
В 1859 году родился их сын Франц Альберт. Мы знаем его как Федора Осиповича Шехтеля. Вскоре Осипу Шехтелю с семьёй пришлось вернуться в Саратов.


Фёдор Шехтель. Юность
В 1875 году шестнадцатилетний Франц Шехтель перебрался в Москву. Его пригласил Павел Михайлович Третьяков. Знаменитый купец и коллекционер взял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. Шехтель стал учеником известного московского зодчего Александра Степановича Каминского – зятя П.М.Третьякова.
Шехтель поступил в МУЖВЗ, но спустя три года был отчислен за “плохую посещаемость”. Он вынужден был помогать больной матери и часто прогуливал лекции. Закончить образование Шехтелю так и не удалось. Формально гениальный зодчий рубежа XIX/ХХ веков так и не получил звания архитектора.

В это время Фёдор Осипович знакомится с Антоном Павловичем Чеховым. Позже именно Шехтель нарисует эмблему Московского Художественного Театра – легендарную чайку.
Фёдор Шехтель. Начало творчества
Шехтель начинал как строитель загородных усадеб в Великом Селе, Кирицах, Дягилеве.

Одной из первых его построек в Москве стала скоропечатня Левенсона. Здание стилизовано под средневековй замок, его отличает очень живописный силуэт.

Его создают высокая шатровая кровля и шпили на башенках. Контраст кирпичной кладки и декоративной штукатурки является характерным художественным приёмом эпохи.

Не менее любопытен торговый дом Аршинова в Китай-городе. На тесном участке в узком переулке Китай-города Шехтелю удалось создать яркое, запоминающееся здание. Он сделал основной акцент на громадном арочном окне второго и третьего этажей. Зеркальное стекло эффектно сочетается с зелёной керамической плиткой.
В Китай городе на Старой площади стоит ещё один многоэтажный дом Ф.О.Шехтеля. Торговый дом московского страхового общества архитектор завершил в 1903 году.

Верхние этажи использовались под гостиницу “Боярский двор”. Нижние занимали служебные помещения (конторы) общества.
Сейчас здание, что стоит на Новой площади занимает аппарат президента.
Особняки и Художественный театр
В 1889 году Шехтель строит первый из своих знаменитых особняков. Это дом Саввы Тимофеевича Морозова в стиле неоготики. Об этом доме можно рассказать целую сагу. В нём удачно сочетаются вкусы фабриканта, стажировавшегося в Англии и молодого зодчего, влюблённого в Средневековье.
Стрельчатые окна, пинакли, зубчатый парапет отсылают нас в далёкое прошлое. Здание вышло одновременно и непривычным, и очень гармоничным. Интерьеры же поражают воображение. Шехтель вместе с Вубелем населили их персонажами давно ушедших времён, оставивших нам легенды о таинственных девах и благородных разбойниках.
Самый знаменитый особняк Шехтеля – это дом Степана Павловича Рябушинского на Спиридоновке. Между ним и особняком Саввы Морозова всего лишь 11 лет. За это время талант зодчего достиг неимоверной высоты. Недаром особняк Рябушинского считают квинтэссенцией московского модерна.

В нём прекрасно всё – начиная от ограды в виде морских волн и заканчивая потрясающей лестницей в интерьере, украшенной фонарём в виде медузы.
Шехтель попробовал себя и как театральный художник. И на этой стезе его талант раскрылся в полной мере. Он не только перестроил для Художественного театра бывший “вертеп разврата” Шарля Омона в Камергерском переулке, но и написал декорации ко множеству пьес, а также придумал знаменитую “чайку”.

Новые веяния
В первые годы ХХ века Шехтель ищет новые формы. Вместо текучих криволинейных узоров, женских головок и мозаичных фризов возникают строгие прямые линии и минимализм в отделке. Шехтель использует возможности новейших материалов – железобетона и строительной стали – чтобы найти новую красоту в геометрическом сочетании несущих колонн и огромных окон. Это направление получило название “рациональный модерн” или протоконструктивизм. Характерным примером рационального модерна стал дом Московского купеческого общества на Лубянской площади.
Старость в нищете и безвестности
В 1917 году работы для архитекторов не стало. Шехтель перебивается платными лекциями. Продаёт свой особняк. Скромный дом, куда он переехал с семьёй, реквизировали большевики.
В 1918 году он начинает читать лекции во ВХУТЕМАС, создаёт проекты “в стол”, работает за паёк в каких-то комиссиях. Весной 1926 года Луначарский назначил Шехтелю пенсию в 75 рублей. Её не хватало. Архитектор пишет письмо издателю Ивану Дмитриевичу Сытину и просит купить у него уникальную коллекцию живописи и скульптуры.
Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича.
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.
Великий зодчий умер от рака желудка 7 июля 1926 года. Его похоронили на Ваганьково, в фамильном некрополе. Надгробие исполнили по его собственному проекту за тридцать лет до смерти мастера. Было это в благополучном и счастливом 1895 году.
Скромный камень отмечает могилу великого зодчего, немало потрудившегося над прекрасным обликом старой Москвы.
Помним и чтим!
_______________________
Истории о замечательных людях – известных и не очень мы собираем в рубрике “Жизнь замечательных людей”.
_____________
Могилу Фёдора Осиповича Шехтеля я показываю на экскурсии по Ваганьковскому кладбищу. Как заказать экскурсию по знаменитому некрополю Москвы, мы рассказали в статье “Экскурсия по Ваганьковскому кладбищу”.
______________
Заказ экскурсии по Ваганьковскому кладбищу без посредников.