Северный маршрут

3
582
Храмовый ансамбль в Лядинах. Фото Сергея Тихомирова

Северный маршрут – так мы решили назвать отчёт об очередной поездке на Русский Север.

Северный маршрут

Мы уже неоднократно бывали на Севере. Одна из первых наших поездок была посвящена Вологде, Ферапонтово

и Кириллову. Спустя несколько лет мы отправились в Тотьму и Великий Устюг. Однако на Архангельскую область мы не замахивались. Лишь в ковидловый 2020 год нам удалось добраться до Соловков.
Северный маршрут
Мы побывали почти во всех древнерусских городах, но один из них оставался недоступным и всё сильнее манил меня. Это древний Каргополь на берегу реки Онеги. От него и начал вырисовываться наш северный маршрут. О состоянии тамошних дорог я знал лишь понаслышке. Поэтому не рискнул ехать целый день от Москвы до Каргополя и запланировал промежуточную ночёвку в Вельске.

Мы также хотели вернуться в Белозерск. 31 декабря 2020 года там было закрыто всё, включая ресторан. После Белозерска в план поездки органично вписался Череповец с многочисленными интересными музеями.

Северный маршрут занял ровно неделю с 12 по 18 сентября. В итоге наше путешествие стало выглядеть так: Москва – Вельск (ночь) – Каргополь (ночь) – окрестности Каргополя включая Саунино, Лядины и Ошевéнск (2-я ночь в Каргополе) – Вологда (ночь) – Ферапонтово – Белозерск – Череповец (2 ночи).

Начало пути

В первый день мы доехали от Москвы до Вельска. Прошлись по деревянному и довольно непримечательному городу.

Северный маршрут
Туристическая схема Вельска

Вышли на берег реки Ваги. Там устроена пешеходная зона.
Вельск
Переночевали в гостинице Юрьево Подворье.

Наутро тронулись в Каргополь.

Дорога Р2, ведущая от главной трассы в Каргополь, находится на удивление в прекрасном состоянии. Есть пара коротких участков с заплатками, но они не идут ни в какое сравнение с убитой в хлам дорогой на Великий Устюг.
Северный маршрут
По пути миновали безликий деревянный городок Няндома. У него есть огромное преимущество – Северная железная дорога Москва-Архангельск. Рядом с вокзалом сохранилась парочка образцов деревянного модерна.

Северный маршрут
Няндома. Вокзальная площадь

Северный маршрут. Каргополь

В Каргополе мы оказались достаточно рано. Нам вполне хватило времени на осмотр городских достопримечательностей. Главное, чем интересен этот северный город – это многочисленные каменные церкви XVI-XVII веков. Пара более поздних храмов стоит на северной и южной окраинах. В центре же есть два замечательных ансамбля: Соборная площадь

и Старая Торговая площадь.
Русский Север
Кроме архитектуры нам удалось посмотреть почти все музейные экспозиции за исключением иконостаса собора Рождества Христова. Зато мы поднялись на колокольню, которую официально закрывают с 1 сентября.

Вид на собор и реку Онегу с колокольни

Деревянные церкви

Помимо самого Каргополя, нам были интересны окрестности с многочисленными деревянными церквами. Я забронировал две ночи в гостинице “Каргополь”

с тем, чтобы увидеть местное деревянное зодчество. Нам удалось договориться об экскурсии в замечательную церковь Иоанна Златоуста села Саунино.
Северный маршрут
В церкви сохранилось “небо” – то есть потолочные иконы, характерные для северных храмов.
Северный маршрут
В Лядины (она же Гавриловская) мы поехали самостоятельно. Нам обещали открыть церковь Богоявления, но к назначенному времени никто так и не появился. Прежде в Лядинах был дивный ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни.

Храмовый ансамбль в Лядинах. Фото Сергея Тихомирова

Но в 2013 году Покровская шатровая церковь и колокольня сгорели. Осталась лишь Богоявленская церковь, зачем-то обитая тёсом и покрашенная.
Северный маршрут
Следующим пунктом нашей “деревянной” программы стала Красная Ляга. Бывшее село превратилось в урочище. Люди там больше не живут. Ближайшее село Ватманово находится в пяти километрах. Дорога до Красной Ляги скверная, но вполне проезжая. Стоит преодолеть эти несколько километров, чтобы увидеть дивный Сретенский храм, стоящий в чистом поле.
Северный маршрут

Достопримечательности Ошевенска

Из Красной Ляги мы направились в Ошевéнск. На самом деле это несколько поселений, слившихся воедино. Мы побывали в Ширяихе, Погосте и деревне Низ. Именно там находятся самые интересные памятники.

Ансамбль Александро-Ошевенского монастыря полуразрушен и находится в скверном состоянии. За десятилетия советской власти даже двухэтажные каменные кельи пришли в упадок. От собора осталась нижняя часть стен и колокольня.
Северный маршрут
В Ширяихе сохранились внушительная шатровая церковь Богоявления и отдельно стоящая колокольня. Внутри уцелели “небо” и иконостас. Попасть в церковь нам не удалось – она относится к Александро-Ошевенскому монастырю, а в нём в тот день практически никого не было.

Рядом стоят массивные северные избы.
Северный маршрут
Несколько дальше Ширяиха переходит в деревню Низ. Там сохранилась Георгиевская часовня. Она принадлежит Каргопольскому музею и должна быть открыта с 10 до 13 часов. На самом деле никто это время не соблюдает. Но часовня хороша.
По пути в Ошевенск дорога пересекает реку Чурьегу. На этом месте с давних пор находится погост (группа деревень) под названием “Река”. Деревянной церкви там нет, зато есть каменная.
Северный маршрут
Через реку Чурьега переброшен мост современной постройки.
Северный маршрут
Напротив церкви стоит памятник… рыжику – замечательному грибу из семейства груздей.
Северный маршрут
Дорога на Ошевенск довольно коварная. Участки ровного грейдера, на которых легко можно держать 60-70 км/ч, прерываются ощутимыми колдобинами. Где-то между Каргополем и Рекой я потерял колёсный колпак. Это была единственная потеря нашего путешествия.

Подводя итоги каргопольской части нашего путешествия, скажу, что она оказалась очень яркой и запоминающейся. Каргополь чем-то напомнил Великий Устюг, хотя и оставил более скромное впечатление.

Вологда

Ещё на пути в Каргополь мы ненадолго заехали в Вологду. Главной целью был обед. Мы нашли его в заведении под названием “Просто пельмень”. Скромное кафе с гуманными ценами занимает пару залов в старинном доме на улице Мира.

После обеда мы ненадолго подъехали к берегу реки Вологды. Захотелось сделать более чёткие снимки памятника “писающей собаке” первому электрическому фонарю.
Северный маршрут
Перешли на другой берег, посмотрели на восстановленный деревянный дом на улице Добролюбова. В наш новогодний приезд здесь был просто сруб.

Не миновали и соседнюю Никольскую церковь.

По возвращении из Каргополя мы запланировали провести ночь в Вологде. Главной целью стал музей кружев. Ещё нам хотелось вновь зайти в Софийский собор – ведь мы были в нём 13 лет назад. Музей вологодского кружева стал настоящим откровением в особенности для прекрасной половины нашего экипажа. Вот лишь два экспоната: кружевной свадебный гарнитур “Невеста Севера”

и скатерть “Красные цветы”.

Софийский собор открыт очень ограниченное время с 11.30 до 16.30. На возврате в Вологду мы опоздали. В итоге решили заехать ещё раз не только ради собора,

Северный маршрут
Иконостас Софийского собора

но и чтобы посмотреть усадьбу Покровское. Она принадлежала старинному роду Брянчаниновых и именно там провёл детство будущий святитель Игнатий Брянчанинов.
Северный маршрут
Однако я забежал вперёд. Мы поужинали в хорошо знакомом нам “Паровозове”, и переночевали в проверенном мини-отеле “Акварель”.

Северный маршрут. Ферапонтово

Мы выбрали Вологду в качестве промежуточной точки потому, что решили вновь заехать в Белозерск. Вариант ночёвки в Белозерске отпал из-за скудного гостиничного фонда и скверной дороги Каргополь – Пудож – Вытегра. Мы уже вдоволь наскакались на бетонных плитах и грейдере за Каргополем и решили больше не мучить машину. К тому же, до нас дошла весть о том, что в Ферапонтово разрешили фотографировать фрески Дионисия. Да и фотоаппаратура у нас теперь куда лучше, чем в 2009 году. Таким образом из Вологды мы решили отправиться в Ферапонтово, оттуда по грейдеру доехать до парома через Шексну и попасть в Белозерск не с юга, а с востока.

Ферапонтово по прежнему прекрасно. В трапезной частично поменяли экспозицию.
Северный маршрут
А в соборе можно фотографировать фрески. Не знаю, как было раньше, но в 2009 году снимать стенопись не разрешали.
Северный маршрут
Из Ферапонтово мы направились в Белозерск по короткой дороге с паромной переправой через Шексну. Паром бесплатный, а его расписание опубликовано в отчёте о дорогах.
Северный маршрут

Возвращение в Белозерск

В Белозерске нас застал дождь – единственный за всю покатушку. Немного переждав в машине, мы пошли в Успенский собор ради его потрясающего иконостаса. Зимой в этот храм попасть невозможно – он холодный, летний. Великолепные иконы отчаянно нуждаются в реставрации.

Сфотографировать собор снаружи можно только зимой. Летом его закрывает густая листва.

Северный маршрут
Фото из новогодней поездки 2020-21 годов.

В Спасо-Преображенский собор мы опять не попали. Его сотрудники решили, что на улице слишком влажно. Собор принадлежит музею и в плохую погоду экспозиция недоступна.

Наконец-то дошли до памятника судаку на берегу Белого озера. Не впечатлил.

После неудачной попытки пообедать в местном заведении под названием “Калина красная” – знаменитый фильм по сценарию Шукшина снимался именно в Белозерске – мы твердо решили, что больше в Белозерск не поедем. Пусть местные жители на нас не обижаются, но их город не особенно гостеприимен.

Хотя вру. Нас очень тепло приняли в музее Белого озера. Это природоведческий музей с чучелами рыб и других животных, со схемами гидрологического режима и тому подобными атрибутами.

Мышкующая лиса
Северный маршрут
Бассейн Белого озера

Череповец

Под проливным дождём мы отправились в Череповец. Навстречу шёл пятничный поток машин. Нам пришлось проехать город насквозь с севера на юг – мы выбрали бюджетную гостиницу на самой окраине. Череповец напомнил новые кварталы Москвы или Петербурга – панельные многоэтажки, масса автомобилей и стандартные торговые центры. Видно, что благодаря Северстали дела в городе обстояли неплохо.

Мы поставили машину перед гостиницей и пешком под проливным дождем дошли до ближайшего торгового центра. В тамошнем пивном баре закончилась наша длинная пятница.

Наутро дождь прекратился. Утром мы решили посмотреть город, а затем отправиться по местным музеям. Архитектура Череповца не слишком привлекательна. Это был небольшой уездный городок. Лишь благодаря стараниям его бессменного градоначальника Ивана Андреевича Милютина Череповец получил железную дорогу и несколько крупных общественных зданий. В одном из них теперь находится театр, а в другом – дворец бракосочетаний.
Северный маршрут

От деревянной застройки сохранилось немного. В первую очередь это музей Верещагиных: знаменитого художника-баталиста и его брата – организатора сыроделия в Российской империи. К сожалению, в наш приезд музей закрылся на реэкспозицию.

Зато нам удалось посетить другие музеи города: музей-аптеку

небольшую коллекцию русской живописи с картинами Маковского и… Кандинского(!).

Череповец. Самые интересные музеи

Однако больше всего нам понравились музей Ивана Андреевича Милютина и усадьба Гальскúх.

Милютин в течение 46 лет был городским головою Череповца. Несколько лет назад его бывшую дачу, заброшенную в конце прошлого века, восстановили и открыли там интереснейший музей.
Северный маршрут
Не менее любопытна загородная усадьба Гальскúх. Она стоит на берегу Шексны и служит напоминанием о навсегда ушедшей эпохе дворянских гнёзд.

Наш музейный день завершился в промзоне череповецкого металлургического завода. В одном из вспомогательных корпусов недавно открылся музей металлургической промышленности. Это современный медиацентр с интерактивными технологиями, виртуальными возможностями примерить кольчугу или робу металлурга, отковать гвозди и послушать воспоминания академика Бардина о строительстве “северной магнитки”.

Для обеда и ужина мы выбрали кафе грузинской кухни “Хачапури тётушки Марико”. Для провинциального города ценник великоват, но кухня просто великолепна.

До центра города и назад в гостиницу пришлось добираться на такси – алгоритм работы череповецких автобусов оказался нам неподвластен.

Северный маршрут. Возващение

Последний день нашего северного маршрута пришёлся на воскресенье. Я планировал переночевать в Рыбинске. Однако ситуация сложилась иначе. В субботу мы не успели подъехать к уникальной деревянной церкви в селе Нелазское. Решили заехать туда в воскресенье, затем ещё раз сунуться в Вологду ради фресок в соборе и имения Покровское.

В Нелазском нам откровенно не повезло. Уникальный храм оказался полностью в лесах. “В свете последних решений” возможно его никогда и не восстановят.

Дальше – краткий заезд в Вологду. После фресок Софийского собора

Северный маршрут
Спас в силах в Софийском соборе

обстоятельного знакомство с усадьбой Брянчаниновых Покровское

и обеда в придорожном кафе “Старый двор”

времени на Рыбинск не осталось. В понедельник все музеи закрыты, так что смысла в ночёвке уже не было.  За это мы и были наказаны жуткими пробками на подъезде к Москве.

Финансовые итоги путешествия на Север

Гостиницы (6 ночей) – 16.500 рублей. (Самая дорогая гостиница оказалась в Вельске. 3000 рублей – нормальная стоимость, но ещё 810 рублей пришлось заплатить за два завтрака).

Дорожные (бензин): 10.530 рублей.

Кафе, рестораны, супермаркеты: 15.650 рублей включая коньяк для вечерне-гостиничной трапезы. Самым дорогим рестораном стал вологодский “Паровозов” (3000 рублей). Второе место поделили “Хачапури тётушки Марико” в Череповце и ужин в ресторане Вельска – по 2500 рублей.

Музейные: 1650 рублей за экскурсии. (Да будут благословенны льготы музейным сотрудникам!)

Итого: 44 330 рублей на двоих (6 ночей 7 дней путешествия) = 3170 рублей в день на человека (с полным пансионом и экскурсионным обслуживанием 😉 ).

Северный маршрут. Уроки путешествия

✅ На Север ездить можно и нужно. Состояние дорог оказалось вполне приличным, а малолюдство и познавательная сторона компенсировали издержки.

✅ С дорожным сервисом на Севере неважно. Запасайтесь перекусом и обязательно берите с собой термос с горячим чаем или кофе. Он очень пригодится в тамошней глухомани.

✅ Прикрепите колёсные колпаки одноразовыми хомутами.

✅ Никогда не возвращайтесь в Москву в воскресенье вечером!

Мы непременно напишем подробнее о достопримечательностях северной поездки. Рассказы о состоянии дорог и гостинице в Череповце уже есть.
Каталог наших автопутешествий разных лет имеется.

Поделиться в

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь