Северный маршрут – так мы решили назвать отчёт об очередной поездке на Русский Север.
Северный маршрут
Мы уже неоднократно бывали на Севере. Одна из первых наших поездок была посвящена Вологде, Ферапонтово
и Кириллову. Спустя несколько лет мы отправились в Тотьму и Великий Устюг. Однако на Архангельскую область мы не замахивались. Лишь в ковидловый 2020 год нам удалось добраться до Соловков.
Мы побывали почти во всех древнерусских городах, но один из них оставался недоступным и всё сильнее манил меня. Это древний Каргополь на берегу реки Онеги. От него и начал вырисовываться наш северный маршрут. О состоянии тамошних дорог я знал лишь понаслышке. Поэтому не рискнул ехать целый день от Москвы до Каргополя и запланировал промежуточную ночёвку в Вельске.
Мы также хотели вернуться в Белозерск. 31 декабря 2020 года там было закрыто всё, включая ресторан. После Белозерска в план поездки органично вписался Череповец с многочисленными интересными музеями.
Северный маршрут занял ровно неделю с 12 по 18 сентября. В итоге наше путешествие стало выглядеть так: Москва – Вельск (ночь) – Каргополь (ночь) – окрестности Каргополя включая Саунино, Лядины и Ошевéнск (2-я ночь в Каргополе) – Вологда (ночь) – Ферапонтово – Белозерск – Череповец (2 ночи).
Начало пути
В первый день мы доехали от Москвы до Вельска. Прошлись по деревянному и довольно непримечательному городу.
Вышли на берег реки Ваги. Там устроена пешеходная зона.
Переночевали в гостинице Юрьево Подворье.
Наутро тронулись в Каргополь.
Дорога Р2, ведущая от главной трассы в Каргополь, находится на удивление в прекрасном состоянии. Есть пара коротких участков с заплатками, но они не идут ни в какое сравнение с убитой в хлам дорогой на Великий Устюг.
По пути миновали безликий деревянный городок Няндома. У него есть огромное преимущество – Северная железная дорога Москва-Архангельск. Рядом с вокзалом сохранилась парочка образцов деревянного модерна.
Северный маршрут. Каргополь
В Каргополе мы оказались достаточно рано. Нам вполне хватило времени на осмотр городских достопримечательностей. Главное, чем интересен этот северный город – это многочисленные каменные церкви XVI-XVII веков. Пара более поздних храмов стоит на северной и южной окраинах. В центре же есть два замечательных ансамбля: Соборная площадь
и Старая Торговая площадь.
Кроме архитектуры нам удалось посмотреть почти все музейные экспозиции за исключением иконостаса собора Рождества Христова. Зато мы поднялись на колокольню, которую официально закрывают с 1 сентября.
Деревянные церкви
Помимо самого Каргополя, нам были интересны окрестности с многочисленными деревянными церквами. Я забронировал две ночи в гостинице “Каргополь”
с тем, чтобы увидеть местное деревянное зодчество. Нам удалось договориться об экскурсии в замечательную церковь Иоанна Златоуста села Саунино.
В церкви сохранилось “небо” – то есть потолочные иконы, характерные для северных храмов.
В Лядины (она же Гавриловская) мы поехали самостоятельно. Нам обещали открыть церковь Богоявления, но к назначенному времени никто так и не появился. Прежде в Лядинах был дивный ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни.
Но в 2013 году Покровская шатровая церковь и колокольня сгорели. Осталась лишь Богоявленская церковь, зачем-то обитая тёсом и покрашенная.
Следующим пунктом нашей “деревянной” программы стала Красная Ляга. Бывшее село превратилось в урочище. Люди там больше не живут. Ближайшее село Ватманово находится в пяти километрах. Дорога до Красной Ляги скверная, но вполне проезжая. Стоит преодолеть эти несколько километров, чтобы увидеть дивный Сретенский храм, стоящий в чистом поле.
Достопримечательности Ошевенска
Из Красной Ляги мы направились в Ошевéнск. На самом деле это несколько поселений, слившихся воедино. Мы побывали в Ширяихе, Погосте и деревне Низ. Именно там находятся самые интересные памятники.
Ансамбль Александро-Ошевенского монастыря полуразрушен и находится в скверном состоянии. За десятилетия советской власти даже двухэтажные каменные кельи пришли в упадок. От собора осталась нижняя часть стен и колокольня.
В Ширяихе сохранились внушительная шатровая церковь Богоявления и отдельно стоящая колокольня. Внутри уцелели “небо” и иконостас. Попасть в церковь нам не удалось – она относится к Александро-Ошевенскому монастырю, а в нём в тот день практически никого не было.
Рядом стоят массивные северные избы.
Несколько дальше Ширяиха переходит в деревню Низ. Там сохранилась Георгиевская часовня. Она принадлежит Каргопольскому музею и должна быть открыта с 10 до 13 часов. На самом деле никто это время не соблюдает. Но часовня хороша.
По пути в Ошевенск дорога пересекает реку Чурьегу. На этом месте с давних пор находится погост (группа деревень) под названием “Река”. Деревянной церкви там нет, зато есть каменная.
Через реку Чурьега переброшен мост современной постройки.
Напротив церкви стоит памятник… рыжику – замечательному грибу из семейства груздей.
Дорога на Ошевенск довольно коварная. Участки ровного грейдера, на которых легко можно держать 60-70 км/ч, прерываются ощутимыми колдобинами. Где-то между Каргополем и Рекой я потерял колёсный колпак. Это была единственная потеря нашего путешествия.
Подводя итоги каргопольской части нашего путешествия, скажу, что она оказалась очень яркой и запоминающейся. Каргополь чем-то напомнил Великий Устюг, хотя и оставил более скромное впечатление.
Вологда
Ещё на пути в Каргополь мы ненадолго заехали в Вологду. Главной целью был обед. Мы нашли его в заведении под названием “Просто пельмень”. Скромное кафе с гуманными ценами занимает пару залов в старинном доме на улице Мира.
После обеда мы ненадолго подъехали к берегу реки Вологды. Захотелось сделать более чёткие снимки памятника “писающей собаке” первому электрическому фонарю.
Перешли на другой берег, посмотрели на восстановленный деревянный дом на улице Добролюбова. В наш новогодний приезд здесь был просто сруб.
Не миновали и соседнюю Никольскую церковь.
По возвращении из Каргополя мы запланировали провести ночь в Вологде. Главной целью стал музей кружев. Ещё нам хотелось вновь зайти в Софийский собор – ведь мы были в нём 13 лет назад. Музей вологодского кружева стал настоящим откровением в особенности для прекрасной половины нашего экипажа. Вот лишь два экспоната: кружевной свадебный гарнитур “Невеста Севера”
и скатерть “Красные цветы”.
Софийский собор открыт очень ограниченное время с 11.30 до 16.30. На возврате в Вологду мы опоздали. В итоге решили заехать ещё раз не только ради собора,
но и чтобы посмотреть усадьбу Покровское. Она принадлежала старинному роду Брянчаниновых и именно там провёл детство будущий святитель Игнатий Брянчанинов.
Однако я забежал вперёд. Мы поужинали в хорошо знакомом нам “Паровозове”, и переночевали в проверенном мини-отеле “Акварель”.
Северный маршрут. Ферапонтово
Мы выбрали Вологду в качестве промежуточной точки потому, что решили вновь заехать в Белозерск. Вариант ночёвки в Белозерске отпал из-за скудного гостиничного фонда и скверной дороги Каргополь – Пудож – Вытегра. Мы уже вдоволь наскакались на бетонных плитах и грейдере за Каргополем и решили больше не мучить машину. К тому же, до нас дошла весть о том, что в Ферапонтово разрешили фотографировать фрески Дионисия. Да и фотоаппаратура у нас теперь куда лучше, чем в 2009 году. Таким образом из Вологды мы решили отправиться в Ферапонтово, оттуда по грейдеру доехать до парома через Шексну и попасть в Белозерск не с юга, а с востока.
Ферапонтово по прежнему прекрасно. В трапезной частично поменяли экспозицию.
А в соборе можно фотографировать фрески. Не знаю, как было раньше, но в 2009 году снимать стенопись не разрешали.
Из Ферапонтово мы направились в Белозерск по короткой дороге с паромной переправой через Шексну. Паром бесплатный, а его расписание опубликовано в отчёте о дорогах.
Возвращение в Белозерск
В Белозерске нас застал дождь – единственный за всю покатушку. Немного переждав в машине, мы пошли в Успенский собор ради его потрясающего иконостаса. Зимой в этот храм попасть невозможно – он холодный, летний. Великолепные иконы отчаянно нуждаются в реставрации.
Сфотографировать собор снаружи можно только зимой. Летом его закрывает густая листва.
В Спасо-Преображенский собор мы опять не попали. Его сотрудники решили, что на улице слишком влажно. Собор принадлежит музею и в плохую погоду экспозиция недоступна.
Наконец-то дошли до памятника судаку на берегу Белого озера. Не впечатлил.
После неудачной попытки пообедать в местном заведении под названием “Калина красная” – знаменитый фильм по сценарию Шукшина снимался именно в Белозерске – мы твердо решили, что больше в Белозерск не поедем. Пусть местные жители на нас не обижаются, но их город не особенно гостеприимен.
Хотя вру. Нас очень тепло приняли в музее Белого озера. Это природоведческий музей с чучелами рыб и других животных, со схемами гидрологического режима и тому подобными атрибутами.
Череповец
Под проливным дождём мы отправились в Череповец. Навстречу шёл пятничный поток машин. Нам пришлось проехать город насквозь с севера на юг – мы выбрали бюджетную гостиницу на самой окраине. Череповец напомнил новые кварталы Москвы или Петербурга – панельные многоэтажки, масса автомобилей и стандартные торговые центры. Видно, что благодаря Северстали дела в городе обстояли неплохо.
Мы поставили машину перед гостиницей и пешком под проливным дождем дошли до ближайшего торгового центра. В тамошнем пивном баре закончилась наша длинная пятница.
Наутро дождь прекратился. Утром мы решили посмотреть город, а затем отправиться по местным музеям. Архитектура Череповца не слишком привлекательна. Это был небольшой уездный городок. Лишь благодаря стараниям его бессменного градоначальника Ивана Андреевича Милютина Череповец получил железную дорогу и несколько крупных общественных зданий. В одном из них теперь находится театр, а в другом – дворец бракосочетаний.
От деревянной застройки сохранилось немного. В первую очередь это музей Верещагиных: знаменитого художника-баталиста и его брата – организатора сыроделия в Российской империи. К сожалению, в наш приезд музей закрылся на реэкспозицию.
Зато нам удалось посетить другие музеи города: музей-аптеку
небольшую коллекцию русской живописи с картинами Маковского и… Кандинского(!).
Череповец. Самые интересные музеи
Однако больше всего нам понравились музей Ивана Андреевича Милютина и усадьба Гальскúх.
Милютин в течение 46 лет был городским головою Череповца. Несколько лет назад его бывшую дачу, заброшенную в конце прошлого века, восстановили и открыли там интереснейший музей.
Не менее любопытна загородная усадьба Гальскúх. Она стоит на берегу Шексны и служит напоминанием о навсегда ушедшей эпохе дворянских гнёзд.
Наш музейный день завершился в промзоне череповецкого металлургического завода. В одном из вспомогательных корпусов недавно открылся музей металлургической промышленности. Это современный медиацентр с интерактивными технологиями, виртуальными возможностями примерить кольчугу или робу металлурга, отковать гвозди и послушать воспоминания академика Бардина о строительстве “северной магнитки”.
Для обеда и ужина мы выбрали кафе грузинской кухни “Хачапури тётушки Марико”. Для провинциального города ценник великоват, но кухня просто великолепна.
До центра города и назад в гостиницу пришлось добираться на такси – алгоритм работы череповецких автобусов оказался нам неподвластен.
Северный маршрут. Возващение
Последний день нашего северного маршрута пришёлся на воскресенье. Я планировал переночевать в Рыбинске. Однако ситуация сложилась иначе. В субботу мы не успели подъехать к уникальной деревянной церкви в селе Нелазское. Решили заехать туда в воскресенье, затем ещё раз сунуться в Вологду ради фресок в соборе и имения Покровское.
В Нелазском нам откровенно не повезло. Уникальный храм оказался полностью в лесах. “В свете последних решений” возможно его никогда и не восстановят.
Дальше – краткий заезд в Вологду. После фресок Софийского собора
обстоятельного знакомство с усадьбой Брянчаниновых Покровское
и обеда в придорожном кафе “Старый двор”
времени на Рыбинск не осталось. В понедельник все музеи закрыты, так что смысла в ночёвке уже не было. За это мы и были наказаны жуткими пробками на подъезде к Москве.
Финансовые итоги путешествия на Север
Гостиницы (6 ночей) – 16.500 рублей. (Самая дорогая гостиница оказалась в Вельске. 3000 рублей – нормальная стоимость, но ещё 810 рублей пришлось заплатить за два завтрака).
Дорожные (бензин): 10.530 рублей.
Кафе, рестораны, супермаркеты: 15.650 рублей включая коньяк для вечерне-гостиничной трапезы. Самым дорогим рестораном стал вологодский “Паровозов” (3000 рублей). Второе место поделили “Хачапури тётушки Марико” в Череповце и ужин в ресторане Вельска – по 2500 рублей.
Музейные: 1650 рублей за экскурсии. (Да будут благословенны льготы музейным сотрудникам!)
Итого: 44 330 рублей на двоих (6 ночей 7 дней путешествия) = 3170 рублей в день на человека (с полным пансионом и экскурсионным обслуживанием 😉 ).
Северный маршрут. Уроки путешествия
✅ На Север ездить можно и нужно. Состояние дорог оказалось вполне приличным, а малолюдство и познавательная сторона компенсировали издержки.
✅ С дорожным сервисом на Севере неважно. Запасайтесь перекусом и обязательно берите с собой термос с горячим чаем или кофе. Он очень пригодится в тамошней глухомани.
✅ Прикрепите колёсные колпаки одноразовыми хомутами.
✅ Никогда не возвращайтесь в Москву в воскресенье вечером!
Мы непременно напишем подробнее о достопримечательностях северной поездки. Рассказы о состоянии дорог и гостинице в Череповце уже есть.
Каталог наших автопутешествий разных лет имеется.
обязательно воспользуюсь , спасибо
Василий, спасибо за отзыв! Ролики о состоянии дорог прикрепили в отдельном отчёте о дорогах.
спасибо большое за информацию