От Лодейного Поля до Кеми. Начало в Старой Ладоге и Лодейном Поле в гостинице “Свирь”.
От Лодейного Поля до Кеми. Справка о Kovid-19
Выехали мы из Лодейного Поля в районе 8 утра с тем расчётом, чтобы не позже 18.00 оказаться в Кеми в железнодорожной поликлинике. В 2020 году в связи с эпидемией kovid-19 (далее “ковидла”) просто так попасть на Соловки оказалось невозможным. Требовалась справка не старше двух дней от отсутствии той самой “ковидлы”. Я опять забыл, где я живу и решил как порядочный сдавать анализ в Кеми в железнодорожной поликлинике. Её рекомендовали в гостинице “Причал”, откуда отправляются суда на Соловки. Накануне отъезда меня “порадовали” письмом из кемской гостиницы, что они больше справками не занимаются и мне следует обращаться непосредственно в поликлинику.
Я позвонил в Кемь и получил устную договорённость, что с 18.00 до 19.00 нас будут ждать в железнодорожной поликлинике. При этом гугль-карты с завидным упорством показывали многокилометровую пробку в районе Сегежи примерно в 150 км от Кеми.
Александро-Свирский монастырь
По прикидкам выходило, что по пути мы сможем заехать в Александро-Свирский монастырь и на водопад Кивач. Впрочем, на Кивач можно было попасть и на обратном пути.
Сразу за Лодейным Полем мурманская трасса поворачивает на север и выходит к мосту через Свирь. Мост – это суровая стальная конструкция с подъёмным центральным пролётом для пропуска больших судов.
Через десяток километров мы свернули по указателю: “Старая слобода”. Именно в ней и находится Александро-Свирский монастырь. Обитель носит имя своего основателя, пришедшего сюда в конце XV века. Монастырь состоит из двух церковных ансамблей: Троицкого и Спасо-Преображенского.
Наиболее интересные церкви находятся в Троицком ансамбле. Это Покровская церковь начала XVI века с трапезной, трехшатровая звонница 1646 года и Троицкий собор самого конца XVII столетия. К сожалению, в августе 2020 года Троицкий комплекс закрыли на благоустройство. Нам оставалось только фотографировать его поверх каре монастырских келий. В Троицком комплексе долгое время находилась психиатрическая больница, поэтому к его реставрации приступили позже.
Так Троицкий комплекс выглядит в востока.
Спасо-Преображеский комплекс выглядит менее интересным. Его окружает невысокая ограда с келейным корпусом и надвратной церковью Николая Чудотворца.
В центре ансамбля стоит Спасо-Преображенский собор времён царя Михаила Фёдоровича. Это довольно массивное и какое-то растекающееся здание. Слева пристроена церковь Захария и Елизаветы.
Колокольня вроде бы служит доминантой Преображенского комплекса, но только вроде бы. Она кажется грузной и приземистой. Нет в ней той устремлённости ввысь, что свойственна большинству русских колоколен. Это неудивительно, ведь построили её в начале ХХ века, Официозный “византийский” стиль к тому времени уже отжил своё.
Как видите, наше путешествие началось не самым лучшим образом. Сначала проливной дождь в Старой Ладоге. Затем закрытый на реконструкцию Троицкий комплекс в Александро-Свирском монастыре. По итогам поездки мы решили вернуться в Приладожье для более подробного знакомства с этими памятниками.
От Лодейного Поля до Кеми. Дорога на Кивач
Александро-Свирский монастырь стоит на границе Ленинградской области и Карелии. Через несколько километров мы миновали въездную арку и почувствовали себя немного за границей. Карельские дорожные знаки дублируются на латинице.
Вдоль дороги растут боры-беломошники со сфагновыми мхами.
В карельских лесах попадается огромное количество грибов и ягод. Местные жители активно торгуют дарами северной земли.
Как ни странно, но в Карелии дождь перестал, а не доезжая Петрозаводска выглянуло солнце.
Поэтому было решено заехать на водопад Кивач – одно из главных природных чудес Карелии. Побывавшим на Ниагаре, на водопаде Виктория или в Норвегии просьба пропустить следующий абзац.
Водопад Кивач
Кивач считается крупнейшим равнинным водопадом на территории России. Первое упоминание о водопаде встречается в Писцовых книгах под 1566 годом. Название водопада скорее всего финское и означает “могучий, стремительный”. Высота падения сравнительно невелика – всего 10,4 метра. В советское время на реке Суна построили каскад гидроэлектростанций и водопад стал менее мощным.
Гаврила Романович Державин будучи правителем Олонецкого наместничества побывал на водопаде и посвятил ему знаменитые строки:
Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
В 2020 году водопад выглядит слишком окультуренным и обихоженным. Везде установлены ограждения из-за которых к водопаду толком не подберёшься. Вот снимок 2020 года.
А вот этот снимок сделан 13 лет назад в 2007 году. Конечно ёлочки выросли, но и подойти к водопаду можно было поближе.
Тем не менее на водопаде нам понравилось в первую очередь благодаря хорошей погоде.
На музей природы времени уже не оставалось, поэтому мы решили завернуть на Кивач на обратном пути. Забегая вперёд скажу, что из этой затеи ничего не вышло.
Забыл добавить, что проход к водопаду вместе со стоянкой легкового автомобиля стóит 200 рублей с носа. Льгот нет и даже пенсионерская карточка не действует.
От Лодейного Поля до Кеми. Дальше на север
От Кивача до Кеми осталось 350 км. Мурманскую трассу М18 переименовали в Р21. Смена фамилии пошла ей на пользу. Если 15 лет назад на трассе встречался разбитый асфальт и даже участки крупной щебёнки, то в 2020 году состояние дороги было близко к идеальному. Однако тем, кто впервые оказался на этой дороге, следует помнить о двух вещах: это присутствие множества стационарных камер контроля скорости.
И практически полное отсутствие заправок от Кивача до поворота на Сегежу. Знаки показывают заправку в Медгоре (Медвежьегорск), но она находится в стороне от трассы. В итоге я залился по 54.99 на заправке класса “рога и копыта” километрах в пяти от поворота на Сегежу.
Поторопился. Через 5 км на заправке Топаз за 95-й просили на 4 с лишним рубля дешевле.
Если кому-то хочется брендового топлива, то на повороте к Надвоицам будет сечинская “роснефть”. Однако в нагрузку к ней идёт изрядная пробка из-за ремонта дороги.
Огорчает отсутствие малейшей культуры у определённой части “дорогих россиян”. Гранитные скалы вдоль дороги в районе Медгоры изгажены любителями оставить свой след в истории. От “Стасов 4 рюмки”, “Наташ” и “Белгородов” рябит в глазах.
Не лучше ли сложить сейд – пирамидку из камней, чтобы духи севера были к вам благосклонны.
От Лодейного Поля до Кеми. Ремонт дороги
Планируя поездку я обратил внимание на желто-красные участки мурманской трассы от Сегежи до поворота на Костомукшу. Особенно длинными они были в конце августа, когда мурманчане возвращались с югов. В целом состояние трассы Р21 близко к идеальному: ровное покрытие, чёткая разметка, внятные указатели.
Реконструкция дороги продолжается и на протяжении примерно 20 км организовано реверсивное движение. Я не против, учитывая по каким трещинам приходится скакать в районе ремонта.
Кемь. В поисках “ковидлы”
Ещё раз напомню, что в 2020 году на Соловки можно было попасть только со справкой об отсутствии пресловутой “ковидлы”. Как вы помните, устная договорённость у меня была, но она мне не помогла. Не буду перечислять нервотрёпку, уговоры замглавврача железнодорожной поликлиники, поиски контактов в ЦРБ и их нахождение. В итоге я выдернул совершенно незнакомого доктора, уговорив её принять оплату на месте, потому что касса уже была закрыта. Обошлось нам это в два с лишним раза дороже, чем нам объявили ранее в железнодорожной поликлинике: за срочность и нерабочее время.
А это мухомор, растущий на задворках Кемской ЦРБ
Сдавши анализы, которые в итоге оказались отрицательными, мы отправились на ночлег в Рабочеостровск. Об этом в следующей части.
Советы самостоятельным путешественникам на Соловки и финансовый отчёт мы опубликовали в отдельном отчёте “На Соловки”.
“В целом состояние трассы Р21 близко к идеальному: ровное покрытие, чёткая разметка, внятные указатели.”
За это благодарим компанию ВАД из СПб, которая и отремонтировала дорогу:)
Мост через Свирь выглядит поистине фундаментально.
Да, впечатляет.
Какая свистопляска с этими справками, Райкин вспомнился, была у него интермедия про справку. Хорошо, что все получилось, и поездка на Соловки не сорвалась.
Именно что свистопляска. Нам пришлось пережить очень неприятные полчаса, кода оказалось, что в поликлинике нас никто не ждёт. Но проехать полторы тысячи вёрст и не попасть к конечной цели из-за бюрократии. Ну уж нет!