Серпуховский художественный музей заслуженно считается одним из лучших провинциальных музеев России. В его коллекции есть полотна замечательных русских и иностранных художников.
Анна Васильевна Мараева
История музея начинается с Анны Васильевны Мараевой – жены серпуховского купца-старообрядца Мефодия Васильевича Мараева.
Супруги Мараевы исповедовали “старую веру”. Они активно собирали древние иконы и допетровские старопечатные и рукописные книги. В 1908 – 1910 годах Анна Васильевна построила рядом со своим домом Покровскую старообрядческую церковь. Именно туда и перенесли её моленную. Сейчас в церкви хранятся иконы и богослужебные книги, собранные супругами Мараевыми.
Значительную часть собрания музея составляет западноевропейская живопись из коллекции Юрия Всеволодовича Мерлина. Это искусство было чуждо А.В.Мараевой. Возможно, она купила “греховные картины” с инвестиционной целью. Существует и другая версия: До 1905 года браки, заключенные между старообрядцами, официально не признавались. После смерти Мефодия Васильевича его вдове пришлось много хлопотать о признании её наследницей. Ю.В.Мерлин был влиятельным чиновником и одновременно нуждался в крупной сумме денег. Он помог Анне Васильевне и та в благодарность приобрела его коллекцию.
Усадьба Мараевой состоит из двух разновременных зданий: типичный купеческий дом-сундук второй половины XIX века и претенциозный особняк 1896 года постройки.
Серпуховский художественный музей. Интерьеры
Коммунисты выгнали Анну Васильевну из собственного дома. Она доживала свой век в Москве у родственников. Часть коллекции из её имения Данки раздали передовым рабочим. Некоторые батальные полотна передали в военную академию и серпуховский военкомат. Взамен в 20-е годы прошлого века Серпуховский музей получил картины русских художников второй половины XIX – начала ХХ веков. Благодаря музейному использованию в особняке сохранились подлинные интерьеры того времени.
Залы второго этажа особенно красивы. Их автор Роман Иванович Клейн использовал разнообразные художественные приёмы. Анфиладу открывает каминный зал. При Мараевой здесь была парадная столовая. В её отделке сочетаются деревянные панели и изразцы.
Белый зал разделён на два равнозначных пространства. Посередине стоят парные ионические колонны. Позолоченные детали подчёркивают изящную лепнину карнизов.
Лепные детали и росписи украшают плафоны Белого зала.
Последняя комната в анфиладе второго этажа когда-то служила кабинетом Анны Васильевны Мараевой. Его сводчатый потолок расписан причудливым растительно-травным орнаментом на золотом фоне.
Постоянная экспозиция
Один из залов музея представляет историю Серпуховского княжества. На стилизованной карте можно увидеть владения князя Владимира Андреевича Храброго.
Макет белокаменного Серпуховского кремля показывает, как город выглядел во времена Ивана Грозного.
Наиболее ценный экспонат в этом зале – древний деисус XV века.
Большинство полотен из коллекции Юрия Всеволодовича Мерлина относилось к голландской школе. В его коллекции были и работы современных ему русских художников. Помимо картин он собирал памятники декоративно-прикладного искусства. К таковым относятся например зеркальный шкаф рубежа XVIII-XIX столетий, построенный по архитектурным канонам.
В парадных залах обращает на себя внимание стол “на атлантах” петербургского мастера Исакова.
Рядом хранится богемский сервиз с гербом графов Орловых-Давыдовых.
Серпуховский художественный музей. Голландская живопись
Будучи в Серпуховском художественном музее, мы почти не делали фото постоянной экспозиции голландской живописи. Возможно потому, что в это время в музее работала прекрасная выставка картин голландских живописцев из фондов музеев и частных коллекций. Из постоянной экспозиции запомнилось полотно Франса Франкена “Царица Савская перед царём Соломоном”.
Выставка “Образ и смысл”
Качество полотен, представленных на временной выставке “Образ и смысл”, оказалось на порядок выше. Из знакомых имён нам попался лишь “Дюнный пейзаж с фигурами” кисти Яна ван Гойена.
Эта картина, как и другие первоклассные работы, представленные на выставке, происходят из частного собрания Валерии и Константина Мауергауз. В их числе великолепная “Вирсавия” Саломона Конинка.
или изящный, пронизанный светом “Натюрморт с фруктами на блюде делфтского фарфора”.
Полотна из коллекций государственных музеев не менее хороши. Нижегородский музей представил “Лесной натюрморт с бабочками и осенними листьями” Отто Марсеуса ван Схрика.
Великолепный “Портрет молодого человека в чёрном” происходит из музея-усадьбы Останкино.
Все эти картины относятся к XVII столетию – “золотому веку” старинных Нидерландов.
Серпуховский художественный музей. Русская живопись
Мы совершенно не ожидали увидеть в Серпухове настолько интересную коллекцию русской живописи XIX века. Академическое направление представлено яркими полотнами Константина Егоровича Маковского и экзотическими сюжетами Генриха Семирадского.
Кисти Маковского принадлежат замечательная картина “Под венец”
и романтически-драматическое полотно “Тамара и Демон”.
Генрих Семирадский известен как автор экзотически-эротических полотен. Его творчество в серпуховском музее представляет “Песнь рабыни”.
В коллекции есть морские пейзажи Ивана Константиновича Айвазовского – любимого художника императора Александра III.
Не обошлось без полотен художников-передвижников. Наиболее яркие впечатления оставили “В избушке лесника” Владимира Егоровича Маковского, родного брата академиста Константина
и “Крестьянская девушка” кисти Абрама Ефимовича Архипова.
Русский пейзаж
Коллекция пейзажей русских художников второй половины XIX отличается исключительными достоинствами. В Серпуховском музее представлены практически все знаменитые пейзажисты того времени. Очень хороши лиричные пейзажи уроженца Елабуги Ивана Ивановича Шишкина. Любимым деревом Шишкина была сосна. Он в изобилии изобразил эти деревья на полотне “Сестрорецкий бор” 1886 года.
“Осень (последний лист)” Шишкина пронизана удивительным закатным светом. Это одна из самых проникновенных работ мастера.
В экспозиции есть и полотно Исаака Ильича Левитана, написанное на берегу Волги в Юрьевце.
В соседнем зале можно увидеть солнечные, пронизанные летним светом пейзажи Константина Коровина
и его друга Валентина Серова.
Серпуховский музей. Адрес, расписание, цены
Адрес музея – Серпухов, улица Чехова, 87.
Расписание работы: По понедельникам и вторникам музей закрыт.
Музей открывается в 10.00, по пятницам и субботам в 10.30.
По средам, четвергам и воскресеньям закрывается в 17.00, по пятницам в 20.00, по субботам в 19.00.
Единый билет (постоянная экспозиция и временные выставки)
стоит 700 рублей. Льготный – 490 рублей.
На этом мы заканчиваем наш краткий обзор художественных сокровищ Серпуховского музея. За рамками этой статьи осталось множество произведений талантливых русских и иностранных художников. Серпухов находится недалеко от Москвы и, помимо музея, очень богат архитектурными памятниками.
В Серпухове мы были несколько раз. По результатам поездок написали несколько статей.
История Серпухова.
Достопримечательности Серпухова. Путеводитель.
Мини-скульптуры павлинчиков в Серпухове. Путеводитель с картой.