
Графиня Юлия Самойлова. Оставило бы её имя столь заметный (и наглядный) след в истори искусства, если бы не Карл Павлович Брюллов? Блестящий живописец писал портреты графини, придавал черты Юлии Павловны образам своих персонажей.
Юлия Самойлова на полотне “Последний день Помпеи”
Мастер изображал свою музу в образе то одной, то другой героини своих исторических и мифологических полотен. На грандиозном “Последнем дне Помпеи” Юлия Павловна появляется то ли четыре, то ли пять раз. Приведу фрагмент, где она изображена в образе девушки с вазой на голове. Чуть выше красавицы мы видим и самого Карла Брюллова. Он написал свой автопортрет в образе… художника. Живописец прикрывает голову ящиком с кистями.

Испуганная мать с двумя дочерьми – это тоже Юлия Самойлова. Молодая женщина справа под покрывалом с голенькими младенцами – это тоже она.

На следующем снимке мы видим образ графини в центре полотна.
Лежащая навзничь полуобнажённая женская фигура – снова Юлия Самойлова.
На следующей фотографии красными овалами мы выделили брюлловских персонажей, которым живописец придал черты Юлии Павловны.
Портрет Юлии Самойловой кисти Митуара
Портреты Самойловой писал не только Карл Великолепный, как называли Брюллова современники. В Эрмитаже хранится прекрасное изображение графини кисти Бенуа-Шарля Митуара.

До 1946 года портрет находился в особняке Бобринских. На этом портрете Юлии 22 года.

Пушкинисты склонны считать, что стихотворение “Красавица” 1832 года Александр Сергеевич Пушкин посвятил нашей героине, Юлии Самойловой.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Юлия Самойлова на картинах Карла Брюллова
Некоторые искусствоведы считают, что свою знаменитую “Вирсавию” К.Брюллов писал с Юлии Самойловой. Судите сами.

На выставке картин К.П.Брюллова в Москве представлен небольшой сюжет мастера из коллекции Третьяковской галереи “Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа” 1849 года. Написан он в поздний период жизни, за три года до ухода в мир иной. Вы не находите, что монахине с нотным листом рядом с клавесином Брюллов придал черты своей обожаемой модели, Юлии Самойловой?

Но это личные домыслы. А факт – “Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини”. Дата написания – 1842 год. Юлии без малого 40, Брюллову – 43 года. Портрет считается неоконченным, хранится в Русском музее.

В Вашингтоне, в музее Хиллвуд находится более ранний портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1834 года.

В Милане, в музее современного искусства “Вилла реале” хранится ещё один образ Юлии Самойловой “в роли” Одалиски, написанный между 1823 и 1835 годами. Надеемся когда-нибудь увидеть его своими глазами.
Юлия Самойлова. Немного из биографии
Говорят, одно время, когда Юлия Павловна ещё носила девичью фамилию Пален, она была фавориткой Александра I. Император подыскал Юлии “подходящую” партию.
“Партия” пила безбожно, проматывала приданое жены и в конце-концов супруги получили разрешение на официальный развод с возвратом графине оставшейся части приданого. Самойловы разъехались. Одно время друзья пытались их помирить, но до встречи дело не дошло. Николай Самойлов скончался и красавица Юлия овдовела.
Карл Павлович Брюллов познакомился с Самойловой в Италии. Причём, его предупреждали:
«Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума».
Юлия Павловна действительно “присвоила” чужих детей. Их вдовый отец и дядя, композитор Джованни Пачини, был рад такому присвоению. Всем известен портрет-картина “Всадница”, где в сюжете появляются две очаровательные девочки – приёмные дочери бездетной Юлии Павловны – дочь и племянница Пачини.

***
Ещё в 1828 году Евгений Боратынский вывел Юлию Павловну Самойлову в поэме “Бал” и высказался довольно резко:
Злословье правду говорило.
В Москве меж умниц и меж дур
Моей княгине чересчур
Слыть Пенелопой трудно было.
Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?
Между Карлом и Юлией возникла взаимная симпатия, а затем – пылкая страсть, нежность, взаимопонимание и счастье!
“Дружка Бришка” – так называла Юлия Павловна милого друга Карла Брюллова. Расставшись как любовники, они не переставали дружить и Юлия всегда сломя голову бросалась выручать Карла в трудных жизненных обстоятельствах.
«Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».
– писала Юлия Карлу.
Расстались любовники в 1845 году. Но искренняя их дружба не прерывалась до последних дней Карла Павловича.
Последнии годы Юли Самойловой
Как и Брюллов, поздние годы Юлия Павловна провела за границей. Влюбилась в тенора-итальянца, они поженились, но молодой муж умер от чахотки через полгода после свадьбы. Самойлова овдовела во второй раз.
В этом браке Юлия больше потеряла, чем приобрела. Она пожертвовала своим титулом и больше не могла носить звание графини. По законам того времени, как русская подданная, она лишалась своего титула выйдя замуж за иностранца.
С этой потерей Юлия Павловна не смирилась и в третий раз вышла замуж за французского графа исключительно ради статуса. Муж проматывал последние крохи её состояния, но Юлию это мало волновало.
Судьба отпустила Юлии Павловне Самойловой 72 года жизни. Она на 23 года пережила своего дружку Бришку. В заключении представлю автопортрет Карла Павловича Брюллова конца 1830-х годов. Роман любовников был в самом разгаре. Брюллову здесь не больше 39 лет.

Хранится автопортрет в частном собрании, увидеть его – большая редкость. Я не упустила её, посетив выставку художника в Москве “Рим – Москва – Санкт-Петербург”.
Экскурсию по выставке К.П.Брюллова предлагают частные гиды. Тур с гидом называется “Великий Карл Брюллов выставка в Новой Третьяковке”.
Экскурсия “Великий Карл Брюллов: выставка в Новой Третьяковке”.