Моцарт в Зальцбурге. В Зальцбург я ездила на автобусе от сестры, летом живущей в Бад Райхенхале в Баварии. Дорога от одного города до другого занимает немногим более получаса, и я легко обернулась одним днем. Утром, собираясь, надела, несмотря на пекло, длинное черное платье и нарядные босоножки.
– С ума сошла! – сказала сестра. – Тебе же будет жарко и неудобно!
– Пусть, – ответила я. – Я ведь еду на свидание с Моцартом – сегодня у меня такой торжественный день!
И правда, с волнением, какого давно не испытывала, я, едва выйдя из автобуса на остановке Мерибель в Зальцбурге и пройдя через сад Мерибель гартен,
с видом на крепость и собор (помните фильм «Звуки музыки»?),
устремилась прямиком на Гетрайдегассе.
На этой средневековой купеческой улице, в доме под № 9, 26 января 1756 года появился на свет будущий гений. Сегодня этот дом называют «Домом рождения Моцарта».
Правда, так сложилось, что ни к одному серьезному, «волнительному» мероприятию я не могу приступить, не выпив чашки кофе с сигаретой, поэтому и осмотр дома начала с посещения кафе, расположенного прямо перед ним.
И лишь затем осмотрела очень интересный музей, расположенный на трех этажах старинного желтого здания.
Крестили маленького Амадея в Кафедральном соборе святых Руперта и Виргилия, который, я, разумеется, тоже посетила, в знаменитой старинной купели.
В соборе Моцарт позже играл на органе, вначале на небольшом, расположенном справа от алтаря, а затем и на главном.
Здесь он не раз дирижировал оркестром, здесь впервые прозвучала его «Месса ми-минор».
Я посетила Зальцбург в конце июля, как раз во время ежегодного Моцартовского фестиваля, и перед собором, как и во многих других местах города, была установлена концертная площадка с трибунами. В эти дни всюду в Зальцбурге звучит музыка Моцарта.
Выйдя из собора, я обогнула его справа, и, пройдя знаменитый фонтан Резиденцбруннен,
оказалась на площади Моцарта.
На памятнике, стоящем в ее центре, написано просто «Моцарт», а вокруг него снуют велосипедисты и старинные повозки, запряженные лошадьми, с кучерами в национальных костюмах.
На такой повозке можно объехать хоть весь город,
и, например, добраться до Францисканской церкви,
где Моцарт также играл на органе.
Говорят и пишут, что играл он и в церкви аббатства св. Петра.
Вот и ее орган.
На следующем фото – обе церкви, снятые во время пешего спуска от крепости.
А еще на следующем к ним добавляется Кафедральный собор.
Последнее сделано непосредственно из крепости.
По некоторым данным, Моцарт был очарован Университетской церковью – Коллегиенкирхе, для богослужений в которой написал несколько произведений. А в Большом зале университета 13 мая 1767 года состоялась премьера его первого театрального произведения – латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». (В Москве оно было поставлено в Геликон-опере, и зрителям, сидящим в первых рядах, в конце спектакля давали понюхать сиреневые гиацинты.) Это случилось вскоре по возвращении Моцартов в Зальцбург после большого европейского турне.
К сожалению, мне не удалось попасть внутрь церкви и полюбоваться барочными интерьерами, понравившимися композитору, – девушка, как ни в чем не бывало, курившая у входа, довольно резко сказала: «Geschlossen» – «закрыто». Зато я вкусила местных колорита и пищи на рынке перед церковью.
Торговля возле храма, видимо, смущает местное население не больше, чем курение.
На рынке продаются, в том числе, знаменитые конфеты Моцарткюгель (Mozartkugel – это фирменные конфеты, шарики с марципаном), причем дешевле, чем в магазинах: можно купить, сколько угодно – хоть два, хоть три килограмма Моцарта. Моцарта в развес, наверное, неплохо было бы использовать как закуску к вину «Ленин в Разливе».
Посетив, таким образом, почти все церкви, связанные с Моцартом, и закусив вкусным кренделем с заварным кремом, я перешла через реку Зальцах
по мосту с замочками, которые теперь можно увидеть на многих мостах мира,
и вышла к другому, так называемому «Жилому дому» Моцарта (Макартплатц, 8) – где он жил вместе с семьей с 1773 по 1780 год.
Здесь он написал многие знаменитые произведения – симфонии, серенады, концерты, начало оперы «Мнимая садовница» и «Идоменей». В Москве первую из них можно послушать в «Геликон-опере», вторую – в Камерном театре Покровского, вернее, теперь уже, увы, имени Покровского. Обе постановки чрезвычайно хороши!
Сестра Вольфганга Амадея Наннерль прожила в этом доме до замужества в 1784 году, а их отец Леопольд до самой своей смерти в 1787. Дом называют еще и «Танцмейстерским домом». Сегодня на втором этаже его – экспозиция, посвященная жизни Моцарта.
Надо сказать, что к величайшему разочарованию, ни в один из домов гения меня не пустили по моей карточке московского гида, но, предъявив билет и чек об оплате из одного, в другой можно купить билет со скидкой.
В глубине площади, во времена Моцарта носившей имя Ганнибала, – церковь Троицы,
пройдя мимо которой и взяв правее, можно попасть на кладбище св. Себастьяна.
Моцарт уехал из Зальцбурга двадцатипятилетним – впереди его ждала яркая жизнь, оборвавшаяся, увы, слишком рано – в 1791. Он не дотянул даже до «рубежа, на котором (словами Высоцкого) легли и Байрон, и Рембо», и Пушкин, и Маяковский. Увы, известно и «то, что Моцарта в общей могиле, как дерьмо, посыпали известкой», как написала молодая поэтесса Света Галкина. Грубо, конечно, но ведь правда – негде поклониться великому музыканту.
А здесь, на кладбище св. Себастьяна, есть могила, где упокоились вместе его отец, Леопольд Моцарт, и жена Констанция.
©Марина Кедреновская
Статья Марины Кедреновской о Моцарте:
Моцарт в Венской Опере и другие приключения в Вене