Скачок в Европу VIII
Продолжение. Начало в частях I, II, III, IV, V, VI, VII.
Памятуя, что туристическая кодла наверняка уже вовсю тусит на знаменитом Карловом мосту, мы перебираемся через Влтаву по Манесову (Mánesuv) мосту. Он выводит нас на Летенску (Letenská) улицу. Мы шагаем вверх вдоль трамвайных путей. Наша цель – Мала Страна. Летенска довольно скучная, двух-трёх этажные дома хоть и заслуживают уважения по выслуге лет, но никакой другой нагрузки, кроме функциональной, не несут. Улица отклоняется к югу и на изгибе Летенской глаз упирается в ворота ограды.
Мы свободно проходим в открытую калитку и оказываемся во французском регулярном саду бывшего дворца Вальдштейна, ныне – здания Сената, то есть Чешского Парламента.
Оглядываемся вокруг
и проходим вглубь парка.
– Ты знаешь, этот сад мне очень напомнил сады Вилландри, помнишь?
– Похоже. И запах, запах такой же, как в Вилландри. Правда, климат диктует свои порядки, растения здесь иные. Но регулярное устройство аллей, дорожек, фонтанов, скульптур очень напоминает парки при замках долины Луары.
Всюду журчат милые фонтанчики.
К зданию Сената ведёт широкая аллея с двумя рядами скульптур.
Мы узнаём некоторые композиции – Нептун, Бахус, Лаокоон с сыновьями сражается с змеем.
У статуй непростая история. Владелец лакомого куска земли в Праге (и не только), высокий королевский сановник Альбрехт Вальдштейн, заказал композиции выдающемуся голландскому мастеру Адриану де Врису. Скульптор также работал при дворе короля Рудольфа II. Для Вальдштейна де Врис трудился последние годы жизни. Он умер в 1626 году и похоронен в церкви святого Томаша (Фомы) на Малой Стране.
Подлинные работы Адриана де Вриса сейчас находятся в шведском музее де Вриса. Вывезли их в Швецию в 1648 году во время Тридцатилетней войны.
В начале ХХ веке потомки Вальдштейна заказали копии со шведских оригиналов. Они и украшают сейчас сад Вальдштейна.
Дневной зной ещё не накрыл Прагу, мы несколько минут отдыхаем на лавочке напротив Сената. Делаем три-четыре кадра галереи здания и расписанного свода.
Плафон затянут сеткой, скорее всего она защищает роспись от птиц. Минуем Сенат и оказываемся рядом с Гротом.
Сады Вальдштейна. Грот
Сад Вальдштейна разделён на несколько участков. В одном из уголков обширного парка мы набрели на необычную композицию. Это так называемый грот. Высокая ограда сада устроена особенным образом – в виде наростов, напоминающих пещерные отложения – сталактиты и сталагмиты.
Стена “Грот” вносит несколько зловещих ноток в убранство сада.
Как будто ты наслаждался райскими кущами и вдруг приблизился к той черте, которая отделяет Эдем от преисподней.
В экспликации у стены «Грот» мы читаем, что эта часть сада называется “таинственный уголок” или “уголок соблазна”. Существует грот со времени самого Альбрехта Вальдштейна, то есть с XVII века. Эта часть парка задумывалась, как место, где живая и рукотворная природа переплетаются вместе, контрастируют и противоречат друг другу.
Если внимательно приглядеться к причудливым наростам на стене, то можно обнаружить змейсов-пиявсов, маскароны, драконов, жаб, сов и прочую нечисть.
У гостей Вальдштейна и посетителей парка складывалось впечатление, что гротескные личины среди бесформенных нагромождений пристально вглядываются прямо им в глаза и это усиливало мистическое чувство нереальности происходящего.
Также создавалась иллюзия того, что в стену можно войти и очутиться в бесконечных коридорах потустороннего мира.
Наверное, три века тому назад так оно и было. Нам же нисколечко не было страшно. Наверное, для возникновения столь мистических чувств нужно подойти к гроту сада Вальштейн в темноте.
Но я не уверена, что ночью сад открыт.
Мы пристально вглядывались в пористый камень, но не разглядели ни одной лягухи, ни одной личины. 🙁 Зато их разглядел наш объектив на фотографиях выше. 🙂
Только заметили вездесущего живого голубя. Нашли его?
А вот настоящие филины действительно живут в саду Вальдштейна. Даже позволяют посетителям фотографировать себя.
Кстати, на латыни филин называется Bubo Bubo.
И всякий уважающий себя регулярный парк не может обойтись без птиц отряда курообразных семейства фазановых.
За одним из семейства потешно гонялась детишка.
Мала Страна
Из Вальдштейнской заграды (Valdštejnská zahrada), то есть сада, мы выбираемся на площадь Вальдштейна (Valdštejnská). Оглядываемся ещё раз на дворец Вальдштейна.
Вдоль западной стороны площади тянется аркада.
Мы выныриваем из неё и, наконец, при хорошем свете снимаем трёх пражских аистов. В прошлый мы проворонили этот домовый знак.
Мы уже немного притомились, приближается обеденный час, а мы с утра ни единого разочка ещё не оросили горло божественным чешским напитком. Пора пригубить бокальчик, да и передохнуть не мешало бы.
Корчма «У короля Брабантского» («U krále Brabantského»)
– Я помню, что где-то здесь должны быть два знаковых заведения – корчма «У короля Брабантского» («U krále Brabantského») и кафе «У Гроха», то есть «У носорога». Только я запамятовал, где точно.
– Ну, пойдём куда-нибудь, авось что-то сыщется.
Площадь Вальдштейна переходит в Томашску (Tomasska) улицу. Томашска выведет вас аккурат на Малостранскую площадь с храмом святого Микулаша.
Но мы точно знаем, что рядом с главным храмом Малой Страны, турья любопытствующих едва ли меньше, чем на Карловом мосту. Мы сворачиваем направо на Thunovska, несколько минут ползём вверх, озираясь по сторонам. Начальник уже готов свернуть в первый попавшийся переулок, как я своими дальнозоркими глазами замечаю:
– Смотри, вон и «У короля Брабантского».
– Где? – не может разглядеть Начальник.
– Идём же чуть вверх, уже совсем рядом.
По пути к корчме мы своими глазами убеждаемся, что в Праге лучше соблюдать правила парковки. На этот раз влип берлинец,
две местные машины также огребли “испанский сапожок” и нешуточный штраф.
Перед заведением «У короля Брабантского» мы останавливаемся, дабы запечатлеть вид и вход в знаменитую средневековую корчму Малой Страны.
А когда опускаем камеру, буквально за полшага от входа, нас опережает пражский гид и загоняет внутрь свой группешник.
Протискиваемся следом и с огорчением видим, что всё свободное пространство уже занято. Пётр расстраивается, а я не теряю надежды. Замечаю деревянную крутую лестницу вниз и осторожно делаю несколько шагов. На лестнице темно, ступени высокие, узкие, почти как те, что ведут из подклета храма Василия Блаженного в центральный Покровский собор.
Пётр меня сердито окликает:
– Поднимайся, я всё равно не пойду вниз.
Да мне и самой неприятно. В нижнем зале было темно и пусто. Начальник уже готов, было, выйти совсем из корчмы, но я заметила ещё один зал «У короля Брабантского». А там, о, чудо, свободный столик!
Мы заказали по кружке детеницкого пива.
Я с первого глотка определяю разницу между ним и «козелом». В детеницком присутствует лёгкая горчинка, а вот кисловатого привкуса я не нашла. В напитке ярче выражена газация.
Выждав, когда клиенты за соседним столом рассчитываются, я делаю несколько снимков интерьера.
Самый интересный аттракцион – предъявление счёта. Уверенным движением ножа, корчмарь пригвоздил к столу бумажку со счётом.
Пожалуй, было бы забавнее, если персонал использовал не современный режущий инструмент, а что-то более или менее похожее на средневековый нож.
Ну, и на том спасибо, а то мы как-то приуныли.
А туалета в заведении нет. Во всяком случае, нам сказали, что он на улице.
Впечатления от корчмы «У короля Брабантского» («U krále Brabantského»)
Большого восторга от заведения мы не испытали. Оба помещения, которые мы видели, очень маленькие, столы стоят довольно плотно. Создаётся впечатление, что сидишь с соседями едва ли не за одним столом. Официанты хоть и соблюдают заведённый этикет – их одежды напоминают средневековые простые робы из холстины, но в новых посетителях явно не заинтересованы. Зачем? Корчма расположена на бойком месте, заведение сотрудничает с гидами, поэтому и без лишних телодвижений от посетителей нет отбоя.
Цена на кружку пива «У короля Брабантского» в два с половиной раза выше среднестатистической стоимости напитка чуть дальше от туристических троп. («У Златы Котвы» на Вратиславовой бокал пива оценивают в 29 крон, здесь – 75).
«У короля Брабантского» («U krále Brabantského») – сетевое заведение. Средневековая корчма в Детенице близ Либерец, пожалуй, эталонный ресторан, где есть всё – и антураж, и достаточно места, и интерьер, и панибратство официантов (в хорошем смысле слова). И если от детеницккой корчмы у нас остались самые приятные воспоминания, то «Король Брабантский» если не огорчил, то разочаровал.
Советовать воздержусь.
С Малой Страны на Кампу
Теперь мы спускаемся по Thunovska вниз.
Улица впадает в Малостранский водоворот туристов в Праге.
Вдоль галереи южной стороны Малостранской площади (где яблоку упасть негде) мы сворачиваем направо на Кармелитску. Она довольно широкая, переваривает оживлённую, снующую вверх и вниз толпу. Чем дальше мы идём по Кармелитской, тем тише и тише многоголосый гомон, бледнее хоровод шорт и футболок, реже мельтешение палок для селфи.
У монастырского (Klášter Pražského Jezulátka) храма Девы Марии Победоносной (Karmelitská 9) ещё слышны щёлканье затворов фотокамер, а на Гарантовой (Harantova) Прага поставила невидимый заслон – аллес, ребята, кыш отсюда.
Мы вздыхаем с облегчением, делаем пару поворотов, оказываемся на улице Nosnucova. Она заводит нас в тупик, мы возвращаемся к воротам общественного сада и сломя голову бежим к общественному туалету. 🙁
Хочу внести небольшое уточнение. На домовом знаке не три цапли, а три аиста. Цапля по-чешски”volavka”,” čáp”-аист. Одна из чешских путаниц.
Александр, спасибо, я изменю текст. На Вашу статью о замке Кокоржин пришёл отзыв. Может быть Вы захотите на него ответить?