Художник Александр Рубцов

0
822
А.Рубцов. Туриска с цветком. 1923 г. Фрагмент.
А.Рубцов. Туриска с цветком. 1923 г. Фрагмент.

Государственная Третьяковская галерея продолжает знакомить посетителей с полотнами малоизвестных художников. “Под солнцем Карфагена” – так назвали выставку французского мастера русского происхождения.
Александр Александрович Рубцов – художник, художественное образование получил в России. Но по не зависящим от него причинам до конца своих дней он прожил за границей. Тунис стал вторым домом Александра Рубцова, а Франция – второй родиной.

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.

Александр Рубцов художник. Главное в биографии

Год и место рождения будущего художника А.А.Рубцова – 1884 год, Санкт-Петербург. Фамилию и отчество он получил от потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Рубцова, деда и крестного отца незаконнорожденного младенца.

А.Рубцов. Художник. Автопортрет 1919 г.
А.Рубцов. Художник. Автопортрет 1919 г.

Воспитателями мальчика стали его крёстная мать художница Екатерина Карловна Вахтер и ее супруг – польско-русский живописец Ян Францевич Ционглинский. Скорее всего, воспитатели определили дальнейшую судьбу Александра Рубцова. Екатерина Карловна преподавала в рисовальной школе, где учился Александр. Ян Ционглинский и Дмитрий Кардовский стали учителями в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при императорской Академии художеств.

Приёмные родители много ездили по Европе и непременно брали с собой Александра. В этих поездках мастера изучали художественную жизнь знаменитых центров искусства.

В 1912 году Александр Рубцов самостоятельно поехал в Европу в пенсионерскую поездку, которую заслужил отличной учёбой в Академии и своими блестящими работами. На родину ему так и не довелось вернуться. События 1917 года многое перевернули в людских судьбах. Художник Рубцов стал русским тунисцем.

Справедливости ради отметим его краткий визит в Россию в 1913 году для организации посмертной выставки своего приёмного отца и учителя Я.Ф.Ционглинского. Ян Францевич умер через месяц после отъезда Рубцова в пенсионерский вояж по Европе.

Я.Ф.Ционглинский. Касба. Дом губернатора
Я.Ф.Ционглинский. Касба. Дом губернатора. 1898 г.

Рубцов в Тунисе

В 1924 году Рубцов смог официально называть себя французом. Мастер получил французское гражданство и стал

«французом, родившимся в Петербурге».

При жизни Александр Рубцов стал востребованным мастером. Его выставки проходили в Париже, Лондоне, Тунисе. У художника были покупатели, он получал государственные заказы. В начале 40-х годов выполнил монументальные произведения для Торговой палаты Туниса.В альбоме «Улицы Туниса» мастер запечатлел архитектуру города. Александр Александрович стал автором рисунков тунисских почтовых марок.

В промежутках между двумя мировыми войнами Рубцов много путешествовал и по Африке, и по Европе, несколько раз гостил в Париже.

Умер живописец в 1949 году от туберкулёза в тунисском госпитале на 65-м году жизни. В последние годы он много работал в графической технике.

А.Рубцов. Таллуар. 1947. Бумага, акварель, карандаш.
А.Рубцов. Таллуар. 1947. Бумага, акварель, карандаш.

Более подробное жизнеописание А.А.Рубцова опубликовано на сайте “Искусство и архитектура русского зарубежья”.
Сайт “Нож” (knife.media) посвятил живописцу подробную статью: «Надо заново проходить все свои этапы». Как академический художник Александр Рубцов уехал в Африку и стал «певцом Туниса».

Вид на Сиди-Бу-Саид.
Вид на Сиди-Бу-Саид. 1914 г.

Александр Рубцов. Полотна на выставке “Под солнцем Карфагена” в Третьяковской галерее

Широкой публике полотна художника А.Рубцова стали на время доступны благодарю тунисцу Меди Дусс. Он с большим энтузиазмом собрал коллекцию работ живописца и с удовольствием популяризирует искусство мастера на его исторической родине.

На выставке посетителей встречают удивительные солнечные тунисские пейзажи. Тема Востока стала основной в творчестве мастера. На его полотнах найдём и портреты, и северо-африканские пейзажи. А.Рубцов уделял внимание мавританскому фольклору и арабскому быту.

Рубцова часто называют импрессионистом. Мастер любил писать на пленэре, как это делали французские художники конца XIX – начала XX столетия.

Рубцов. Миндальные деревья.
Миндальные деревья. 1927 г.

Что поражает на работах живописца – это мастерски переданный насыщенный солнечный свет и яркие цвета. Он обращал внимание на особые тунисские панорамы. В пейзажах мастера видны варианты нюансов освещения. Недаром во Франции его причислили к «художникам света». Взгляните на пару работ, где Александра Александровича (в Тунисе он называл себя Искандером) интересовали изменения солнечного освещения на узких улочках.

Улица в тени. 1924.
Улица в тени. 1924.
Солнечная улица. 1925.
Солнечная улица. 1925.

“Если мне не придётся всегда жить здесь, то в других местах я буду испытывать ностальгию по свету”

– признавался мастер.

В 1916 году живописец оказался в Алжире, в Туггурте и привёз оттуда удивительные виды Сахары. Признаюсь, на выставке они мне понравились больше других.

А.Рубцов. Туггурт. Гробница всех царей. 1916 г.
А.Рубцов. Туггурт. Гробница всех царей. 1916 г.

Портреты А.Рубцова

Творчество художника А.А.Рубцова на выставке “Под солнцем Карфагена” представлено не только пейзажами, но и портретами. Работа 1931 года называется “Портрет мадам Перно в полный рост в белом вечернем платье и жемчужном колье”.

Портрет мадам Перно в полный рост в белом вечернем платье и жемчужном колье
А.Рубцов. “Портрет мадам Перно в полный рост в белом вечернем платье и жемчужном колье”.

Картина очень напомнила портрет Воронцовой кисти С.Зорянко.

Из всей галереи портретов меня привлекла “Туниска с цветком”.

А.Рубцов. Туриска с цветком. 1923 г. Фрагмент.
А.Рубцов. Туниска с цветком. 1923 г. Фрагмент.

Большинство портретов изображают местных женщин. Среди любимых моделей автора выделяется пожилая Алия. Несколько работ имеют одинаковое название “Алия”.

Алия. 1940.
Алия. 1940.
Алия. 1921 г.
Алия. 1921 г.

Рубцов писал жанровые портреты, изображал повседневную жизнь тунисских женщин, их труд.

Мусульманская жизнь, когда её наблюдаешь изнутри, настолько необычная и изумительна, что она кажется диаметрально противоположной европейской жизни”,

– замечал художник.

Тунисские женщины. Алия и Мабруга. 1920 год.
А.Рубцов. Тунисские женщины. Алия и Мабруга. 1920 год.
Чистка пшеницы от камней. (Алия и Хенья).
Чистка пшеницы от камней. (Алия и Хенья). 1917 г.
А.Рубцов. Чесальщицы шерсти.
А.Рубцов. Чесальщицы шерсти. (Алия и Хенья). 1917 г.

«Продолжаю жить в “атмосфере ориентализма” и нахожу, что материала для живописи хватит на всю жизнь».

Выставка “Под солнцем Карфагена”. Посетителю на заметку

Выставка “Под солнцем Карфагена” проходит в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу. Вход находится в торце здания, он обращён к Садовому кольцу.

Музей закрыт по понедельникам. Обычный режим работы – с 10.00 до 18.00. По четвергам, пятницам и субботам экспозиции открыты до 21 часа.

Выставка продлится до 5 ноября 2023 года. Билеты удобно покупать онлайн. Номинальная стоимость билета в ГТГ на Крымском валу – 500 рублей.

Билет в Новую Третьяковку.

Предложим аудиотур по основной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском валу.

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.

Но слушать живого гида всегда интереснее!

Индивидуальная экскурсия “За авангардом в Новую Третьяковку”.

Наши обзоры выставок в Новой Третьяковке:

Мечты о свободе. Романтизм России и Германии.

В.А.Серов.

М.А.Врубель.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь