Ростов Великий стал достойным завершением празднования дня рождения в Ярославле. На наш выбор повлияла не столько близость Ростова к Ярославлю, сколько режим работы тамошнего музея. Пройти по переходам и увидеть фрески времён Ионы Сысоевича можно было только летом. Не так давно их показ продлили до конца сентября.
Ростов Великий. Владычный двор
Ростовский кремль считается одной из главных достопримечательностей “Золотого кольца”. Только на самом деле в Ростове никакого кремля нет. Мощные стены и башни защищали бывший митрополичий или владычный двор. Ведь митрополита в старину именовали “владыкой”.
Величественный ансамбль построил митрополит Ростовский Иона Сысоевич – верный последователь патриарха Никона и сторонник доктрины “священство превыше царства”. Когда государь Алексей Михайлович, призвавший Иону на должность местоблюстителя патриаршего престола, отправил последнего назад в его епархию, тот решил возвести у себя такие сооружения, которые, по меньшей мере, не уступали бы Московскому кремлю.
Ростов Великий. Соборная площадь
Иона Сысоевич решил построить своё подворье рядом с “местом работы”, то есть с кафедральным Успенским собором. Собор на полтора столетия старше Владычного двора. Возвели его ещё при Василии Третьем в самом начале XVI века. Собор стоит на месте белокаменного храма Андрея Боголюбского. В его подклете покоился епископ Леонтий, убитый язычниками и легендарный князь Василько Ростовский.
Говоря о соборной площади, нельзя не упомянуть звонницу. Она должна была соперничать с самим Иваном Великим. По приказу Ионы Сысоевича для неё отлили 15 колоколов. Самый тяжёлый из них “Сысой” весит 32 тонны. Он назван в честь отца митрополита. Не удержусь и процитирую письмо самого Владыки:
На своём дворишке лью колоколишки, дивятся людишки.
Колокол Сысой хорошо виден в крайнем левом пролёте звонницы.
Среди ростовских колоколов выделяются также “Полиелейный”, “Лебедь”, “Голодарь”, “Баран”, “Красный” и “Козёл”. Видео с ростовскими звонами прикрепили в конце статьи.
Переходы и фрески церкви Воскресения
Главной нашей целью в Ростове были “переходы”. Они идут по стенам и соединяют между собой надвратные церкви митрополичьего двора. Когда-то по переходам можно было обойти по периметру всю резиденцию владыки. Переходы открыты только в тёплое время года.
Знакомство с переходами начинается с надвратной церкви Воскресения Христова. Она стоит над воротами, ведущими на Соборную площадь.
Интерьеры церкви покрыты стенописью, выполненной в характерной ярославской манере с преобладанием охристого, багряного и лазоревого цветов. Мастера расписали галерею сюжетами из Апокалипсиса.
На сводах виден Змей, пытающийся пожрать Жену, облачённую в солнце.
Фрески целиком покрывают внутреннее пространство Воскресенской церкви. В ней отсутствует иконостас как таковой. Вместо него на восточной стене храма написаны четыре верхних чина. Иконы местного чина сняты и должны быть выставлены в музее.
Сцены из Евангелия покрывают своды
и спускаются на стены. Ниже можно увидеть Распятие и Снятие с Креста. А круглые отверстия, нарушающие плоскость стены, не что иное как голосники. Это особые глиняные сосуды, попросту говоря горшки. Их заделывали в кладку церковных стен, дабы улучшить акустику. С голосниками церковное пение хорошо слышно в любом уголке церкви.
Любопытно, что штукатурный слой, на котором написаны фрески, крепится к стенам… коваными железными гвоздями.
Храм Иоанна Богослова
Надвратная церковь сразу бросается в глаза всем посетителям Ростовского кремля. В её вратах находится главный вход и кассы музея.
Росписи во многом схожи со стенописью церкви Воскресения. В ней также нет традиционного иконостаса. Его заменяет масштабная фреска, выполненная прямо на стене по сырой штукатурке. Над арками, ведущими в алтарь, хорошо видны деисус, праздничный, пророческий и праотеческий чины.
На сводах мастера написали Благовещение, Преображение, Троицу новозаветную и другие евангельские сюжеты.
Обратите внимание на изображение Бога Саваофа в куполе центральной главы. Многочисленные чёрные точки – это не дефект матрицы, а те самые гвозди, с помощью которых штукатурка с красочным слоем крепилась к кирпичной кладке.
Продолжая путь по переходам к Белой палате можно увидеть интересные ракурсы Иоанно-Богословской церкви
и Григорьевского затвора.
Он назван по церкви Григория Богослова, недоступной для осмотра.
Белая палата
При Ионе Сысоевича Белая палата служила залом для торжественных приёмов. В начале XVIII века митрополию перевели в Ярославль. Ансамбль Ростовского кремля ветшал и разрушался. В начале XIX столетия его собирались… снести для строительства торгового комплекса, но епархия заломила за руины слишком высокую цену. Лишь в 1883 году местные купцы Иван Александрович Шляков и Андрей Александрович Титов озаботились реставрацией ансамбля и устроили в нём музей церковных древностей.
Белую палату отреставрировали на средства ростовских купцов Королёвых.
Среди нынешних экспонатов есть не только церковные древности, но и разнообразные меры для вина. Самая большая мера вмещает четверть ведра “зелена вина”. Большинство же мер – так называемые “сотые”.
Ростов Великий. Церковь Спаса на Сéнях
Храм Спаса на Сéнях служит яркой иллюстрацией доктрины “священство превыше царства”.
После того, как царь повелел выслать Иону Сысоевича из Москвы в Ростов, последний решил возвести на своём подворье особый храм. Эту церковь построили таким образом, чтобы государь и его свита во время службы стояли у ног митрополита и его клира. Обычно алтарь или царство небесное приподнято над основной частью церкви (царством земным) на две-три ступени. В Спасе на Сéнях алтарь возвышается над молитвенным залом на добрую дюжину ступеней. К сожалению из-за небольшого внутреннего объёма церкви ступени не поместились в кадр. На фото видны лишь арки и мощные опорные столпы.
Сама церковь очень невелика. Ведь алтарная часть занимает 2/3 её объёма.
Восточную стену занимает канонический Страшный Суд, выписанный во всех подробностях.
Очень ярко изображены четыре греховных царства, включая Вавилон – царство антихриста.
Рядом мучения грешников в аду. Обратите внимание на блудниц, изображённых в центре.
Фрески храма, включая евангельские сюжеты на сводах, отличает уже знакомая нам “ростовская” цветовая гамма.
Церковь Одигитрии. Сокровищница и выставка финифти
Самая “молодая” из церквей митрополичьего двора относится к началу царствования Петра I и подражает трапезной Троице-Сергиева монастыря. На это указывает линейная композиция, чёткое членение на подклет и собственно храм, разделённые гульбищем. Характерной особенностью эпохи служит и раскраска “в шахмат”, вошедшая в моду в конце XVII столетия.
Иона Сысоевич не имеет отношения к строительству церкви Одигитрии. Её возвели при его преемнике Иоасафе незадолго до переноса епархии из Ростова в Ярославль.
Внутри находится сокровищница или выставка декоративно-прикладного искусства. Ремесло местных златокузнецов представлено церковными сосудами
кубками
и окладами икон.
Финифть – то есть лаковая роспись по эмали с последующим огненным обжигом – это старинный ростовский художественный промысел. Он сложился в XVIII веке. Первоначально финифтяные миниатюры использовали для украшения икон и Евангелий. На них изображали Иисуса Христа и четырёх евангелистов.
В XIX столетии появляются светские сюжеты. Среди них портрет Александра Сергеевича Пушкина.
После октябрьского переворота иконогрфаические сюжеты исчезают. Их заменяют виды городов и цветочная роспись для ювелирных изделий.
Выставка финифти находится в восстановленном здании конного двора XVII века напротив входа в Ростовский кремль.
Заключение
Если вы интересуетесь русскими древностями и до сих пор не были в Ростове Великом, то позвольте порекомендовать обязательно съездить туда. Из Москвы, Ярославля, Костромы и Иваново можно обернуться одним днём. Другое дело нужна ли спешка? Ростов – город небольшой, он – Великий. Среди его древностей – Спасо-Яковлевский монастырь,
церковь Исидора Блаженного (Вознесения Господня) времён Ивана Грозного,
удивительная деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне, срубленная без единого гвоздя.
В городе есть несколько вполне приличных гостиниц. Проблем с ресторанами не наблюдается. Единственный недостаток Ростова Великого заключается в том, что после захода солнца неженатому человеку там абсолютно нечего делать. А технические подробности о стоимости билетов, расписании работы музеев и логике осмотра описали в статье:
Ростовский кремль. Что посмотреть.
Ростов Великий: экскурсия по кремлю и городу.
***
Обзорная экскурсия по Ростову Великому с посещением кремля.