Романтизм России и Германии

0
378
Людвиг Рихтер. Переправа у замка Шрекеншатйн
Людвиг Рихтер. Переправа у замка Шрекеншатйн, 1837, Албертинум.

“Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” – под таким названием в Москве прошла выставка работ русских и немецких художников-романтиков. В здании Новой Третьяковки на Крымском валу показали около 300 работ знаменитых немецких и русских живописцев: Каспара Давида Фридриха и Алексея Венецианова, Филиппа Отто и Александра Иванова, Рунге и Ореста Кипренского, Иоганна Овербека и Карла Брюллова, Эме, Щедрина, Рихтера. Список далеко не полон!

Романтизм в искусстве

Художественный стиль именуемый “Романтизмом” охватывает примерно 60 лет с конца XVIII до середины XIX века. Он пришёл на смену эпохе Просвещения и классицизму в культуре.

За более чем полвека в истории человечества произошло множество событий. Это и французская революция, завоевания Наполеона и низвержение императора, образование Германии и череда революционных выступлений в Европе.

Наука и промышленность тоже не стояли на месте: в это время появились пароход, паровоз, телеграф и фотография. Началась промышленная революция. Все эти события нашли отражение в живописи.

Время Просвещения ставило во главу угла человеческий разум. Романтизм утверждал культ чувств человека, их естественных проявлений. На первый план выходит природа и единение с ней человека. Мастера Романтизма обращались к образу «благородного дикаря». Он вооружен «народной мудростью» и его чувства и помыслы не испорчены цивилизацией.

Август Маттиас Хаген Морской залив
Август Маттиас Хаген “Морской залив”, 1835. Из серии пейзажей с видами Прибалтики. Гос.Эрмитаж

Человек для художников романтиков – это целая вселенная, микрокосмос с богатейшим внутренним миром и индивидуальностью каждого. Во главу угла романтизм ставит жизнь души, внимание к индивидуальности человеческого характера. На первый план выходят качества, которые отличают одного человека от другого, даже, возможно, противостоят одиночеству романтического человека.

Романтизм зародился в Германии. Его предвестником стали сентиментализм в литературе и искусстве. Среди представителей этого  направления выделяется множество французских художников: Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Испанец Франсиско Гойя, англичанин Уильям Тёрнер также являются представителями романтизма.

Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии”

Герой эпохи романтизма находится в вечном странствии. Его жизненный путь подобен лабиринту. Он блуждает по нему в поисках истины и только в конце своего пути достигает высшей цели и обретает внутреннюю свободу.

Выставка разделена на разделы, у каждого есть своё название. Каждый из представленных разделов олицетворяет отдельный этап в достижении внутренней свободы. Он отражает нелинейность и непредсказуемость человеческой жизни. Чётких границ у разделов-этапов нет, они перетекают один в другой. Осматривать выставку можно с любой её части. Для каждого раздела характерны свои художественные приемы.

Родина

Эрнст Фердинанд Эме учился сразу у двух блестящих немецких мастеров: Ю.К.Даля и К.Д.Фридриха. Эме взял всё лучшее у своих учителей. Его картины наполнены романтическим, иногда даже мистическим настроением и исполнены с выдающимся мастерством.
Город Майссен отнюдь не является родиной Эме. Но для художника этот город имел особое значение. В нём работал друг и учитель Эме Людвиг Рихтер. Зимний Майссен на полотне Рихтера настолько очарователен, что трудно оторваться от восхитительного вида. Хотела бы я стоять на террасе, любоваться видом опустевшего вечернего городка и ощущать его домашнее тепло, обжитость домов и покой зимнего вечера.

Эрнст Фердинанд Эме Тихая ночь Мейсен зимой
Эрнст Фердинанд Эме. Тихая ночь (Мейсен зимой). 1832-1840. Альбертинум.
Невозможность свободы

Раздел “Невозможность свободы” представлен большой картиной Адольфа Ладюрнера “Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года”. Эта работа хранится в коллекции Государственного Исторического музея. Наконец я смогла внимательно её рассмотреть.

Адольф Ладюрнер. Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года.
Адольф Ладюрнер. “Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года”, 1852 год.

В Историческом музее картина висит очень высоко, её трудно оценить в деталях.

ГИМ. Экспозиция зала 31 об истории восстания декабристов.
ГИМ. Экспозиция зала 31 об истории восстания декабристов.

Полотно заказал император Николай I в подарок Преображенскому полку в честь 25-ой годовщины подавления восстания на Сенатской площади. Государь таким образом отблагодарил преображенцев, оставшихся верными царю в день восстания декабристов. Интересно, что Николай Павлович сам сделал карандашный набросок картины по памяти. Он и сам изображён на полотне приветствующим полк. Император стоит спиной к зрителю. Плотная шеренга солдат олицетворяет оплот государственной незыблемости.

Италия

Кто из романтиков не воспевал прекрасной Италии? Большой раздел выставки представляет восхитительные виды наследницы Римской империи. Один из пейзажей принадлежит кисти Людвига Рихтера.

Людвиг Рихтер. Вид от Байи на Капри
Людвиг Рихтер. “Вид от Байи на Капри”, 1834 г. Альбертинум.
Природа

Разделы “Италия”, “Родина”, “Природа” очень схожи по тематике полотен. Любопытно наблюдать схожие композиции у двух разных художников: Сильвестра Щедрина

Сильвестр Щедрин. Грот Матроманио у острова Капри
Сильвестр Щедрин. Грот Матроманио у острова Капри”, 1827, ГТГ, приобретено П.М.Третьяковым.

и Карла Вильгельма Гётцлоффа.

Карл Вильгельм Гётцлоф Грот у Амальфи
Карл Вильгельм Гётцлофф “Грот у Амальфи” 1828, Альбертинум
Детство

На картине немецкого мастера, написанной в Германии, странно видеть девушек в русских кокошниках и сарафанах. Героини написаны на фоне Дрездена.

Юлиус Фердинанд Вильгельм Заттлер. Портрет двух девочек, 1840-е, Эрмитаж

Предположительно, Заттлер изобразил своих учениц – дочерей русских дворян. Подобные национальные костюмы вошли в моду у русской знати после победы над Наполеоном. Мастер и сам вписал свой автопортрет в жанровую композицию. Его профиль виден справа.

Кабинет

Среди всех студий художников, мне приглянулся кабинет Алексея Гавриловича Венецианова, Федор Славянский сделал копию с картины Тыранова.

Фёдор Славянский. Кабинет художника А.Г.Венецианова.
Фёдор Славянский. Кабинет художника А.Г.Венецианова. Копия с картины А.В.Тыранова. ГТГ
Интерьер

Заброшенные развалины, покинутые храмы служили излюбленными сюжетами романтикам.

Карл Блехен. Руины готической церкви,
Карл Блехен. Руины готической церкви, 1826, Альбертинум.

Полотно “Руины готической церкви” Карл Блехен написал в Дрездене. В нём искусствоведы видят сильное влияние К.Д.Фридриха с его мрачными изображениями древних развалин.

Литература

В разделе “Литература” внимание привлекла “Психея” Хартмана.

Фердинанд Хартман. Психея
Фердинанд Хартман. Психея. 1797, Государственная галерея Штутгарта

Не пройти мимо работ Андрея (Андреса) Роллера. Немец по рождению, этот художник почти 40 лет он служил декоратором Императорских театров Санкт-Петербурга.

Андрей Роллер. Разрушенный замок Наины.
Андрей Роллер. Разрушенный замок Наины. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Андрей Роллер. Пещера Финна.
Андрей Роллер. Пещера Финна. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Религия

Самое большое полотно на выставке – копия Сикстинской Мадонны Рафаэля.

Алексей Марков. Мадонна со святыми Сикстом и Варварой.
Алексей Марков. Мадонна со святыми Сикстом и Варварой (Сикстинская Мадонна). 1832. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

В 1831 году совет Санкт-Петербургской академии художеств направил своего выпускника Алексея Тарасовича Маркова в Дрезден. Молодой мастер получил доступ в Дрезденскую галерею и выполнил копию Рафаэля. Академики одобрили работу и приобрели её для своего музея. Она хранится в научно-исследовательском музее при Российской академии художеств.

Александр Иванов

Творчество Александра Иванова показано в эскизах к его знаменитому “Явлению Мессии”, известному как “Явление Христа народу”. Для меня это была возможность лучше рассмотреть рабочие материалы к полотну. В Лаврушинском переулке они висят гораздо выше от уровня глаз посетителя, не всегда есть возможность подойти ближе. Меня заинтересовали голова Иоанна Крестителя

Александр Иванов. Голова Иоанна Крестителя
Александр Иванов. Голова Иоанна Крестителя, 1840-е, ГТГ

и голова путешественника, которого принято считать автопортретом мастера.

А.Иванов. Путешественник. Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии
А.Иванов. Путешественник. Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии”
Каспар Давид Фридрих

Иванов, Фридрих, Карус и Венецианов – это герои выставки романтиков, которым посвящены особые разделы. Работы Фридриха настолько впечатляющи, что им посвящен  отдельный обзор о творчестве мастера.

Каспар Давид Фридрих Двое мужчин, созерцающих луну.
Каспар Давид Фридрих
Двое мужчин, созерцающих луну. 1819-1820, Албертинум.
Карл Густав Карус

Большой раздел выставки посвящён Карлу Густаву Карусу. По образованию и профессии Карл Густав Карус был медиком, учёным. Писал научные труды по медицине, пользовал больных и весьма преуспел в их лечении. Среди его пациентов числились Великая княжна Елена Павловна и писатель Николай Васильевич Гоголь.
Но врачебная практика не мешала увлечению Каруса искусством. Занятия живописью помогали преодолевать ужасы наполеоновских войн, когда доктор был бессилен помочь раненым. В 1817 году Карус встретился с Карлом Давидом Фридрихом и стал его учеником.
Научные достижения своего времени Карл Густав Карус привнёс в теорию изобразительного искусства. Именно он ввёл понятие “бессознательного”. Мастер декларировал неразрывную связь восприятия разных состояний природы с психологией человека.

“Ключ к познанию сущности сознательной душевной жизни находится в сфере бессознательного”, – писал Карус.

Из всех работ Карла Густава Каруса меня заинтересовал один пейзаж.

Карл Густав Карус Три камня в Исполиновых горах
Карл Густав Карус “Три камня в Исполиновых горах”, 1826 г. Альбертинум, галерея Новых мастеров, Государственные художественные собрания Дрездена.

В 1820-х годах Карус отправился в Исполиновы горы следуя маршруту К.Д.Фридриха, где знаменитый мастер искал сюжеты своих картин. Карус позже назвал обнаруженные три камня (Тши-Турне) историческим прошлым Земли.

Романтизм. Личные приоритеты

Покажу несколько работ, которые понравились больше других.
“Вид на Дрезден” Фабера открывался из чердачного окна любимого загородного ресторана горожан. Главная тема картины – вид из открытого окна. В романтизме этот образ означал разомкнутость человеческой души, которая желает вырваться из заключения на свободу.

Карл Готфрид Траугот Фабер Вид на Дрезден,
Карл Готфрид Траугот Фабер Вид на Дрезден, 1824.
Альбертинум.

Поражают работы С.Щедрина,

Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе.
Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828. Приобретена П.М.Третьяковым, ГТГ

Куммера.

Карл Роберт Куммер Пейзаж с рыбаками на вечерней заре
Карл Роберт Куммер Пейзаж с рыбаками на вечерней заре. 1852. Альбертинум.

Полотно “Переправа у замка Шрекенштайн” Людвиг Рихтер описал так:

“Я был потрясён красотой тех мест, и, когда одним прекрасным утром переплывал на лодке Эльбу у Зебузайна, окрестности напомнили мне итальянские пейзажи. Тогда впервые пришла ко мне мысль: почему же ты продолжаешь искать вдалеке то, что можешь иметь под боком?”

Так родился этот чудный сюжет.

Людвиг Рихтер. Переправа у замка Шрекеншатйн
Людвиг Рихтер.
Переправа у замка Шрекенштайн, 1837, Альбертинум.

Из всех портретов я выделила изображение принцессы Амалии Августы Баварской. Й.К.Штилер, придворный художник короля Баварии Максимилиана I написал портрет дочери короля накануне её свадьбы с принцем Саксонии Иоганном. С портрета на смотрят живые умные глаза принцессы. Это та самая королева Саксонии, которую позже осудят за преследования протестантов.

Йозеф Карл Штилер Принцесса Амалия Августа Баварская
Йозеф Карл Штилер. Принцесса Амалия Августа Баварская, 1823, Албертинум.

Дни свои Амалия Августа

закончила в Дрезденской тюрьме, скончавшись от туберкулёза на 76-м году жизни.

Для разделов выставки “Свобода”, “Внутренний мир”, “Алексей Венецианов” иллюстраций не делала. Выставочные работы Алексея Венецианова представлены на постоянной экспозиции в ГТГ и хорошо знакомы. Оправдываюсь тем, что не собиралась делать подробный обзор выставки.

Не только Романтизм

Выставка – понятие временное. Но в Москве постоянно открыты основные экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском валу. В статье Экскурсия по Третьяковской галерее мы дали несколько советов о маршруте осмотра и особенностях музея.
Работы Каспара Давида Фридриха можно видеть в Государственном Эрмитаже и Пушкинском музее.
Мы также составили многочисленные статьи в помощь путешественникам. Предложим несколько:

  1. Как выбрать гостиницу в Москве – советы гида путешественникам.
  2. Как выбрать экскурсию по Москве – проанализировали предложения и отзывы, составили список самых достойных.
  3. Билеты в Кремль – как выбрать подходящий билет из разнообразия существующих.
  4. Круиз по Москва-реке на яхте Рэдиссон зимой и летом!

Все статьи мы снабжаем главой “Как добраться”. Советы как добраться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке найдёте в отдельной статье.

Билет в Третьяковскую галерею

Пушкинский музей. Входной билет

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею..

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь