“Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” – под таким названием в Москве прошла выставка работ русских и немецких художников-романтиков. В здании Новой Третьяковки на Крымском валу показали около 300 работ знаменитых немецких и русских живописцев: Каспара Давида Фридриха и Алексея Венецианова, Филиппа Отто и Александра Иванова, Рунге и Ореста Кипренского, Иоганна Овербека и Карла Брюллова, Эме, Щедрина, Рихтера. Список далеко не полон!
Романтизм в искусстве
Художественный стиль именуемый “Романтизмом” охватывает примерно 60 лет с конца XVIII до середины XIX века. Он пришёл на смену эпохе Просвещения и классицизму в культуре.
За более чем полвека в истории человечества произошло множество событий. Это и французская революция, завоевания Наполеона и низвержение императора, образование Германии и череда революционных выступлений в Европе.
Наука и промышленность тоже не стояли на месте: в это время появились пароход, паровоз, телеграф и фотография. Началась промышленная революция. Все эти события нашли отражение в живописи.
Время Просвещения ставило во главу угла человеческий разум. Романтизм утверждал культ чувств человека, их естественных проявлений. На первый план выходит природа и единение с ней человека. Мастера Романтизма обращались к образу «благородного дикаря». Он вооружен «народной мудростью» и его чувства и помыслы не испорчены цивилизацией.
Человек для художников романтиков – это целая вселенная, микрокосмос с богатейшим внутренним миром и индивидуальностью каждого. Во главу угла романтизм ставит жизнь души, внимание к индивидуальности человеческого характера. На первый план выходят качества, которые отличают одного человека от другого, даже, возможно, противостоят одиночеству романтического человека.
Романтизм зародился в Германии. Его предвестником стали сентиментализм в литературе и искусстве. Среди представителей этого направления выделяется множество французских художников: Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Испанец Франсиско Гойя, англичанин Уильям Тёрнер также являются представителями романтизма.
Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии”
Герой эпохи романтизма находится в вечном странствии. Его жизненный путь подобен лабиринту. Он блуждает по нему в поисках истины и только в конце своего пути достигает высшей цели и обретает внутреннюю свободу.
Выставка разделена на разделы, у каждого есть своё название. Каждый из представленных разделов олицетворяет отдельный этап в достижении внутренней свободы. Он отражает нелинейность и непредсказуемость человеческой жизни. Чётких границ у разделов-этапов нет, они перетекают один в другой. Осматривать выставку можно с любой её части. Для каждого раздела характерны свои художественные приемы.
Родина
Эрнст Фердинанд Эме учился сразу у двух блестящих немецких мастеров: Ю.К.Даля и К.Д.Фридриха. Эме взял всё лучшее у своих учителей. Его картины наполнены романтическим, иногда даже мистическим настроением и исполнены с выдающимся мастерством.
Город Майссен отнюдь не является родиной Эме. Но для художника этот город имел особое значение. В нём работал друг и учитель Эме Людвиг Рихтер. Зимний Майссен на полотне Рихтера настолько очарователен, что трудно оторваться от восхитительного вида. Хотела бы я стоять на террасе, любоваться видом опустевшего вечернего городка и ощущать его домашнее тепло, обжитость домов и покой зимнего вечера.
Невозможность свободы
Раздел “Невозможность свободы” представлен большой картиной Адольфа Ладюрнера “Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года”. Эта работа хранится в коллекции Государственного Исторического музея. Наконец я смогла внимательно её рассмотреть.
В Историческом музее картина висит очень высоко, её трудно оценить в деталях.
Полотно заказал император Николай I в подарок Преображенскому полку в честь 25-ой годовщины подавления восстания на Сенатской площади. Государь таким образом отблагодарил преображенцев, оставшихся верными царю в день восстания декабристов. Интересно, что Николай Павлович сам сделал карандашный набросок картины по памяти. Он и сам изображён на полотне приветствующим полк. Император стоит спиной к зрителю. Плотная шеренга солдат олицетворяет оплот государственной незыблемости.
Италия
Кто из романтиков не воспевал прекрасной Италии? Большой раздел выставки представляет восхитительные виды наследницы Римской империи. Один из пейзажей принадлежит кисти Людвига Рихтера.
Природа
Разделы “Италия”, “Родина”, “Природа” очень схожи по тематике полотен. Любопытно наблюдать схожие композиции у двух разных художников: Сильвестра Щедрина
и Карла Вильгельма Гётцлоффа.
Детство
На картине немецкого мастера, написанной в Германии, странно видеть девушек в русских кокошниках и сарафанах. Героини написаны на фоне Дрездена.
Предположительно, Заттлер изобразил своих учениц – дочерей русских дворян. Подобные национальные костюмы вошли в моду у русской знати после победы над Наполеоном. Мастер и сам вписал свой автопортрет в жанровую композицию. Его профиль виден справа.
Кабинет
Среди всех студий художников, мне приглянулся кабинет Алексея Гавриловича Венецианова, Федор Славянский сделал копию с картины Тыранова.
Интерьер
Заброшенные развалины, покинутые храмы служили излюбленными сюжетами романтикам.
Полотно “Руины готической церкви” Карл Блехен написал в Дрездене. В нём искусствоведы видят сильное влияние К.Д.Фридриха с его мрачными изображениями древних развалин.
Литература
В разделе “Литература” внимание привлекла “Психея” Хартмана.
Не пройти мимо работ Андрея (Андреса) Роллера. Немец по рождению, этот художник почти 40 лет он служил декоратором Императорских театров Санкт-Петербурга.
Религия
Самое большое полотно на выставке – копия Сикстинской Мадонны Рафаэля.
В 1831 году совет Санкт-Петербургской академии художеств направил своего выпускника Алексея Тарасовича Маркова в Дрезден. Молодой мастер получил доступ в Дрезденскую галерею и выполнил копию Рафаэля. Академики одобрили работу и приобрели её для своего музея. Она хранится в научно-исследовательском музее при Российской академии художеств.
Александр Иванов
Творчество Александра Иванова показано в эскизах к его знаменитому “Явлению Мессии”, известному как “Явление Христа народу”. Для меня это была возможность лучше рассмотреть рабочие материалы к полотну. В Лаврушинском переулке они висят гораздо выше от уровня глаз посетителя, не всегда есть возможность подойти ближе. Меня заинтересовали голова Иоанна Крестителя
и голова путешественника, которого принято считать автопортретом мастера.
Каспар Давид Фридрих
Иванов, Фридрих, Карус и Венецианов – это герои выставки романтиков, которым посвящены особые разделы. Работы Фридриха настолько впечатляющи, что им посвящен отдельный обзор о творчестве мастера.
Карл Густав Карус
Большой раздел выставки посвящён Карлу Густаву Карусу. По образованию и профессии Карл Густав Карус был медиком, учёным. Писал научные труды по медицине, пользовал больных и весьма преуспел в их лечении. Среди его пациентов числились Великая княжна Елена Павловна и писатель Николай Васильевич Гоголь.
Но врачебная практика не мешала увлечению Каруса искусством. Занятия живописью помогали преодолевать ужасы наполеоновских войн, когда доктор был бессилен помочь раненым. В 1817 году Карус встретился с Карлом Давидом Фридрихом и стал его учеником.
Научные достижения своего времени Карл Густав Карус привнёс в теорию изобразительного искусства. Именно он ввёл понятие “бессознательного”. Мастер декларировал неразрывную связь восприятия разных состояний природы с психологией человека.
“Ключ к познанию сущности сознательной душевной жизни находится в сфере бессознательного”, – писал Карус.
Из всех работ Карла Густава Каруса меня заинтересовал один пейзаж.
В 1820-х годах Карус отправился в Исполиновы горы следуя маршруту К.Д.Фридриха, где знаменитый мастер искал сюжеты своих картин. Карус позже назвал обнаруженные три камня (Тши-Турне) историческим прошлым Земли.
Романтизм. Личные приоритеты
Покажу несколько работ, которые понравились больше других.
“Вид на Дрезден” Фабера открывался из чердачного окна любимого загородного ресторана горожан. Главная тема картины – вид из открытого окна. В романтизме этот образ означал разомкнутость человеческой души, которая желает вырваться из заключения на свободу.
Поражают работы С.Щедрина,
Куммера.
Полотно “Переправа у замка Шрекенштайн” Людвиг Рихтер описал так:
“Я был потрясён красотой тех мест, и, когда одним прекрасным утром переплывал на лодке Эльбу у Зебузайна, окрестности напомнили мне итальянские пейзажи. Тогда впервые пришла ко мне мысль: почему же ты продолжаешь искать вдалеке то, что можешь иметь под боком?”
Так родился этот чудный сюжет.
Из всех портретов я выделила изображение принцессы Амалии Августы Баварской. Й.К.Штилер, придворный художник короля Баварии Максимилиана I написал портрет дочери короля накануне её свадьбы с принцем Саксонии Иоганном. С портрета на смотрят живые умные глаза принцессы. Это та самая королева Саксонии, которую позже осудят за преследования протестантов.
Дни свои Амалия Августа
закончила в Дрезденской тюрьме, скончавшись от туберкулёза на 76-м году жизни.
Для разделов выставки “Свобода”, “Внутренний мир”, “Алексей Венецианов” иллюстраций не делала. Выставочные работы Алексея Венецианова представлены на постоянной экспозиции в ГТГ и хорошо знакомы. Оправдываюсь тем, что не собиралась делать подробный обзор выставки.
Не только Романтизм
Выставка – понятие временное. Но в Москве постоянно открыты основные экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском валу. В статье Экскурсия по Третьяковской галерее мы дали несколько советов о маршруте осмотра и особенностях музея.
Работы Каспара Давида Фридриха можно видеть в Государственном Эрмитаже и Пушкинском музее.
Мы также составили многочисленные статьи в помощь путешественникам. Предложим несколько:
- Как выбрать гостиницу в Москве – советы гида путешественникам.
- Как выбрать экскурсию по Москве – проанализировали предложения и отзывы, составили список самых достойных.
- Билеты в Кремль – как выбрать подходящий билет из разнообразия существующих.
- Круиз по Москва-реке на яхте Рэдиссон зимой и летом!
Все статьи мы снабжаем главой “Как добраться”. Советы как добраться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке найдёте в отдельной статье.