Продолжение. Начало в статье “Палаты бояр Романовых – I”.
Палаты бояр Романовых. Первая комната музея. Подклет дома
1.Макет. Предположительно, так выглядели палаты после восстановления в 1674 году, ведь за 6 лет до этого дом сильно пострадал во время пожара 1668 года.
Следует показать красное крыльцо, по нему поднимаются посетители, чтобы войти в музей.
Хозяином дома был Никита Романович Захарьин-Юрьев, царский шурин, брат царицы, первой жены Ивана IV. К сожалению его изображение не сохранилось. Следующим владельцем дома был Фёдор Никитич Романов.
2.На стене справа от “Годунова чертежа” Москвы висит рисунок – это портрет Ф.Н.Романова. Рядом – портрет его жены Ксении Шестовой в иноческом одеянии.
Знатную семью Романовых заподозрили в колдовстве, в желании извести царя. Был учинён сыск и в доме одного из Романовых (Александра Никитича) обнаружили некие корешки. Этого было достаточно, чтобы доказать виновность подозреваемых. Фёдор Никитич и его жена были вынуждены принять иноческий постриг. Инокиню Марфу сослали в Заонежский монастырь. Закончила свои дни она в Москве, жила в Кремле в Вознесенском женском монастыре, там же и была похоронена. Фёдор Никитич был образованным и уважаемым человеком. Он пережил царя Бориса Годунова, был в фаворе у следующих властителей, быстро продвинулся по религиозной иерархической лестнице и стал Патриархом Филаретом. (Подробнее о Романовых в первой части публикации).
3.Портрет Ф.Н.Романова в зрелом возрасте, в его бытность патриархом, расположен на противоположной плану Москвы стене.
4.Сына Фёдора Никитича и Ксении Ивановны Шестовой (инокини Марфы) Михаила Фёдоровича в 1613 году избрали на царство, он стал первым царём династии Романовых.
Его портрет находится над изображением родителей.
5. “Годунов чертёж” Москвы. В начале XVII века Москва выглядела так, как показано на этом плане. На ней легко увидеть Кремль, Китай город, район Зарядья, Белый город и Земляной город.
Одна из версий происхождения слова Китай-город связано с названием деревянных свай, которыми удерживали земляную насыпь. Чтобы высокий земляной оборонительный вал не осыпался, его укрепляли частоколом – сваями, между которых переплетали прутья. Такое укрепление называлось китай-город. При Елене Глинской построили кирпичные стены Китай-города, строил их архитектор Петрок Малый.
6.Рядом с планом находится увеличенный фрагмент, на котором обозначена усадьба бояр Романовых.
7. На стене справа от входа можно обратить внимание на рисунок – так в XVII веке выглядела одна из улиц Москвы.
Дома стояли плотно друг к другу, но у каждого дома был свой двор. На дворе стояли нежилые постройки – баня, ледник, кухня. Русские всегда блюли чистоту душевную и телесную. Приезжавшие из Европы послы и купцы всегда отмечали, что на западе нет культуры соблюдения личной гигиены. Русские послы писали про Людовика XIV (Короля-Солнце), что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали странными людьми за то, что те слишком часто ходили в баню.
На этом же рисунке же показаны некоторые городские ремёсла.
8.В маленькой витрине показаны монеты того времени – самая крупная – копейка, на ней изображён всадник с копьём. Монетки поменьше – деньга и полушка.(Снимка нет).
9.В этом районе города, в основном, селилась знать. На стене мы видим изображение боярина – знатного служилого человека.
Он одет в шубу. В средние века шубы носили мехом внутрь и использовали очень дорогие меха – соболь, куницу, норку, даже горностая. Сверху шубу покрывали дорогой тканью. Украшением служили пуговицы. Величина пуговиц иногда достигала размеров куриного яйца. Но голове носили высокую меховую шапку. Сапоги были на довольно высоком каблуке. В зазор между каблуком и подошвой свободно проходила крупная слива.
Экспозицию этого зала при желании можно поменять. (Это могут сделать лишь штатные экскурсоводы). При повороте ручки изображения меняются и появляется фрагмент из Лицевого летописного свода, где можно видеть царский пир и свадьбу – в центре изображены жених и невеста. Показана средневековая школа. Далее можно рассмотреть различные ремёсла – перепись книг, кузницу, где чеканят монеты, иконописца, литьё колокола, портного, сапожника, гончара, каменщика, ювелира, в верхнем углу видно, как крестьяне жнут рожь.
Лицевой летописный свод меняется на план Москвы XVIII века. Он отличается от первоначального плана, который представлен на постоянной экспозиции – на нём мы видим Петровские бастионы, построенные во время Северной войны, когда существовала опасность шведского вторжения в Первопрестольную.
Далее видим панораму Москвы XVIII века, на которой изображены Кремль и Китай-город, слева виден Большой Каменный мост, а на месте Большого Москворецкого моста – т.н. “живой”, т.е. наплавной мост.
Это помещение является подклетом. По стенам могли стоять лавки, где слуги ожидали поручений. Также здесь находится печь. Пищу здесь не готовили, могли только разогревать перед подачей на стол. В Москве долгое время действовал царский указ, запрещающий топить печи в летнее время под угрозой сурового наказания – своеобразная противопожарная мера.
В маленькой нише под печью мы видим немного крупы в мисочках. Люди были очень суеверны. Днём ходили в церковь, верили в Спасителя, Божию Матерь, молились святым. С наступлением ночи верили в леших и домовых. Для того, чтобы задобрить домашнего духа – домового, оставляли ему угощение – немного еды.
Переходим в следующее помещение
Палаты бояр Романовых. Кирпичный подвал
В подвале сохранился кирпичный свод XVI века времён Ивана Грозного. Всю конструкцию свода можно хорошо рассмотреть.
В этом помещении могли хранить некоторые продукты. Основные запасы держали в ледниках, а в подвалах находился небольшой запас продовольствия и крупы.
На стене висит плетёная сумка. Если люди отправлялись в путь или на службу, то запас еды с собой брали в таких сумках.
В корзинах хранили фрукты. В железных (медных) чашах с носиком (ендова) подавали горячие напитки. Чай до XVII века не был широко распространён ни на Руси, ни в Европе. В качестве горячего напитка у нас подавали сбитень – настоенный на травах и пряностях напиток с мёдом и добавлением небольшого количества виноградного вина.
Деревянная чаша – капкарь служила для холодных напитков (кваса или студёного взвара). В ступе толкли крупу. Также в ней отделяли зёрна от шелухи, например гречиху. Сухие зёрна хорошо отшелушивались. Потом зерно вместе с шелухой высыпали в деревянные блюда, выносили на улицу и ветер выдувал ненужную шелуху.
В бочках (кадках) хранили соленья. Соль была единственным известным консервантом. Солили овощи, фрукты, мясо, рыбу.
У стены стоит светец. Как правило, знатные бояре в подвал не спускались, поэтому внизу на дорогие свечи не тратились. Светили подвальные комнаты лучиной, помещали её в своеобразную подставку с подносом, куда наливали воду.
Задачей боярина было преумножение своих богатств. Где он хранил накопленное добро посмотрим в следующем зале.
Казна
В этом помещении обратим внимание на белокаменный свод. Это самое древнее помещение палат, датируется XV веком. Из такого же белого камня в конце XIV века выстроили белокаменную стену Московского Кремля.
Деньги в домах знати хранили в холщовых мешках. Но богатство исчислялось не только монетами. Посуда для пира стоила немалых денег и тоже служила мерой достатка. К богатству относилась и “мягкая рухлядь” – так на Руси называли меха. У стены стоит сундук с мехами.
Меха стоило хранить особенно бережно – следить за влажностью помещения, чтобы в сундук не забралась моль, просушивать одежду, выжаривать на солнце.
Непременным атрибутом каждого знатного человека было оружие – холодное и огнестрельное. Ведь в любую минуту великий князь или царь мог призвать его в военный поход и слуга государев должен был явиться на сбор «конным, людным и оружным». Есть версия, что слово “боярин” происходит от слова «бой».
На экспозиции присутствует как холодное (стоит у стены), так и огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие появилось примерно в одно и тоже время в Европе и Московии – в XIV веке. Секрет изготовления пороха пришёл к нам из Персии. К XVII веку оно усовершенствовалось, в коллекции музея представлены ружья и пистолеты, они лежат на сундуке.
Рядом с ружьями и пистолетами представлены кошель и пороховница – порох нужно было держать сухим, поэтому о нём особенно заботились.
У стены стоит прапор – прообраз знамени. На прапоре изображён герб Романовых.
На этом осмотр подсобных помещений завершён, для продолжения осмотра надо подняться вверх по лестнице в жилую часть здания.
Красное крыльцо. Палаты бояр Романовых
В каждом знатном доме того времени существовали мужские и женские половины. Мы идём в мужскую половину по Красному крыльцу. На макете в первом зале хорошо было видно, что в старину оно было открытым. На левой стене окна украшены наличниками, напоминая о том, что когда-то здесь была внешняя стена палат.
На ночь окна закрывали ставнями, днём их открывали и в комнатах было светло. Ф.Ф.Рихтер решил сделать крыльцо закрытым.
Трапезная или столовая палата. Палаты бояр Романовых
Трапезная или столовая палата – самое красивое помещение дома. Орнамент потолка был взят из рисунков украшений царских грамот. В основном узор состоит из растительного орнамента.
В элементах ясно читается виноград, вишни, крыжовник, лимон и ананасы. Последние отнюдь не считались чем-то очень диковинным – и лимоны и ананасы выращивали в теплицах, в висячих садах в Москве.
В центре потолка под люстрой (паникадилом) находится государственный герб – двуглавый орёл.
На стене видны изображения грифонов – герба рода Романовых.
Будучи царским воеводой, Никита Романович служил в Пернау или Пернове, современный Пярну (Эстония). Ему очень понравился герб города и он присвоил себе такой символ. Также на стенах и сводах присутствуют монограммы – переплетённые буквы МФР (Михаил Фёдорович Романов).
Обратим внимание на кресло для хозяина, которое стоит в дальнем углу.
Почему его не поместили ближе к двери, на противоположной стороне стола? Потому что оно стоит в самом почётном, сакральном месте – под иконами, в Красном углу.
За столом гости размещались в соответствии со строжайшей иерархией. Наиболее важные гости садились рядом с хозяином, причём место по правую руку было более почётным, чем по левую.
Палаты бояр Романовых. Посуда
Отдельными тарелками пользовались только хозяин и особые гости. Все остальные ели из общего блюда. Ложки каждый носил при себе, таков был обычай. На поясе крепился специальный длинный кошель, где всегда при себе держали ложку. Нож и вилку в то время широко не использовали, хоть и знали о них.
У боярина могло быть около сорока перемен блюд (у царя – более 100). Начинался пир около полудня. Заканчивался вечером. Во время пира можно было и объесться, сползти с лавки. Тогда гостя выводили ненадолго на улицу, чтобы он пришёл в себя. Часов тогда не было и время наблюдали по свету за окошком. Когда начинало темнеть, гости благодарили хозяина, прощались и уходили.
На столе представлена посуда для ежедневной, будничной трапезы из олова и меди. Известно, что несколько раз гостем Никиты Романовича был сам царь Иван Грозный. Это редкий случай, когда монарх снисходил до визита хоть и к знатному, хоть и к родственнику (шурину), но к боярину, служилому человеку. Это говорит о том, насколько был уважаем Никита Романович Захарьин-Юрьев. Когда принимали царя, то стол сервировали драгоценной посудой – она представлена в застеклённой витрине (поставце). Ножи и вилки впервые появились в Византии в XII веке. С их помощью вкушали фрукты. В Европу вилка с ножом пришли в XV веке. В Московии в домах знати их стали применять к XVII веку.
В той же витрине представлен наградной ковш.
Говоря современным языком Никита Романович был «орденоносцем», чем немало гордился. В старину награждали не орденами, которых просто не было, а драгоценной посудой русской и иноземной работы. Предметом гордости были и часы – они стоили баснословных денег, часы, представленные в экспозиции, сделали в Нюрнберге.
Интересен шкаф со слюдяными окошками средневековой русской работы.
Если в доме не случалось долгого обильного пира, то день боярина по обычаю начинался рано. Кроме государственной службы у хозяина дома было много личных дел по управлению хозяйством. Решать их удобно в кабинете.
К трапезной палате примыкают две небольшие комнаты – кабинет и библиотека. Логичнее начинать осмотр с кабинета.
Из трапезной палаты проходим в маленькую комнату справа от входа.
Окончание в следующей части.
Палаты бояр Романовых – I
Палаты бояр Романовых – III
Источники:
Рассказ штатного экскурсовода в музее “Палаты бояр Романовых”.
Г.К.Шуцкая “Палаты бояр Романовых”. Филиал Государственного Исторического музея. М., 2000 г.
Наши экскурсии:
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве