
В 2021 году в музее Русского импрессионизма Москвы прошла выставка “Авангард: на телеге в XXI век”. Творчество Александра Родченко было представлено на выставке несколькими ранними работами.

Экскурсия с билетом по Новой Третьковке.
Выставка русского авангарда
В 1921 году Александр Михайлович Родченко и Василий Васильевич Кандинский с энтузиазмом поддержали идею выставки работ художников авангарда.

Оба мастера служили в музейном отделе комиссариата просвещения, и без их согласия выставка вряд ли бы состоялась.
Александр Михайлович отобрал и лично передал устроителям пять своих полотен. Каждое из них иллюстрировало отдельный этап его творчества.

Александр Родченко и Пабло Пикассо
Два ярких полотна Александра Родченко называются «Женская фигура» и «Девушка с цветком. Здесь мастер отдал дань французскому кубизму.
Скорее всего, Родченко видел кубистические картины Пабло Пикассо в доме коллекционера Сергея Щукина. Собиратель показал публике свои приобретения в 1915 году.

«Девушка с цветком» по сюжету напоминает «Дриаду» Пикассо.


«Женская фигура» отсылает к «Танцу с покрывалами» великого испанского мастера.


Найденный эскиз
Эскиз декорации Родченко, написанный в 1915 году, это находка выставки. Об этом эскизе не знали даже наследники мастера, потому что Родченко передал его на выставку лично, и в документах музейного бюро она не значилась.

Александр Родченко. “Линии на зелёном”
Обращает на себя внимание большое полотно Родченко «Линии на зелёном».

Художник разработал свой собственный стиль, который назвал «линиизмом», подобно тому, как Ларионов работал в стиле «лучизм».

Многие авангардисты писали теоретические труды, объясняя свои идеи, и Родченко отмечал, что линия – это скелет, основа всей жизни.
«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез. Таким образом, линия победила всё и уничтожила последние цитадели живописи – цвет, тон, фактуру и плоскость. На живопись линия поставила красный крест» – писал Родченко.

“Чёрное на чёрном”. Родченко и Малевич
На выставке представили работу Родченко «Чёрное на чёрном». Она изображает чёрную вытянутую на весь холст геометрическую фигуру на тёмном фоне.

Супруга Родченко, Варвара Степанова вспоминала, что эту работу показывали в 1919 году на выставке «Беспредметное искусство и супрематизм» в Москве.
По сути, та выставка превратилась в своеобразное соревнование Малевича и Родченко. Малевич выставил белые фигуры на белом фоне, а Родченко – чёрные предметы на чёрном заднике.

Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк
Несколько работ Александра Родченко в стиле линиизма можно видеть в коллекции Пушкинского музея.


Степанова отмечала, что теперь картина стала самоцелью и живопись пошла по новому пути. Варвара Степанова была единомышленницей Родченко, его соратником, коллегой по цеху и единственно женой художника.
Несколько полотен Варвары Степановой рассмотрим в отдельном обзоре.
Многие работы Родченко хранятся в Новой Третьяковке – Третьяковской галерее на Крымском валу. Его экспозицию удобно осматривать с аудиогидом. В стоимость включён билет в музей.
Экскурсия с билетом по Новой Третьковке. от WeGoTrip.
Статья опубликована в видео-записи на нашем канале в you-tube.