Александр Родченко

0
647
Родченко. Девушка с цветком.
А.Родченко. "Девушка с цветком".

В 2021 году в музее Русского импрессионизма Москвы прошла выставка “Авангард: на телеге в XXI век”. Творчество Александра Родченко было представлено на выставке несколькими ранними работами.

Александр Родченко
Александр Родченко.

Экскурсия с билетом по Новой Третьковке.

Выставка русского авангарда

В 1921 году Александр Михайлович Родченко и Василий Васильевич Кандинский с энтузиазмом поддержали идею выставки работ художников авангарда.

Василий Кандинский
Василий Кандинский.

Оба мастера служили в музейном отделе комиссариата просвещения, и без их согласия выставка вряд ли бы состоялась.

Александр Михайлович отобрал и лично передал устроителям пять своих полотен. Каждое из них иллюстрировало отдельный этап его творчества.

На выставке
Стенд на выставке “Авангард: на телеге в XXI век”.

Александр Родченко и Пабло Пикассо

Два ярких полотна Александра Родченко называются «Женская фигура» и «Девушка с цветком. Здесь мастер отдал дань французскому кубизму.
Скорее всего, Родченко видел кубистические картины Пабло Пикассо в доме коллекционера Сергея Щукина. Собиратель показал публике свои приобретения в 1915 году.

Пабло Пикассо Портрет Амбруаза Воллара.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 год. ГМИИ им.Пушкина, Москва.

«Девушка с цветком» по сюжету напоминает «Дриаду» Пикассо.

Родченко. Девушка с цветком.
“Девушка с цветком”. 1915 – 1916. Музей изобразительных искусств Татарстана.
Пабло Пикассо Дриада
Пабло Пикассо “Дриада” или “Обнажённая в лесу”. 1908, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Женская фигура» отсылает к «Танцу с покрывалами» великого испанского мастера.

А.Родченко Женская фигура
А.Родченко “Женская фигура”, 1915 год. Картон, темпера, лак. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Пикассо. Танец с покрывалами
Пабло Пикассо. “Танец с покрывалами”, 1907. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Найденный эскиз

Эскиз декорации Родченко, написанный в 1915 году, это находка выставки. Об этом эскизе не знали даже наследники мастера, потому что Родченко передал его на выставку лично, и в документах музейного бюро она не значилась.

А.Родченко. Эскиз декорации
А.Родченко. Эскиз декорации 1915 г.

Александр Родченко. “Линии на зелёном”

Обращает на себя внимание большое полотно Родченко «Линии на зелёном».

А.Родченко "Линии на зелёном", № 92
А.Родченко “Линии на зелёном”, № 92, 1919 г. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых.

Художник разработал свой собственный стиль, который назвал «линиизмом», подобно тому, как Ларионов работал в стиле «лучизм».

Ларионов. Голова быка.
Ларионов. Голова быка, лучизм. 1912, ГТГ

Многие авангардисты писали теоретические труды, объясняя свои идеи, и Родченко отмечал, что линия – это скелет, основа всей жизни.

«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез. Таким образом, линия победила всё и уничтожила последние цитадели живописи – цвет, тон, фактуру и плоскость. На живопись линия поставила красный крест» – писал Родченко.

Конструкция на жёлтом фоне
А.Родченко. “Конструкция на жёлтом фоне (№89)2 из серии Линиизм, 1919 год. В ГМИИ с 1992 года. дар семьи художника.

“Чёрное на чёрном”. Родченко и Малевич

На выставке представили работу Родченко «Чёрное на чёрном». Она изображает чёрную вытянутую на весь холст геометрическую фигуру на тёмном фоне.

А.Родченко "Чёрное на чёрном, № 82
А.Родченко “Чёрное на чёрном, № 82”, 1918 г. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых.

Супруга Родченко, Варвара Степанова вспоминала, что эту работу показывали в 1919 году на выставке «Беспредметное искусство и супрематизм» в Москве.

По сути, та выставка превратилась в своеобразное соревнование Малевича и Родченко. Малевич выставил белые фигуры на белом фоне, а Родченко – чёрные предметы на чёрном заднике.

Малевич Белое на белом.
К. С. Малевич
Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Несколько работ Александра Родченко в стиле линиизма можно видеть в коллекции Пушкинского музея.

А.Родченко. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки
А.Родченко. Композиция №106 (на чёрном).
А.Родченко. Композиция №106 (на чёрном). В ГМИИ с 1992. Дар семьи художника.

Степанова отмечала, что теперь картина стала самоцелью и живопись пошла по новому пути. Варвара Степанова была единомышленницей Родченко, его соратником, коллегой по цеху и единственно женой художника.

Несколько полотен Варвары Степановой рассмотрим в отдельном обзоре.

Многие работы Родченко хранятся в Новой Третьяковке – Третьяковской галерее на Крымском валу. Его экспозицию удобно осматривать с аудиогидом. В стоимость включён билет в музей.

Экскурсия с билетом по Новой Третьковке. от WeGoTrip.

Статья опубликована в видео-записи на нашем канале в you-tube.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь