Ипполит Робийар в собрании Калужского художественного музея

0
311
Портреты кисти И.Робийара
Портреты кисти И.Робийара

В одном из залов Калужского музея изобразительных искусств невозможно равнодушно пройти мимо двух портретов кисти одного французского художника. Его имя – Ипполит Робийар (Robillard).

И.Робийар Портрет неизвестной. 1855
И.Робийар Портрет неизвестной. 1855

Ипполит Робийар

Робийар вполне может претендовать на статус русского художника, хотя образование он получил во Франции.
Во второй четверти XIX века на его работы в парижском салоне обратил внимание русский император Николай I и пригласил довольно молодого мастера в Санкт-Петербург. По другой версии приглашение в Россию мастер получил от коллеги и соплеменника Гойи-Дефонтена. Он позвал Робийара для создания литографической галереи сокровищ Эрмитажа.

Робийар много работал в столице империи и даже получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

Об Ипполите Робийаре известно немного. Его полотна можно видеть в музеях Москвы (никогда не обращала внимание на это имя), Санкт-Петербурга, Рязани, Ульяновска, Харькова. Работы Робийара трудно атрибутировать. Ведь мастер не всегда подписывал свои картины. Но если искусствоведы обнаруживают работу, выполненную пастелью на бумаге в середине XIX столетия, они в первую очередь проверяют, а не Робийар ли её написал. Ведь известно, что холсту и маслу маэстро предпочитал бумагу и пастель.

Портрет неизвестной. 1855 год

Два изумительных женских портрета в овальных рамах кисти Робийара представлены в Калужском музее изобразительных искусств. Выше я показала портрет дамы с голубым бантом. Прежде ошибочно считали, что это портрет графини Ди-Бари-Гаушь.

И.Робийар Портрет неизвестной. 1855
И.Робийар Портрет неизвестной. 1855

Оба портрета – блестящие образцы салонного европейского портретного искусства. Их создала опытная рука французского мастера. Ему не отказать в виртуозном владении сложной художественной техникой.

В портрете художник прекрасно передал пластику модели. Дама нежна и естественна в своём полуобороте. Кажется, что она непринуждённо беседовала и вдруг обернулась на зов. Она спокойна и уверена в своём очаровании, в глазах – ни скуки, ни тоски, а только чуть лукавый огонёк и губы едва тронуты намёком на полуулыбку.

И.Робийар Портрет неизвестной. Середина XIX века

Второй портрет в музее негласно называют “Дама в розовом”. Здесь тоже не обошлось без ошибок. Даму долгое время ошибочно считали изображением супруги Николая I, императрицы Александры Фёдоровны. (Да, да, прабабушку Николая II тоже звали Александрой Фёдоровной, как и его жену).

И.Робийар Портрет неизвестной. Середина XIX в
И.Робийар Портрет неизвестной. Середина XIX века.

Об этом портрете можно смело применить те же выражения, что я употребила выше. Та же нежность взгляда, спокойствие, уверенность и лёгкая полуулыбка на губах. Только написана дама почти в анфас, в 3/4 поворота.

Портрет неизвестной
Фото с сайта Калужского музея изобразительных искусств

Колорит портретов построен на гармоничном сочетании светлых и тёмных тонов. А знаете, что ещё объединяет эти два лица? Как часто хочется сравнить картину с фотографией и тем самым глубоко обидеть художника и не понять самой сути отличия живописи и фотографии. Но здесь всё не так. В этих портретах как раз очень заметно влияние фотографии. Ведь фотограф, желая приблизить снимок к портрету, посадит моделей именно так, как мы увидели на двух полотнах.

Портреты кисти И.Робийара
Портреты кисти И.Робийара

Причин такой близости портрета и фотографии было две.

Во-первых, в середине позапрошлого века фотография только-только входила в моду и часто оставалась столь же труднодоступной большинству населения, как и элитарная портретная живопись.
Во вторых, художник в конце 1850-х годов сам занялся фотографией. Предприятие было успешным, но не всегда окупало затраты. Газета “Петербургский листок” 1865 года сообщила:

«Одна из первых и лучших фотографий на днях закрылась, но не по недостатку заказов и посетителей, к которым принадлежало лучшее общество. Члену Императорской Академии художеств г. Робийяру, как известному живописцу, вероятно, наскучило конкурировать с прочими, и он прекратил фотографические занятия, к большому сожалению публики и своих сотрудников. Это сожаление заявляем и мы».

Никанор Иванович Васильев

Как же эти портреты оказались в собрании музея? Тут надо вспомнить имя калужского благотворителя, мецената, собирателя Никанора Ивановича Васильева. Его предки были крепостными. Сам Никанор Иванович окончил медицинский факультет Московского университета и служил врачом в городах Калужской губернии: Боровске, Жиздре, Медыни, Боровске. Увлёкся собирательством.
В 1905 году составил завещание:

«Вместе с домом и землею завещаю находящиеся в доме художественные предметы, а именно картины, мраморные и бронзовые статуи по особо составленной мною описи, которые должны послужить к устройству художественного музея и при нем художественно-промышленных классов».

Умер Никанор Иванович Васильев в феврале 1917 года. А в 1918-м году в Калуге открылась художественная галерея. В которой мы и увидели эти два удивительных портрета. А Калужскому музею стоит присвоит имя Васильева. Нет?

Ипполит Робийар в ГМИИ

Несколько работ Робийара есть в собрании Государственного Эрмитажа. Также в коллекции музея хранятся фотографии, выполненные Робийаром, в том числе его объективу принадлежат фотопортреты императоров и Великих князей.

Ателье И.Робийара. Портрет ЕИВ Александра II с сыном Павлом
Ателье И.Робийара. Портрет ЕИВ Александра II с сыном Павлом Александровичем.

В коллекции ГМИИ имени Пушкина хранится натюрморт художника с тетеревами.

И.Робийар Натюрморт с двумя тетеревами
И.Робийар Натюрморт с двумя тетеревами, 1871 год. ГМИИ им.Пушкина.

На полотне Робийар создает иллюзию объема, его натюрморт сближается с жанром «обманки». Мастер правдиво передает цвет и фактуры предметов. Кажется, что натюрморт написан под влиянием живописи малых голландцев XVII столетия. Но вполне возможно, что художник опирался на полотна французских живописцев начала XVIII века, в частности «Натюрморт с уткой, подвешенной за ногу» Ж.Б.С. Шардена.

В натюрморте с двумя тетеревами Робийар очень точно имитирует предметы, стараясь приблизить два жанра – живопись и фотографию.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь