В одном из залов Калужского музея изобразительных искусств невозможно равнодушно пройти мимо двух портретов кисти одного французского художника. Его имя – Ипполит Робийар (Robillard).
Ипполит Робийар
Робийар вполне может претендовать на статус русского художника, хотя образование он получил во Франции.
Во второй четверти XIX века на его работы в парижском салоне обратил внимание русский император Николай I и пригласил довольно молодого мастера в Санкт-Петербург. По другой версии приглашение в Россию мастер получил от коллеги и соплеменника Гойи-Дефонтена. Он позвал Робийара для создания литографической галереи сокровищ Эрмитажа.
Робийар много работал в столице империи и даже получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.
Об Ипполите Робийаре известно немного. Его полотна можно видеть в музеях Москвы (никогда не обращала внимание на это имя), Санкт-Петербурга, Рязани, Ульяновска, Харькова. Работы Робийара трудно атрибутировать. Ведь мастер не всегда подписывал свои картины. Но если искусствоведы обнаруживают работу, выполненную пастелью на бумаге в середине XIX столетия, они в первую очередь проверяют, а не Робийар ли её написал. Ведь известно, что холсту и маслу маэстро предпочитал бумагу и пастель.
Портрет неизвестной. 1855 год
Два изумительных женских портрета в овальных рамах кисти Робийара представлены в Калужском музее изобразительных искусств. Выше я показала портрет дамы с голубым бантом. Прежде ошибочно считали, что это портрет графини Ди-Бари-Гаушь.
Оба портрета – блестящие образцы салонного европейского портретного искусства. Их создала опытная рука французского мастера. Ему не отказать в виртуозном владении сложной художественной техникой.
В портрете художник прекрасно передал пластику модели. Дама нежна и естественна в своём полуобороте. Кажется, что она непринуждённо беседовала и вдруг обернулась на зов. Она спокойна и уверена в своём очаровании, в глазах – ни скуки, ни тоски, а только чуть лукавый огонёк и губы едва тронуты намёком на полуулыбку.
И.Робийар Портрет неизвестной. Середина XIX века
Второй портрет в музее негласно называют “Дама в розовом”. Здесь тоже не обошлось без ошибок. Даму долгое время ошибочно считали изображением супруги Николая I, императрицы Александры Фёдоровны. (Да, да, прабабушку Николая II тоже звали Александрой Фёдоровной, как и его жену).
Об этом портрете можно смело применить те же выражения, что я употребила выше. Та же нежность взгляда, спокойствие, уверенность и лёгкая полуулыбка на губах. Только написана дама почти в анфас, в 3/4 поворота.
Колорит портретов построен на гармоничном сочетании светлых и тёмных тонов. А знаете, что ещё объединяет эти два лица? Как часто хочется сравнить картину с фотографией и тем самым глубоко обидеть художника и не понять самой сути отличия живописи и фотографии. Но здесь всё не так. В этих портретах как раз очень заметно влияние фотографии. Ведь фотограф, желая приблизить снимок к портрету, посадит моделей именно так, как мы увидели на двух полотнах.
Причин такой близости портрета и фотографии было две.
Во-первых, в середине позапрошлого века фотография только-только входила в моду и часто оставалась столь же труднодоступной большинству населения, как и элитарная портретная живопись.
Во вторых, художник в конце 1850-х годов сам занялся фотографией. Предприятие было успешным, но не всегда окупало затраты. Газета “Петербургский листок” 1865 года сообщила:
«Одна из первых и лучших фотографий на днях закрылась, но не по недостатку заказов и посетителей, к которым принадлежало лучшее общество. Члену Императорской Академии художеств г. Робийяру, как известному живописцу, вероятно, наскучило конкурировать с прочими, и он прекратил фотографические занятия, к большому сожалению публики и своих сотрудников. Это сожаление заявляем и мы».
Никанор Иванович Васильев
Как же эти портреты оказались в собрании музея? Тут надо вспомнить имя калужского благотворителя, мецената, собирателя Никанора Ивановича Васильева. Его предки были крепостными. Сам Никанор Иванович окончил медицинский факультет Московского университета и служил врачом в городах Калужской губернии: Боровске, Жиздре, Медыни, Боровске. Увлёкся собирательством.
В 1905 году составил завещание:
«Вместе с домом и землею завещаю находящиеся в доме художественные предметы, а именно картины, мраморные и бронзовые статуи по особо составленной мною описи, которые должны послужить к устройству художественного музея и при нем художественно-промышленных классов».
Умер Никанор Иванович Васильев в феврале 1917 года. А в 1918-м году в Калуге открылась художественная галерея. В которой мы и увидели эти два удивительных портрета. А Калужскому музею стоит присвоит имя Васильева. Нет?
Ипполит Робийар в ГМИИ
Несколько работ Робийара есть в собрании Государственного Эрмитажа. Также в коллекции музея хранятся фотографии, выполненные Робийаром, в том числе его объективу принадлежат фотопортреты императоров и Великих князей.
В коллекции ГМИИ имени Пушкина хранится натюрморт художника с тетеревами.
На полотне Робийар создает иллюзию объема, его натюрморт сближается с жанром «обманки». Мастер правдиво передает цвет и фактуры предметов. Кажется, что натюрморт написан под влиянием живописи малых голландцев XVII столетия. Но вполне возможно, что художник опирался на полотна французских живописцев начала XVIII века, в частности «Натюрморт с уткой, подвешенной за ногу» Ж.Б.С. Шардена.
В натюрморте с двумя тетеревами Робийар очень точно имитирует предметы, стараясь приблизить два жанра – живопись и фотографию.