Дорога от Москвы до Великого Устюга или состояние трассы М8 от Москвы до Чекшино и дорога до Великого Устюга Р7.
Прошу прощения, но заголовок я позаимствовал из журнала “За рулём” двадцатилетней давности. В нём автопутешественник А.Теркель опубликовал свой отчёт о поездке в Великий Устюг на “Запорожце”. Спустя 8 лет я съездил по их следам через Вологду и Тотьму на старой Ауди 100 и остался очень доволен. Прошло ещё 12 лет и мы с супругой (разделяющей мою страсть к покатушкам) решили вновь полюбоваться этим дивным северным городом.
Дорога от Москвы до Великого Устюга. Москва – Ярославль
Маршрут я выбрал прежний – через Вологду и Тотьму, тем более, что дорогу до Ярославля я знаю наизусть, а в Вологде мы были 5 лет назад.
Выезд из Москвы по М8 затруднён из-за глобальной реконструкции, но ранним утром буднего дня проехать можно. В 2020 году пробка сместилась дальше на север. Расширяют участок М8 вокруг Пушкино.
К сожалению фото ремонта отсутствуют: водитель объезжал бетонные блоки, а Бортжурналистка без инструкции и не подумала запечатлеть размах очередной “стройки пятилетки”. Дальше “дорога серою лентою вьётся” без особых проблем аж до Ярославля.
Места установки камер изучены, да я и не превышаю больше, чем на 19 км/ч.
На 118 км широкая магистраль заканчивается и переходит в старое доброе Ярославское шоссе.
Здесь стоит быть повнимательнее: почти в каждой деревне стоят неприметные ящички с радарами.
Наконец то в объектив попал памятник уроженцу Ярославской земли М.И.Кошкину. Это танк Т-34-85, установленный на повороте к родной деревне конструктора Брынчаги. Танк, конечно, поздний – образца 1944 года, но где же сейчас найдёшь подлинную “тридцатьчетвёрку” 1940 года. Почти все они сгорели на полях Великой войны, а потом пошли в переплавку.
Лететь не стоит: помимо знакомых камер встречаются “приятные” неожиданности типа полицейского Форда на въезде в Ростов.
Дорога от Москвы до Великого Устюга. Ярославль – Вологда
Ярославль прохожу насквозь. Не нравится мне здешняя объездная: трещины, ямы, плотный поток, а, главное – слишком большая длина. До поворота на новый мост через Волгу приходится пилить не меньше 15 км. И это ещё не конец. Куда проще пройти через город. Главное, знать как, а то отечественный “навител” заведёт в дебри не хуже Сусанина. Тем более, что на пути через город можно полюбоваться шедеврами ярославского зодчества или, если проголодались, перекусить в одном из многочисленных городских кафе.
Подробная инструкция по проезду Ярославля изложена здесь. Мы же пересекаем Волгу по старому мосту и, по улице с очаровательным названием Шевелюха, уходим на Вологодское шоссе. Оно, в свою очередь, сливается с роскошным шестиполосным съездом с нового моста.
Качество дороги ничуть не хуже, чем до Ярославля, но ширина маловата. Иногда упираешься в древний МАЗ или ветхие “Жигули” и ждёшь возможности обогнать. Проезжаем легендарное село Бухалово. По старорусски “бухало” – это филин, а вовсе не то, что Вы подумали 🙂
Недаром местные жители говорят: “У нас здесь село Бухалово, а деревня Бухалово – с той стороны дороги.
Вот и даниловские гибддшники вышли на “охоту”. Мы скорость не превышаем, держим чуть выше 100 км/ч.
Кое-где встречаются участки с реверсивным движением. В селе Пречистое строят надземный пешеходный переход. Интересно, будут ли им пользоваться местные жители, особенно если надо перегнать гусей или перевести козу?
Вскоре после въезда в Вологодскую область
пейзаж резко меняется: вдоль дороги торчат полумёртвые деревья и валяются коряги. Возникает ощущение масштабного экологического бедствия.
На подъезде к Вологде мы остановились в традиционном для всех путешественников месте. Это кольцо у съезда на Грязовец с заправкой ЛУК.
Захотели было оценить кафе “Баранка”, да не сложилось.
Милое напоминание о “королеве бензоколонки” и памятник вологодским водителям в виде ЗИС-5В на пьедестале оживляют пейзаж.
От Грязовца до Вологды рукой подать – какие-то 37 км.
Ближе к Вологде на обочинах попадаются нестандартные знаки с изображением лося. Впрочем, полтора месяца спустя такие же знаки появились и между Переславлем и Ростовом. С лосем я бы шутить не стал. При столкновении с ним неизвестно кому будет хуже – зверю или вашему авто.
Дорога от Москвы до Великого Устюга. Через Вологду
Вологодской объездной отказать сразу! Дорога весьма убитая, дыры заделаны плиткой типа собянинской, трафик плотный, разметки нет, так что на кольце надо уходить вправо в город.
В самой Вологде асфальт, похоже, никогда не был ровным, но на главных магистралях – Ленинградской, Мира, Чернышевского по крайней мере нет ям. На боковых улицах есть, но они нас сейчас не волнуют. Трафик плотный, машин много.
Если Ярославль мы прошли практически без задержки, то в Вологде пришлось постоять в пробках. Что делать, если в городе всего 1 (прописью “один”) мост в центре и у него неизбежно скапливается весь транспорт. Выезд в сторону Архангельска мимо Спасо-Прилуцкого монастыря реконструировали.
Отличная четырёхполосная дорога ведёт на север и сливается с новой объездной, выходящей на юго-западе на Ленинградское шоссе. Кстати, города с таким названием нет уже 30 лет. Не пора ли почесаться и назвать шоссе по людски – Петербургским?
Вологодские соловьи-разбойники стражи порядка не дремлют.
Подытоживая, могу утверждать, что М8, не считая первых 20 км от Москвы и объездных крупных городов, находится в отличном состоянии. Ах да, запамятовал, у города Кадникова реконструировали два моста через мелкие речки. У первого моста был устроен пыльный и трясучий временный объезд.
У второго приходится объезжать по старому заброшенному куску Ярославского шоссе.
Будьте внимательны и не гоните.
Р7. Дорога от Москвы до Великого Устюга. До Тотьмы
Сказка заканчивается у села Чекшино, где приходится свернуть с гостеприимной М8 на суровую российскую дорогу Р7, ведущую в Тотьму и Никольск.
На повороте, словно в насмешку, на пьедестале стоит дорожный каток – памятник вологодским дорожникам.
Здесь же установлен довольно издевательский транспарант с изображением Деда Мороза и надписью: “Добро пожаловать в сказку”. В России, как известно, люди вообще живут, как в сказке: чем дальше – тем страшнее. Так обстоит дело и с шоссе на Великий Устюг.
Качество Р7 заметно ухудшается после первых же 10 км. Появляются многочисленные заплатки, выбоины, коварные ямы на достаточно ровном асфальте.
Отвлекаться на окрестные красоты не советую – колесо пока не потеряете, но резинки в подвеске ушатать можно запросто. Не случайно местные автомобили гремят на неровностях, как вёдра с гайками. В Вологодской глубинке я увидел (и услышал!) “Лексус”, громыхающий как последний убитый “Жигуль”. На участке от Чекшино до Тотьмы ехать всё же можно, но осторожно и не быстро.
Местные, конечно, лётают вовсю, но у них машины уже убиты, а у меня нет. Несмотря на ямы, трещины и прочие прелести обычной дороги нашей Великой Державы на участке до Тотьмы можно идти около 90-100 км/ч. Быстрее уже рискованно – можно влететь в яму и что-нибудь оторвать или пробить.
Наконец на обочине появляется указатель “Песья деньга”. Это речка так называется.
Значит, мы всё же доехали до Тотьмы.
Про тотемские дороги говорить не буду – и так ясно, что асфальт там напоминает самого себя только на главных улицах. Особенно “хороша” улица Бабушкина, ведущая к Спасо-Суморину монастырю и гостинице “Монастырские кельи”. Покрытия на ней нет вообще!
По Тотьме лучше ходить пешком, что мы и делали.
Тотьма – Нюксеница. Дорога от Москвы до Великого Устюга
Из Тотьмы в сторону Великого Устюга надо выезжать на Нюксеницу. На Никольск в принципе тоже можно, но дорога там длиннее и не менее убитая, чем короткий путь. Однако вначале ничто не предвещает беды. Обычный не очень ровный российский асфальт прерывается лишь небольшим полукилометровым участком вдрызг разбитой дороги с традиционными ямами и заплатами.
Затем на долгие 100 с лишним километров идет очень приличное шоссе почти без дефектов. Перед Нюксеницей появляются указатели на Великий Устюг и роскошная новёхонькая дорога, гладкая, как лучшие европейские трассы.
Дорога от Москвы до Великого Устюга . Нюксеница – Великий Устюг
Но радость от хорошей дороги оказывается преждевременной.
Примерно через 30 км она обрывается в настоящий танкодром с редкими проплешинами приличного асфальта. Во многих местах я ехал по встречной полосе, тем более, что гаишник там наверняка медведь, а штраф бы составил 3 ведра малины. 🙂 Особенно плоха дорога после границы Нюксеницкого и Великоустюгского районов.
На одном из участков асфальт разбит настолько, что дорога фактически превратилась в грейдер. Кое-где скорость падала до 10-15 км/ч. Местные, конечно, продолжали лётать, в том числе и на нежных городских машинках типа Ситроен С3 Пикассо или Фиат Панда.
Недаром между Нюксеницей и Великим Устюгом на берёзах регулярно повторяется реклама эвакуатора. Впрочем, на соснах тоже.
Извините, но фото с этих участков почти нет – на таких ямах недолго и объектив разбить. Общая протяжённость этого “направления” – около 70 км.
По пути на Устюг есть очень красивое место, где дорога пересекает реку Стрельню. Здесь уложен отличный асфальт… с целой “ротой” лежачих полицейских. Наверное, это оправдано – зимой на вираже слететь с дороги, как нечего делать. Но хоть бы знаки предупреждающие поставили, что ли? Или “чужие здесь не ходят” не ездят?
Последний отрезок пути длиной примерно 15 км проходит по дороге Никольск – Великий Устюг (Р157). После жутких ям он кажется вполне приличным, хотя по хорошему больше “троечки” не заслуживает. Наконец мы въезжаем на длиннющий мост через Сухону и после моста поворачиваем направо в город.
Дорога от Москвы до Великого Устюга . АЗС
Остаётся только добавить несколько слов о дорожной инфраструктуре. От Москвы до Ярославля с ней вообще никаких проблем. Заправок много, большинство среди них вполне приличные: есть и ЛУК, и Газпромнефть и, даже, мой любимый Шелл (одна единственная на подъезде к Сергиево-Посадскому району). Кафешек тоже немало, попадаются шиномонтажи и мастерские по ремонту автомобилей.
За Ярославлем заправки встречаются реже, но обсохнуть сложно: есть и ТНК, и ещё один Шелл в селе Слобода.
“Рога и копыта” тоже попадаются. За Вологдой заправок уже меньше. Запомнились ЛУКи в 10 км от Вологды в сторону Архангельска и у села Чекшино на повороте на Тотьму.
Перед тем, как съехать с М8, настоятельно рекомендую заправиться. Ближайшая АЗС будет только в Тотьме, а до неё от Чекшино 144 км. Если быть точным, то заправок там аж две: очередной ЛУК и местные “Рога и копыта”.
Следующая заправка будет через 110 км неподалёку от Нюксеницы. Это тоже ЛУК, но контейнерный. Рядом – кафе местной сети “Баранка”.
Третья заправка будет на подъезде к Великому Устюгу у моста через Сухону. От Нюксеницы до неё ещё 150 км. Но это будут “рога и копыта”. Если же Вы хотите брендового топлива, то надо пересечь Сухону по мосту, на светофоре свернуть налево по указателю “Резиденция Леда Мороза”, подняться в “угор”, как говорят местные и справа на этом самом “угоре” будет шикарный ЛУК, такой же, как в Москве.
P.S. Если бы я знал о состоянии дороги Нюксеница – Великий Устюг, я бы вообще туда не поехал. Однако неведение иногда приводит к лучшему – иначе как бы мы ещё доехали до Великого Устюга?
Ещё о российских дорогах:
М1. Состояние трассы от Москвы до Бреста.
М9 и М20. От Москвы до Пскова через Пушкинские Горы.
М3. Фоторадары на участке МКАД-Балабаново.
В Москве тоже много интересного. Приглашаем на
пешеходные экскурсии по Москве.
Спасибо за интересные фото-репортажи и подробные описания. Очень полезною Часто ездим по М8, но в Ярославле обычно по объездной проскакивали. А здесь на ноябрьские ехали Рыбинск-Кострома, хотели через центр Яр, но нас вынесло опять назад на объезд. С указателями у них плохо. В следующий раз воспользуемся вашим подробным навигатором.
Удачи
Как раз из Рыбинска на Кострому выгоднее ехать через Брагино и по южной объездной. Мой вариант прохода через город имеет смысл только при транзите Москва-Вологда. Что из Рыбинска, что из Костромы на Мск в город идти незачем.
На Вологду из Рыбинска оптимально идти по Новому мосту. На Вологду из Костромы въезжать по Суздальскому шоссе на Московский проспект и далее по легенде.
Очень информативно. Понравилось описание дороги. Все бы так
Александр, спасибо на добром слове. Мы очень стараемся быть максимально информативными и полезными читателям.
Мы с женой ездили на майские праздники из Мурманской области к моим родителям в Великий Устюг. Жена беременна,5 месяцев срок, растрясло ее здорово после Нюксеницы, пол дня потом лежала. Ямы такие, последние 100 км до Устюга, что их даже не объехать, приходиться прямо в выбоину соскакивать а потом выныривать(((. Брань нецензурная из меня, человека очень спокойного, сама вылетала((((. В октябре опять хочу ехать, интересно, хоть немного дорогу подлатали? Напишите, кто ездит.
Мы тоже в мае ездили, так что о состоянии дороги в октябре буду знать не больше Вашего:) Попробуйте на какой-нибудь тамошний форум зайти и спросить.
Дорога до Устюга убита напрочь, лучше не ездить; привет Кувшинникову!
А город то как хорош! Обидно, досадно за Великий Устюг. Со стороны властей – преступно.
До Вологды – знакомая трасса. И очень красивая.
Я тоже считаю, что М-8 одна из самых красивых дорог. Хотя М-1 – самая любимая.
Огромное спасибо
Ярослав, спасибо, что заглянули на нашу страничку!