Уважаемые читатели! Статья “Экскурсия по Москве-реке” предназначена для гидов и экскурсоводов. В ней подробно описаны достопримечательности по маршруту. Советы для путешественников найдёте в статье
Особенности национальной прогулки на речном трамвайчике по Москве-реке.
Если Вам нужна прогулка на теплоходе или речном трамвайчике, мы выбрали три самых достойных предложения на рынке экскурсионных услуг по Москве-реке. Ещё один набор речных прогулок найдёте ниже. 🙂 ⇓
***
Бюджетная прогулка по Москве-реке по уникальному маршруту «From Capital To Capital».
***
Классический маршрут прогулки по Москве-реке от причала у метро “Выставочная”.
***
Обзорный маршрут на теплоходах Алексия и Августина.
***
Посмотреть все предложения цен можно по этой ссылке.
Каждая экскурсия имеет свою специфику. Экскурсия по Москве-реке заметно отличается от экскурсии по городу. Поскольку тур по Москве-реке не столь распространён, как обзорная экскурсия по городу или архитектурный ансамбль Кремля, то раз от раза забываются многие полезные сведения об объектах, расположенных на берегах реки. Также важно знать последовательность показа знаковых точек.
Экскурсия начинается от причала “Киевский вокзал”. С туристами гораздо удобнее выходить у причала Устьинский мост”, не доезжать до конечной лишь одну остановку. Ограничим рамки экскурсии этими двумя причалами. В статью вошли также некоторые сведения о московских достопримечательностях, которые вряд ли интересны иностранным туристам, но для расширения собственного кругозора, мы решили включить их в этот обзор. Чтобы не перегружать статью общеизвестными сведениями, некоторые наиболее знаменитые памятники лишь перечисляются в тексте.
Киевский вокзал. Первоначальный вокзал открыли в 1899 году, в то время он назывался Брянским. Нынешнее здание построили в 1914-1918 годах по проекту И.И.Рерберга в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Великий русский инженер В.Г.Шухов сконструировал дебаркадер вокзала из стекла и металла. С 1934 года вокзал именуется Киевским, поскольку тогда столицу УССР перенесли из Харькова в Киев.
Привокзальную площадь несколько лет назад переименовали в площадь Европы. В центре площади установлена абстрактная скульптура “Похищение Европы” – дар Евросоюза Москве. Автор композиции – современный бельгийский скульптор Оливье Стребель. На площади также находится павильон со множеством флагштоков. На них подняты флаги европейских государств.
Речной трамвайчик разворачивается и в поле зрения попадает Бородинский мост.
Бородинский мост. С незапамятных времён здесь был брод через Москва-реку, с XVI столетия именовавшийся Дорогомиловским. С конца XVIII здесь наводили “живой”, т.е. понтонный мост. Он действовал только летом. В 1844 году здесь построили постоянный Дорогомиловский мост. Нынешний мост зовётся Бородинским и существует более 100 лет. Его построили в 1912 году к столетию войны с Наполеоном и Бородинской битвы. Авторы моста инженер Николай Иннокентьевич Осколков и архитектор Роман Иванович Клейн. Мост украшен торжественными колоннадами, увенчанными символами воинской доблести и обелисками с мемориальными досками в честь героев войны 1812 года.
Министерство иностранных дел. Построено архитекторами Гельфрейхом и Минкусом в 1947-52 годах. Единственная из семи высоток, на которой нет традиционной пятиконечной звезды. Есть легенда, что первоначальный проект здания не предусматривал наличие шпиля. Сталин приказал добавить шпиль, но верхнее перекрытие высотки не было рассчитано на дополнительную нагрузку. Поэтому шпиль на здании МИДа бутафорский – из стали. Звезду, масса которой превышала все допустимые нагрузки, устанавливать не стали. Тем более, что и вождь вскоре умер.
Дугообразное жилое здание на крутом берегу Москва-реки напротив вокзала получило прозвище “Дом Архитекторов”. Его автор – Алексей Викторович Щусев. Полукруглый план дома вызван не фантазией архитектора, а необходимостью. На бровке холма стояла церковь XVII века Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Щусев решил обогнуть храм, чтобы спасти его от разрушения. Всё оказалось напрасным, позже церковь всё равно снесли. А здание осталось полукруглым. Говорят, что в 70-х годах идею полукруглого здания повторили французские архитекторы, проектируя гостиницу “Космос”. Но идея принадлежит Щусеву.
Мост Богдана Хмельницкого.
Это бывший Краснолужский железнодорожный мост начала ХХ века. Старый мост, отслуживший свой ресурс, сняли со старых опор и передвинули на 1,5 км вверх по течению Москва-реки, превратив в закрытый пешеходный пассаж, соединяющий площадь Европы и Смоленскую набережную.
Более 10 лет назад мост попал в книгу рекордов Гиннесса, потому что в 16 февраля 2002 года на мосту одновременно целовались 2226 человек.
ТЭЦ – 12-ая. Её ввели в эксплуатацию за неделю до войны, 14 июня 1941 года. На ТЭЦ используются современные очень мощные очистные сооружения и вода в этом месте чище, чем везде в черте города. Рыбаки ловят рыбу именно здесь.
Слева по борту тянется бывшая промзона. В XIX веке вдоль Саввинской набережной появились многочисленные текстильные фабрики, закрытые и перестроенные в рестораны, ночные клубы и торговые центры. На стене дома 27 видно интересное граффити. Это портретное изображение немецкого писателя Германа Гессе. Его выполнили ещё в 2008 году, а открыли летом 2013 года. Против этого граффити выступало ГлавАПУ и долгое время его закрывала сетка. Португальский художник Alexandre Farto aka Vhils (Александре Фарто) выполнил портрет Гессе на стене бывшего общежития фабрики “Московский шёлк”. Технология оказалась не совсем обычной. Портрет просто выбили на стене, сняв штукатурку. Вначале работа велась с помощью дрели, зубила и молотка. Потом в ход пошла краска. Ярких красок здесь нет, использованы всего 3 цвета – кирпичный, белый и бежевый.
На подходе к устью речки Сетунь над Москва-рекой переброшены два моста: железнодорожный Краснолужский и автомобильный Бережковский.
Нынешний Краснолужский мост построили в конце ХХ века, скопировав его с предшественника – нынешнего моста Богдана Хмельницкого. В 1977 году на старом мосту оперативники КГБ задержали сотрудницу Американского посольства и, по совместительству, ЦРУ Марту Петерсен. Она закладывала тайник в один из устоев моста для одного из высокопоставленных сотрудников МИДа. Этот эпизод даже вошёл в фильм “ТАСС уполномочен заявить” по сценарию Юлиана Семенова. Бережковский мост возели также в конце ХХ века на трассе ТТК.
За мостами справа видно устье речки Сетунь. Сетунь совсем небольшая речка, её длина всего лишь 38 км. Это одна из немногих московских речек, которая избежала участи быть заключённой в коллектор.
При подходе к Воробьёвым горам Москва-река отличается заметной шириной. Русло Москва-реки в черте города уже всего у Кремля. Общая длина реки – около 500 км, её длина в черте города около 80 км. Глубина реки от 3-х до 6 метров, максимальная глубина – 14 м. 210 км течения реки судоходны. В городе она делает шесть больших излучин, одна из них – у Воробёвых гор.
Слева на территории стадиона “Лужники” хорошо видна часовня святого Владимира. Перед серьёзными соревнованиями спортсмены могут помолиться, зажечь свечу в часовне.
Сейчас знаменитый стадион реконструируют (в очередной раз) к чемпионату мира по футболу 2018 года. Церемония открытия чемпионата будет проходить в Москве, на Центральной арене.
Сам стадион построили в 1955-56 годах на месте бывших огородов. Открытие приурочили к VI всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1956 года. В 1980 году здесь проходили церемонии открытия и закрытия XXII летних олимпийских игр. Отсюда взлетел в небо олимпийский мишка, созданный по рисунку художника Чижикова.
В 1980-м году стадион был ещё открытым, поэтому мишка взлетал с центральной арены. Интересно, что ни на одной репетиции он так и не поднялся в воздух, поэтому устроители предусмотрели вертолёты, чтобы поднять его на канатах. Но наш олимпийский талисман на церемонии закрытия игр осознал ответственность, проникся олимпийским духом и взмыл в небо. Но вертолёты тоже были в боевой готовности. Если бы гигантский воздушный шар ветром отнесло на жилую зону или предприятие, его бы расстреляли в воздухе. Но и здесь мишка был на высоте. Он благополоучно приземлился на Воробьёвых горах.
На территории спортивного комплекса установлены несколько памятников русским спортсменам (Льву Яшину, Николаю Старостину, Эдуарду Стрельцову). В 1992 году открыли скульптурную композицию в память погибшим болельщикам (их было больше 60 человек) во время матча Спартак-Нидерланды. Трагедия произошла 10 годами ранее. Эта композиция посвящена всем погибшим на стадионах мира.
Позади открывается отличный вид на комплекс Делового центра. До недавнего времени самой высокой башней была “Меркурий” – 75 этажей. Сейчас, как и предполагалось – “Федерация” – 95 этажей. Другие башни – “Империя” – на ней есть смотровая площадка, “Город столиц” с башнями “Москва” (выше) и “Санкт-Петербург” (ниже), “Башня на Набережной” (59 этажей), и “Око” (49 этажей).
Справа виден трамплин. Сейчас он принадлежит горнолыжной школе и используется только в учебных целях.
Трамплин занимает самую высокую точку Воробьёвых гор. Их высота около 200 м н.у.м. и примерно 80 метров над руслом Москва-реки. Парк “Воробьёвы горы” имеет статус природного заповедника. Лесная зона благоустроена, проложены велосипедные дорожки, есть пункты проката велосипедов. Дорожки тянутся от Воробьёвых гор до Парка Горького, можно доехать до Крымского моста.
Лужнецкий мост и станция метро “Воробьёвы горы”. Прежде назывался “Метромост”. Построили его в 1957 году к 40 годовщине ВОСР (революции 1917 г.), поэтому, как у нас водится, допустили множество недоделок и нарушений технологии строительства. В конце 80-х годов ХХ века станцию закрыли на ремонт, длившийся (вместе с реконструкцией аварийного моста) более 15 лет. “Воробьёвы горы” – самая длинная станция в московском метро – 270 метров. Её транспортная целесообразность сомнительна, потому что поблизости нет объектов притяжения пассажиров. Зато это единственная станция метро, расположенная на мосту. Да и сам мост ещё недавно был самым длинным в городе – 1670 метров вместе с подходами.
Универсальный спортивный зал “Дружба” выполнен в виде многогранного купола. Его специально построили к XXII олимпийским играм 1980 года. Предназначен для соревнований по лёгкой атлетике, боксу, фехтованию, баскетболу и т.п. В здании есть 4 закрытых зала для тенниса и ещё 33 открытых площадки находятся поблизости.
По правому берегу виден Андреевский монастырь, считающийся одним из древнейших в Москве. Он известен со 2-й половины XIII века. В старину монастырь был одним из центров русского книгопечатания. Эти традиции сохраняются по сей день. Именно в Андреевском монастыре хранится патриаршая библиотека. Архитектурный ансамбль относится главным образом к XVIII столетию, хотя монастырский собор построен раньше – во второй половине XVII века.
Над невысокими постройками монастыря господствует огромное здание президиума РАН. 25-этажное здание, спроектированное под руководством Юрия Платонова, строилось более 30 лет: с конца 1960-х по 1997 год. Прозвище здания – “золотые мозги” – служит ярким примером негативного отношения москвичей к громоздким сооружениям эпохи “развитого социализма”.
Напротив здания РАН находятся корпуса завода “Союз”, здесь производятся двигатели для летательных аппаратов. Завод существует с 1942 года.
Андреевский мост получил название по Андреевскому монастырю. Первоначальный железнодорожный мост постройки рубежа XIX-XX столетий уступил место копии конца ХХ века. Оригинальный мост подобно его близнецу Краснолужскому передвинули вниз по течению Москва-реки, мы ещё увидим его. Вплотную к железнодорожному возведён автомобильный Новоандреевский мост на трассе ТТК.
Железнодорожный мост – часть Окружной железной дороги. Её построили в Москве в 1908 году, средства собрало российское купечество. Дело в том, что грузовая железная дорога соединила все 10 железнодорожных веток в Москве. Её протяжённость – 54 км. С появлением Окружной железной дороги больше не нужно было разгружать вагоны, чтобы перебросить товары с одной станции на другую. Грузовая дорога позволяла перегонять вагоны с одной ветки на другую, чем упрощала и удешевляла стоимость перевозок.
Фрунзенская набережная.
Яркий положительный пример “социалистической реконструкции ” Москвы. На месте деревянной застройки в 30-50-е годы возвели комплекс т.н. “сталинских” жилых домов. В одном из них, стоящем в глубине квартала, жили В.Молотов и Л.Каганович после того, как Хрущёв вывел их из состава политбюро. Они потеряли власть, но не привилегии и дожили до глубокой старости. Молотов умер в 1986 году, а Каганович – в 1991.
За мостами по правому борту тянется Нескучный сад. Ранее эти земли принадлежали князьям Трубецким, Голицыным, графу Орлову-Чесменскому. Его дочь Анна продала усадьбу царской семье за 1,5 млн. рублей. По тем временам деньги действительно баснословные. Для сравнения – подушная подать составляла 1 рубль в год.
Сейчас здесь сохранился “Зелёный театр” – (театр Стаса Намина), его здание хорошо видно с борта катера. В театре проходили многие премьеры, в том числе и премьера культового фильма “Цирк” с Любовью Орловой.
Небольшой круглый современный павильон рядом с причалом на Пушкинской набережной – телевизионная студия, где снимают программу “Доброе утро”.
Пушкинская набережная до 1922 года называлась Александринская. Затем её переименовали в Нескучную, по Нескучному саду. В 1937 «в 100-летнюю годовщину гибели А. С. Пушкина” набережную назвали в честь поэта, который в 1830 году с невестой Н. Н. Гончаровой и другом П.В.Нащокиным гулял в Нескучном саду.
***
Бюджетная прогулка по Москве-реке по уникальному маршруту «From Capital To Capital».
***
Классический маршрут прогулки по Москве-реке от причала у метро “Выставочная”.
***
Обзорный маршрут на теплоходах Алексия и Августина.
***
Посмотреть все предложения цен можно по этой ссылке.
Пешеходный Пу́шкинский мост – это бывший железнодорожный Андреевский. Его перенесли сюда аналогично мосту Богдана Хмельницкого. Название моста дано по Пушкинской набережной, неизвестной большинству москвичей. Это пешеходная набережная, идущая по правому берегу Москва-реки вдоль ЦПКиО и Нескучного сада. Авторами старых Андреевского и Краснолужского моста были выдающиеся русские инженеры Л. Д. Проскуряков и А. Н. Померанцев.
Главная арка пешеходного моста весит около 1500 тонн. Её перевезли сюда на трёх баржах в 1999 году. Монтаж продолжался почти год, 11 месяцев. Судоходство по реке перекрыли на восемь с половиной суток, хотя собственно буксировка заняла полтора часа.
Оливковая аллея – справа. В кадках высадили оливы, их хорошо видно на берегу.
Массивное мрачное здание Генерального штаба великолепно отражает военную доктрину СССР и РФ. Теперь эта организация получила название национального центра управления обороной. Автор проекта – извстный советский архитектор Л.В.Руднев, автор МГУ на Воробьёвых горах. Строительство началось в 1940 году и завершилось только в 1951 году. В ходе недавней реконструкции здание было значительно расширено и дополнено двумя 25-этажными башнями, что в очередной раз подчеркнуло миролюбивый характер нашей страны.
После реконструкции здания у главного входа появились две скульптурные композиции. Та, что слева посвящена Первой Мировой войне, справа от входа – Второй Мировой войне. Во дворе есть скульптурная композиция посвящённая одной из заключительных сцен фильма “Офицеры”, где два офицера генерала в исполнении Георгия Юматова и Василия Ланового встречаются после войны на скамеечке.
Крымский мост назван по бывшему здесь в старину Крымскому броду. Именно здесь крымские татары во время набегов на Москву переправлялись через реку. Прежде он был самым длинным висячим мостом в Москве, но недавно уступил первенство Живописному мосту в районе Строгино. Создан по проекту инженеров Константинова и Власова. Его пролёты необычайно длинны для своего времени – 168 м. Мост насчитывает три таких пролёта, общая его длина около 700 м (688). Они держатся над рекой на 18 плоских стальных цепях, переброшенных через 4 пилона.
Крымский мост привлекает немало самоубийц, которые залезают на пилоны и спрыгивают вниз, разбившись насмерть.
Почти все Мосты через Москву-реку строились в одно время, в 1938 году. Когда завершили строительства канала Москва-Волга, уровень воды в Москва-реке сильно поднялся и корабли не могли пройти под старыми мостами. Единственным не перестроенным мостом остался Новоспасский, мы увидим его далее.
Пречистенская набережная. Старинный двухэтажный дом розового цвета – “Дом приюта детских трудовых артелей” – находился под покровительством Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы, основательницы Марфо-Мариинской обители. Сейчас принадлежит УПДК, сдаётся в аренду иностранным дипломатическим представительствам.
Пречистенская набережная – “золотая миля” Москвы.
Справа за мостом видно длинное современное здание ГТГ на Крымском валу и ЦДХ. Авторский коллектив под руководством Ю.Шевердяева разработал проект ещё в 1964 году, однако строительство растянулось почти на 20 лет. Галерею завершили лишь в 1983 году. Здесь представлена коллекция русской живописи ХХ века от Малевича, Кандинского, Ларионова и Шагала до Герасимова (“Сталин и Ворошилов в Кремле”), Пластова и Решетникова. Якиманскую набережную недавно превратили в пешеходную зону и “узаконили” находящийся здесь вернисаж, где художники продают свои картины.
За зданием ЦДХ находится Музеон – собрание скульптур советского времени и современных мастеров. Всего здесь около 700 различных скульптурных произведений.
Памятник “300-летию Российского Флота” или, по простонародному, Пётру I. “Шедевр” работы З.К.Церетели и одна из современных московских притч во языцех. “Подарок” Москве на 850-летие, вызвавший весьма негативную реакцию общественности. Считается, что это десятое по уродливости сооружение в мире. Ходят легенды, что изначально Церетели лепил памятник Колумбу, но из-за гигантских размеров от него отказались и его пришлось срочно переделывать в Петра I. Пикантность ситуации придаёт и тот факт, что Государь-император весьма негативно относился к своему родному городу. Прежде к памятнику можно было пройти, но после имитации теракта некоей большевистской маргинальной группировкой проход был закрыли.
Памятник установили на искусственном острове в русле реки неподалёку от начала Водоотводного канала. Место слияния Москва-реки и канала именуется Стрелкой. Остров этот безымянный, несмотря на нелепые попытки придумать ему некое название.
Краснокирпичные корпуса фабрики “Красный Октябрь” (бывшей т-во Эйнемъ”) стоят на Берсеневской набережной острова. Производства здесь больше нет, комплекс превращён в деловой центр, с уклоном в современное искусство. Здесь находятся модные клубы, роскошные рестораны, галереи и выставочные залы, дизайн-студии и прочие атрибуты роскошной столичной жизни. Здесь же устроен музей шоколада. Корпуса на Берсеневской набережной построил архитектор Александр Михайлович Калмыков в типичном для конца XIX века “кирпичном” стиле.
Дом Цветкова. (Дом-ларец). принадлежит Французскому посольству.
В 1898 дом московского собирателя Ивана Евменьевича Цветкова в Кривоарбатском переулке д.5 году стал слишком мал для его коллекции картин. Для нового дома он выбрал участок на Пречистенской набережной проект поручил архитектору Василию Башкирову и пригласил художника Виктора Васнецова. Дом выстроен в русском стиле. Виктор Васнецов очень старался. По его просьбе мастера дважды делали маленькие деревянные модели дома. Строился он два с лишним года, и все это время Васнецов внимательно следил за строительством.
Вот как описывала дом жена И.Е.Репина:
«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».
Один из художников, побывавших у Цветкова, писал:
«Дом Цветкова в русском стиле, дородный и тяжелый, олицетворял своего хозяина. Когда вы входили в вестибюль, навстречу появлялся сам Иван Евменьевич и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей на второй этаж. На нем бархатный камзол, вроде боярского, а на голове расшитая золотом тюбетейка. Совсем Борис Годунов. Вечером хозяин зажигал электрический свет в люстрах второго этажа, показывая гостю свою галерею и давая объяснения».
Однажды Пётр Николаевич Перцов, побывав в доме И.Е.Цветкова, загорелся идеей построить что-то подобное в русском стиле. В результате, в Москве появился ещё один интересный особняк, по соседству от дома Цветкова – дом-сказка Перцовой.
После 1917 года часть Цветковской коллекции передали в Третьяковскую галерею, часть – в другие музеи.
Во время Великой Отечественной войны здесь разместилась французская военная миссия. В память о героях полка «Нормандия – Неман» на доме установлена мемориальная доска.
Далее мы ограничимся перечислением общеизвестных исторических и архитектурных памятников, стоящих по берегам Москва-реки.
ХХС.
Патриарший пешеходный мост назван в честь патриарха Алексия II, который проводил первую литургию в ХХС.
Палаты Аверкия Кириллова.
С левой стороны видна улица Ленивка, названная по старому Ленивому рынку. Торговали здесь прямо с повозок, не разгружая с телег, поэтому – ленивый рынок.
Место впадения Неглинки.
Панорама Кремля. Башни.
Покровский собор.
МоГЭС – 1. Это одна из старейших московских электростанций, построенная ещё в 1896 году инженером Классоном. Принадлежала знаменитой немецкой электрической компании “Сименс-Шуккерт” (ныне Сименс). После национализации получила нынешнее название в котором буква “Г” означает вовсе не “гидравлическая”, как мы привыкли, а “государственная” электростанция. Её существование в центре города объясняется вопросами безопасности – в первую очередь МоГЭС снабжает электроэнергией Московский Кремль.
Устройство общественного парка “Зарядье” – природный урбанистический парк, его устройство обещали закончить в 2017 году.
В парке «Зарядье» должны устроить четыре характерные для России природные: лес, степь, тундра и болота. Они будут спускаться террасами с верхней части парка.
В «Зарядье» будет четыре уровня террас. Верхний уровень предполагается устроить на Варварке, здесь будет бельведер с видом на Москву-реку. Второй уровень — исторический, с парками и церквями. На третьем уровне будут расположены новые объекты. Всё пространство объединят пешеходным кольцом.
В проекте этой команды особое внимание уделяется парковке, она будет расположена на подземном уровне, посреди подземных садов и ярких фонарей.
Воспитательный дом.
Кроме обычных сведений о Воспитательном доме следует отметить интересный факт. Детей обычно подкидывали ночью, нередко – зимой. Было несколько случаев, когда младенцы замерзали до того, как их обнаружили. Во избежание подобных случаев в Воспитательном доме устроили специальный ящик в виде салазок или тележки. В него можно было положить дитя, подтолкнуть ящик и младенец сразу оказывался в тёплом помещении.
Причал “Устьинский мост”. Конец экскурсии.
P.S. В экскурсию мы не включили Большой Каменный мост и дома на Софийской набережной из методических соображений: от вида на Московский Кремль туристов оторвать весьма тяжело. Да и не стоит :).
***
Бюджетная прогулка по Москве-реке по уникальному маршруту «From Capital To Capital».
***
Классический маршрут прогулки по Москве-реке от причала у метро “Выставочная”.
***
Обзорный маршрут на теплоходах Алексия и Августина.
***
Посмотреть все предложения цен можно по этой ссылке.
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Гениально! Действительно давно не катала туристов на кораблике и все позабывала. А половину просто не знала! Спасибо огромное! Только разъясните, пожалуйста, почему такое количество влюбленных целовалось на мосту именно 16 февраля?
Марина, спасибо на добром слове! Экскурсия по реке за зиму забывается, я и решила внести текст в наш мануал методического кабинета. Сама освежаю в памяти при необходимости. По поводу поцелуев разъяснить не смогу, не знаю. Можно предположить, что это связано с днём святого Валентина. Хотя он празднуется 14-го февраля. Я обычно умалчиваю точную дату, говорю только год. Но если бы спросили, то немного покривила бы душой и”подкорректировала” дату. Потому что поцелуи на день влюблённых вписываются в логику. 😉
Громадное спасибо за ценнейшую информацию для экскурсии по Москве-реке с борта теплохода!!! Мосты, причалы и вокзалы Москвы – очень нужная и важная тема для гидов-переводчиков! Спасибо за информацию о Деловом центре!
Лена, я тоже подумала что хорошо бы все разрозненные сведения собрать в одну статью. Петру пришлось покопаться в своей памяти и выдать на гора ценные и полезные материалы об объектах, которые видны с реки.
Люблю экскурсии по воде. А по Москве-реке ни разу не каталась… Зато хоть сейчас почитала и фото посмотрела. Спасибо за виртуальную экскурсию! Кстати, отличная идея, чем заняться в Москве.
В жаркий солнечный день покататься по реке – одно удовольствие!