Восторги прекрасной половины нашего семейного экипажа по поводу Рибовилле представлены здесь.
Ну а мне досталось сухое изложение фактов. Начнём с истории города, которая насчитывает более 1200 лет. Первое упоминание о Ратбальдовилларе (Ratbaldovillare), то есть вилле, принадлежавшей некоему Ратбальду, датируется второй половиной VIII века. Однако в XVIII веке в городке нашли медаль с профилем римского императора Адриана (76-138 годы от Р.Х.). Возможно, что задолго до первого письменного упоминания, здесь уже существовало римское поселение. Его пересекала дорога, вымощенная камнем, вдоль которой стояли “виллы”, как в ту пору звались имения, окружённые полями и виноградниками. В 759 году вельможа из Сундгау(Sundgau) составил хартию, согласно которой он передал своему сыну владения между Рейном и Вогезами, в том числе и местечко, именуемое Ратбальдовилларе.
В Х веке здесь находились владения императора Священной Римской Империи. По воле Генриха IV в 1084 году эти земли были пожалованы епископу Базельскому. Наследник императора Генрих V в 1114 году забрал эти земли себе, но спустя примерно 50 лет Фридрих I Барбаросса вынужден был вернуть их епископу. В те времена уже существовал замок, который позже назовут Сен-Ульрих. Епископ Базельский передал этот замок некоему Эженольфу из Урслингена. Его внуки, получившие прозвание Рибопьер (Ribeaupierre) или, на немецкий манер, Раппольштайн (Rappolstein), стали основателями династии, которая владела Рибовилле с XIII по XIX столетие.
В XIII веке жители построили оборонительные сооружения и бывшая деревня превратилась в город.
Многочисленные хартии XIV века утверждают, что семейство Рибопьер владело не только замками, господствующими над Рибовилле (Альткастен, Гирсберг и Нидельбург), но и четырьмя городскими кварталами, отделёнными друг от друга крепостными стенами и воротными башнями. Эти четыре части получили следующие имена: Старый город, Верхний, Средний и Нижний город. В 1396 году Рибовилле получил право чеканить собственную монету. Правитель города именовался штатгальтером (по французски бальи). Он не только управлял, но также творил суд и расправу.
В 1481 году сеньоры Рибопьер стали официальными покровителями музыкантов с правом сбора податей. Все эльзасские “играющие на инструментах” объединились в братство (гильдию), права и обязанности которого подтверждались правителями Рибовилле. Музыканты собирались в Рибовилле каждый год 8 сентября в праздник Рождества Богородицы. Эта традиция сохранилась по сей день. Она зовется Pfifferday или праздник Менестрелей.
В 1525 году Ульрих IX де Рибопьер решил покинуть свой аскетичный и труднодоступный замок Сент-Ульрих и устроился в прекрасном ренессансном дворце на краю города у подножия крутого склона. покрытого виноградниками. Многократно перестроенный в XVIII веке, этот замок стал частью рибовилльского лицея.
В XVII веке графы де Рибопьер преподнесли городу ценный дар – превосходную коллекцию серебряных и позолоченных кубков. Подарок сеньоров по сей день хранится в зале городской Мэрии. Один из наиболее странных эпизодов в истории города приходится на 1673 год, когда Людовик XIV, новый властитель Эльзаса, решил остановиться в Рибовилле. Король прибыл в город в тот самый момент, когда в замке, господствующем над городом, лежало ещё неостывшее тело умершего накануне графа Жан-Жака де Рибопьер. Семья не успела похоронить покойного. Решено было спрятать труп в шкаф и убедить короля в том, что усопший вынужден был уехать по неотложному делу. Сестре короля (Гранд Мадмуазель) приготовили комнату, где стоял… тот самый погребальный шкаф! На следующее утро она пожаловалась на некий весьма неприятный запах, который обрёк её на ужасную ночь.
1725 год отмечен визитом польского короля Станислава Лещиньского. Его изгнание превратило соседний Нанси в настоящий королевский город. В первой половине XIX века Рибовилле переживает бурный рост. С 1801 по 1846 год его население выросло с 4500 до 7500 человек. В 1805 году один из Рибопьеров, Максимилиан Жозеф, был наречён Наполеоном королём Баварским.
ХХ век стал столетием двух мировых войн. Война 1914-18 годов почти не затронула город. Сражения шли южнее у Хартманнвиллерскопфа. Вторая мировая война принесла разрушения, но не очень значительные, особенно, если сравнивать со знаменитым “Кольмарским мешком”, где с ноября 1944 по февраль 1945 года шли ожесточённые бои.
Символами Рибовилле служат виноградарь и деревенский музыкант (по французски менетрие). Это слово происходит от старинного “менестрель” – бродячий средневековый музыкант. В долине Рейна бродячие музыканты звались пфиффер (pfiffer). Этим термином обозначали всех музыкантов, играющих на духовых инструментах, особенно на флейте и на волынке. Легенда гласит, что однажды бедный музыкант, обременённый многочисленным семейством, разбил свою дудку – единственный источник существования его семьи. Присев на краю дороги, он причитал и сетовал на свою судьбу. Проезжавший мимо сир де Рибопьер услышал его стенания и бросил музыканту кошелёк, полный золота.
Граф сказал менестрелю: “Я не люблю, когда в моих владениях кто-то плачет. Купи себе другую дудку и приходи ко мне в замок. Мы устроим танцы для молодёжи.” Несколько дней спустя к замку подошла огромная толпа: музыканты, певцы, циркачи со множеством животных, медведей, обезьян. Один из музыкантов, несший золотую флейту и увенчанный короной, приблизился к сеньору и нарёк его Королём Менестрелей, чтобы отблагодарить за великодушие и благородство. С тех пор каждый год деревенские музыканты возвращаются к своему сеньору, чтобы преподнести ему хвалебную песнь и вручить корону их святой покровительницы Девы Марии Дюзенбахской.
В Средние века бродячие артисты имели скверную репутацию и считались изгоями. К ним относились как к приспешникам сатаны и полностью исключали из христианского общества. Менестрели не могли венчаться в церкви, ни, даже, быть похороненными на кладбище. Эдикт 1220 года запрещал содержателям постоялых дворов давать артистам кров под угрозой штрафа. Первое профессиональное братство музыкантов “Брудершафт” учредили в Вилле. Затем гильдия деревенских музыкантов была перенесена в Селеста и, в 1312 году, обосновалась в Рибовилле. Император Фридрих III хотел держать под контролем этот бродячий народ и поручил сеньорам Гийому I и Максимину II де Рибопьер быть сюзеренами бродячих менестрелей. Властители Рибовилле даровали бродячим артистам законный статус. Любой музыкант, певец и поэт мог свободно упражняться в своём искусстве, если он вступал в братство и следовал утверждённым правилам.
Прогулка по городу начинается от фонтана виноградаря, стоящего на Колокольной площади (place des Cloches). Статую установили в 1909 году, поэтому надпись на пьедестале немецкая. В переводе она гласит следующее: “Склоны Рибовилле дают лучшее в крае вино”.
Минуем туристический офис, удобно устроившийся в бывшей кордегардии. Её построили в 1829 году на месте воротной башни, которая защищала вход в Нижний город.
Отсюда начинается Главная улица (Grande rue). Вдоль неё стоят старинные дома один краше другого. Глядя на это яркое зрелище, легко пропустить наиболее интересные детали. Поэтому я постараюсь обратить на них Ваше внимание. Несколько шагов по Гранд Рю и слева окажется ренессансный портал дома города Нанси. Картуш над порталом обозначает цену вина в стародавние времена: “Большая бочка вина стоит 132 флорина”. Здесь же приведена цена на зерно: “22 флорина за четверть пшеницы и 18 флоринов за четверть ячменя”.
За маленькой площадью Гуро (Gouraud) справа стоит фахверковый дом Музыкантов. По латинской надписи на эркере “Ave Maria Gratia Plena”, обрамленной статуями Девы Марии и архангела Гавриила, его также зовут “Домом Вознесения”. Ганс Адам Рингейзен (Hans Adam Ringeisen) построил этот дом в 1663 году, о чём напоминают его инициалы “H.A.R.I.” на картуше под эркером. За право возвести эркер над общественной дорогой Ганс Адам Рингейзен должен был ежегодно платить 10 Рейхсталеров. По современному курсу 1 Рейхсталер соответствует примерно 200 Евро.
Слева на фото виден жёлто-зелёный фахверковый дом, построенный в XVIII веке.
На его фасаде нарисован слон и видна немецкая надпись “Zum elefant”. По преданию, цирковая труппа, приехавшая в город, вела с собой слона. Слон напился из ближайшего фонтана и дал имя старинному трактиру. Сейчас здесь находится пивная “Brasserie de la Poste”. Когда-то в этом доме собирались “гурмэ”. Это были крупнейшие знатоки вина в Эльзасе с XIII по XIX век. Они оценивали качество вина, устанавливали цены, утверждали сделки и взимали “умгельд” (umgeld) – налоги на продажу вина.
Вплотную к трактиру стоит готический хлебный амбар 1431 года. Арка на первом этаже амбара так и манит зайти в неё. Через эту арку проходит одноимённая улочка (rue Halle de Bles). По ней мы выходим на довольно скромную улицу Кле (rue Klee), где стоит обратить внимание на неоготическую бывшую почту. Здание почты построили немцы во времена 2-го Рейха, когда Эльзас и Лотарингия были аннексированы после поражения Франции в войне 1870-71 годов. Но дом ни в чём не виноват. Он вполне себе симпатичный.
Теперь свернём налево на улицу Зальцман (Saltzman). Посреди улицы стоит дом Лихтенауера (Lichtenauer). Лихтенауеры купили этот дом в 1631 году, но построен он минимум на 100 лет раньше. Об этом напоминает прекрасный ренессансный эркер. украшенный медальонами.
Вернувшись на Гранд Рю, путешественник оказывается у старинного розового дома с голубыми ставнями. Сейчас его занимает ресторан “Арбалет”, а прежде здесь был постоялый двор “Звезда”, известный с 1517 года. В XVII веке это был самый известный и оживлённый постоялый двор в городе. В 1661 году здесь хватало места для 40 лошадей и такого же количества всадников.
Через дорогу от “Арбалета” стоит бывшая “Больница для всех”, занимавшая несколько старинных домов. Одно из зданий предназначалось для бедных, другое – для знатных господ. На одном из фасадов укреплены два картуша с пояснительными надписями. на первом видны два персонажа – бедный крестьянин и ландскнехт с деревянной ногой. Они держат свиток на котором можно прочесть: ” Во славу Господа Всемогущего и во свидетельство христианской любви, почтенная буржуазия решила построить и основать здесь в 1542 году дом для бедных, который должен сохраниться на веки вечные”. Второй уточняет: “Больницу реконструировали в 1739 году на её первоначальном месте”. В 1770 году на Еврейской улице (rue des Juifs) возвели новую больницу, но только для протестантов. Первый католический госпиталь принял больных и бедных в 1830 году. Аббат Мертиан купил дома напротив приходской церкви и передал их католической общине.
Если немного пройти назад по Гранд Рю в сторону Площади 1-й Армии, то рядом с Больницей для всех на углу Еврейской улицы Вы увидите часовню Святой Екатерины.
Её основал один из сеньоров Рибопьер, как место своего будущего погребения. По окончании строительства соседнего “Госпиталя для всех” в 1542 году, её сделали больничной часовней. Часовню разорили во время революции. В 1812 году по приказу самого Наполеона её превратили в хлебный амбар, позже здесь устроили пожарное депо (Spritzenhaus). В 1889 году часовню признали историческим памятником и реставрировали. С 1909 по 1959 год здесь был музей. До сих пор в ней устраивают временные выставки.
Выходим на Горисполкомовскую площадь Мэрии. Это, бесспорно, главная площадь уютного Рибовилле.
Начнём с бывшей церкви монастыря августинцев, обосновавшихся здесь в конце XIII века. Монастырский храм чуть моложе – его закончили в начале XIV столетия. Пожалуй, это самый древний памятник города, не считая, конечно, разрушенных замков. Перспектива улицы, носящей имя аббата Мертиана, эффектно замыкается готическим церковным порталом.
Не менее удивительна крыша, сложенная из глазурованной черепицы.
В 1525 году во время крестьянской войны монастырь был разорён, а монахам пришлось спасаться бегством. В XVII веке они вернулись, отреставрировали церковь и основали школу. Но французская революция вновь изгнала служителей церкви, на этот раз окончательно. В 1819 году Конгрегация Сестёр Святого Провидения вступила во владение этим участком и восстановила монастырь.
Здание мэрии (Нotel de ville) начато в 1773 году, а закончено пять лет спустя. Его выстроили в стиле французского классицизма. В одной из брошюр о Рибовилле мэрия названа очень “солнечным” зданием. Его интерьеры напоминают настоящий музей. В мэрии хранится картина эльзасского художника Лео Шунга, изображающая шествие музыкантов на фоне замков Рибовилле. На втором этаже в зале муниципального совета или “красном зале” царит великолепная столетняя чугунная печь. В сокровищнице, обтянутой драгоценной тканью, хранится знаменитая коллекция чаш и кубков, подаренная городу графами де Рибопьер.
Фонтан перед мэрией считается старейшим в городе. Его воздвигли во славу Гийома II де Рибопьер еще в 1536 году. Искусно вырезанная колонна украшена многочисленными символами власти и веры. Её венчает статуя льва, держащего в лапах герб де Рибопьер. Вода в этом фонтане славится своей чистотой. Горожане пили её вплоть до середины ХХ века. Каждый год во время праздника Менестрелей здесь происходит настоящее чудо – вода в фонтане превращается… в белое эльзасское вино… подаренное местными виноделами.
Доминанта площади и символ всего городка – это Башня Мясников (Tour des Bouchers) или, по немецки, Metzgerturm. Построенная в XIII веке, она служила сторожевой башней и входила в систему оборонительных сооружений города.
Верхний ярус надстроили в 1536 году и украсили ренессансной балюстрадой. Башню украшает герб де Рибопьер и символ ордена Золотого Руна, которым император Максимилиан наградил Гийома де Рибопьер. Это единственная из семи воротных башен, существовавших в XVII веке, которая дошла до наших дней. Она получила своё прозвание по стоявшей поблизости бойне.
Пройдя через ворота, мы покидаем Средний город и входим в пределы Старого города. По правую руку виден ярко-красный фахверковый дом Зайделя (Seidel), в котором до сих пор находится мясная лавка.
Его деревянные балки украшены резьбой в стиле “курульных кресел”, т.е. древних сидений первых римских магистратов. На боковой стене выделяется так называемый “гуглох” (gugloch) – маленькое окошко, через которое можно подсматривать за улицей, не будучи видимым самому.
Напротив стоит средневековое здание бывшей мэрии. На его стене укреплена очередная доска с ценами на вино. Она датируется 1544 годом. В ту пору бочка вина стоила 90 гульденов.
Ещё несколько шагов и Гранд Рю раздваивается. Влево идёт собственно Большая улица, а вправо – Большая Церковная улица (Grande rue de l’Eglise). Она ведёт к церкви Святого Грегуара. Приходская церковь датируется XIII-XIV веками. В старину здесь хоронили сеньоров Рибовилле.
Возвращаемся к развилке и идём налево к Мерной площади (Place de Sinne). Здесь бочары измеряли объём изготовленных ими бочек. По немецки “измерять” звучит как “sinnen”. Отсюда и происходит название площади. В её центре стоит восьмигранный фонтан, увенчанный аллегорической статуей, символизирующей город Рибовилле. Её автор, уроженец города Рибопьеров, скульптор Андре Фридрих всю жизнь был ярым соперником знаменитого “свободолюба” (автора статуи Свободы в Нью-Йорке) кольмарца Бартольди.
Старинный Трактир Солнца (du Soleil) в глубине площади служил местом собраний легендарных рибовилльских менестрелей.
Мы идём вверх по Гранд Рю и, на перекрёстке с Храмовой улицей (Rue du Temple), слева по ходу видим Дом Дюзенбах (Dusenbach). В нише на уровне второго этажа установлена Пьета 1788 года.
Улица Тампль (Храмовая) ведёт к протестантскому храму. В 1746 году Рибовилле вернулся в лоно католической церкви и протестантов изгнали из сеньорской часовни. В 1783 году реформатская община построила храм на участке, подаренном графом де Рибопьер. Однако здание должно было выглядеть скромно, поэтому его увенчали лишь маленькой звонницей. Пришлось ждать ещё почти сто лет, пока немецкие власти не возвели высокую башню-колокольню.
На Площади Козла (да-да, именно так!) или Бурдюка (Place du Bouc) уже можно увидеть Штадтбах (Stadtbach) или Городской ручей. Он течёт со стороны холма, увенчанного тремя замками. У этого потока вплоть до 1965 года собирались городские прачки. Здесь же стоит дом Бартелеми Дильже (Barthelemy Dilger). Управляющий домена де Рибопьер построил его в 1600 году. Этот очень красивый дом выделяется своей винтовой лестницей и множеством скульптурных украшений, в которых смешаны растительный декор и гримасничающие маски.
Мы дошли до площади Республики (Place de la Republique). Здесь проходит западная граница Старого города.
В центре площади стоит ещё один фонтан, подаренный городу Эженольфом де Рибопьер в 1576 году. Коринфская колонна украшена четырьмя женскими головами. Согласно одним они изрыгают потоки слов, сплетен и пересудов. Другие считают, что им заткнули рот, чтобы помешать говорить.
В доме №1 на площади интересны старинные ворота из песчаника, оригинально пробитые наискосок. Они зовутся воротами Блейшер (Bleicher). Скорее всего их пробили наискось, чтобы повозкам легче было въезжать в погреб. Вот этот дом.
От площади Республики расходятся две дороги. Одна из них ведёт на запад к аббатству Дюзенбах (Dusenbach), вторая карабкается по склону холма к трём фамильным замкам Рибопьер. Средневековые твердыни вздымаются в небо на вершинах поросших лесом холмов. Величественные руины, господствующие над городом, напоминают о могуществе династии Рибопьер, которое они сохраняли с XII века вплоть до революции.
Ниже всего стоит замок Сен-Ульрих (Saint-Ulrich), самый важный и лучше всего сохранившийся. Впечатляет его мощный квадратный в плане донжон. В старинном дворце сохранился грандиозный рыцарский зал, освещённый семью сдвоенными окнами, украшенными переплётами в виде розы. Замок, который Гогенштауфены передали Рибопьерам в ленное владение, получил имя Раппольштайн (Рибопьер). Имя Сен-Ульрих связано с посвящением замковой часовни этому святому, очень почитаемому в долине Рейна в XV веке.
Cамый верхний из трёх замков, господствующих над городом, зовётся О-Рибопьер (Haut-Ribeaupierre) или Альтенкастель (Altenkastel). Построен в XIII веке Альтенкастелями – вторым по значимости знатным родом домена Рибовилле. Увенчанный зубцами круглый донжон очень красив. У его подножия устроена цистерна, интересная сводчатыми перекрытиями. Она нередко служила темницей. Здесь находился в заточении сын Гийома I де Рибопьер за знакомство с подозрительными типами и страсть к азартным играм.
На почти что недоступных скалах стоит замок Штайн (Stein) . Его пятиугольный донжон возвели сеньоры де Рибопьер в 1250 году. В начале XIV века замок был пожалован знатной фамилии Гирсберг (Girsberg), которая дала ему своё имя.
Легенда о смертельной стреле. Два брата из фамилии Рибопьер, один из которых жил в замке Сен-Ульрих, а другой – в Гирсберге, решили вместе отправиться на охоту. Они условились о сигнале: проснувшийся первым должен был разбудить другого, выстрелив из лука в ставень его спальни. Брат, живший в Сен-Ульрихе, проснулся первым. Согласно уговору он выстрелил в ставень своего брата. Но тот открыл ставень и… погиб, пронзённый стрелой.
Четвёртый или нижний замок. В XVI веке сеньоры де Рибопьер покинули Сен-Ульрих и обосновались в новом замке, построенном ими рядом с городом. Окруженные многочисленным двором, они вели блестящую жизнь. Рибопьеры приглашали сюда важных гостей, таких как королева Франции Елизавета Австрийская, Людовик XIV, король Польши Станислав Лещинский… Конфискованный во время революции, замок испытал множество перевоплощений. В 1890 году город Рибовилле приспособил его под лицей.
Возвращаясь в Нижний город, обратите внимание на многочисленные винные погреба, где разливают, дегустируют и продают великолепное эльзасское вино: мускат, рислинг, гевюрцтраминер и пино гри.
Источники: Daniel Ehret, Ribeauville, Edition du Bastberg,2009.
Monique Mangold, Christophe Meyer, Guide de Ribeauville, Edition du Signe, 2010.