В собрании ГМИИ находятся шесть полотен великого мастера и несколько его офортов. О раннем периоде жизни и творчества художника уже шла речь в статье “Рембрандт в ГМИИ”, где подробно рассказано о картинах “Изгнание торгующих из храма” и “Неверие апостола Фомы”.
После смерти Саскии от Рембрандта уходят заказчики. Художник остаётся с малолетним сыном Титусом на руках. Ранний уход горячо любимой жены многое изменил в жизни художника. Он обратился к внутреннему миру человека. А это не понравивилось заказчикам. Тогда Рембрандт выбирает себе модели, жизнь которых ему близка и понятна. Он обращается к старикам, в них художник чувствует такое же отношение к жизни, как у него самого, такое же чувство одиночества, которое испытывает он сам.
Портрет пожилой женщины. Рембрандт. Портреты в коллекции ГМИИ
«Портрет пожилой женщины» написан около 1650 года. Картина создана не по заказу, неизвестная пожилая женщина – одна из многих моделей Рембрандта, о которых ничего не известно. Они непостижимым образом привлекали мастера, старавшегося в портретах раскрыть глубину внутреннего мира человека. Художника волновали вопросы нравственного смысла человеческой жизни, этической ценности личности.
Изображённая на портрете немолодая женщина скромно сидит, сложа руки на коленях. В её позе – усталость, на лице – раздумье. Она словно уходит в свою жизнь. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий.
Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. И чтобы осветить лицо, он пишет белый платок и только потом накидывает тёмную накидку на голову. Это портрет-биография, это целая жизнь человека.
Портрет старика. Рембрандт. Портреты в коллекции ГМИИ
«Портрет старика». Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Лицо человека занимает почти весь холст, оно намного крупнее, чем в предыдущем портрете.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Молодая служанка Хендрикье Стоффел оказалась очень достойной девушкой и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. Хендрикье тоже полюбила художника. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. По условиям завещания Саскии, если Рембрандт вторично вступал в брак, всё состояние переходило к родственникам Саскии. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложил на неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера.
Он и раньше больше предпочитал писать людей преклонного возраста. Теперь он и вовсе не интересуется молодыми людьми. Он считает, что молодость и красота и так красивы и делают своё дело без него.
«Ты как паук сидишь в своём углу и плетёшь свои сети» – слышит он незаслуженный упрёк. И Рембрандт бросает вызов обществу. Он пишет самыми дешёвыми и тёмными, земными красками, битумом. «Дайте мне самые плохие, дешёвые краски, я всё равно напишу шедевр», – словно говорит он. И пишет, создаёт самые великолепные полотна, одно из них – в коллекции ГМИИ.
Портрет старушки. Рембрандт в коллекции ГМИИ
«Портрет старушки». Долгое время считалось, что эта женщина была женой брата художника, но позже выяснилось, что это не так. Эта картина – пример глубочайшего психологического портрета. Женщина сидит одиноко, спрятав руки в рукава и этот жест делает фигуру ещё более замкнутой. Плат на голове написан так, что он как бы приоткрывает лицо, оно выступает из глубины покрова. Она словно выходит из темноты. Над её головой нет даже и той узкой полоски белого цвета, как на первом портрете.
И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Женщина погружена в раздумья и они побуждают какие-то воспоминания – брови чуть-чуть поднялись вверх. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. То есть такое движение можно сделать последовательно. Сначала – воспоминание, потом – удивление, и потом – горький приговор этим воспоминаниям. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Неровный свет идёт как бы от души человека. У этой дамы уже больше ничего нет, остались одни воспоминания. И нас захватывает чувство теплоты и благорасположенности к этой женщине, мы являемся молчаливыми соучастниками её переживаний.
Но как у всякого большого мастера этот художественный контрапункт у Рембрандта достигает вершин. Потому что мимика, которая перекликается с мыслями, развивается движением свето-тени.
Не менее важно в картине движение цвета. Рембрандт использует чёрно-коричневую краску и через светлеющие коричневатые тона переходит к красным тонам её плата и мазкам на сгибах платка. Если приглядеться, то эти движения кисти напоминают тлеющие угли. Она ведь тлеет, словно догорает её жизнь. Это точно найденная поэтическая метафора. Собирая всё воедино – цвет, свет, смысл, возникает жизнь, суровый приговор которой приносит эта женщина. Поэтому портреты портреты Рембрандта называют портретами-биографиями.
Чуть позже личное положение художника, кажется, немного улучшилось. Про Рембрандта вспомнили и решили, что раз он живёт в таких плохих условиях, то, наверное, чтобы получить заказчиков, он будет писать так, как публика того хочет, что он пойдёт на уступки. Но – нет. Он слишком велик, чтобы работать в угоду публике. Он – Рембрандт. И интересно, что самые великие из своих произведений он написал, когда совсем был беден и забыт. “Артаксеркс, Аман и Эсфирь” – одна из таких работ. Это полотно требует отдельного рассказа.