В собрании ГМИИ хранится коллекция произведений высокого уровня так называемых “малых голландцев”. В полотнах многих художников на протяжении всего XVII века можно проследить разные темы, актуальные для искусства того времени. Одной из них была тема человека и общества. Но острее всех тему одиночества человека в этом мире развивает РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (1606-1669).
Интересно заметить, что из 3000 произведений мастера, хранящихся в разных музеях после тщательного анализа подлинниками были признаны только 600. Экспертизу прошли и московские полотна, все они были признаны подлинными. В коллекции хранится шесть полотен великого мастера, относящихся к разным периодам его творчества.
Начало творческого пути Рембрандта ван Рейна
Родился Рембрандт в семье мельника в Лейдене, на реке Рейн, поэтому и называли его ван Рейном. Он поступил в Лейденский университет, но затем оставил учёбу и отправился в Амстердам постигать азы живописи. Там будущий художник поступил в ученики к Питеру Ластману (одна его картина есть в нашей коллекции).
«Изгнание торгующих из храма»
-это ранняя работа мастера. Полотно написано в 1626 году, тогда Рембрандт ещё жил в Лейдене и было ему всего 20 лет от роду. Картину отличает тщательная и детальная манера письма. Красочная гамма очень пёстрая, в ней преобладают холодные тона.
Сюжет картины очень известен. Разгневанный Христос обрушивает свой гнев на менял и торговцев. Они с жадностью хватают свои деньги и спасаются бегством. Их лица переданы художником с большой тщательностью, эмоции подчёркнуты. Но в этом открытом выражении чувств и явной драматизации эпизода есть нечто новое, что отличает мастера от всех остальных.
Картина “Изгнание торгующих из храма” вызывала очень много сомнений – подлинный ли это Рембрандт. Оказалось – подлинный. В этой работе композиция многолюдна, многонаселена, полотно отличают яркие краски, поэтому авторство Рембрандта оказалось под сомнением. Но все эксперты признали руку великого мастера.
В коллекции музея очень много рисунков и офортов с автопортретом самого мастера. Он не мог себе позволить нанимать натурщиков и, чтобы показывать на холсте малейшие оттенки чувств и настроений человека, перерисовывал себя, создал много своих автопортретов. Рисовал себя художник в разных позах, чтобы потом включить в свои композиции. Считается, что позу Христа в картине «Изгнание…» он позаимствовал у Дюрера.
Автопортрет Рембрандта
В хранящемся в ГМИИ автопортрете мастера он выглядит не как художник, но как господин, бюргер, уверенный и довольный собой. Рембрандт очень хорошо знал итальянское искусство и показал себя в итальянской одежде. Он даже избрал такую же позу, как и Рафаэль на своём автопортрете. Таким образом Рембрандт проводит прямую параллель с итальянским мастером эпохи Возрождения. На этой картине мастер уверен и богат.
Дела его, и в правду, шли хорошо. У художника появились ученики, заказчики выстраивались к нему в очередь. И даже богатые родственники его невесты Саскии, скрепя сердце, позволили девушке из очень богатой и уважаемой семьи выйти замуж за художника. На этом автопортрете Рембрандт ближе всего к своему подлинному образу, он такой, какой есть на самом деле.
Рембрандт женился на Саскии в 1634 году. Он очень любил свою жену, существуют его изображения вместе с Саскией, её портреты он включал даже в маленькие рисунки.
Офорты. Офорты Рембрандта
Рембрандт очень любил рисунки. Здесь для него открывались возможности работы только с белым и чёрным. И даже здесь он великолепно работал со светом.
В коллекции ГМИИ хранятся несколько офортов Рембрандта. Офорт – это отпечаток на бумаге. Рисунок наносился на медную пластину, покрытую кислотоустойчивым лаком. На поверхности процарапывали рисунок тонким острым предметом. Затем эту пластину опускали в кислоту. В местах, где лак был повреждён иглой или специальным предметом, кислота выедала металл и получались отверстия. Эти отверстия заполняли краской и получался оттиск, рисунок.
Техника офорта непростая, художник всегда должен был держать в голове, как оттиск будет выглядеть, потому что на бумаге получалось зеркальное отображение. Рембрандт великолепно справлялся с этой задачей, все его офорты выглядят, как рисунки, а не отпечатки.
«Неверие апостола Фомы»(1634 год)
Картина написана в год женитьбы мастера, он обосновался в Амстердаме, завёл свою мастерскую. Это уже следующий период в творчестве художника и есть мнение, что “Неверие…” он писал совместно с одним из учеников.
Поразительно, как Рембрандт передаёт впечатление Фомы от увиденного. Это и трепетный страх, и благоговение, и, даже, животный страх. И свет не просто освещает эту сцену. Он сопровождает это чудо. Свет идёт от Христа и становится живым и естественным. В картинах начала 1630-х годов мастер отводит свету важнейшую роль, использует его для усиления эмоциональной выразительности картины. Характерен жест Христа, которым он показывает свою рану.
Но Рембрандт не был бы великим мастером, если бы не включил других персонажей в композицию. Несмотря на то, что сцена с Христом очень ярко освещена, не все её видят. На полотне даже есть равнодушный человек. Он засыпает и как бы выпадает из общего впечатления картины. Чудо приходит отнюдь не к каждому, человек должен быть готов увидеть его. В этой сцене Рембрандт доносит до нас ещё и эту истину.
Со смертью Саскии в 1642 году начинается следующий период в творчестве мастера. Меняется отношения Рембрандта с амстердамскими патрицианскими кругами. Причин было несколько – и спор из-за наследства, и особенности его художественной жизни, и сама манера его живописи отчуждают художника от бюргерского общества. Но именно в этот период он создав свои лучшие произведения. Но об этом – в следующей части. Рембрандта в ГМИИ. Портреты.